Библиография научных трудов Н.А. Кожевниковой



О Наталье Алексеевне Кожевниковой


Н.А.Кожевникова.  В Шахматове  5 авг. 2001 г. -  в день официального открытия "Дома Блока" 

Н.А. Кожевникова родилась 21 ноября 1936 года в семье выходцев из крестьян Вятской губернии писателя Алексея Венедиктовича Кожевникова и Натальи Прокофьевны Кожевниковой. В 1953 году Наталья Алексеевна поступила на филологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и в 1958 году окончила его по специальности «русский язык и литература». С марта 1960 года по декабрь 1961 года работала литературным сотрудником московской газеты «Литература и жизнь», с декабря 1961 года по октябрь 1963 года литературным редактором журнала «Октябрь». В газете «Литература и жизнь» от 28 октября 1960 года помещена первая опубликованная филологическая статья Н.А. Кожевниковой, которая посвящена книге В.В. Виноградова «О языке художественной литературы» – «Сокровища родного слова». С октября 1963 по октябрь 1966 года Наталья Алексеевна училась в аспирантуре Института русского языка Академии наук СССР и в 1973 году защитила кандидатскую диссертацию «Речевые разновидности повествования в русской советской прозе». После окончания аспирантуры поступила работать в тот же институт и работала там до конца своей жизни. Умерла 4 марта 2005 года.

Первая книга Кожевниковой, монография «Словоупотребление в русской поэзии начала XX века», вышла в 1986 году в издательстве «Наука» тиражом 5400 экз. Научную состоятельность исследования подтвердили четыре рецензента, известные лингвисты и филологи Н.Д. Арутюнова, Г.А. Белая, Т.Г. Винокур и Л.Ю. Максимов. К моменту выхода книги в свет Н.А. Кожевникова была автором более 40 опубликованных научных статей. Всего ею опубликовано более 200 научных работ, в том числе шесть монографий.

Темы, избранные Н.А. Кожевниковой для монографических исследований, отражают различные стороны ее интереса к художественной речи. Две книги – «Типы повествования в русской литературе XIX–XX вв.» (М.: Институт русского языка РАН, 1994) и «Словоупотребление в русской поэзии начала XX века»  (М.: Наука, 1986) посвящены строению прозаического и поэтического художественного текста. В каждой из двух других книг находим подробное описание языка и стиля одного автора. Трудно представить себе более непохожих по языку писателей, чем Андрей Белый и Чехов, творчество которых Кожевникова изучала на протяжении всей своей жизни. Кроме небольшой монографии «Язык и композиция произведений А.П. Чехова», изданной в 1999 году в Нижнем Новгороде, Наталья Алексеевна успела закончить большую книгу «Стиль Чехова» (в настоящий момент находится в печати). В 1992 году Кожевникова опубликовала монографию «Язык Андрея Белого», за которую в 1993 году ей присуждена ученая степень доктора филологических наук. Наконец, Кожевникова является инициатором двух новаторских лексикографических проектов, осуществленных ею в соавторстве и опубликованных в виде книг: «Материалы к словарю паронимов русского языка» (М.: Институт русского языка РАН, 1992. Соавторы В.П. Григорьев, З.Ю. Петрова) и «Материалы к словарю метафор и сравнений русской литературы XIX–XX вв. Вып. 1: Птицы» (М.: Языки русской культуры, 2000. Соавтор З.Ю. Петрова).

 Наталья Алексеевна Кожевникова. Август 1995, Марфино. Фото Е. Кукушкиной

Наталья Алексеевна Кожевникова. Август 1995, Марфино.
Фото Е. Кукушкиной

Кроме перечисленных книг Н.А. Кожевникова написала целый ряд значительных по объему разделов коллективных монографий, изданных в Институте русского языка АН СССР (впоследствии РАН) и посвященных различным аспектам структуры прозаического и поэтического художественного текста: «О соотношении речи автора и персонажа», «Отражение функциональных стилей в языке советской прозы», «Звуковая организация стиха. Паронимическая аттракция», «Эволюция тропов» и другие. Нельзя не сказать и о статьях Кожевниковой. Среди них есть и фундаментальные работы, которые можно назвать мини-монографиями, например, статья «О языке художественной литературы русского зарубежья» или «“Оды торжественные” А.П. Сумарокова: язык и стиль», и небольшие миниатюры, часто в малодоступных и малотиражных изданиях, например, статья «О синестезии в русской художественной речи XX в.» в сборнике тезисов научно-практического семинара «Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в педагогике» (Казань, 1988) или «“Давеча” в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”» в Материалах XV Международных Старорусских чтений (Старая Русса, 2001). Н.А. Кожевникову увлекало исследование поведения языковых единиц в различных родах и жанрах литературы, в условиях художественной и нехудожественной речи, специфика одного и того же приема у различных авторов. Она писала о функциях нехудожественных стилей в художественной литературе и об отражении делового стиля в русской литературе XX века, об окказионализмах в романах Андрея Белого и в словаре В.И. Даля, о «чужой речи» и «чужом слове» в прозе и в поэзии, у Тургенева и Достоевского. Более десятка статей Кожевникова посвятила звуковой организации художественного текста. Среди них работы, в которых определенные типы звукового повтора рассматриваются на материале отдельного периода в истории стихотворной речи и в широкой исторической перспективе, статьи о звуковой организации поэзии Пушкина, Фета, Мандельштама, Волошина, Ахматовой, Цветаевой, о звуковой организации прозы Белого, звуковых повторах в прозе Чехова, об устойчивых звуковых повторах.

Наталья Алексеевна Кожевникова. Август 1995, Марфино. Фото Е. Кукушкиной

Н.А. Кожевникова. Август 1995, Марфино.
Фото Е. Кукушкиной
 

В аннотации к своей первой книге Н.А. Кожевникова писала: “Работа посвящена словоупотреблению поэтов начала XX в. – А. Блока, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Белого, В. Иванова, И. Анненского, В. Маяковского и др. Рассматривается специфическая для них система образных средств в связи с традиционной поэтической фразеологией, соотношение конкретного и отвлеченного в конструкциях разных типов и ряд других проблем, актуальных для изучения истории поэтической речи. Особое внимание уделено тропам разных видов, приемам организации текста, а также сквозным мотивам и образам лирики А. Блока. При анализе материала учитывается словоупотребление в поэзии XIX в. и разных направлений в литературе первых десятилетий XX в. Книга предназначена филологам, лингвистам, переводчикам». Этот краткий текст представляет собой весьма точную и четкую характеристику основных черт работы, среди которых выделим следующие: широта охвата языкового материала, его включенность в перспективу истории поэтической речи, изучение поэтической семантики в соотношении с общеязыковой, исследование словоупотребления в соотношении с другими уровнями текста, прежде всего синтаксическим и фонетическим.

Внимательный читатель найдет в работах Н.А.Кожевниковой строгие и логичные принципы описания художественной речи, доскональное знание материала, взятого в литературном и культурном контексте, исследовательскую зоркость и своеобычный научный язык, сочетающий простоту и лаконичность изложения с глубиной и точностью мысли. В «Лингвистическом энциклопедическом словаре», который вышел в 1990 году в издательстве «Советская энциклопедия», имя Н.А. Кожевниковой упоминается в статье «Виноградовская школа в языкознании». Наталья Алексеевна, человек необычайной скромности и научной честности, гордилась этим упоминанием. Все, сделанное ею, подтверждает справедливость такой оценки ее научного творчества.
 

Е. Кукушкина


Последние фотографии Н.А.Кожевниковой


   



Poetica
2009. Ссылка на электронный оригинал желательна.
Электронная републикация только с разрешения составителей. © Кукушкина Е.Ю.
гостиница в калуге снять
Используются технологии uCoz