Т.В. Черниговская
В своём ли мы имени?
// Канун. -Вып.2. Чужое имя. - СПб, 2001. -С.246-260.
‘
...The name of the song is called “Haddogs’ Eyes”,
[said the White Knight.] Lewis Carroll И это все
происходит, думаю, оттого, что
люди воображают, Н.В.Гоголь Конвенциональность номинации – не очевидная вещь. Это относится к обозначению как объектов, так и действий, что хорошо известно и доказано экспериментально данными детской и кросс-культурной психологии и антропологии. Тем более очевидно это в отношении собственных имён, категорически воспринимаемых как полноправные черты субъекта, подобно внешности или голосу. Осознание условности, возможности замены имени или даже обмена именами (будь то нарицательное или собственное) – результат способности к рефлексии, что свойственно лишь развитому сознанию и отнюдь не является “врождённой категорией”. Взрослея, человек как бы соглашается с этим, подчиняясь фактам жизни. Подобно тому, как в хрестоматийно известном примере Пиаже его маленький сын отказывался признать в соседском мальчике своего вчерашнего партнёра по играм только потому, что на сей раз тот одет в костюм другого цвета, ребёнок и взрослый человек с неискушённым науками сознанием считает имя чуть ли не частью тела, и уж во всяком случае наиболее релевантным различительным признаком. С одной стороны, имя, таким образом, – часть гештальта (если можно говорить о части в гештальте), с другой – способ категориального восприятия и организации мира: столы, огурцы, Иваны и Марьи. Но и тут мы видим два вектора - к эталону, который и есть имя (столешница и ножки, сколько бы их ни было и из чего бы не был сделан), чем занята уже значительное время когнитивная лингвистика; и - как можно дальше от такого прототипа (не категория Татьян, миллионами тиражированных впечатлительными читателями, а конкретная особа с глазами и волосами, что выгодно отличает её от кукол Кать – см. статью в данном томе). Отдельная и очень интересная тема - сознательный или подсознательный (как в случае с психическими нарушениями) переход из одного имени к другому, т.е.отказ от одной жизни и выбор другой. Тысячи Наполеонов и иных правителей, более или менее в зависимости от эпохи заполняющих психиатрические больницы как отражение общественного сознания – всегда повышение ранга. Примечательна смена предпочтений в таких подсознательных – массовых!- отборах прототипов: чем более авторитарна эпоха, тем большее количество “жён”, “сестёр”, “любовниц”, “незаконных дочерей” владычествующих. С приходом к власти более демократичных лидеров, все эти “родственники” заменяются на иные категории самозванцев. Игра с именами иногда приобретает и вне-социальные коннотации. Нельзя не вспомнить пациента с оскорбительно прозрачной фамилией, который на обращение к нему, хорошо поставленным (им самим) голосом провинциального актёра прошлого столетия возмущенно восклицал: “Какой я Вам Г…в, я – Орлов-Густосмыслов!” Повышение ранга, однако, налицо и здесь. Шутки небес, хитро побуждающих особых счастливчиков выбирать релевантные ясно-говорящим фамилиям занятия (Верёвкин, Курков, Крючков; Харин, Рожин и Подкорытов; Похлёбкин, Щи-Борщ, Могила…) уравновешиваются очевидной в последние годы и на сознательном уровне не объяснимой страстью к наименованиям, вообще никак не мотивированным в лингвистическом смысле, и тут как раз конвенциональность номинации живёт и побеждает! Каждый легко вспомнит тысячи названий мелких фирм, запестревших с возвратом частного предпринимательства, не обозначающих как правило ничего, а даже лучше – являющих собой то, что в афазиологии назвается термином Wort-Salat (так например, незамысловатый в своём невежестве словотворец наименовал ума не приложу что исполняющую фирму на Сенной - “Рефак”) – феномен отказа от презумпции смысла (странного для коммерческой жизни), требующий отдельного исследования. В книге “The Literary Mind: The Origins of Thought and Language” M. Turner? вводит в лингвистическое пространство новые координаты, выделяющие роль матафорического мышления и дискурса в формировании сознания и языка Homo Loquens, противопоставляя врожденным символическим правилам как основе языковой способности человека Хомского парадоксальное, казалось бы, утверждение “Language is the child of the literary mind”: язык – дитя развитого, “повествующего” мозга. “Повествование”, по Тёрнеру, предшествует зарождению грамматики. Метафора же, как известно когнитивистам, имеет целью скорее не сообщить что-либо о данном объекте, а определить отношение, указать, как следует вести себя по отношению к нему, соотнести его с парадигмой. Ещё более парадоксальна идея, которую развивает T. Deacon2 в своей знаменитой книге “The Symbolic Species”: “Languages have adapted to children’s brains much more than the brains have evolved to become linguistic“, язык – паразит, оккупировавший мозг. Мозг и язык, таким образом, ко-эволюционируют, но главную адаптационную работу делает язык. Дети, таким образом, уже рождаются с мозгом, готовым к синтаксическим процедурам именно из-за развития языка в сторону наиболее вероятностных характеристик, что и фиксируется мозгом генетически. Более того, обсуждается проблема влияния языка на “организацию природы” – язык, согласно этой идее, наводит порядок, и природа как бы учится у него (“Nature does take habits”). А сама упорядоченность значит для нас так много не оттого, что она присуща самому миру, а потому лишь, что наше сознание её этому миру навязало, и он – научившись - стал упорядоченным. Конечно, этим идеям можно возражать с самых разных позиций, но в контексте обсуждаемой темы они вызывают разнообразные ассоциации: “Повествование” порождает язык как систему, и эта система формирует мозг. Меняя имя - меняем сюжет, а стало быть и координаты сознания. Сам наш мозг провоцирует нас на игру с разными координатами, на переход с одной системы отсчёта на другую, даже на разные роли=имена, что даёт возможность как бы разглядывать объект размышлений с разных сторон. Основой таких возможностей являются специфические функции правого и левого полушарий головного мозга и, соответственно, разные семиотические системы.3 Подобно доктору Джекилю и мистеру Хайду, сосуществующим в одном теле, но выходящим на сцену в разное время, определяемые полушарными структурами типы сознания сменяют друг друга в зависимости от ситуации. Аристотелевская чёткость левого полушария разбивается о диффузность, гештальтность правого: они с трудом сосуществуют, но не дублируют друг друга, а меняют шкалу предпочтений. В последние годы в ряде наук обсуждается понятие виртуальной реальности. Оно весьма размыто и наполняется более или менее обозримым и, как правило, очень отличным содержанием в зависимости от профессиональной ориентации и широты подходов. Не оставляет, однако, ощущение, что это сравнительно новое поле вмещает в себя не только своих пра-родителей - компьютерные миры, но и довольно большой набор иных “реальностей”, издревле человеку знакомых: сны, мифы, шаманство, игры, многие ( если не все) виды искусства и, наконец, особые состояния сознания, вызываемые различными причинами - от естественных и находящихся в пределах общепринятой данной цивилизацией нормы до патологических, вызываемых болезнью или направленными психическими или химическими воздействиями. Все они подразумевают, как правило, переидентификацию субъекта, в том числе и с эксплицитной сменой имени. Попытки найти возможные принципы размещения этих реальностей внутри одной парадигмы, классификации, или, может быть, структуризации этого пространства стали предприниматься только в самое последнее время. Обозначаются полюса слабых и сильных виртуальных реальностей, соответствующих большей или меньшей (вплоть до нулевой) степени рефлексии и контроля субъекта над ситуацией. В философском и даже в эволюционном плане сама идея “умножения” миров, почему-то необходимого человеку и совершенно, насколько нам позволяют судить наши знания, неизвестного другим обитателям нашей планеты, является предметом особого разговора. Определенно одно, что стремление к более или менее длительному и “реальному” выходу за пределы собственного “Я”, с одной стороны, и за пределы привычного мира - с другой, остается универсальным для детей и взрослых всех культур на протяжении всей известной истории человечества. В связи с изложенным,отдельный интерес, на наш взгляд, представляют данные, полученные за последнее столетие нейронауками и позволяющие нам в известной мере судить о самом материальном субстрате, формирующем наше представление о мире или продуцирующем иные возможные миры. Попытки узнать структуру мозга, его функции и принципы организации, еще не так давно интересные только узким специалистам, в последние десятилетия захватили гораздо более широкую аудиторию вплоть до лингвистов, культурологов и семиотиков. Усилия найти конкретную локализацию высших психических функций в мозгу человека имеют долгую историю, и превалирующие на определенное время парадигмы чередовались в зависимости от состояния научного знания - от узко локализационистских, когда в коре головного мозга находили зоны, обеспечивающие счет в уме или пение, до динамических, когда оказывалось, что во всех сложных функциях участвует чуть ли не весь мозг. В настоящее время, несмотря на огромный накопленный за эти годы надежный фактический материал, ситуация мало прояснилась и вышеупомянутые парадигмы продолжают сосуществовать или чередоваться. Разумеется, еще большая неопределенность характеризует по-прежнему наши представления о принципах функционирования головного мозга, несмотря на бесспорные прорывы и открытия ХХ века. И все же, некоторые сведения о мозговой организации сознания могут быть нами использованы в контексте обсуждаемой темы. Прежде всего, это - семиотическая гетерогенность, обеспечиваемая большими полушариями головного мозга, его двойственная природа, возможность дублирования, двоякого прочтения внешней - как, впрочем, и внутренней - информации4. Так, в наших исследованиях феномена номинального реализма Пиаже, выявляющих отношение к имени и условности номинации вообще, пациенты в ситуации временной инактивации левого полушария головного мозга, когда сознание определяется функциями правого полушария, демонстрировали черты, фактически совпадающие с ответами на те же тестовые вопросы маленьких детей или представителей традициональных культур. На вопрос, что было раньше – хлеб (брат, солнце) или его название, с большой вероятностью давался ответ - “название”. На вопрос, почему это так названо, давались ответы – “потому, что вкусный, можно есть с сыром”(хлеб), “мой, родной, любимый” (брат), “светит, красивое, яркое” (солнце). На вопрос, можно ли поменять названия (например, “хлеб” на “сыр” или “солнце” на “луну”) – категорический отказ; при варианте замены названий несуществующими словами ( так сказать, джокерами) – согласие, хотя и без энтузиазма ( “можно, но зачем? Ведь у него уже есть имя…”). Важно отметить, что такого рода ответы мало зависели от культурного и образовательного факторов; более того, те же пациенты в условиях функционирования левого полушария и подавления правого были крайне раздражены самим фактом предъявления им такого рода тестов и отвечали противоположным образом (“конечно, сначала появился хлеб, а потом ему дали имя”, “потому, что так назвали, могли и иначе назвать”, “можно и поменять имена, если договоримся”). Сама структура мозга, таким образом, уже является поставщиком как минимум двух возможных “реальностей”- право- и левополушарной, со своими принципами организации, приоритетами и языком. Таким образом, разные миры даны человеку изначально, и возможно именно эти “альтернативно настроенные” субстраты и провоцируют порождение иных виртуальных пространств. Важно при этом, что правый и левый мозг - соседи и вечные собеседники, Ego и Alter Ego, говорящие, впрочем, на неизвестном нам языке (см. в связи с этим статьи в Трудах по знаковым системам Ученых записок Тартуского Университета в примечаниях). Идея “мозгового диалога” подчеркивалась в разное время и в разных планах многими авторами: Л.С. Выготским, утверждавшим: то, что было некогда диалогом между разными людьми, становится диалогом внутри одного мозга (ср. “повествование” формирует мозг); Вяч. Вс. Ивановым, подчеркивавшим, что человеческий мозг, рассматриваемый обычно как явление биологическое, оказывается как бы обществом в миниатюре; В.С. Библером, описывавшим процесс “внутреннего диалогизма” как столкновение радикально различных логик мышления, “Я” рассудочного и “Я” интуитивного; наконец, М.М.Бахтиным, отмечавшим, что событие жизни текста ( понимаемого в широком смысле) всегда развивается на рубеже двух сознаний. Ю.М.Лотман5, многие годы не перестававший активно развивать идеи диалогизма, прямо проводит параллель между двупролушарной структурой человеческого мозга и культурой, указывая на биполярность как минимальную структуру семиотической организации. Интеллект, по Лотману, возникает тогда, когда есть внутренние неоднородности. Более того, Лотман не без оснований полагает, что в ходе культурного развития внутри индивидуального сознания человека возникают разные психологические личности со всеми сложностями коммуникативной связи между ними. Обсуждая индивидуальные картины мира и разводя их на научную и имплицитную (наивную), по сути дела можно говорить и о внутреннем диалоге (собеседники - те же), о сложности сохранения целостности и баланса внутреннего мира, возможности и невозможности его рефлексии. Как уже упоминалось, важным фактором в ориентировке в реальных или виртуальных пространствах именно и является рефлексия, а значит, в какой-то мере, контроль над ситуацией, возможность “возврата в реальный мир”. Как же осуществляется рефлексия правым или левым полушариями мозга, точнее, сознаниями, ими обеспечиваемыми, и есть ли она у обоих? Есть ли вообще возможность рефлектировать на тему этого внутримозгового диалога? При анализе полученных нами и другими исследователями экспериментальных данных создается впечатление, что рефлексия - вообще результат работы только левополушарных структур. Более того, похоже, что “Я “ и вообще способность выделить себя из мира, как фигуру из фона, (или осознать это) - целиком обеспечивается структурами левого полушария. А может быть, правое полушарие в этом смысле не менее развито, но обладает другим языком, не переводимым без существенных потерь на обычный язык? Недаром, проницательный Ю.М.Лотман был так увлечен идеей невозможности перевода правополушарного сознания вообще и языка снов - в частности. Думается, тут дело в несовместимости левополушарной линейности и, соответственно дискретности, и правополушарной гештальтности, диффузности, расплывчатости, принципиальной метафоричности; языка ассоциаций и аналогий, иносказаний, образов и семиотических мазков, а не пропозиций. Как только мы пытаемся такой перевод осуществить - рушится оригинал. Значит ли это, что рефлексия, обеспечиваемая левополушарными структурами, - и есть эволюционное приобретение человека, полученное им “в комплекте” с самим левым полушарием, эволюционно более молодым? Значит ли это, с другой стороны, что более древние правополушарные структуры - атавизм? Нужен ли нам такой “собеседник”? - Во-первых, у нас нет выбора… А во-вторых, множество исследований, проведенных на разнах моделях, на норме и в клинике, на разных популяциях и разными методами ясно доказывают, что роль правого полушария очень велика как в когнитивном, так и в чисто биологическом отношении. Прошло немало лет с того дня, когда мировое научное сообщество признало заслуги Р.Сперри в изучении специализации больших полушарий головного мозга человека, присудив ему Нобелевскую премию. Тем самым было определено и особое место самой проблемы. Еще больше лет прошло с тех пор, как Х.Джексон, в 70-80е годы прошлого века опубликовавший свои удивительныe наблюдения и тончайший их анализ, по сути определил основные свойства двойственной природы мозга (пользуясь его терминологией) задолго до атаки, предпринятой в этом направлении нейронауками конца ХХ столения - со всеми ухищрениями современной техники. Homo Loquens, таким образом, обладает благодаря двуполушарной мозговой организации способностью к двойному кодированию и декодированию, к автоматизированным и произвольным речевым процедурам, соотносимым соответственно с правополушарными и левополушарными характеристиками. Из эволюционной физиологии известно, что структуры правого полушария - древнее, чем структуры левого. Известно также, что дети гораздо более правополушарны, чем взрослые и левополушарность с возрастом нарастает. Следовательно, фило- и онтогенетическая тендеция имеет вполне определенный вектор. Многими исследователями (особенно в этой связи стоит отметить работы М.Дональда6) подчеркивается сдвиг от “сенсорной” к “концептуальной” модели, характеризующей биологическую и культурную эволюцию сознания, иными словами - от правополушарной к левополушарной7. Церебральная асимметрия, характерная в особой мере именно для человека как вида и являющаяся плодом долгой эволюции, оказывается, по всей вероятности, нейрональной основой столь мощной и стремительной культурной эволюции человечества, потребовавшей для этого несопоставимо малые в сравнении с биологическими эволюционными часами времена. Однако, стремление к перемещению в иные, виртуальные миры, в большой мере соотносимые с правополушарным сознанием, а в психологическом смысле к возврату в прошлое – остаётся. Итак, современный психически здоровый и не находящийся под специальным воздействием человек уже только благодаря своему биологическому устройству постоянно оперирует как минимум с двумя мирами; оба они, как это ни парадоксально, являются, при этом, виртуальными реальностями , и только некий их синтез дает то, что мы считаем реальностью настоящей. Можно спорить, именно ли с двумя разными мирами мы имеем дело в этом случае, или с разными языками описания. Бесспорно то, что правое и левое полушария головного мозга демонстрируют нам гетерогенность сознания, заложенную уже в самом мозгу. Мыслительный процесс - игра этих систем, постоянные попытки перевода с языка на язык, попытки как бы “осмотреть” объект с разных сторон, в разных проекциях и с разной степенью разрешения. Возможно, бесконечная “продукция иных миров”, как и смена имён участников, демонстрируемая культурной историей человечества - есть стремление достичь той же цели. Ведь для этого нужно выйти за пределы определенного сознания, то есть, в известном смысле, посмотреть “сюда” из виртуального пространства. Но в процессе таких переходов и с накоплением все нового когнитивного опыта - меняется и сам человек. Преодолеем ли мы антропологическую катастрофу8 или дорастем до последних людей, которые “уже и знать не знают, что такое звезда, и презирать себя не могут, и приговаривают: мы счастливы, мы счастливы, и продмигивают”, а имя им опять – Homo Habilis… Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ (№ 00-15-98855) ___________________________________ Примечания 1 Turner, M. “The Literary Mind: The Origins of Thought and Language”, Oxford University Press, New York, Oxford, 1996 2 Deacon, T.W.. The Symbolic Species:The Co-Evolution of Language and the Brain. New-Yerk:Norton, 1997 3 Chernigovskaya T.V. Cerebral asymmetry - a neuropsychological parallel to semiogenesis. //In: Acta Coloquii. - Bochum publications in Evolutionary Cultural Semiotics, "Language in the Wurm Glaciation", 1996, v.27, (Eds. Udo Figge, Walter Koch), p.53-64. Chernigovskaya T. Neurosemiotic Approach to Cognitive Functions. In: Journal of the International Association for Semiotic Studies- SEMIOTICA 1999,v.127,1/4 4 Деглин.В.Л., Л.Я.Балонов, И.Б.Долинина. Язык и функциональная асимметрия мозга. Ученые записки Тартуского Университета, Труды по знаковым системам,-Тарту,1983, вып. 16, С.31-42 Иванов Вяч.Вс. Художественное творчество, функциональная асимметрия и образные способности человека. Ученые записки Тартуского Университета, Труды по знаковым системам,-Тарту,1983, вып. 16,С.3-14 Черниговская Т.В., В.Л.Деглин. Проблема внутреннего диалогизма (нейрофизиологическое исследование языковой компетенции.//Ученые записки Тартуского Университета, Труды по знаковым системам.- Тарту,1984,вып.17,48-67 Черниговская Т.В., В.Л.Деглин. Метафорическое и силлогистическое мышление как проявление функциональной асимметрии мозга. //Ученые записки Тартуского Университета, Труды по знаковым системам.- Тарту,1986, вып.19, 68-84 Chernigovskaya T.V. Cerebral lateralization for cognitive and linguistic abilities: neuropsychological and cultural aspects. //In: Studies in Language Origins, Amsterdam-Philadelphia, 1994,v.III (Eds.Jan Wind, Abraham Jonker), p.56-76 5 Лотман Ю.М. Асимметрия и диалог. Ученые записки Тартуского Университета, Труды по знаковым системам,-Тарту,1983, вып. 16, С.15-30 Лотман Ю.М. O семиосфере. /Ученые записки Тартуского Университета, Труды по знаковым системам,-Тарту,1984,вып.17,C. 5-23 6 Donald M. Origins of the Modern Mind: Three Stages of Culture and Cognition. - Cambridge, Mass.; Harvard University Press,1993 7 Тульвисте П. Культурно-историческое развитие вербального мышления. - Таллинн, Валгус, 1988 8 Мамардашвили.М. Мысль в культуре.Философские науки. - М.1989, № 11.С.75-81 |