В наше время слова "миф" и
"мифология" весьма часты в
идеологических высказываниях.
Создается впечатление, что
"уровень мифологичности"
общественной жизни у нас за
последнее десятилетие чрезвычайно
возрос, и мы из царства науки и
рационализма шагнули в некую
"мифологическую" эпоху.
Забегая вперед, замечу, что это не
совсем так, советское сознание во
многом не менее мифологично, чем
пост-советское; однако прежде чем
обратиться к сути явления,
необходимо точнее определить само
содержание терминов "миф",
"мифология",
"мифологический".
Когда в обиходной речи
какое-нибудь сообщение называют
"мифом", это значит, что его не
признают соответствующим
действительности; в мифе видят
фантом, рождаемый наивностью
массового человека или
сознательным умыслом властолюбцев.
Действительно, изменения
вследствие информационной (точнее
-- коммуникационной) революции
облегчили манипулирование
массовым сознанием со стороны
групп людей, контролирующих СМИ, и
парадоксальным образом предельно
обеднили символический состав
мифологических представлений.
"Древние цивилизации отличались
ошеломляющим изобилием культурной
символики, проистекающим из
активности и разнообразия
мифотворческой деятельности,
поэтому они могли практиковать
знаковый тип рефлексии без каких бы
то ни было ограничений <...>
Символический лес русской культуры
был варварски вырублен; объем
символики доведен до уровня,
позволяющего осознанные
манипуляции ее
идеологизированными останками, но
убивающего живые, естественные и
сложные связи между отдельными
символами" 1. На самом деле этот
процесс -- отнюдь не специфически
русский и не обусловлен
исключительно тоталитарным строем.
Традиционный символический мир
обедняется и вытаптывается
повсеместно в индустриальном и
особенно -- в пост-индустриальном
обществе. На его место приходят
политические мифы новейшего
времени и мифы массовой культуры.
В научной литературе определение
"мифологический" прилагается
к тому типу знания, которое
базируется не на рациональных
доказательствах, а на вере и
убеждениях (предписанных
культурной традицией, религиозной
или идеологической системой и пр.).
Оно имеет особую логическую
структуру, отличную от позитивного
мышления: не соблюдается закон
"исключенного третьего", суть
подменяется происхождением,
событиям приписывается
обязательная целенаправленность,
соседство во времени принимается
за причинно-следственную связь и
т.д. 2. Особенности такой логики
продуктивно изучались в нашем
столетии (прежде всего,
французскими антропологами - от
Леви-Брюля до Леви-Строса).
Подобного типа знания лежат в
основе мифологических
представлений, в своей
совокупности охватывающих
мироздание во всех его природных,
культурных и человеческих
измерениях; их сочетание называют
"мифологической картиной
мира". Она может быть
реконструирована на материале
старинных памятников литературы и
искусства, а также образцов
"живой архаики" (включая ее
рудиментарные формы в
типологически более поздних
традициях), которая, как
предполагается, в свою очередь
восходит к исторической
"первобытной" древности.
Значения основных мифологических
представлений и образов
сопоставимы с древнейшими
ощущениями человека, с его
ориентацией в природной среде и в
сообществе себе подобных, с его
"базовыми" эмоциями (радость,
удивление, гнев, страх, голод,
сексуальное влечение и пр.), с
психологическими универсалиями и
архетипами общественного сознания.
Однако если сами эти представления
являются общечеловеческими, то
традиции национальной мифологии
выражаются посредством текста, а
строй его образов, воплощающих
мифологические смыслы, обусловлен
именно особенностями национальной
культуры. При этом, очевидно, в
наименьшей степени национально
специфичны мифологический сюжет
(обычно относящийся к числу
международных, так называемых
"бродячих") и мифологический
мотив, семантика которого
опирается на упомянутые выше
архетипические смыслы.
Национально не специфичны,
например, сюжеты добывания огня у
его первоначального хранителя
(божественного или демонического),
разрастания земной поверхности из
щепотки земли, принесенной со дна
мирового океана, борьбы
мифологического героя с чудовищем,
олицетворяющим первозданный хаос.
Однако несомненно специфичны для
той или иной национальной традиции
конкретные персонажи мифа (Индра
или Геракл, Прометей или Ворон,
Сатана или Турпан), как и внешние
признаки самого мифологической
вселенной (скажем, у китайцев,
осетин или якутов) -- со всеми
особенностями ее
"многоярусного" устройства,
рельефа, флоры и фауны.
Мифологическая картина
мира и мифологический текст
Основой "мифологической
картины мира" являются
представления о космосе и хаосе
(преодоление которого есть
центральная тема мифа), а также
пространстве и времени (т.е. своего
рода "мифологический
хронотоп").
Одно из главных свойств
мифологического пространства -- его
качественная неоднородность,
наличие в нем сакрального центра и
потенциально враждебной периферии;
таково, например, пространство,
описываемое фольклорными текстами.
Данная неоднородность обусловлена,
во-первых, возможными или
обязательными событиями,
происходящими в разных областях
этого пространства (поле, лес,
кладбище, мельница, хлев, дом, двор и
т.д.), во-вторых, свойствами их
постоянных обитателей
("хозяев") и, в-третьих,
различными присущими им условиями
-- природными, рукотворными или
мифологическими, причем последние
несомненно преобладают. Подобное
пространство прерывисто, разделено
многочисленными рубежами, впрочем,
зыбкими, подвижными, зависимыми, в
частности, от суточного и
календарного времени (день/ночь,
будни/праздник и т.п.).
В современном обыденном сознании
пространство также состоит из
фрагментов, различающихся
качествами физическими и
мистическими, которые могут иметь
квазинаучные объяснения:
наличие/отсутствие/разная
концентрация положительной или
отрицательной "энергетики" и
пр. Это говорит об универсальности
психофизиологических механизмов,
порождающих архетипические
структуры такого рода.
"Базовым" переживанием
остается, вероятно,
эгоцентрическая позиция
познающего субъекта (начиная с
детского освоения мира человеком 3),
пространство вокруг которого
располагается концентрическими
зонами, различающимися степенью
близости/дальности,
освоенности/чуждости,
защищенности/проницаемости.
На этом основывается так
называемый хорографический
принцип пространственных описаний,
характерный для географических
сочинений древности и
средневековья: наблюдатель
представляет себя находящимся в
центре мира 4. Отсюда же проистекает
кардинальное для фольклорного
пространства разделение на
"центр" и "периферию",
причем к последней категории
следует относить скорее не
"чужое", а
"недоосвоенное",
промежуточное (например, поле в
былине), примыкающее к рубежу, за
которым находится "чужое".
Кстати, именно проекция на
государственно-политическое
пространство России
мифологической оппозиции
центр/периферия дает
противопоставление "столицы"
и "провинции" -- одно из
важнейших для нашей культуры XVIII-XX
веков.
Во временной удаленности событий,
хранимых памятью коллектива, можно
видеть по меньшей мере
трехступенчатую градацию.
Во-первых, это события
"вчерашнего дня", подлинность
которых, в принципе, может быть
прямо засвидетельствована
рассказчиком. Во-вторых, это
"историческое" прошлое,
сообщение о котором передается
"непосредственно-коммуникационным"
способом (примерно через пять
поколений: внуку от деда,
слышавшего о нем от "живого
свидетеля" -- своего деда).
В-третьих, это собственно
мифологическое (или
мифологизируемое) "давно
прошедшее", время рождения
настоящего миропорядка, живое
свидетельство о котором исключено
по определению. Данная градация
отражает не только временную
дистанцию между рассказчиком и
самим событием, но и качественную
неоднородность прошлого, его
различный масштаб, а также
распределение сообщений о нем по
жанрам: миф -- созидание, космос;
"история" -- война, государство;
бытовой рассказ - частная жизнь,
современность 5.
Хотя на ранних этапах пробуждения
исторического сознания иногда
можно наблюдать "совмещение
последнего члена космологического
ряда с первым членом исторического
(или хотя бы квазиисторического)
ряда" 6, "хронотопы"
профанической современности,
героической истории и
космогонического мифа различаются,
так сказать, качественно. Обычно
миф в своей заключительной части
фиксирует скачкообразный переход
из одной пространственно-временной
системы в другую, от единичности
событий мифологических к
повторяемости профанных. Тем самым
устанавливается соотнесенность
мифа с повседневностью; профанное
время даже может быть представлено
как проекция мифологического -- в
известном смысле они параллельны.
Возникновение из хаоса космоса
(ситуация абсолютного
мифологического прошлого) прямо
воспроизводится в обряде (т.е. "в
настоящем"), когда
устанавливается соответствие
ритуального и мифологического
времени. Следовательно, происходит
возвращение из "настоящего" в
"прошлое", причем обе
"нулевые точки" -- начало
времени и центр пространства -- в
определенных случаях совпадают.
"Чтобы воспроизвести акт
творения в ритуале, необходимо
уметь находить "центр мира" и
тот момент, когда профаническая
длительность времени разрывается,
время останавливается и возникает
то, что было в "начале"" 7.
Таким образом, благодаря своей
постоянной активности и
неугасающей актуальности миф как
бы постоянно присутствует
"здесь" и "сейчас". Можно
представить себе, что для
мифологического сознания
существует некая "другая
реальность", которая способна
актуализоваться в "нашем"
пространстве и оказывать на
повседневную жизнь человека
ощутимое влияние (либо
благотворное, либо вредоносное -- в
зависимости от ситуации).
Для архаических традиций не
просто характерна вера в
реальность мифа -- в них словно бы
непосредственно присутствуют
воплощенные образы мифологических
персонажей. У сибирских народов,
например, они "способны
превращаться в видимый мираж, в
тени, как бы материализовываться,
становиться видимыми, вмешиваться
в жизнь людей, помогая в лечении, в
охоте", вселяясь в человека или
уходя от него; В.Я.Пропп предлагал
называть этот феномен "вторым
виденьем" (чтобы отмежеваться от
термина "фантазия", как раз
обозначающего то, что в
действительности не существует, а
создано творческим усилием) 8.
Наблюдения за ритмами ежегодно
засыпающей и возрождающейся
природы, за периодической сменой
годовых сезонов, фаз лунного
месяца, дня и ночи, порождают скорее
циклическое, чем линейное ощущение
времени. Ход его осмысливается не
как необратимая
последовательность, составленная
из сменяющих друг друга
неповторимых, но
взаимообусловленных событий,
участниками которых являются
единственные в своем роде
персонажи (индивидуальные или
коллективные), а как навечно
установленный сценарий
"первособытий" с их циклически
воспроизводимыми последствиями и
контекстами; этот сценарий вновь и
вновь проигрывается в обрядах и
других текстах культуры.
Основой концепции
"линейного" времени является,
вероятно, понимание необратимости
возрастных изменений в течении
человеческой жизни; проекция
подобных обобщенных наблюдений на
социальный и космический уровни
(которые на определенном этапе
общественного развития слабо
различаются) приводит к появлению
идеи "исторического" времени.
Модели "циклическая" или
"линейная" доминируют в тех
или иных традициях (Индия и страны
буддийской культуры, с одной
стороны, христианский мир, с
другой), однако их сочетание -- с
попеременным преобладанием, в виде
компромиссного синтеза --
обнаруживается практически
повсеместно. Продуктом такого рода
синтеза является, например,
представление о круговороте
реинкарнируемых душ в чередовании
смертей и новых рождений всех живых
существ; эта концепция получила
сложную разработку в
религиозно-философских учениях
Индии, но в гораздо более
примитивной форме ее легко
обнаружить и во многих архаических
культурах.
По основной своей направленности
миф этиологичен, т.е. он прежде
всего объясняет возникновение мира
и людского рода. Как уже было
сказано, это всегда рассказ о
прошлом, к которому возводится
происхождение нынешнего положения
вещей (относящегося к космосу, к
социальной общности, к отдельному
человеку). Это касается как
благоприятных сторон жизни
(возникновение культурных
достояний, включая предметы, тексты
и обычаи), так и отрицательных
(появление смерти, болезней,
пороков и т.п.), что в свою очередь
подразумевает изначальное
совершенство эпохи первотворения.
Отсюда проистекают представления
о гармоническом миропорядке в
прошлом ("золотой век"
греческой мифологии, "добрые
старые времена" обыденного
сознания, "благополучная
советская эпоха" и т.п.), о его
нарушении в настоящем и о всеобщей
деградации человеческого общества
и самого человека, его нравственной
и физической природы.
Об ожидаемом будущем
рассказывают эсхатологические
мифы, т.е. мифы о конце мира. Сюда
относится ожидание надвигающейся
космической катастрофы, конкретные
воплощение которой (Страшный суд и
светопреставление, "тепловая
смерть" вселенной, оскудение
природных ресурсов, истоньшение
озонового слоя) уже зависят от
арсенала знаний и образов, имеющих
определенную
культурно-историческую
обусловленность.
Эсхатологические мифы можно
представить себе как обращенную
вспять космогонию: конец света есть
обратный переход от космоса к
хаосу. Впрочем, "мифологическому
хронотопу" знаком и образ
грядущего царства справедливости
(ожидание рая на земле, построения
коммунистического общества,
исламского государства и других
форм "правильного"
мироустройства и т.д.), также
соотносимый с изначальной
гармоничностью эпохи
первотворения.
По своему возникновению
эсхатологические представления
вторичны, зависимы от концепций
циклического времени и от
космогонических мифов. В порядке
явно неслучайной аналогии следует
напомнить, что и в истории языка
будущее время является более
поздним, вторичным по
происхождению.
Надо добавить, что
эсхатологические темы могут
разрабатываться как в рамках
времени циклического (например,
древнеиндийская эсхатология,
предполагающая периодическое
разрушение и возникновение
огромной длительности космических
эр, своего рода эонов -- "кальп"
или "юг"), так и
"разомкнутого" линейного
(такова христианская апокалиптика).
Язык мифа
Глубинные смыслы, заключенные в
мифологических представлениях,
обретают словесное выражение в
мифологических текстах.
Мифологическая картина мира или
отдельный мифологический образ
могут быть представлены в них в
описательной форме (космография)
или в виде мифологического сюжета
(космогония).
Миф -- это практически всегда
рассказ о событиях и персонажах,
которые в той или иной традиции
почитаются священными (мифы о
сотворении мира, о потопе, о конце
света; мифы о Прометее, о Кришне, о
Ленине и т.д.). Подобные
повествования (обычно в той или
иной степени сакрализованные, т.е.
священные) могут рассматриваться
как особый жанр, прежде всего,
фольклорный.
Часто миф -- это слова самого
божества, сообщенные людям через
какого-либо посредника (шамана,
жреца, пророка) или свидетельства о
его деяниях. Они передаются далее
от поколения к поколению
специальными хранителями
сакрального знания (теми же самыми
шаманами, жрецами,
священнослужителями). В развитой
религиозной системе они помимо
всего прочего следят за
сохранностью и неизменностью
священного текста, считающегося
каноническим и противостоящего
ложным, апокрифическим сочинениям,
которые иногда признаются
подлинными в какой-либо другой
конфессиональной группе.
Трансляторами мифологической
информации являются не только
вербальные тексты, но также
изобразительные, монументальные,
архитектурные, ландшафтные и др.
Есть способы "мифологически
означить" любой их элемент
(сопутствуюшей надписью,
иконической эмблемой, символом и
т.д.). Мифологические сообщения
передаются и путем поддержания
вокруг какого-либо вещественного
объекта (как природного, так и
рукотворного) относительно
устойчивого ассоциативного поля
мифологических значений, причем в
конечном счете содержание
подобного "сообщения" может
оказаться довольно далеким от
"прототипического текста"
(хотя каждое новое поколение, как
правило, считает "свою версию"
вполне -- или даже наиболее --
адекватной "исходному
тексту").
Говоря о текстовой реализации
мифа, мы должны помнить, что она
является многоаспектной,
мифологические сообщения
передаются на разных уровнях
традиции -- вплоть до стилистики
входящих в нее текстов, также
содержащей немалое количество
мифологической информации.
Способ подобной кодировки прямо
зависит от разновидности текстов
культуры. Например, в
традиционалистских обществах это
будут произведения фольклора --
религиозно-магического,
обрядового, сказочно-эпического,
лирического, паремиологического и
т.д.; в культурах же более поздних
мифологическую информацию можно
обнаружить в весьма разнообразных
текстах -- от священных и
художественных до научных и
публицистических. В свою очередь
разновидность текста определяется
его функциональным амплуа,
тематическим обликом, формальной
структурой.
Речь идет, следовательно, не
только о словесном тексте как
таковом, по отношению к которому
слову "миф" ("предание,
сказание") возвращается его
первичное, этимологическое
значение, тексте мифологическом par
excellence, но и обо всем объеме
традиций, могущих рассматриваться
как мифологические.
Хотя язык мифа обладает огромными
потенциями символизации (а мир
символов по своим значениям в
высшей степени мифологичен), само
по себе мифологическое
повествование обычно вполне
конкретно и склонно передавать
свои обобщения через образы
предметного мира. Скорее всего,
изначально оно вообще не содержало
в себе аллегорий и умозрительных
идей, которые появляются в более
сложных религиозных системах,
составляя основу теологических
учений и соответствующих им
областей религиозного искусства.
Однако массовые, спонтанные устные
традиции до некоторой степени
сохраняют конкретность своего
образного строя -- даже в тех
случаях, когда нашему рационально
ориетированному зрению в них
видится условность и отвлеченность
от реальности.
Тем не менее, формулирование
важнейших обобщений и идей
различной степени отвлеченности (о
времени и пространстве, космосе и
хаосе, жизни и смерти, душе и судьбе
и т.д.) через наглядные образы
действительности приводит к их
повышенному насыщению
мифологической символикой, и они
начинают функционировать как язык,
выражающий мифологические или
мифо-поэтические смыслы (особенно в
текстах фольклора, древних и
средневековых литератур). Это
обусловливает использование
подобных образов для передачи
мифологической информации (или
даже вычитывание ее в текстах, в
которых она первоначально не была
заложена) 9.
Иногда мифологические темы лишь
косвенно отражаются в
повествовательных мотивах,
метафорах, эпитетах фольклора и
литературы, причем их
мифологический смысл обычно не
осознается. Например, когда в
бурятской хороводной песне
говорится о "земле [размером] с
потничек" (имеется в виду
площадка для танцев), то это
сравнение скорее всего отражает
мифологический мотив только что
созданной и еще не выросшей земли;
однако поющие об этом, конечно, не
подозревают. Когда в другой песне
танцующие поют: "Сухожилия ног
укрепим, глиняные тела облегчим"
10, они, естественно, не связывают
этот текст с глобально
распространенным мифологическим
мотивом, согласно которому человек
был вылеплен демиургом из глины 11,
хотя данный образ наверняка
восходит именно к нему; ср., в
частности, русскую апокрифическую
легенду о Ное Праведном, которому
Бог разрешает "лепить людей из
глины и теста" 12.
Вообще, особенно выразительна в
этом плане семантика поэтического
языка, который чрезвычайно
нагружен мифологической
символикой, живущей в словесном
тексте иногда даже независимо от
воли его создателя. Об этой стороне
языка поэзии писали практически
все его исследователи, начиная с
А.Н.Веселовского и А.А.Потебни.
Таким образом, миф можно
рассматривать не только как
арсенал мотивов и сюжетов для более
поздних повествовательных
формаций, но и как источник их
изобразительно-поэтических
средств -- многие из них
обнаруживаются еще в
мифологических текстах, хотя
подчас и не имеют там сугубо
эстетических функций.
Мифология и
современность
Мифологию невозможно свести к
сумме исторических заблуждений
человеческого разума. В результате
культурно-антропологических и
структурно-семиотических
исследований (в основном,
послевоенного времени) стала
очевидной регулятивная (а отнюдь не
только объяснительная) функция
мифа, выступающего как один из
важнейших механизмов организации
социальной, хозяйственной и
культурной жизни коллектива. Миф
удовлетворяет потребность в
целостном знании о мире, организует
и регламентирует жизнь
общественного человека (на ранних
этапах истории -- полностью, на
более поздних -- совместно с другими
формами идеологии, наукой и
искусством). Миф предписывает людям
правила социального поведения,
обуславливает систему ценностных
ориентаций, облегчает переживание
стрессов, порождаемых критическими
состояниями природы, общества и
индивидуума.
Разумеется, мифологическое
осмысление человеком духовного и
практического опыта, некогда
безраздельно господствовавшее, в
целом предшествует
рационально-логическому знанию. Но
отсюда не следует, что миф остается
лишь наследием далекого прошлого
или является уделом доживших до
нашего времени бесписьменных
традиций. Помимо мифологии
архаической (по отношению к которой
слово "миф" употребляется в
наиболее узком и специальном
значении), принято выделять также
мифологические компоненты
развитых религиозных систем:
буддизма, иудаизма, христианства,
ислама (расширительное толкование
данного понятия, с которым,
естественно, не согласятся
представители этих конфессий), и,
наконец, мифологические (в самом
общем смысле этого слова) элементы
культур (прежде всего -- массовой
культуры 13) и идеологий,
преимущественно Нового времени 14.
Так, атеистическая по форме и
устремлениям советская идеология,
во многих отношениях может быть
охарактеризована как
религиозно-мифологическая 15. Она
имеет собственную "священную
историю", свои "кануны" в
виде "революционных событий 1905
года" (действа, дублирующие
"главное" свершение и
предваряющие его), своих предтеч
("революционные демократы" XIX
века), своих демиургов и пророков,
подвижников и мучеников, свои
ритуалы и обрядовый календарь.
Движение времени отмечено
макрособытиями. В соответствии с
универсальной схемой космогенеза
акт творения нового мира
(Октябрьская революция) сменяется
его очищением от демонических сил
("продолжение классовой
борьбы") и "эпохой битв"
(Великая Отечественная война).
"Революционные праздники --
ритуалы и ритуализованные
партийные съезды, питаемые
революционно-магической энергией
"раннего" времени, -- как бы
воспроизводят и укрепляют это
"раннее" время в настоящем.
Сталин -- не просто исторический
продолжатель Ленина, а его как бы
перевоплощение ("Сталин -- это
Ленин сегодня")" 16.
Согласно данной картине мира, в
космическом центре, который имеет
форму ступенчатой пирамиды (модель
"мировой горы"), покоятся
нетленные мощи "вечно живого"
вероучителя и первопредка; для
пионеров (подростков, прошедших
обряд посвящения) и октябрят (детей,
еще не достигших возраста
инициируемых) Ленин - всеобщий
"дедушка", что соответствует
обозначению обожествленного
предка в мифологических традициях
разных народов мира (заметим, что
Сталин -- всегда только "отец"!).
Построение усыпальниц
основателям других
коммунистических государств,
повторяющих "главный"
мавзолей, знаменует расширение
освоенного мира
("социалистического лагеря"),
хотя сначала советское
правительство ревниво реагирует на
просьбу китайских коммунистов
помочь с бальзамированием тела
Сунь Ятсена (1925 г.) -- по причине
"уникальности сохранения тела
Ленина". Этот отказ
обусловливает развитие данной
отрасли в Китае и в известном
смысле предваряет будущее
советско-китайское конкурентное
противостояние (в котором Китай, --
кстати, в полном соответствии со
своими культурными традициями --
также претендует быть центром мира,
хотя бы пока и только
коммунистического). В итоге русские
бальзамируют Дмитрова, Чойбалсана,
Готвальда, Нето (все четверо умерли
в Москве), Хо Ши Мина, Бернхема, Ким
Ир Сена, а китайцы -- Сунь Ятсена, Мао
Цзедуна и Энвера Ходжу 17.
Одним из центральных для
советской мифологии является
"люмпенский миф о власти",
"миф об отчужденных
ценностях". "Массовое сознание
персонифицирует "злых
похитителей" в облике некоего
"бюрократического класса"
(интересное сложение массовой и
марксистской мифологии),
перехватывающего и присваивающего
предполагаемые блага" 18.
Эта схема достаточно
универсальна для современных
мифологических традиций. Так, в
некоторых колониальных владениях у
местных племен зафиксирован миф о
перехватывании белыми людьми благ,
направляемых богами туземцам (типа
культа Карго в Меланезии 19).
Обрядовая деятельность в таком
случае заключается в возвращении
этих благ их действительным
адресатам с помощью магических
процедур и создания специального
декорума -- скажем, имитации
посадочной полосы, на которую
должен приземлиться самолет,
доставляющий эти блага.
Аналогичные представления лежат
в основе и постсоветского
обыденного мышления. Например,
жители Юрьевца, достаточно
типичного для России волжского
городка, по словам местного
священника, свято верят в
реальность рисуемой
телевизионными сериалами
заморской жизни и убеждены, что там
никто не трудится, а за людей все
делают роботы. На нынешнюю власть
они в обиде именно за то, что после
падения советского режима подобная
жизнь была им якобы обещана, но не
досталась 20 -- так сказать,
присвоена "московским
начальством"; это
обстоятельство, кстати, позволяет
усмотреть некоторые
мифологические "обертоны" и у
понятия "приватизация" в его
современном обыденном понимании и
употреблении.
Здесь можно усмотреть реализацию
мифологической модели, известной, в
частности, по народным утопическим
легендам о запредельных или просто
далеких землях 21: западный мир
оказывается воплощенным земным
раем, где мечта о грядущем
блаженстве предстоит уже
осуществленной, точнее
перенесенной из плоскости
временной в пространственную.
Окончательный распад
"классового" мифа в последнее
десятилетие (а начался этот
процесс, естественно, много раньше)
привел к выдвижению на
идеологическую авансцену мифа
национального. "Присвоение
мифа", сопровождающееся
некоторой "игрой со знаками" 22,
произошло без радикальной смены
символов, эмблематики и
идеологических клише; центральные
персонажи и атрибуты советской
мифологии, утратив наследственный
"семантический шлейф", легко
встроились в новую (точнее, в не
совсем забытую старую)
идеологическую систему. Смысловые
подстановки и замещения соединили,
казалось бы, совершенно
несоединимое:
"воинов-интернационалистов" --
с выполнением ими в Афганистане
"своего патриотического
долга" и т.п.
Кстати, национальная идея обычно
и приходит на смену религиозной.
Так было в Европе на рубеже XVIII-XIX в.,
когда подъем национального
сознания, прямо связанный с упадком
религиозности, потеснил ее
(опираясь на романтическое
"неоязычество"), проник во
власть и распространился в
обществе 23. В наши дни роль
"неоязычества" играет
эклектическая смесь скверно
понятых фрагментов древнерусской
(или "древнеславянской")
культуры, фольклорных традиций,
элементов средневековой мистики, с
одной стороны, и квазинаучных
представлений, циркулирующих в
массовом сознании, с другой.
Национальная мифология
Неправильно полагать, что
массовое сознание (которое скорее
должно бы называться "массовым
подсознанием") мифологизируется
только в новейшее время -- оно
вообще мифологично по своей
природе.
Мы являемся свидетелями того, как
по идущим из глубины веков
архаическим моделям в современной
политике и идеологии воссоздаются
старые мифы в новых социальных и
национальных оболочках. Двадцатый
век показал, к каким чудовищным
последствиям приводит их
реализация на практике.
Здесь встречаются мифология
спонтанная, идущая снизу, со всеми
входящими в нее комплексами
национального самоощущения
(исключительности/ущемленности) и
мифология "искусственная",
конструируемая с идеологическими и
политическими целями внутри
отдельных интеллектуальных или
властных групп.
Опыты такого рода
предпринимаются еще в эпоху
романтизма. Начавшиеся именно
тогда исследования национальной
мифологии и национальных
древностей почти с неизбежностью
включают в себя произвольные
достраивания реконструируемой
системы до некой умозрительно
понимаемой "полноты",
ориентирующиеся на освященный
традицией образец (как правило, это
-- античная мифология с ее обширным
пантеоном богов и богатой
сюжетикой).
Мифологизаторство XIX-XX в.
демонстрирует множество
проявлений данного процесса в
художественной практике,
философии, идеологии и политике. К
мифологическим моделям обращаются
писатели-модернисты в своих
экспериментаторских поисках 24.
Ницше и Фрейд (и их многочисленные
последователи) конструируют свои
собственные мифологические модели
("апполоническо-дионисийскую"
и "эдипову"), лишь косвенно
связанные с прототипическими
традициями, но имеющие
самостоятельные и весьма
значительные перспективы в
западной культуре XX века (это в
особенности относится к мифологии
фрейдизма).
Идеологи националистических
движений также весьма вольно
интерпретируют памятники старины,
прибегая и к мистификациям (типа
"Велесовой книги"), создают
собственные неоязыческие
религиозно-мифологические системы
("культ Вотана" в Германии,
"диевтуриба" в Латвии,
"ромувяй" в Литве 25 и т.п.). В
сущности, они навязывают свою
продукцию национальной древности --
не столько как разысканное и
выявленное, сколько как должное --
чему, по мнению реконструкторов,
подобало бы существовать.
Так, согласно создателям
придуманной религии
"диевтуриба", она -- лучшая на
свете, и латыши, издревле
обладающие ей, являются
счастливейшим из народов.
Божественное откровение пронесено
через века вопреки завоеваниям,
чуждым верованиям и чуждому образу
жизни. Конечно, авторы не отрицают,
что подобное божественное
откровение есть у всякого народа,
однако латышский -- особо
богоизбранный, мессианский. "Бог
латышей может жить только на
латышской земле", "Не
латышский Бог, но Бог латышей" 26.
"Рациональное" и
"мифологическое" знание
Конечно, современная мифология не
равна архаической уже хотя бы
потому, что существует она рядом с
бурно развивающимся позитивным
знанием, из арсенала которого имеет
возможность черпать материал для
построения своих образов и
аргументов. Так, мотивы прорыва в
упорядоченный космос демонических
сил обретают псевдодоказательную
форму уфологических
"экспертиз"
("планетарный" уровень) или
складываются в концепцию
политического заговора "сил
мирового зла" (уровень
"национально-государственный").
Как правило, сообществом
"подлинно человеческим",
страдающим в результате агрессии,
оказывается "свое
национальное", тогда как
противостоящие им демонические
силы -- будь то пришельцы из космоса,
безжалостно экспериментирующие
над людьми, или коварные
иностранцы/иноверцы/инородцы в
равной мере представляют собой
античеловеческое начало.
Хотя состав коллективных
представлений обновляется
сообразно изменениям
культурно-исторических
обстоятельств, его структура
сохраняет относительное
постоянство. Это дает основание
говорить о мифологическом
компоненте любой культурной
традиции, по-видимому
обусловленном самой ее природой, а
также усомниться в слишком резком
разграничении "рационального"
и "мифологического" знаний
(для обыденного мышления во всяком
случае). Они составляют
своеобразное двуединство -- с
попеременным преобладанием того
или другого в разных видах
человеческой деятельности и в
разные периоды истории.
Отсюда следует, что мифология
вообще не является какой-то
отдельно существующей частью
духовной жизни -- ею пронизана вся
культурная, художественная и
идеологическая практика, включая
области казалось бы вполне
позитивно-рациональные
(относящиеся к политике, экономике,
медицине и др.), но все же
опирающиеся на определенные
ценностные ориентиры и на метафоры
обобщенных эмпирических
наблюдений. Конечно, периодически
возникающий кризис доверия к
научному мышлению ведет к особой
активизации мифологического
начала в общественном сознании, чем
небезуспешно манипулируют
политики, используя организующие
возможности мифа и как текста, и как
системы представлений, и как типа
знания. Но надо помнить, что
инструментом манипулирования
могут быть и другие формы идеологии
(искусство, наука), содержащие в
себе мифологические элементы, а сам
миф в наше время охотно рядится в
квазинаучные одежды и прибегает к
квазинаучным доказательствам
своей истинности и правоты.
1 Чернышов А. Современная
советская мифология. Тверь. 1992, с. 14.
2 Мелетинский Е.М. Миф и
двадцатый век // Избранные статьи.
Воспоминания. М., 1998, с. 421.
3 Осорина М.В. Секретный
мир детей в пространстве мира
взрослых. СПб.[-М.-Харьков-Минск], 1999,
гл. 3.
4 Подосинов А.В.
Картографический принцип в
структуре географического
описания древности (Постановка
проблемы) // Методика изучения
древнейших источников по истории
народов СССР. М., 1978; Мельникова Е.А.
Образ мира. Географические
представления в Западной Европе.
V-XIV века. М., 1998, с. 3-15.
5 Новик E.С. К типологии
жанров несказочной прозы Сибири и
Дальнего Востока // Фольклорное
наследие народов Сибири и Дальнего
Востока. Горно-Алтайск, 1986, с. 39-40.
6 Топоров В.Н. От
космологии к истории (к
характеристике раннеисторических
описаний) // Тезисы докладов IV
Летней школы по вторичным
моделирующим системам, Тарту, 1970, с.
59.
7 Там же, стр. 58
8 Лебедева Е.П. О фольклоре
нанайцев // В.А.Аврорин. Материалы по
нанайскому языку и фольклору. Л., 1986,
с. 13-15.
9 О проблеме
мифо-поэтического языка сказано
чрезвычайно много. Практически все
написанное по стилистике фольклора
и многое -- по стилистике
традиционной книжной литературы
так или иначе касается тех
мифологических значений, которые
могут быть обнаружены в языке
художественной словесности.
10 Дугаров Д.С.
Исторические корни белого
шаманства. М., 1991.
11 Thompson S. Motif-Index of Folk-Literature.
6 vols. Copenhagen - Bloomington, 1955-1958, А-124.4.1.
12 Афанасьев А.Н. Народные
русские легенды. Предисл., составл.
и коммент В.С.Кузнецовой.
Новосибирск, 1990, N 14.
13 О проблемах современной
мифологии и массового сознания
существует довольно большая
литература. См. прежде всего: Барт Р.
Мифологии. М., 1996.
14 См., в частности: Лезов
С.И. История и герменевтика в
изучении Нового Завета. М., 1996. С. 14-15.
15 См.: Чернышов А.
Современная советская мифология;
Мелетинский Е.М. Миф и двадцатый
век.
16 Мелетинский Е.М. Миф и
двадцатый век, с. 423
17 Алексеев А. Немного
осталось // Коммерсант, N 152, 25.08.1999, с.
6.
18 Чернышов А. Современная
советская мифология, с. 20, 24.
19 Уорсли П. Когда
вострубит труба. Исследования
культов Карго в Меланезии. М., 1963, с.
254 и др.
20 Запись 1999 г.
21 Чистов К.В. Русские
народные социально-утопические
легенды XVII-XIX вв. М., 1967, гл.II.
22 Чернышов А. Современная
советская мифология, с. 7, 11.
23 Рыжакова С.И. Dievturiba.
Латышское неоязычество и истоки
национализма. М., 1999
("Исследования по прикладной и
неотложной зтнологии" Ин-та
зтнологии и антропологии РАН.
Документ N 121), с. 29; Шнирельман В.А.
Неоязычество и национализм
(Восточноевропейский ареал). М., 1998
("Исследования по прикладной и
неотложной зтнологии" Ин-та
зтнологии и антропологии РАН.
Документ N 114); Шнирельман В.
Неоязычество на просторах Евразии
// Диа-Логос. Религия и общество:
1998-1999. Альманах. М., 1999, с. 201-215;
Прибыловский В. Русское
неоязычество -- квазирелигия
национализма и ксенофобии // Там же,
с. 137-160.
24 Мелетинский Е.М. Поэтика
мифа. М., 1975 (2-е изд.: 1995), гл. III.
25 Карл Густав Юнг о
современных мифах. М., 1994; Рыжакова
С.И. Dievturiba. Латышское неоязычество и
истоки национализма.