Г. А. Левинтон
СВЯЩЕННЫЙ БРАК
// Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 2. - С.422-423.
СВЯЩЕННЫЙ БРАК, свадьба. В
мифологии существует несколько
категорий брачных мотивов. Главный
брачный миф - это С. б. (?) земли
и неба,
начинающий творение мира. Часто
этот брак представляется как
изначальное существование
неразделённого двуполого
существа, находящегося в
вечном соитии. Иногда дети,
зарождающиеся внутри этого
существа, стремясь к выходу наружу,
разделяют землю и небо, с чего
всегда начинается творение (ср. миф
об Уране, а также аналогичные
сюжеты у маори, в древнеегипетской,
индийской и китайской мифологиях).
Но даже и в тех мифах, где
неразделённые земля и небо не
представляются
персонифицированной
совокупляющейся парой, разделение
их, производимое творцом, вызывает
определённые брачные ассоциации: демиург раздвигает
их и заполняет образовавшееся
пространство (ландшафтом, народом и
т. п.); при этом воздвигается мировая
вертикаль (дерево, столп),
соединяющая (как это имеет место в
случае фаллоса Урана) и
одновременно отделяющая небо от
земли. Согласно мифологическим
представлениям, этот С. б.
периодически (циклически)
воспроизводится в таких природных
явлениях, как дождь, молния,
порождая уже не всю вселенную, а
ежегодно возобновляющиеся блага,
такие, как злаки или мигрирующие в
течение года животные. Эти
представления, в свою очередь,
воплощены в ритуалах годового
цикла (напр., обливание девушки,
персонифицирующей жену
громовержца, на Балканах) и в
свадебных обычаях (обливание и
обсыпание молодых).
Брачные мотивы иного уровня
включают в себя такие сюжеты, как
брак первопредков, объясняющий
происхождение людей, и браки богов,
устанавливающие отношения и
иерархию внутри пантеона. Браки
этого типа в ряде случаев бывают
инцестными, так как относятся к
тому периоду, когда на земле
имеется только два человека, одна
семья и т. п., однако их не следует
смешивать с собственно инцестным
мифом, в котором инцест
выступает как нарушение правил.
В мифах о культурных
героях брак часто выступает
как вспомогательное средство для
достижения тех или иных культурных
целей (ср. миф о добывании мёда
поэзии в «Эдде», мифы о сыновьях и
дочерях Ворона у палеоазиатов и
индейцев северо-запада
Американского континента), чем мифы
радикальным образом отличаются от
немифологических жанров (эпоса,
сказки), где волшебное средство
служит конечной цели - достижению
брака. Брак может быть, однако, и
финальным достижением героя мифа
(часто - наряду с добыванием благ);
это обычно сопровождается
установлением брачных норм,
классов и обрядов.
Наконец, нужно отдельно упомянуть
мифы о брачных отношениях светил
(напр., солнца и луны), имеющих чаще
всего космогонический смысл. Браки
светил и богов отражаются в
свадебных ритуалах в виде участия
этих мифологических персонажей в
брачном обряде и входящих в него
текстах (это может быть вручение
невесты жениху кем-то из
соответствующих персонажей, а
может быть и отождествление
молодых с ними, например в Ригведе,
где Сурья - солнце-невеста, а Сома
- месяц-жених). Соотнесение
брачующихся с мифологическими или
сакрализованными персонажами
приводит к сакрализации брака в
целом; так отождествление их с
Соломоном и Суламифью в «Песни
песней», описывающей «прецедент»
брака, ведёт к позднейшей
интерпретации текста как брака
Христа с Церковью, а взаимодействие
с такими персонажами отражается,
например, в том, что общение шамана
с богом мыслится как брачное. Со С.
б. свадьба соотносится, скорее
всего, в виде побочного для
основного её сюжета представления
о благотворном влиянии свадьбы,
молодых и т. п. на плодородие вокруг
них. Основной же сюжет свадьбы,
помимо мифов об установлении
брачных норм, скорее, связан с
креационным мифом в целом (сходство
между действиями демиурга и
супруга). Важно также отметить
сходство действий жениха и
культурного героя, в особенности
мифологического или сказочного
змееборца, так как добывание жены в
соответствии с представлениями
архаического эпоса и волшебной
сказки мыслится как её
отвоёвывание; отражением этого
можно считать обилие в свадебном
обряде военной символики, мотивов
похищения и т. п. Отголоски идеи С. б.
можно обнаружить и в христианском
церковном бракосочетании,
рассматриваемом как таинство.
Лит.: