Но стоит к ней ближе приглядеться,  как мы замечаем,
что одновременно подобная двойственность является одной
из  основных черт механизма сознания в целом.  То,  что
мыслит и само имеет смысл (создает сознание и сознанием
является),  в принципе,  должно быть явлением погранич-
ным.  Эта погруженность в двойственный мир всегда остро
ощущалось поэтами,  которые видели в ней сущность пози-
ции человека среди окружающего его духовно-материально-
го пространства. О единстве-двойственности писалось не-
однократно. Фактически это имел в виду сказать Державин
словами:                                               
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю1.   
   Державин говорил о двоемирии, двоесущности человека,
Баратынский - о том же,  применительно к позиции поэта.
Он  создал  образ "недоноска" - небесного среди земных,
земного среди небесных, не святого, но и не грешника:  
   Я из племени духов,                                 
   Но не житель Эмпирея,                               
   И едва до облаков,                                  
Возлетев, паду слабея.                           
   Смутно слышу я порой                                
   Клич враждующих народов,                            
 Поселян беспечных вой                             
   Под грозой их переходов,                            
   Гром войны и крик страстей,                         
  Плач недужного  младенца...                       
 Слезы льются из очей:                            
   Жаль земного поселенца!                             
   Изнывающий тоской,                                  
   Я мечусь в полях небесных,                          
   Надо мной и подо мной                               
Беспредельных - скорби тесных!                  
    В тучу кроюсь я, и в ней                             
   Мчуся, чужд  земного  края,                         
      Страшный  глас  людских скорбей                         
Гласом бури заглушая2.                         
   Тютчев создал символический образ лебедя, застывшего
между двойною бездной: небесами и их отражением в воде.
Таким ему рисовался и образ поэзии - отражение мира ве-
щей в зеркалах и зеркальных отражений в реальности.    
   Это положение  "на перекрестке" противоположностей -
основа механизма сознания,  порождающего новое. В част-
ности,  по  той же модели строятся отношения "чужого" и
"своего". Чтобы стать значимым, то есть "новым", "свое"
как  бы перемещается на положение "чужого",  переживает
"второе знакомство" с нами и вновь становится  "своим".
В этом смысле делается понятным дерзкое для своего вре-
мени выступление Пушкина в "Евгении Онегине"  в  защиту
галлицизмов  и  даже  более  того - языка светских дам,
пропитанного "неправильностями".  Понять  демонстратив-
ность, с которой Пушкин дразнил своих противников, мож-
но только вспомнив,  что дамские ошибки в русском языке
и  французский лепет "прекрасного пола" были традицион-
ным, безоговорочно завоеванным полем сатиры. Здесь схо-
дились прогрессисты и реакционеры, архаисты и новаторы.
   Мы не  можем в полной мере ощутить дерзость пушкинс-
ких признаний,  иронических, но тем не менее - деклара-
тивных:                                                
   Неправильный, небрежный лепет, 
 Неточный выговор речей
   По-прежнему сердечный трепет
 Произведут в груди  моей; 
   Раскаяться мне нету силы,                           
   Мне галлицизмы будут милы,                          
   Как прошлой юности грехи,                           
    Как Богдановича стихи.                             
   (3, XXIX)                                           
   Не случайно эти строки вызвали решительную поддержку
Вяземского.  Пушкин предполагал даже ввести в  "Евгения
Онегина"  письмо  Татьяны  в шокирующей по тем временам
форме - в прозе и по-французски.  Он отказался от этого
решения, ограничившись его адекватами:                 
   читатель был  предупрежден,  что  в оригинале письмо
написано по-французски,  а поэт является лишь его пере-
водчиком. Русский язык в этом случае "играл роль" фран-
цузского.  Резкий же перелом строфики, ломающий инерцию
онегинской интонации,  как бы имитировал различие между
стихами и прозой.                                      
   Следующий шаг был сделан Львом Толстым,  который  не
испугался  ввести  в "Войну и мир" обильную французскую
речь, причем характерно, что французским языком наделя-
ется особенно щедро русское светское общество.         
   Мир, пограничный   стилистике,  -  экспериментальная
сфера стилистики.  Границы между художественным и неху-
дожественным,  поэтическим  и  прозаическим,  "своим" и
"чужим",  трагическим и комическим и вообще все рубежи,
разделяющие области культуры, - районы зарождения новых
смыслов и семиотических экспериментов. При этом следует
иметь  в виду,  что здесь мы имеем дело не с отдельными
самодостаточными  явлениями,   подобными   материальным
предметам,  а с функцией,  ролью: поэтическое и прозаи-
ческое,  "свое" и "чужое" и т.  д.  постоянно  меняются
местами, передвигаясь в едином динамическом целом куль-
туры. Поэтому нельзя в областях культуры и быта априор-
но отвергнуть тот или иной элемент, как незначительный.
   У данного вопроса есть и другая,  более практическая
сторона.  Мы хотим понимать историю прошлого и произве-
дения художественной литературы предшествующих эпох, но
при этом порою наивно полагаем,  что достаточно взять в
руки  интересующую  нас  книгу,  положить рядом с собой
словарь того или иного иностранного, древнерусского или
даже  современного  русского  языка - и понимание будет
гарантировано.  Но каждое сообщение состоит, в действи-
тельности, как бы из двух частей:                      
   того, о чем говорится,  и того,  о чем не говорится,
потому что оно и так известно. Эта вторая часть сообще-
ния опускается.  Читатель-современник с легкостью восс-
танавливает ее сам,  по своему жизненному опыту. Ему не
нужно, например, объяснять, для чего служит пол в доме.
Но если мы резко сменим бытовые привычки,  то целый ряд
подробных  комментариев  к  тексту окажется неизбежным.
Современный западноевропейский быт,  привычки, принятые
в некоторых мещанских сферах европейской культуры,  или
японская культура будут, например, давать различные ре-
шения вопроса,  снимать или нет обувь, входя в комнату.
Перед читателем, находящимся внутри этой культуры, воп-
рос не встает. Иностранец или человек другой эпохи нуж-
дается в специальных объяснениях. Романы или газеты пи-
шутся для современника, поэтому из них мы не узнаем то-
го,  о чем не писалось потому, что было слишком извест-
но.  Но  мы  не  всегда имеем возможность заполнить эти
пропуски воображением и опытом. Как правило, мы просто,
не замечая того,  оставляем пустоты незаполненными.  Не
постесняемся сказать, что в про шедших эпохах нашей ис-
тории  мы без специального изучения оказы ваемся иност-
ранцами или даже инопланетянами.  Японский путешествен-
ник XVШ века с изумлением писал: "Россия. Ее язык - это
не проси тарабарская болтовня, мычание или чириканье"3.
Это  внимательный добросовестный наблюдатель,  но,  ес-
тественно,  он был связан  со  свои  культурным  опытом
(например,  когда предупреждал читателей, что землетря-
сения случаются в Петербурге очень редко). Еще интерес-
нее  другой пример:  описывая снег в Петербурге,  автор
воспоминаний не только имеет в виду зиму, но и говорит,
что  императрица  отправляется  весною  в Царское Село,
"чтобы полюбоваться снегом"4.  Здесь - очень тонкое вы-
ражение специфики японского восприятия природы.  Житель
Петербурга переживает снег как естественную,  привычную
красоту.  И что особенно важно, зимой в России снег вы-
падает надолго,  поэтому он влечет за собой представле-
ние о долгом,  прочном и даже вечном. В Японии снеговой
покров недолог и вызывает образы кратковременной, быст-
ро исчезающей красоты.  В японской образности снег хру-
пок и ассоциируется с  чувством  быстротечности  земной
красоты.  Как же не полюбоваться ею перед ее исчезнове-
нием!  Этот оттенок меланхолического эстетизма  привно-
сится в зимние петербургские пейзажи их японским наблю-
дателем.                                               
   Однако не менее характерно и другое:  путешественник
стремится  не перетолковывать чужую действительность по
моделям своей,  а дать ее исчерпывающе полное описание.
Он  с одинаковыми невозмутимыми подробностями описывает
дворцовые залы и устройство уборных, и если первые опи-
сания мы еще можем найти в других источниках, то вторые
совершенно уникальны*. 
                                
   Ср.: "Уборные называются  [по-русски]  нудзуне,  или
нудзунти  [нужник].  Даже  в  4-5-этажных домах нужники
имеются на каждом этаже.  Они устраиваются в углу дома,
снаружи огораживаются двух-трехслойной [стенкой], чтобы
оттуда не проникал дурной  запах.  Вверху  устраивается
труба вроде дымовой, в середине она обложена медью, ко-

нец [трубы] выступает высоко над крышей,  и  через  нее
выходит плохой запах.  В отличие от дымовой трубы в ней
посредине нет заслонки,  и поэтому для защиты от  дождя
над трубой делается медный навес вроде зонтика. Над по-
лом в нужнике имеется сиденье вроде ящика высотой 1 ся-
ку 4-5 сунов [сяку=30,3 см или 37,8 см; I сун=3,03 см].
В этом [сиденье] вверху  прорезано  отверстие  овальной
формы,  края  которого закругляются и выстругиваются до
полной гладкости.  При нужде усаживаются  поудобнее  на
это отверстие, так чтобы в него попадали и заднее и пе-
реднее тайное место,  и  так  отправляют  нужду.  Такое
[устройство] объясняется тем,  что [в России] штаны на-
деваются очень туго,  так что сидеть на корточках,  как
делают у нас,  неудобно.  Для детей устраиваются специ-
альные сиденья пониже. Нужники бывают большие с четырь-
мя  и  пятью  отверстиями,  так  что одновременно могут
пользоваться три-четыре человека.  У благородных  людей
даже в уборных бывают печи, чтобы не мерзнуть  Под
отверстиями сделаны большие воронки из меди, [а дальше]
имеется большая вертикальная труба,  в которую все сте-
кает из этих воронок, а оттуда идет в большую выгребную
яму, которая выкопана глубоко под домом и обложена кам-
нем.  Испражнения выгребают самые подлые люди за плату.
Плата  с  людей среднего сословия и выше - по 25 рублей
серебром с человека в год.  Очистка  производится  один
раз в месяц после полуночи,  когда на улицах мало наро-
да. Все это затем погружается на суда, отвозится в море
на 2-3 версты и там выбрасывается" (Кацурагава X. Крат-
кие вести о скитаниях в северных водах, с. 182). 
      
   Слово "понимание"  коварно.  Невольно   навязывается
представление,  что это однократный, исчерпывающий акт:
понимание представляется как окончательное и  безуслов-
ное  знание.  В  действительности  это путь в бесконеч-
ность.  Честность заключается в том, чтобы указать сте-
пень и направление приближения.  Понимание можно предс-
тавить себе как сеть истолкований  и  переводов  разной
степени  приближенности.  Именно  их многочисленность и
взаимная контрастность  определяют  уровень  понимания.
Представим себе пьесу Шекспира,  которую смотрит совре-
менный русский зритель. Множественность переводов скла-
дывается с множественностью режиссерских интерпретаций.
Но и эта последняя не дана однозначно,  а сопрягается с
разнообразием актерских талантов, декораторских интерп-
ретаций и т. д. Так создается некое пространство, в от-
ношении  к  которому  наполняется  смыслом каждая новая
постановка.  Мы знаем постановки, стремившиеся к музей-
ной  точности воспроизведения внешних сторон быта шекс-
пировской эпохи. Пьеса превращалась в шекспировский му-
зей. Знаем мы и опыты постановок в современных костюмах
или в условных костюмах и декорациях, не соотносимых ни
с какой конкретной эпохой.  В любом случае перед нами -
не Шекспир,  а лишь какой-то его отпечаток. Нельзя без-
болезненно убрать вещи,  ибо вещи - это жесты, а жест -
характер. Одному из фольклористов, записывавшему сказку
на  сюжет  "Иван  и змей" вскоре после окончания войны,
пришлось услышать:                                     
   "Тут Иван как выхватил наган да и начал по змею  па-
лить!" Но можно представить и прямо противоположное ре-
шение,  когда тот же сказочный Иван (или  шекспировский
герой) будет представлен на высшей ступени абстрактнос-
ти, без каких-либо примет места и времени. Режиссер вы-
берет  тот  вариант,  который будет соответствовать его
замыслу. Но для того чтобы он бьы свободен в выборе, он
должен  обладать в своем сознании запасом не только то-
го, что будет служить его намерениям, но и того, что он
отвергнет. Память его культуры должна быть намного шире
его выбора.  Поэтому и тот,  кто действует,  и тот, кто
отражает  реальные  действия  в искусстве,  и тот,  кто
воспринимает это отражение, должны обладать запасом па-
мяти,  значительно превосходящим каждую конкретную пот-
ребность.                                              
   И наконец,  последнее. Если нам не дано исчерпывающе
понять прошедшее и настоящее, то мы можем осознать свою
неотделимую с ними слитность.  Это  чувство  растет  от
проникновения  в  большие исторические события в той же
мере, как и от сопереживания мелких и мельчайших сторон
жизни. Геометрически изоморфные фигуры различны по раз-
мерам,  по форме и вместе с тем в определенном смысле -
одно и то же.  История,  отраженная в одном человеке, в
его жизни, быте, жесте, изоморфна истории человечества.
Они отражаются друг в друге и познаются друг через дру-
га.  Если настоящая книга внушит читателю хотя бы малую
степень этого чувства,  автор будет считать свою работу
не напрасной.

 

                                          
   Примечания 
                                         
   Введение: Быт и культура                            
   1 Блок А.  А.  Собр. соч. в 8-ми т. М.; Л., 1960, т.
3, с. 136.                                             
   2 Пушкин А. С. Поли. собр. соч. в 16-ти т. [М.; Л.],
1937-1949,  т. 11, с. 40. Далее все ссылки на это изда-
ние  даются в тексте сокращенно:  Пушкин,  том,  книга,
страница.  Ссылки на "Евгения Онегина" даются в тексте,
с указанием главы (арабской цифрой) и строфы (римской).
   3 Толстой Л. Н. Собр. соч. в 22-х т. М., 1979, т. 3,
с. 27-28.                                              
   Часть первая                                        
   1 Воскресенский Н.  А. Законодательные акты Петра I.
М.; Л., 1945, т. 1, с. 175.                            
   2 Прокопает Ф. Соч. М.; Л., 1961, с. 125.           
   3 Ломоносов М.  В.  Поли.  собр. соч. в 10-ти т. М.;
Л., 1959, т. 8, с. 284.                                
   4 Там же, с. 610.                                   
   5 Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве и дру-
гие сочинения. М., 1951, с. 99.                        
   6 Памятники русского права.  Вып. 8. Законодательные
акты Петра I. М., 1961, с. 185.                        
   7 Цит.  по кн.: Павлов-Сильванскш Н. Государевы слу-
жилые  люди.  Происхождение русского дворянства.  СПб.,
1898, с. 261.                                          
   8 Капнист В. В. Собр. соч. в 2-х т. М.; Л., 1960, т.
1, с. 358.                                             
   9 Памятники русского права.  Вып. 8. Законодательные
акты Петра I, с. 185.                                  
   10 Толмачев Я.  Военное красноречие,  основанное  на
общих началах словесности. Ч. II. СПб., 1825, с. 120.  
   11 Посошков И.  Т.  Книга о скудости и богатстве...,
с. 268.                                                
   12 Российское законодательство Х-XX веков. В 9-ти т.
М., 1987, т. 5, с. 28.                                 
   13 Там же, т. 5, с. 15-16.                          
   14 Там же,  т. 5, с. 16, со ссылкой на: Рабинович М.
Д.  Социальное происхождение и имущественное  положение
офицеров регулярной русской армии в конце Северной вой-
ны.  - В кн.: Россия в период реформ Петра I. М., 1973,
с. 171; Пуганое В. Л, Преображенский А А, Тихонов Ю. А.
Эволюция феодализма в  России.  Социально-экономические
проблемы. М., 1980, с. 241.                            
   15 Памятники русского права. Вып. 8. Законодательные
акты Петра I, с. 186.                                  
   16 См.:  Семенова Л.  Н. Очерки истории быта и куль-
турной  жизни  России:  Первая  половина ХУШ века.  Л.,
1982,  с.  114-115; Переписка княгини Е. П. Урусовой со
своими детьми. - В кн.:                                
   Старина и новизна.  Кн.  20. М., 1916; Частная пере-
писка князя Петра Ивановича  Хованского,  его  семьи  и
родственников.  - В кн.: Там же, кн. 10, Грамотки ХУЛ -
начала ХУШ века. М., 1969.                             
   17 Поэты 1790-1810-х годов, с. 805.                 
   18 Декабристы.  Летописи Гос.  Литературного  музея.
М., 1938, кн. III, с. 484.                             
Примечания 391                                         
   19 Муравьев А.  Н.  Автобиографические записки.  - В
кн.: Декабристы. Новые материалы. М., 1955, с. 197-198.
   20 Баратынский Е.  А.  Поли.  собр. стихотворении. В
2-х т. Л., 1936, т. 1, с. 49.                          
   21 Блок А. А. Собр. соч., т. 3, с. 164.             
   а Марин С. Н. Полн. собр. соч. М., 1948, с. 289.    
   23 Карпов В.  Н. Воспоминания. Шипов Н. История моей
жизни. М.; Л., 1933, с. 142-143.                       
   24 Вчнский Г. С. Мое время. СПб., [1914], с. 139.   
   Часть вторая                                        
   1 Фонвизин Д.  И.  Собр. соч. в 2-х т. М.; Л., 1959,
т. 2, с. 273.                                          
   2 См.: Глушковский А. П. Воспоминания балетмейстера.
М.; Л., 1940, с. 196-197.                              
   [Петровский Л.] Правила для благородных общественных
танцев, изданные учителем тан-цеванья при Слободско-ук-
раинской гимназии Людовиком Петровским.  Харьков, 1825,
с. 13-14.                                              
   4 Герцен А. И. Собр. соч. в 30-ти т. М., 1956, т. 9,
с. 30-31.                                              
   5 [Петровский Л.} Правила для благородных обществен-
ных танцев..., с. 55.                                  
   6 См.: Lalla-Roukh. Divertissement execute au chate-
au royal de Berlin le 27 janvier 1821. Berlin, 1822.   
   7 Слонимский Ю.  Балетные строки Пушкина.  Л., 1974,
с. 10.                                                 
   8 [Петровский Л.\ Правила для благородных обществен-
ных танцев..., с. 70.                                  
   9 Там же, с. 72.                                    
   10 Dictionnaire  critique et raisonne des etiquettes
de la cour &;lt;...&;gt; Par M-me la comtesse de Genlis. Paris,
1818, v. II, p. 355.                                   
   11 [Петровский  Л.}  Правила для благородных общест-
венных танцев..., с. 70.                               
   12 Смирнова-Россет А. О. Автобиография. М., 1931, с.
119.                                                   
   13 [Петровский  Л.}  Правила для благородных общест-
венных танцев..., с. 83.                               
   14 [Компан Шарль.] Танцевальный словарь... М., 1790,
с. 182.                                                
   15 Бульвер-Люптон Э. Пелэм, или Приключения джентль-
мена. М., 1958, с. 228.                                
   16 Смирнова-Россет А. О. Автобиография, с. 332.     
   17 См.: Русский архив, 1866, ь 7, стб. 1255.        
   18 Декабрист Н.  И.  Тургенев.  Письма к брату С. И.
Тургеневу. М.; Л., 1936, с. 280.                       
   19 Смирнова-Россет А. О. Автобиография, с. 118.     
   20 [Петровский  Л.}  Правила для благородных общест-
венных танцев..., с. 74.                               
   21 Записки графа М.  Д.  Бутурлина. - Русский архив,
1897, № 5-8, с. 46.                                    
   22 Пушкин  в  воспоминаниях современников.  В 2-х т.
М., 1974, т. 2, с. 124-125.                            
   23 Памятники литературы Древней Руси  (XI  -  начало
XII в.). М., 1978, с. 31.                              
   24 Записки Я.  М. Неверова. - Русская старина, 1883,
т. XI (цит. по: Помещичья Россия, с. 148). Парадоксаль-
ное  совпадение  находим в стихотворении Всеволода Рож-
дественского,  создающего образ  Бестужева-Марлинского,
бежавшего в горы и декламирующего следующий текст:     
   Лишь на сердце только наляжет тоска И небо покажется
узким,  Всю ночь ей в гареме читаю "Цыган",  Все плачу,
пою по-французски.                                     
   Воображение поэта странно повторяло фантазии помещи-
ка давних пор.                                         
   25 Там же, с. 144-145.                              
   26 См.  об этом в кн.:  Карновм Е.  П. Замечательные
богатства частных лиц в России. СПб., 1874, с. 259-263;
а также: Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина "Евгений Оне-
гин". Комментарий. Л., 1980, с. 36-42.                 
   27 В кн.:  Карпов В. Н. Воспоминания. Шипов Н. Исто-
рия моей жизни, с. 391. w Там же, с. 390.              
   29 См.: Авдеева К. А. Записки о старом и новом русс-
ком быте. СПб., 1842, с. 124.                          
   30 А- С. Пушкин в воспоминаниях современников, т. 2,
с. 250-251.                                            
   31 Карпов В.  Н. Воспоминания. Шипов Н. История моей
жизни, с. 385-387.                                     
   32 Кацурагава X.  Краткие вести о скитаниях в север-
ных водах ("Хокуса Монряку"). М., 1978, с. 146.        
   33 Там же, с. 147.                                  
   34 Там же.                                          
   35 Там же, с. 148.                                  
 Примечания                                         
   36 Там же.                                          
   37 Гоголь Н.  В.  Поли. собр. соч. [М.], 1938, т. 1,
с. 306-307.                                            
   38 Щербатов М.  М.  Сочинения.  СПб., 1898, т. 2, с.
219-220.                                               
   39 Суворов А. В. Письма. М., 1986, с. 323.          
   40 Эйдельман Н. Саранча летела... и села. - Знание -
сила, 1968, №9, с. 38.                                
   41 Карамзин Н. М. Соч. в 3-х т. СПб., 1848, т. 3, с.
507-508.                                               
   42 См.  роскошное издание: Немирович-Данченко Вл. И.
"Горе от ума" в постановке Московского  Художественного
театра. М.; Пг., 1923, с. 87.                          
   43 Русская  комедия  и  комическая опера XVIII века.
М.; Л., 1950, с. 99.                                   
   44 Отрывок из сатиры А.  Г. Родзянки. - Русская ста-
рина, 1890, нояб., с. 505.                             
   45 Гофман М.  Пушкин.  Первая глава науки о Пушкине.
Пб., 1922, с. 126.                                     
   46 Якушкин И.  Д. Записки, статьи, письма. М., 1951,
с. 246.                                                
   47 Д'0ревильи  Б.  Дендизм  и  Джордж Брэммель.  М.,
1912, с. I-V.                                          
   48 См.:  Щукинский сборник.  Т.  7, с. 323; а также:
Черейский Л.  А.  Пушкин и его окружение.  Л., 1975, с.
74.                                                    
   49 Лермонтов М.  Ю.  Соч. в 6-ти т. М.; Л., 1957, с.
339.                                                   
   50 См.: Библиография русских переводов и критической
литературы. М., 1964, с. 48-49 и таблицы.              
   51 Впервые сопоставление сюжетов  этих  произведений
см.:  Штейн С.  Пушкин и Гофман.  Сравнительное истори-
ко-литературное исследование. Дерпт, 1927, с. 275.     
   52 См.:  Лекомцееа М.  И.,  Успенский Б. А. Описание
одной системы с простым синтаксисом; Егоров Б. Ф. Прос-
тейшие семиотические системы  и  типология  сюжетов.  -
Труды по знаковым системам. Вып. II. Тарту, 1965.      
   я Повести,   изданные  Александром  Пушкиным.  СПб.,
1834, с. 187. В академическом издании Пушкина, несмотря
на указание, что текст печатается по изданию "Повестей"
1834 года, в части тиража эпиграф опущен, хотя это обс-
тоятельство нище в издании не оговорено.               
   54 Dictionnaire  critique et raisonne des etiquettes
de la cour Par M-me la comtesse de Genlis,  v. I,
p. 304-305.                                            
 Страхов Н. Переписка Моды, содержащая письма без-
руких Мод, размышления неодушевленных нарядов, разгово-
ры  бессловесных чепцов,  чувствования мебелей,  карет,
записных книжек,  пуговиц и старозаветных манек, кунта-
шей,  шлафоров, телогрей и пр. Нравственное и критичес-
кое сочинение, в коем с истинной стороны открыты нравы,
образ жизни и разныя смешныя и важный сцены модного ве-
ка. М., 1791, с. 31-32.                                
   56 Цит. по: Ирои-комическая поэма. Под ред. и с при-
меч. Б. Томашевского. Л., [1933], с. 109.              
   57 Там же, с. 704.                                  
   58 См.,  например: Эйхенбаум Б. Мой временник. 
1929, с. 15-16.                                        
   " Марин С. Н. Полн. собр. соч., с. 306.             
 Рейхман У.  Дж.  Применение статистики. М., 1969,
с. 168-169.                                            
   61 Гоголь Н. В. Полн. собр. соч., т. 12, с. 119.    
   62 Цветаева М.  Избр. произведения. М.; Л., 1965, с.
446.                                                   
 Яглом А. М., Яглом И. М. Вероятность и информация.
М., 1973, с. 21-22.                                    
   64 Вяземский П. Старая записная книжка, с. 85.      
   65 Там же, с. 86.                                   
   66 Сатирический вестник.  М., 1795, ч. IV, с. 46-48,
51.                                                    
   67 Voltaire,  Epftres,  Satires... Londres, 1781, с.
113.  Державин Г. Р. Стихотворения. Л., 1957, с. 328.
 Гоголь Н. В. Полн. собр. соч., т. 6, с. 16.         
   70 Бегичев Д.  Семейство Холмских.  Некоторые  черты
нравов  и  образа жизни,  семейной и одинокой,  русских
дворян. М., 1841, с. 172.                              
   71 Памятники русского права. Вып. 8, с. 459-460.    
   72 Там же, с. 461.                                  
   73 Бродский Н. Л. "Евгений Онегин". Роман А. С. Пуш-
кина. М., 1950, с. 239.                                
   74 Цит.  по:  Пушкин А. С. Письма, т. II, 1826-1830.
М.; Л., 1928, с. 185.                                  
   75 Монтескье Ш.  Дух законов. СПб., 1900, кн. 1, гл.
VIII.                                                  
   76 Страхов Н. Переписка Моды..., с. 46.             
   77 См.:  О поединках. - Моск. ежемесячн. соч., 1781,
ч. II.                                                 
   78 См.: Декабристы. Материалы для их характеристики.
М., 1907, с. 165.                                      
   79 Разговоры Пушкина.  Собрали Сергей Гессен  и  Лев
Модзалевский. М., 1929, с. 38-40.                      
   80 См.: Даль В. И. Записки. - Русская старина, 1907,
ь 10, с. 64; Бартенев П. И. К биографии Пушкина. Т. II.
М., 1885, с. 177.                                      
   81 Таллеман  де  Рео Жедеон.  Занимательные истории.
Л., 1974, т. 1, с. 159. См. об этом:                   
   Лотман Ю.  Три заметки к проблеме:  "Пушкин и  фран-
цузская  культура".  -  Проблемы пушкиноведения.  Рига,
1983.                                                  
   82 Щеголев П.  Е.  Дуэль и смерть Пушкина. М., 1936,
с. 191.                                                
   83 Дурасов В. Дуэльный кодекс. 1908, с. 56.         
   84 См.:  Memoires de J.  Casanova de Seingalt ecrits
par lui-meme.  Paris, MCMXXXI, v. X, p. 163. А. С. Гри-
боедов,  его  жизнь  и гибель в мемуарах современников.
Л., 1929, с. 278-279.                                  
   86 Там же, с. 279-280.                              
   87 Там же, с. 112.                                  
   88 Бестужев (Марлинский) А.  А. Ночь на корабле. По-
вести и рассказы.  М.,  1988,  с. 20. Пользуемся данным
изданием как текстологически наиболее достоверным.     
   89 Герцен А. И. Собр. соч. в 30-ти т., т. 7, с. 206.
   90 Проблема автоматизма  весьма  волновала  Пушкина;
см.: Якобсон Р. Статуя в поэтической мифологии Пушкина.
- В кн.:  Якобсон Р.  Работы по поэтике.  М.,  1987, с.
145-180.                                               
   См.: Лотман Ю. М. Тема карт и карточной игры в русс-
кой литературе начала XIX века. - Учен. зап. Тартуского
гос. ун-та, 1975. Вып. 365. Труды по знаковым системам,
т. VII.                                                
   92 Данные почерпнуты из кн.  генерал-майора И. Мику-
лина  "Пособие  для ведения дел чести в офицерской сре-
де". СПб., 1912, ч. 1, табл. 1, с. 176-201.            
   93 Бестужев (Марлинский) А.  А. Ночь на корабле. По-
вести и рассказы, с. 70-72.                            
   94 Декабристы. Летописи Гос. Литературного музея, с,
488.                                                   
   95 Декабристы.  Материалы для их характеристики,  с.
165.                                                   
   96 См.:  Батюшков К.  Стихотворения.  Л.,  1936,  с.
28-29; Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. Л., 1960, с.
107.                                                   
   97 Гинзбург Л Я. О лирике. М.; Л., 1964, с. 18-19.  
   98 См.:  Kazoknieks М. Studien zur Rezeption der An-
tike bei russischen Dichtem zu Beginn des XIX  Jahrhun-
derts. Miinchen, 1968, S. 73.                          
   99 Вигель Ф. Ф. Записки. М., 1928, т. 1, с. 177-179.
   100 Врангель Н.  И. История скульптуры. - В кн.: Ис-
тория русского искусства.  Под ред.  И.  Грабаря. Т. 5.
М., б. г., с. 171.                                     
   101 Глинка С.  Н. Записки. СПб., 1895, с. 61, 63. 02
Врангель Н.  Н.  История скульптуры.  - В кн.:  История
русского искусства, т. 5, с. 171.                      
   103 Сб.  Русского  Императорского  Исторического об-
щества, т. V, 1870, с. 66.                             
   104 Давыдов Д. Соч. М., 1962, с. 64.                
   105 Комаровский Е.  Ф.  Записки. СПб., 1914, с. 159,
165.                                                   
   106 Dictionnaire critique et raisonne des etiquettes
de la cour Par M-me la comtesse de Genlis,  v. 1.
p. 18-19.                                              
   107 Феофана Прокоповича,  архиепископа Великого Нов-
города и Великих Лук, святейшего правительствующего си-
нода вице-президента...  Слова и Речи,  ч.  1, 1760, с.
158.                                                   
   108 Давыдов Д.  Опыт теории партизанского  действия.
М., 1822, с. 83.                                       
   109 Воспоминания Бестужевых. М.; Л., 1951, с. 36.   
   110 Гроссман Л. Пушкин в театральных креслах. Карти-
ны русской сцены 1817-1820 годов. Л., 1926, с. 6.      
   111 Аксаков С.  Т.  Собр. соч. в 4-х т. М., 1956, т.
4, с. 47-48.                                           
   112 Там же, с. 125-126.                             
   113 О  связи крестьянского быта с природными циклами
см.: Успенский Г. И. Собр. соч. в 10-ти т. М., 1956, т.
5, с. 120.                                             
   114 Аксаков С. Т. Собр. соч., т. 3, с. 89.          
   lls Предтечеекий А.  В. Записка Т. Е. Бока. - В кн.:
Декабристы и их время. М.; Л., 1951, с. 198.           
   116 См.:  Эйдельман Н.  Лунин.  М., 1970, с. 89; см.
также:  Окунь С. Б. Декабрист М. С. Лунин. Л., 1985, с.
13-14.                                                 
   117 Поэты-сатирики конца XVIII - начала XIX  в.  Л.,
1959, с. 173.                                          
   Шильдер Н.  К. Император Александр Первый, его жизнь
и царствование. Т. III. СПб., 1897, с. 38, 48. См. так-
же: Русский архив, 1871, с. 1131.                      
   119 Там же, с. 38-39, 368.                          
   120 Cornelle.  Oeuvre completes. Ed. du Seuil, 1963,
p. 226.                                                
   121 Цит. по: Хрестоматия по истории западноевропейс-
кого театра. М., 1955, т. 2, с. 1029. В мемуарах актера
Гнаста-младшего содержится упоминание о том, что, когда
на репетиции  машинист  выставил  голову  из-за  кулис,
"тотчас  же Гете прогремел:  .Господин Г'наст,  уберите
эту неподходящую голову из-за первой кулисы справа: она
вторгается в рамку моей картины"" (там же, с. 1037).   
   Арапов П.  Летопись русского театра.  СПб., 1861, с.
310. Шаховской использовал театральный эффект известно-
го в ту пору анекдота, ср. в стихотворении В. Л. Пушки-
на "К князю П. А. Вяземскому" (1815):                  
   ...потом На  труд  художника  свои  бросают   взоры,
"Портрет, - решили все, - не стоит ничего:             
   Прямой урод, Эзоп, нос длинный, лоб с рогами! И долг
хозяина предать огню его!" - "Мой долг не уважать таки-
ми знатоками (О чудо! говорит картина им в ответ):     
   Пред вами, господа, я сам, а не портрет!"           
   (Поэты 1Т90-1810-х годов, с. 680.)                  
   123 Хрестоматия по истории западноевропейского теат-
ра,  т. 2, с. 1026. Расположение правого и левого также
роднит сцену с картиной: правым считается правое по от-
ношению к актеру, повернутому лицом к публике, и наобо-
рот.                                                   
   124 Там же, с. 1029.                                
   125 Родословная  Головиных,  владельцев  села Новос-
пасского. М., 1847, с. 60-63.                          
   126 Анненков П.  В.  А С.  Пушкин в  Александровскую
эпоху, 1799-1826. СПб., 1874, с. 18-19.                
   127 Карамзин Н. М. Избр. соч. в 2-х т. М.; Л., 1964,
т. 2, с. 191. 12S Там же, с. 192.                      
   129 Эткчнд Е.  Г.  Разговор о стихах.  М.,  1970, с.
141-142.                                               
   130 Кукулевич А М.  Русская идиллия Н. И. Гнедича "Ры-
баки".  - Учен.  зап.  Ленинградского гос. ун-та, серия
филол.  наук,  ь 46, вып. 3. Л., 1939, с. 314-315. А М.
Кукулевич - один  из  самых  одаренных  учеников  Г.  А
Гуковского  и И.  И.  Толстого,  погиб на фронте осенью
1941 года.                                             
   131 Батюшков К. Н. Соч. М.; Л., 1934, с. 374-375.   
   132 Там же, с. 373-375.                             
   133 Неплюев И. И. Записки. СПб., 1893, с. 193.      
   134 Вяземский П. Старая записная книжка, с. 201.    
   135 Радищев А. Н. Поли. собр. соч., т. 1, с. 183.   
   136 Подробнее см.:  Лотман Ю.  М. Источники сведений
Пушкина о Радищеве (1814- 1822).  - В кн.: Пушкин и его
время. Исследования и материалы. Л., 1962.             
   137 Радищев  А.  Н.  Поли.  собр.  соч.,  т.  1,  с.
183-184.                                               
   138 Цит.  по:  Трефолев Л. Н. Предсмертное завещание
русского атеиста.  - Исторический вестник,  1883, янв.,
с. 225.                                                
   139 Русский архив,  1876, ч. 3, с. 274. Ср.: Гуковс-
кий Гр. Очерки русской литературы XVIII века. Л., 1938,
с. 82-83.                                              
   140 Русский архив, 1876, ч. 3, с. 276.              
   141 Там же, с. 277-278.                             
   142 Глинка С. Н. Записки. СПб., 1895, с. 61.        
   143 Там же, с. 61-62.                               
   144 Там же, с. 102, 103.                            
   145 Давыдов Д. Соч., с. 248.                        
   146 Глинка В.  М;  Помарнацкий А. В. Военная галерея
Зимнего дворца. Л., 1981, с. 167, 168. 4 Баратынский Е.
Поли. собр. стихотворений, т. 1, с. 138-139.           
   Часть третья                                        
   1 Неплюев И. И. Записки. СПб., 1893, с. 1.          
   2 Там же, с. 18.                                    
   3 Там же, с. 39-40.                                 
   4 Там же, с. 98-99.                                 
   5 Ломоносов М. В. Поли. собр. соч., т. 8, с. 779.   
   6 Полоцкий С. Избр. соч. М.; Л., 1953, с. 18.       
   7 Ломоносов М. В. Полн. собр. соч., т. 8, с. 284.   
   8 Державин Г. Р. Стихотворения, с. 212-213.         
   9 Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве и дру-
гие сочинения, с. 94-95.                               
   10 Неплюев И.  И.  Записки,  с.  103.  п Там же,  с.
106-107.                                               
   12 Там же, с. 103.                                  
   13 Там же, с. 109-110.                              
   14 Там же, с. 112-113.                              
   15 Там же, с. 130.                                  
   16 Там же, с. 134.                                  
   17 Там же, с. 145.                                  
   18 Рылеев К. Полн. собр. стихотворений, с. 310.     
   19 Неплюев И. И. Записки, с. 197.                   
   20 См.  главу "Бунташныи век"  в  кн.:  Панченко  А.
Русская культура в канун петровских реформ.  Л.,  1984,
с. 3-36.                                               
   Соловьев С.  М.  История России с древнейших времен.
Кн. 3. СПб., б. г., с. 1312. Чистовин И. А. Феофан Про-
копович и его время. СПб., 1868, с. 260.               
   23 Там же, с. 261.                                  
   24 См.:  Описание изданий гражданской печати. 1708 -
январь 1725. М.; Л., 1955, с. 125-126,CM. также: Описа-
ние изданий, напечатанных при Петре I. Сводный каталог.
Л., 1972.                                              
   25 Чистовин И.  А. Феофан Прокопович и его время, с.
264-265.                                               
   26 Там же, с. 262-263. v Там же, с. 263.            
   28 Послания  Ивана  Грозного.  М.;  Л.,   1951,   с.
162-163.                                               
   29 Чистовин И.  А. Феофан Прокопович и его время, с.
683-687.                                               
   30 Там же, с. 691.                                  
   31 Там же, с. 692.                                  
   32 Там же, с. 694.                                  
   33 Вяземский П. Старая записная книжка, с. 194.     
   34 Державин Г. Р. Стихотворения, с. 98-99.          
   35 Пыляев М.  И.  Замечательные чудаки и  оригиналы.
М., 1890, с. 25-26.                                    
   36 См.  главу "Роль Радищева в сплочении прогрессив-
ных сил".  - В кн.: Бабкин Д. С. А. Н. Радищев. Литера-
турно-общественная деятельность. М.; Л., 1966.         
   37 Шторм Г.  Потаенный Радищев.  М., 1965. 2-е изд.,
испр. и доп. М., 1968.                                 
   38 Известия, 1965, 18 сент.                         
   39 Лотман Ю.  М. В толпе родственников. - Учен. зап.
Горьковского гос. ун-та. Вып. 78, 1966, с. 491-505.    
   4 Иванов Ф.  Ф.  Соч. и переводы. В 4-х ч. Ч. П. М.,
1824, с. 88-89 первой пагинации.                       
   41 Радищев А. Н. Полн. собр. соч., т. 1, с. 90.     
   42 Там же.                                          
   43 Там же, т. 2, с. 292-293, 295. Имеется в виду мо-
нолог Катона в одноименной трагедии Аддисона, где Катон
характеризует самоубийство как крайнюю  силу  торжества
свободы над рабством.                                  
   44 Биография А.  Н. Радищева, написанная его сыновь-
ями. М.; Л., 1959, с. 46.                              
   45 Там же, с. 98.                                   
   46 Петрушевский А.  Т. Генералиссимус князь Суворов.
СПб., 1884, т. Ш, с. 301.                              
   47 Там же.                                          
   48 Суворов А. В. Письма. М., 1987, с. 76.           
   49 Там же, с. 118.                                  
   50 См.:  Панченко А.  М.  Смех как зрелище. - В кн.:
Смех в Древней Руси. Л., 1984, с. 72-153.              
   51 Фукс Е. Анекдоты князя Италийского, графа Суворо-
ва Рымникского. СПб., 1900, с. 20-21.                  
   52 Там же, с. 30.                                   
   53 Там же, с. 78-79.                                
   54 Загробные записки кн.  Н. С. Голицына из Сказаний
деда его кн. А. Н. Голицына. СПб., 1859, с. 19.        
   Фукс Е. Анекдоты князя Италийского..., с. 10-11.    
   56 Военного красноречия часть первая, содержащая об-
щие начала словесности. Сочинение ординарного профессо-
ра  Санктпетербургского  Университета  Якова Толмачева.
СПб.,  1825, с. 47. Оригинальная стилистика этого пись-
ма, видимо, шокировала военных историков от Е. Фукса до
редакторов   четырехтомного    "Собрания    документов"
1950-1952 гг.  и В.  С.  Лопатина (1987).  Ни в одно из
этих изданий письмо не было  включено.  Между  тем  оно
представляет собой исключительно яркий документ личнос-
ти и стиля полководца.                                 
   57 Там же, с. 49-50.                                
   58 Петрушевский А.  Т. Генералиссимус князь Суворов,
т. I, с. 291.                                          
   59 Суворов А.  В.  Письма, с. 178. " Там же, с. 179,
185.                                                   
   61 Там же, с. 122.                                  
   62 Житие протопопа Аввакума... М., 1960, с. 86.     
   63 Суворов А. В. Письма, с. 254. Смысл слов Суворова
следует  понимать  так:  "окончание детства Наташи - ее
кораблекрушение".                                      
   64 Там же, с. 250.                                  
   65 Там же, с. 395-396.                              
   66 Литературное наследство. Т. 94, с. 255.          
   67 Фукс Е. Анекдоты князя Италийского..., с. 14.    
   68 Там же, с. 28-29.                                
   ю Суворов А. В. Письма, с. 318.                     
   70 Там же, с. 319.                                  
   71 Там же, с. 7.                                    
   72 Фонвизин Д. И. Собр. соч., т. 2, с. 40-78.       
   73 Лопухина А.  В.  Воспоминания.  1758-1828.  СПб.,
1914, с. Х [предисловие Б. Л. Модзалевского].         
   74 Заозерский А. И. Фельдмаршал Б. П. Шереметев. М.,
1989, с. 12.                                           
   75 Записки дюка Лирийского... посла короля Испанско-
го,  1727-1730 годов. Пб., 1847, с. 192-193. В приложе-
нии к этой книге опубликованы сочинения Феофана  Проко-
повича, цитируемые нами.                               
   76 Там же, с. 116.                                  
   77 Там же, с. 120.                                  
   78 Корсаков  Д.  А.  Из жизни русских деятелей XVIII
века. Казань, 1891, с. 108.                            
   79 Щербатов М. М. Соч. СПб., 1898, т. 2, с. 178-179.
   80 Записки дюка Лирийского...,  с.  75.  Все даты  в
"Записках" приводятся по европейскому календарю.       
   81 Там же, с. 78.                                   
   82 Корсаков  Д.  А.  Из жизни русских деятелей XVIII
века, с. 226.                                          
   83 Долгорукая Н.  Б.  Записки. СПб., 1889, с. 12-13.
(Далее ссылки на это издание даются в тексте,  с указа-
нием страниц.)                                         
   84 Записки дюка Лирийского..., с. 190.              
   85 Интересный очерк литературного образа боярыни Мо-
розовой см.: Панченко А. М. Боярыня Морозова - символ и
миф. - В кн.: Повесть о боярыне Морозовой. М., 1979.   
   86 Кулчбчн С.  Карамышев.  - Русский  биографический
словарь. СПб., 1897, т. "Ибак- Ключарев", с. 514-515.  
   87 Лабзина А.  Е.  Воспоминания.  СПб., 1914, с. 88.
(Далее ссылки на это издание даются в тексте с указани-
ем страниц).                                           
   88 В  богатой  литературе  о  начале войны 1812 года
следует выделить насыщенную материалами и  привлекающую
строгостью анализа недавно вышедшую книгу:  Троицкий Н.
1812:                                                  
   Великий год России. М., 1988.                       
   См.: Тартаковский А. Г. Бюллетень М. Ф. Орлова о по-
ездке во французскую армию во время войны 1812 г. - Ар-
хеографический ежегодник за 1961 г. М., 1962.          
   См.: Карлик фаворита: История жизни Ивана Андреевича
Якубовского,  карлика светлейшего князя  Платона  Алек-
сандровича Зубова, писанная им самим. Munchen, 1968, с.
97-98.                                                 
   91 Полевой И. Материалы по истории русской литерату-
ры и журналистики тридцатых годов. Л., 1934, с. 251.   
   92 См.:  Троицкий Н.  1812:  Великий год России,  с.
50-51.                                                 
   93 Давыдов Д. Соч., с. 320.                         
   94 Дневник Александра Чичерина: 1812-1813. М., 1966,
с.  14. (Далее ссылки на это издание даются в тексте, с
указанием страниц.)                                    
   95 Поэты 1790-1810-х годов. Л., 1970, с. 673-674.   
   96 Письма Н.  М.  Карамзина к И.  И. Дмитриеву. Пб.,
1866, с. 164-165.                                      
   97 Там же, с. 165-166.                              
   98 Вигель Ф. Ф. Записки. М., 1978, т. 1, с. 20-21.  
   " Поэты-радищевцы.  Вольное  общество любителей сло-
весности,  наук и художеств.  [Л.], 1935, с. 451. Напи-
санная  Крыловым басня "Волк на псарне" также звучала в
период Тарутинского лагеря предсказанием,  скорее вызы-
вавшим сомнение, чем уверенность.                      
   100 Вигель Ф. Ф. Записки, т. 2, с. 21-22.           
   101 Восстание декабристов.  М.;  Л.,  1927, т. 4, с.
179.                                                   
   102 См.: Лотман Ю. М. П. А- Вяземский и движение де-
кабристов. - Учен. зап. Тартуского гос. ун-та, вып. 98,
1968, с. 134.                                          
   Завалишин Д. И. Записки. СПб., 1908, с. 10.         
   104 Поэты 1790-1810-х годов, с. 537.                
   105 Карамзин Н.  М.  Полн.  собр. стихотворении. М.;
Л., с. 242-243.                                        
   106 Вяземский П. А. Старая записная книжка, с. 105. 
   107 Чехов А. П. Соч. М., 1977, т. 9, с. 88.         
   103 Базанов В. Вольное общество любителей российской
словесности. Петрозаводск, 1949, с. 16.                
   109 Завалишин Д. И. Записки, с. 86.                 
   110 Письма П. А. Катенина к Н. И. Бахтину. (Материа-
лы для истории русской литературы 20-х и 30-х годов XIX
века). СПб., 1911, с. 77.                              
   111 Там же, с. 31.                                  
   112 Там же, с. 22.                                  
   113 Некрасов Н.  А. Полн. собр. соч. и писем в 15-ти
т. Л., 1981, т. 1, с. 107-108.                         
   114 Чаадаев П.  Я.  Сочинения и письма. М., 1913, т.
1, с. 3-4. (Оригинал - на франц. яз.).                 
   115 [Жихарев М.} Петр Яковлевич Чаадаев. Из воспоми-
наний современника. - Вестник Европы, 1871, ь7, с. 203.
   Тынянов Ю.  Н. Сюжет "Горе от ума". - В кн.: Литера-
турное наследство. Т. 47-48. М., 1946, с. 168-171.     
   117 Грибоедов А.  С. Полн. собр. соч. СПб., 1911, т.
1, с. 256.                                             
   118 См.:  Цявловский  М.  А.  Статьи о Пушкине.  М.,
1962, с. 28-58.                                        
   119 Шильдер Н.  К.  Император Александр Первый,  его
жизнь и царствование, т. III, с. 48.                   
   120 Герцен А.  И.  Собр. соч., т. 16, с. 38-39. Чте-
ние,  видимо, имело место в 1803 году, когда Шиллер че-
рез  Вольцогена  направил  "Дона Карлоса" в Петербург к
императрице Марии Федоровне.  27 сентября 1803 г. Воль-
цоген подтвердил получение.                            
   121 Неизданные произведения и переписка Н. М. Карам-
зина.  Ч.  I.  СПб.,  1862,  с. 9 (оригинал - на франц.
яз.).                                                  
   122 Там же, с. 11-12.                               
   123 Басаргин Н. В. Записки, с. 35.                  
   124 Рылеев К.  Ф.  Полн.  собр.  стихотворений.  Л.,
1971, с. 168, 214.                                     
   125 Базанов В.  Ученая республика.  М.; Л., 1964, с.
267.                                                   
   126 Гершензон М. О. История молодой России. М.; Пг.,
1923, с. 70.                                           
   127 Там же.                                         
   128 Волконская М. Н. Записки. СПб., 1914, с. 57.    
   129 Предтеческий А.  В. Записка Т. Е. Бока. - В кн.:
Декабристы и их время, с. 198.                         
   130 Белоголовый Н.  А. Воспоминания и другие статьи.
М., 1898, с. 70.                                       
   131 Карлик фаворита:  История жизни Ивана Андреевича
Якубовского... с. 68.                                  
   132 Вяземский П.  А.  Избр.  стихотворения.  М.; Л.,
1935, с. 141.                                          
   133 См.:  Щегалев П.  Е.  Пушкин. Очерки. СПб., 1912
(глава "Зеленая лампа"); см. также:                    
   Щеголев П. Е. Из жизни и творчества Пушкина. М.; Л.,
1931.                                                  
   134 Модзалевский Б. Л К истории "Зеленой лампы". - В
кн.: Декабристы и их время.. Т. 1. М, 1928.            
   135 Нечкина М.  В. Движение декабристов. М., 1955, т.
1, с. 239-246.                                         
   136 Томашевский Б.  Пушкин.  Кн.  1 (1813-1824). М.;
Л., 1956, с. 212.                                      
   137 Там же, с. 197.                                 
   1М Дневники Н.  Тургенева.  Т.  Ш.  - В  кн.:  Архив
братьев Тургеневых. Вып. 5. Пг., 1921, с. 259.         
   139 Томашевский Б. Пушкин. Кн. 1, с. 206.           
   140 Пущин И.  И.  Записки о Пушкине.  Письма.  [М.],
1956, с. 81.                                           
   141 Гроссман Л. Пушкин. М., 1958, с. 143.           
   142 Декабрист Н.  И.  Тургенев. Письма к брату С. И.
Тургеневу, с. 208.                                     
   143 Арзамас и арзамасские протоколы.  Л.,  1933,  с.
206.                                                   
   144 Грумм-Гржимайло А.  Г.,  Сорокин В. В. "Общество
громкого смеха": К истории "Вольных обществ" Союза бла-
годенствия.  - В кн.: Декабристы в Москве. М., 1963, с.
148.                                                   
   145 Декабрист М. И. Муравьев-Апостол. Воспоминания и
письма. Пг., 1922, с. 85.                              
   146 Русский архив, 1986, кн. 7, стб. 1255.          
   147 Воспоминания Бестужевых,  1951, с. 53. 14S Зава-
лишин Д. И. Записки, с. 40.                            
   149 Словцов П.  А. Послание к М. М. Сперанскому. - В
кн.: Поэты 1790-1810-х годов, с. 209.                  
   150 Пыпич А.  Н.  Общественное движение в России при
Александре I. СПб., 1908, с. 567.                      
   151 Давыдов Д. Соч., с. 102.                        
   152 Завалишин Д. И. Записки, с. 41.                 
   153 Рассказы о Рылееве рассыльного "Полярной,  звез-
ды". - В кн.: Литературное наследство, т. 59 с. 254.   
   Завалишин Д. И. Записки, с. 41.                     
   155 Рылеев К Поли. собр. стихотворений, с. 309.     
   156 Семевский В. И. Политические и общественные идеи
декабристов. М., 1909, с. 315.                         
   157 Мурьянов М. Ф. О пушкинской "Вакхической песне".
- Русская литература, 1971, №3, с. 77-81.              
   158 См.:  Ахматова А.  Соч. в 2-х т. М., 1986, т. 2,
с. 119-126.                                            
   159 Записки Н.  Н. Муравьева. - Русский архив, 1885,
кн.  9, с. 26. См.: Чернов С. Н. У истоков русского ос-
вободительного движения.  Саратов, 1960, с. 24-25; Лот-
ман Ю. Тарутинский период Отечественной войны 1812 года
и развитие русской освободительной мысли.  - Учен. зап.
Тартуского гос. ун-та, вып. 139, 1963, с. 15-17.       
   160 ОР ГБЛ,  ф.  95 (Дурново),  9533, л. 19. Отрывок
русской машинописной копии,  изготовленной, видимо, для
"Вестника общества ревнителей  истории".  -  ЦГАЛИ,  ф.
1337, on. 1, ед. хр. 71.                               
   161 ОР ГБЛ, ф. 95, 9536, л. 7 об.                   
   162 См.: Русский инвалид, 1828, 4 дек. 169 Завалишин
Д. И. Записки, с. 46.                                  
   164 Воспоминания Бестужевых, с. 9-11.               
   165 См.: Щукинский сборник, т. IV, с. 29-40; Русский
архив, 1905, IX, с. 132-133. Оценка и свод данных. - М.
К. Азадовский. Воспоминания Бестужевых, с. 711-712.    
   166 Воспоминания о декабристах.  Письма В. А. Олени-
ной к П. И. Бартеневу. - В кн.:                        
   Декабристы. Летописи Гос.  Литературного музея.  Кн.
3. М., 1938, с. 485.                                   
   167 Толстая-Сухотчна Т. Л. Вблизи отца. - Новый мир,
1973, №12, с. 194.                                     
   168 Фет А.  Мои воспоминания. Ч. I. М., 1890, с. IV.
1"9 Давыдов Д.  Опыт теории партизанского действия,  с.
26, 83. 170 Цит. по кн.: Зелинский В. Русская критичес-
кая литература о произведениях А. С. Пушкина. Ч. I. М.,
1887, с. 68.                                           
   Вместо заключения: "Между двойною бездной."         
   1 Державин Г. Р. Стихотворения, с. 107.             
   2 Баратынский  Е.  Поли.  собр.  стихотворений.  М.,
1936, т. I, с. 209 - 210.                              
   3 Кацурагава Хосю.  Краткие вести о скитаниях в  се-
верных водах. М., 1978, с. 263.                        
   4 Там же, с. 207.                                   
                                                    

К титульной странице
Вперед
Назад
Продажа 1-комн. квартир Котельники. . Настроил свой монопод при помощи программы на портале monopod.net.ua.
Используются технологии uCoz