О Наталье Алексеевне КожевниковойН.А. Кожевникова родилась 21 ноября 1936 года в семье выходцев из крестьян Вятской губернии писателя Алексея Венедиктовича Кожевникова и Натальи Прокофьевны Кожевниковой. В 1953 году Наталья Алексеевна поступила на филологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и в 1958 году окончила его по специальности «русский язык и литература». С марта 1960 года по декабрь 1961 года работала литературным сотрудником московской газеты «Литература и жизнь», с декабря 1961 года по октябрь 1963 года литературным редактором журнала «Октябрь». В газете «Литература и жизнь» от 28 октября 1960 года помещена первая опубликованная филологическая статья Н.А. Кожевниковой, которая посвящена книге В.В. Виноградова «О языке художественной литературы» – «Сокровища родного слова». С октября 1963 по октябрь 1966 года Наталья Алексеевна училась в аспирантуре Института русского языка Академии наук СССР и в 1973 году защитила кандидатскую диссертацию «Речевые разновидности повествования в русской советской прозе». После окончания аспирантуры поступила работать в тот же институт и работала там до конца своей жизни. Умерла 4 марта 2005 года. Первая книга Кожевниковой, монография «Словоупотребление в русской поэзии начала XX века», вышла в 1986 году в издательстве «Наука» тиражом 5400 экз. Научную состоятельность исследования подтвердили четыре рецензента, известные лингвисты и филологи Н.Д. Арутюнова, Г.А. Белая, Т.Г. Винокур и Л.Ю. Максимов. К моменту выхода книги в свет Н.А. Кожевникова была автором более 40 опубликованных научных статей. Всего ею опубликовано более 200 научных работ, в том числе шесть монографий. Темы, избранные Н.А. Кожевниковой для монографических исследований, отражают различные стороны ее интереса к художественной речи. Две книги – «Типы повествования в русской литературе XIX–XX вв.» (М.: Институт русского языка РАН, 1994) и «Словоупотребление в русской поэзии начала XX века» (М.: Наука, 1986) посвящены строению прозаического и поэтического художественного текста. В каждой из двух других книг находим подробное описание языка и стиля одного автора. Трудно представить себе более непохожих по языку писателей, чем Андрей Белый и Чехов, творчество которых Кожевникова изучала на протяжении всей своей жизни. Кроме небольшой монографии «Язык и композиция произведений А.П. Чехова», изданной в 1999 году в Нижнем Новгороде, Наталья Алексеевна успела закончить большую книгу «Стиль Чехова» (в настоящий момент находится в печати). В 1992 году Кожевникова опубликовала монографию «Язык Андрея Белого», за которую в 1993 году ей присуждена ученая степень доктора филологических наук. Наконец, Кожевникова является инициатором двух новаторских лексикографических проектов, осуществленных ею в соавторстве и опубликованных в виде книг: «Материалы к словарю паронимов русского языка» (М.: Институт русского языка РАН, 1992. Соавторы В.П. Григорьев, З.Ю. Петрова) и «Материалы к словарю метафор и сравнений русской литературы XIX–XX вв. Вып. 1: Птицы» (М.: Языки русской культуры, 2000. Соавтор З.Ю. Петрова). Кроме перечисленных книг Н.А. Кожевникова написала целый ряд значительных по объему разделов коллективных монографий, изданных в Институте русского языка АН СССР (впоследствии РАН) и посвященных различным аспектам структуры прозаического и поэтического художественного текста: «О соотношении речи автора и персонажа», «Отражение функциональных стилей в языке советской прозы», «Звуковая организация стиха. Паронимическая аттракция», «Эволюция тропов» и другие. Нельзя не сказать и о статьях Кожевниковой. Среди них есть и фундаментальные работы, которые можно назвать мини-монографиями, например, статья «О языке художественной литературы русского зарубежья» или «“Оды торжественные” А.П. Сумарокова: язык и стиль», и небольшие миниатюры, часто в малодоступных и малотиражных изданиях, например, статья «О синестезии в русской художественной речи XX в.» в сборнике тезисов научно-практического семинара «Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в педагогике» (Казань, 1988) или «“Давеча” в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”» в Материалах XV Международных Старорусских чтений (Старая Русса, 2001). Н.А. Кожевникову увлекало исследование поведения языковых единиц в различных родах и жанрах литературы, в условиях художественной и нехудожественной речи, специфика одного и того же приема у различных авторов. Она писала о функциях нехудожественных стилей в художественной литературе и об отражении делового стиля в русской литературе XX века, об окказионализмах в романах Андрея Белого и в словаре В.И. Даля, о «чужой речи» и «чужом слове» в прозе и в поэзии, у Тургенева и Достоевского. Более десятка статей Кожевникова посвятила звуковой организации художественного текста. Среди них работы, в которых определенные типы звукового повтора рассматриваются на материале отдельного периода в истории стихотворной речи и в широкой исторической перспективе, статьи о звуковой организации поэзии Пушкина, Фета, Мандельштама, Волошина, Ахматовой, Цветаевой, о звуковой организации прозы Белого, звуковых повторах в прозе Чехова, об устойчивых звуковых повторах. В аннотации к своей первой книге Н.А. Кожевникова писала: “Работа посвящена словоупотреблению поэтов начала XX в. – А. Блока, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Белого, В. Иванова, И. Анненского, В. Маяковского и др. Рассматривается специфическая для них система образных средств в связи с традиционной поэтической фразеологией, соотношение конкретного и отвлеченного в конструкциях разных типов и ряд других проблем, актуальных для изучения истории поэтической речи. Особое внимание уделено тропам разных видов, приемам организации текста, а также сквозным мотивам и образам лирики А. Блока. При анализе материала учитывается словоупотребление в поэзии XIX в. и разных направлений в литературе первых десятилетий XX в. Книга предназначена филологам, лингвистам, переводчикам». Этот краткий текст представляет собой весьма точную и четкую характеристику основных черт работы, среди которых выделим следующие: широта охвата языкового материала, его включенность в перспективу истории поэтической речи, изучение поэтической семантики в соотношении с общеязыковой, исследование словоупотребления в соотношении с другими уровнями текста, прежде всего синтаксическим и фонетическим. Внимательный читатель найдет в работах Н.А.Кожевниковой строгие и логичные принципы описания художественной речи, доскональное знание материала, взятого в литературном и культурном контексте, исследовательскую зоркость и своеобычный научный язык, сочетающий простоту и лаконичность изложения с глубиной и точностью мысли. В «Лингвистическом энциклопедическом словаре», который вышел в 1990 году в издательстве «Советская энциклопедия», имя Н.А. Кожевниковой упоминается в статье «Виноградовская школа в языкознании». Наталья Алексеевна, человек необычайной скромности и научной честности, гордилась этим упоминанием. Все, сделанное ею, подтверждает справедливость такой оценки ее научного творчества. Е. Кукушкина
|