Публикуется
в измененном автором
варианте. Впервые
напечатано:
Пашко О.В. Сирин
и Алконост в поэзии
Николая Клюева: К вопросу о
влиянии на неё
старообрядческих
настенных листов //
Православие и культура. —
Киев, 2002. — № 1-2. — С. 99-109
В этой статье
речь пойдет об отражении в
тексте поэзии Н.А.Клюева
образов мифологических
птиц Сирина и Алконоста
как одного из
замечательных компонентов
старообрядческого
бестиария, соединившего
древнерусские книжные
традиции и фольклорные
представления Русского
Севера. Для сравнения с
текстами поэта
привлекаются
старообрядческие
настенные листы,
излюбленными сюжетами
которых, не встречающимися
в других памятниках
народного
изобразительного
искусства, и являются
“изображения
сладкогласных
полуптиц-полудев Сирина и
Алконоста”[1].
Кроме Сирина и
Алконоста, в произведениях
Клюева обнаруживаются
образы следующих
фантастических птиц:
Гамаюн, Финист, Феникс,
Птица-Фиюс, Куропь,
Габучина, Дребезда, Кува,
Птица-Обида, Жар-птица;
особую группу составляют
нечистые птицы — Чирея,
Грызея, Подкожница, птица
Удавница. Любопытным было
бы сопоставление этого
списка с тем, который
находим у
исследовательницы
мифологической лексики
Русского Севера
О.А.Черепановой:
“Лекан-птица (Перм.), птица
Дураль (Арх.), Могут-птица
(Перм.), Комор-птица (Яросл.),
Ногай-птица (Арх.), вотрогот
(вострогор), гоностать”[2].
Сирин
Е.И.Иткина
указывает на
существование двух
разновидностей “листов с
птицей Сирин: одна имеет
развернутый сюжет, а
другая представляет
изображение только самой
птицедевы. <...> Большая
часть картинок с
развернутой легендой
восходит к общему
оригиналу, хотя все имеют
отличительные особенности
в облике Сирина, в
изображении толпы людей,
пугающих птицу шумом”[3].
Картинки с развернутым
сюжетом имели следующую
структуру: “В картуше
название «Птица Сирин
святого и блаженного рая»
и текст: «Аще человек глас
ея услышит, пленится
мысльми и забудет вся
временная и дотоле вслед
тоя ходит, дондеже пад
умирает, гласа ее слышати
не престает». Около головы
Сирина надпись: «Видом и
гласом». Под картинкой
заглавие: «Есть же о птице
сей сказание таково». Ниже
текст: «В странах
индийских (яже прилежат
ближайши блаженному месту
райскому) обычай имеет
являтися птица сия и
глашати песни таковы,
яковы же слух... возлетати
жилищам, и скорейши нежели
орел скоропарною
быстростию от вреды шумов
вземшеся, к тому не являема
бывает»[4].
Напомним, что тема Индии
широко представлена в
поэзии Клюева, на что
указывают многочисленные
произведения поэта: “Белая
Индия”, “О ели, родимые
ели...”, “Печные прибои
пьянящи и гулки...”, “Под
древними избами, в красном
углу...”, “Вылез тулуп из
чулана...”, поэма “Погорельщина”,
статья “Порванный невод”,
предисловие к сборнику “Изба
и поле” и др. Индия
предстает здесь как
райская страна, иное
царство, ведь “нди — в другом
месте, в другой раз”,
именно таково олонецкое
прочтение этого слова”[5].
Птица
Сирин святого и
блаженного рая (Иткина
Е.И. Русский
рисованный лубок
конца XVIII — начала XX.
Альбом, — М., 1992).
Сирин и Алконост
изображались и на
поморских рисованных
картинках, этим птицам
специально не посвященных,
например на листе
“Сотворение человека,
жизнь Адама и Евы в раю,
изгнание их из рая”, здесь
птица сидит на одном из
деревьев райского сада. На
листе “Древо разума”
Сирины расположились на
кустах, окружающих главное
Древо, на листьях-полосах
которого “написаны
поучения человеку по
поводу нравственной
жизни”[6].
Текст этого поморского
листа связан с писаниями
чтимого поэтом протопопа
Аввакума: Сирин в его
понимании “есть птица
краснопеснивая”, и
обретается она “к востоку
близ рая, во аравитских
странах, в райских
селениях живет и, егда
излетает из рая, поет песни
красныя и зело неизреченны
и невместимыю человечю
уму; егда же обрящет ея
человек и она узрит его,
тогда и паче прилагает
сладость пения своего.
Человек же слышавше
забывает от радости вся
видимая и настоящая века
сего и вне бывает себя,
мнози же и умирают
слушавше, шествуя по ней,
понеже красно и сладко
пение, и есть не захочет
горюн, от желания своего”[7].
Многочисленны
примеры того, что Клюев
изображал Сирина птицей
райской, причем рай
олицетворяется в образе
дерева, сада, избы
(запечья), Руси, человека,
Слова (Словесный рай).
Многие из этих имен рая
совпадают со
старообрядческой
традицией представления
обители праведников. Итак,
повторимся, Сирин — птица
райская: “Пир мужицкий
свят и мирен / В хлебном
Спасовом раю, / Запоет на
ели Сирин: Баю-баюшки-баю”“Поддонный
псалом”[8];
здесь, как видим, Сирин
соотнесен с
реконструируемым из
текстов Клюева “хлебным”
кодом, который
манифестируется в
следующих образах: плуг,
соха, косуля, жернов, цеп,
овин, гумно, печь, квашня и,
собственно, зерно, колос,
сноп, дрожжи, коврига, рожь,
пшеница, посев зерна,
жатва, выпечка хлеба и др.
В другом
поэтическом контексте
Сирин соотнесен со стихией
народной речи, “Где рай
финифтяный и Сирин / Поет
на ветке расписной, / Где
Пушкин говором просвирен /
Питает дух высокий свой”“Где
рай финифтяный и Сирин…”340.
Естественно, в связи с раем
(“Древесной крови дух
дойдет до Божьих звезд, / И
сирины в раю слетят с
алмазных[9]
гнезд…” “Звук
ангелу собрат, бесплотному
лучу…”из
цикла “Земля и железо”295)
появляются и образы Древа
Жизни, Сирина и Слова: “Хорошо
с суслоном «Свете» петь, /
С колоском в потемках
повенчаться, / И рукою
брачной постучаться / В
недомысленного мира
клеть. / С древа жизни
сиринов вспугнуть, / И под
вихрем крыл сложить
былину…”“На
овинной паперти Пасха…”320.
Немаловажен и
тот факт, что в восприятии
лирического героя поэзии
Клюева Сирин живет за
печкой, месте сакральном: “В
приятстве моль со
свечкой, / И не цветет за
печкой / Сусальное крыло. /
Ау, прекрасный Сирин! / В
тиши каких кумирен / Твой
сладостный притин?” “Песнь
о Великой Матери”738.
Но что же это за “запечная
тайна и рай”, где растет “Древо
Жизни”, цветет “сусальное
крыло” Сирина,
находится “Китеж”,
“седое поморье, гусиные
дали”, царство “многоценней
златниц”, где “как
сон, запечный ручеек”, а
также “гремит запечный
прибой”, где “отрочья
весна”, “Чародейной
речью / Шепчется Оно” и
даже присутвуют “София —
Орлица запечных ущелий”
и “запечный Христос”?
По этнографическим данным,
запечье могло называться
словом “голбец”, которое,
в свою очередь, обозначало
как погреб, так и могильный
памятник[10].
То есть запечье и
относится к месту, “яже
прилежит ближайши
блаженному месту
райскому” (с
мифопоэтической точки
зрения темное запечье
соотносится с наиболее
сакральными частями храма[11]),
и предстает как обитель
предков, что особенно для
нас важно, так как Сирин
связан с предками: “По
зеленым вёснам / Прилетает
к соснам / На отцов
могилы / Сирин
песнокрылый. / Он, что юный
розан, / По Сигвцу прозван /
Братцем виноградным, / В
горестях усладным...”[12]“Погорельщина” 678. Отношение староверов к “праотцам”
было совершенно особенным:
“для всех поколений
старообрядцев неизменным
остается утверждение: Бог
отринет того, кто свернул с
дороги “праотцов”. <...>
то есть участь на Страшном
Суде в старообрядческом
представлении
предопределена признанием
или отвержением со стороны
собора “праотцов”[13].
Теперь хотелось
бы остановится на тропе
“братец виноградный”. Восходит
эта образность к
Евангелию: “Аз есмь лоза,
вы же гроздие” (Ин. 15, 5) и
имеет евхаристическое
содержание. Одно из
фундаментальных
произведений Семена
Денисова носит название
“Предивный и
всесладчайший виноград
Российския земли...”,
именно так именует автор
мучеников и святых,
пострадавших за веру.
Известен также поморский
настенный лист, получивший
ученое название
“Иллюстрация к тексту 79
псалма Давида о насаждении
виноградной лозы”[14].
Живет Сирин на
ставнях: “А ставень
дедовский провидяще
грустит: / Где Сирин —
красный гость <...> А
Сирин на шестке сидит с
крылом подбитым, / Щипля
сусальный пух и сетуя на
мир”“В
избе гармоника: «Накинув
плащ, с гитарой…»”370).
Иными словами, не
защищенное райской птицей
окно, “не зааминенные”
двери открывали Хаосу
дорогу в священный мир “Отчего
дома”,“Украшенного
Чертога”[15].
Является Сирин,
наряду с другими
сказочными персонажами,
символом загадочной,
священной Руси: “Горыныч,
Сирин, Царь Кащей, — / Всё
явь родимая, простая, / И в
онемелости вещей /
Гнездится птица золотая““Мужицкий
лапоть свят, свят, свят!”227.
А вот как звучит вопрос
призванных на войну
крестьян, чаявших увидеть
в городах старую Русь: “Где
ж Сирин и царские бармы?”“Песнь
о Великой Матери”798,
возникает мотив уходящей
Руси-Китежа: “В горенке
Сирин и Китоврас /
Оставили помёт, да перья“ “Русь-Китеж”411[16].
В рецепции
Клюевым образа Сирина
нужно подчеркнуть два
момента. Во-первых, его
связь со свирелью любви,
например, в сцене “Песни
о Великой Матери”,
где он поет Параше: “Тут
ясный Сирин не стерпел / И
на волхвующей свирели, /
Как льдинка в икромет
форели, / Повывел сладкое
«люблю»...”715. Во-вторых,
эта сказочная птица
выступает в роли вестника,
в чем проявляется его
ангелическая природа: “Сирин
мне вести носил / С плах и
бескрестных могил”“Песнь
Солнценосца”365;
“Вдруг Сирина голос
провеял в тиши: / «Лесные
невесты, готовьтесь к
венцу, / Красе ненаглядной
и саван к лицу!”«Песнь
о Великой Матери»705.
Предстает она и в образе
учителя (“Ель Покоя
жилье осеняет, / А в ветвях
ее Сирин гнездится: / Учит
тайнам глубинным
хозяйку, — / Как взмесить
нежных красок опару…” “Поддонный
псалом”289) и утешителя, “в
горестях усладного”.
Интересно, что
Сирин у Клюева чаще всего
поет “Кирие елейсон!”
(то есть “Господи,
помилуй!”), реже “Баю-баюшки-баю”
и “Люблю”.
Эта птица также
соотносится с
человеческим телом.
Причем, поскольку она
свила гнездо в сердце, то
последнее уподобляется
Сирину: “...сердце
Сирином в коруне / Вот-вот
на кровь пожаром дунет...”“Годы”621.
А поскольку Сирин — “птица
краснопеснивая”, то,
естественно, связана она и
со слухом[17]:
“Чтобы роили поколенья /
Узорных сиринов в ушах /
Дырявым штопалкам на
страх!”“Песнь
о Великой Матери”780.
Чрезвычайно ярко
и характерно в поэзии
Клюева представлен
внешний облик птицы.
Во-первых, Сирин иногда
выступает не только “двуглавым”,
но и “двуликим”: “Когда
в Сигвец,
златно-бел, / Двуликий
Сирин прилетел. / Он сел на
кедровой вершине, / Она
заплакана доныне...” “Погорельщина”679.
Важно тут
отметить близость мотивов
слез и Сирина. Плач в
средневековой культуре
был атрибутом добродетели,
о чем свидетельствует
сюжет поморского
настенного листа “Душа
чистая”: “Душа чистая
представлена девой в
короне, стоящей на луне. В
правой руке она держит
букет цветов, в левой —
кувшин со слезами,
гасящими пламя”[18].
Подчеркнем, что
“двуглавость” и
“двуликость” Сирина
могла выступать знаком
раскола, ведь неслучайно
птица поет именно “Кирие
елейсон!”. Вспомним
обращение протопопа
Аввакума к царю Алексею
Михайловичу:
“Воздохни-тко по-старому,
какъ при Стефан бывало,
добренько, и рцы по рускому
языку: “Господи, помилуй
мя, гршнаго!” А
киръелейсон-оть оставь:
такъ ельленя говорять,
плюнь нанихъ! Ты, веть,
Михайловичь, русакъ, а не
грекъ. Говори своимъ
природнымъ языком...”[19].
Соотносится Сирин и с
российским
государственным гербом: “Двуглавый
орел — государево
слово — / Перо обронил: с
супостатом война!”“Песнь
о Великой Матери”796.
“Двуглавость” может
также указывать и на
соединение двух миров —
горнего и дольнего, — и на
несовершенство, ведь одно
из значений, которым была
наделена птица Сирин в
древнерусской
книжности, — это
нетвердый в вере человек.
Интересно, что Сирин
соотносится и со сверчком,
в античной традиции
символизирующим, как
известно, поэта: “А
Сирин, притаясь за
печкой, / Свирель
настраивал сверчком...”“Песнь
о Великой Матери”715.
В одной из
вышеприведенных цитат из “Песни
о Великой Матери”
говорится о “сусальном”
крыле Сирина. Как нам
кажется, в данном
контексте “сусальный”
отсылает к той “блаженной
злати” икон, к тому
“иконописному миру”,
населенному “звукоангелами»[20],
ассистке, о которой
П.Флоренский говорит: “Это
золото есть чистый
беспримесный свет, и его
никак не поставишь в ряд
красок, которые
воспринимаются как
отражающие свет <...>.
Ассистка, это наиболее
определенное применение
золота, есть выражение не
вообще силовой онтологии,
а сил Божественных —
сверхчувственной формы,
пронизывающей видимое»[21].
Сирин, птица
удивительно красивого
голоса, соотносится в
поэтических текстах
Клюева с их лирическим
героем (“Я — древо, а
сердце — дупло, / Где
Сирина-птицы зимовье…” “Я —
древо, а сердце — дупло…”326;
“И пал ли Клюев
бородатый, / Как дуб,
перунами сраженный, / С
дуплом, где Сирин
огневейный / Клад
стережет — бериллы,
яхонт?..” “Клеветникам
искусства”574).
Напомним, что мотив
древа — древнейший
мифопоэтический образ —
довольно часто
встречается в поэтической
речи Клюева (“Древо
Жизни”, “Словесное
древо”, “Ель Покоя”,
“древо песни”, “райское
древо”, “Громовое древо”,
“крылатое древо”, “древо
человека”, “золотое
церковное древо”,
“Крестное древо”, “Ель
Покоя”, три дуба —
“Премудрость, Любовь и
волхвующий Труд”, “древо
справедливости”,
“народов ствол”,
“родословное древо
искусства”, голое “древо
зла”, “Неопалимое
Древо” и другие). Однако
разнообразные варианты
образа “мирового древа”
реализуются и в
старообрядческих
настенных листах, как,
например, в следующих
сюжетах: “Родословное
дерево Андрея и Семена
Денисовых”, “Десять
настоятелей Выгорецкого
общежительства”, “О
добрых друзях
двенадцати”, “Древо
полезные советы”, “Из
алфавита духовного”,
“Древо разума”, “Семь
смертных грехов”. В связи
с образом лирического
героя возникает у Клюева и
оригинальная поэтическая
конструкция “буквенного”
Сирина: “Светлому внуку
незрим / Дух мой в
чернильницу канет / И
через тысячу зим /
Буквенным Сирином станет”“Шепчутся
тени-слепцы…”330.
Отождествление с
Сирином-певцом
используется и при
создании поэтического
портрета певицы Надежды
Обуховой: “А мы, холуи,
зенки пялим, — / Не видим,
что Сирин в бархатной
зале, / Что сердце райское
под белым тюлем / Обжжено грозовым
июлем…” “Баюкало
тебя райское древо…”618.
В древнерусском
бестиарии, согласно
наблюдениям О.В.Беловой,
Сирин символизировал
амбивалентные понятия. С
одной стороны, пение этой
птицы “служит
обозначением
божественного слова,
входящего в душу
человека”, с другой — это
указание на “нетвердых в
вере людей”, а также
“еретиков, вводящих... в
заблуждение”. Интересно,
что в переводе Хроники
Георгия Амартола
вспоминаются птицы, “иже и
сирины нарицаются, рекше
вилы”; здесь сирины
сравниваются с известным
женским персонажем
ю.-славянской народной
демонологии[22].
Характеризуя
символику этой птицы у
Клюева, следует учитывать
не только тот факт, что
Сирин — райская
птицедева, что ее пение,
как мы уже отмечали, в
древнерусской книжности
“служит обозначением
божественного слова”, но и
то, что Сирин созвучен с
именем сирийского святого
Ефрема Сирина, которого в
богословской традиции
принято называть
“пророком сириян” и
“арфой Святого Духа”[23].
Эта коннотация позволяет
именовать “сиринами”
и русских святых: “То
было на праздник Бориса и
Глеба — / Двух сиринов
красных, умученных
братом”“Песнь
о Великой Матери”796.
Для Клюева пение
Сирина — это знак
истинного Слова, той песни
и той поэзии, символом
которой является бирюза,
на дне которой “избяная
Индия”:
“Если
средиземные арфы живут в
веках... то почему же
русский берестяный Сирин
должен быть ощипан и
казнен за свои
многопестрые колдовские
свирели — только лишь
потому, что серые, с
невоспитанным для музыки
слухом обмолвятся люди,
второпях и опрометно
утверждая, что товарищ
маузер сладкоречивее
хоровода муз?”[24].
Алконост
Другая райская
птица, часто встречающаяся
в старообрядческих
настенных листах,
Алконост, по облику весьма
схожа с Сирином, однако,
как отмечает О.В.Белова,
имеет одно существенное от
него отличие: она всегда
изображалась с руками.
Нередко в руке птицедева
держит свиток с изречением
о воздаянии в раю за
праведную жизнь на земле.
Алконост, как и Сирин,
пленяет людей своим
пением, причем настолько,
что человек обо всем
забывает. С этой птицей в
древнерусской книжности
связывалось также
предание о днях
алконостных — семи днях,
когда Алконост
откладывает яйца в морскую
глубину и высиживает их,
сидя на поверхности воды, в
это время он усмиряет бури.
Алконост был примером
“проявления
божественного промысла»[25].
Птица райская
Алконост (Иткина Е.И.
Русский рисованный
лубок конца XVIII —
начала XX. Альбом, — М.,
1992).
Е.И.Иткина
опровергает сложившееся
“у некоторых
исследователей, а также в
обыденном сознании”
устойчивое представление,
что “в народном искусстве
Сирин — птица радости, а
Алконост — птица печали”.
Исследовательница
возводит его к картине
В.М.Васнецова “Сирин и
Алконост. Песня радости и
печали” (1896): “Более
ранних образцов
противопоставления
символики Сирина и
Алконоста нам не
встречалось, и
следовательно, можно
считать, что оно пошло не
от народного, а от
профессионального
искусства...”[26].
Совершенно в
духе поморского листа, у
Клюева Алконост — птица
райская (“В закатном
лаке Алконост / Нам вести
приносил из рая, / В уху
ершовую ныряя…” “Письмо
художнику Анатолию Яру” 580-581), он забирает
кружевницу Проню из
Сиговца в мир горний (“Погорельщина”).
Вот еще пример: “В
державном граните, в
палящем алмазе, / Поют
алконосты и дум голоса. /
Под сон-веретёнце печные
тропинки / Уводят в алмаз,
в шамаханский узор...”“Олений
гусак сладкозвучнее
Глинки…”319.
Как нам кажется, алмаз
тут — метонимическое
обозначение рая, точно
такую же образность мы
встречаем и при описании
Сирина.
Неизменно эта
птицедева со сладостным
голосом упоминается в
связи со словом, гнездится
она в “Словесном рае”:
“Золотые дерева / Свесят
гроздьями созвучья, /
Алконостами слова /
Порассядутся на сучья. /
Будет птичница-душа / Корм
блюсти, стожары пуха, / И
виссонами шурша, / Стих
войдет в Чертоги Духа” “Миллионам
ярых ртов…”383-384. “Алконостную
Россию” лирический
герой Клюева представляет
именно словесным
пространством: “Я
алконостную Россию /
Запрятал в дедовский
сусек. / У Алконоста
перья — строчки, /
Пушинки — звездные
слова…” “Меня
Распутиным назвали…”354.
Еще одно подтверждение
мысли о том, что Алконост у
Клюева соотносится с
образом истинной России,
словесной, можно видеть в
строках о родном крае из “Плача
о Сергее Есенине”:
“Приснился ты белицей —
/ По бровь холстинный
плат, / Но
Алконостом-птицей / Иль
вещею зегзицей / Не кануть
в струнный лад” 661.
Эта птица — знак
Руси, ее жизни и песни (“Ах,
кто же в святорусском
тверд — / В подблюдной
песне, Алконосте?”“Мне
революция не мать…”577),
это и родные города (“Взгляни
на Радонеж крылатый. /
Давно ли — светлый
Алконост, / Теперь ослицею
сохатой / Он множит тленье
и навоз!” “Каин”[27]),
и архитектурные
сооружения (“И
многопестрым Алконостом /
Иван Великий смотрит в
были, / Сверкая златною
слезой”“Есть
демоны чумы, проказы и
холеры…”
из цикла “Разруха”631).
В поэзии Клюева
воспроизводятся и
изображения этой “сладкоголосной
птицы” на вещах,
атрибутах крестьянского
быта, где они выполняют
функцию знака,
сакрализующего предмет: “…лавка /
С певуном-Алконостом на
спинке…”“С
хитрым стулом умерла
лавка…”454,
у лампады “Ушки — на
лозах алконосты…” “Песнь
о Великой Матери”713;
“Вспорхнув с лампады,
алконосты / Садились на
печальный плат” “Песнь
о Великой Матери”714.
Эта райская птицедева с
дивным голосом может быть
вещью, “дивно
вырезанной”: “Резчик
Олёха — лесное чудо <...>
Повысек птицу с лицом
девичьим, / Уста закляты
потайным кличем”“Погорельщина”671.
Иными словами, тело
Алконост получает от “древа”,
а дух, ум и слово дается от
книги: “Заполовели у
древа щеки, / И голос
хлябкий, как плеск осоки, /
Резчик учуял: «Я —
Алконост, / Из глаз гусиных
напьюся слез!»” “Погорельщина”671.
Роль книги в
старообрядческой культуре
трудно переоценить, а по
наблюдениям А.М.Панченко,
различное отношение к
книжному наследию будущих
вождей старообрядчества и
их идейных противников
явилось одной из причин
раскола[28].
Так же, как и
Сирин, Алконост связан с
плачем. Образ пьющей слезы
птицы мы встречаем в
скопческих стихах: “Из
очей слез реки лейте: /
Птицу райскую лелейте! /
Птица любит слезы пить, / И
научит вас как жить, / Как
живому Богу служить, / На
земле жить не тужить, /
Хоть головушку сложить, /
Да отцу верно послужить, /
Верным праведным
угодить, / Свою душу
украсить...»[29].
В поэзии Клюева
Алконост в соответствии с
традиционной символикой
птицы является символом
души, души певчей: “И
взлетит душа Алконостом /
В голубую млечную медь, /
Над родным плакучим
погостом / Избяные крюки
допеть!”“Проститься
с лаптем-милягой…”478.
Отождествляется она и со
стихиями, в частности, с
ветром, например: “В
ракитах ветер-Алконост /
Поет о Мекке и арабе, /
Прозревших лик карельских
звезд” “Я —
посвященный от народа…”391.
Алконост у
Клюева — птица
светоносная, “светлая”,
ее “пушинки — звездные
слова”. Среди настенных
листов, созданных в
подмосковном гуслицком
центре, встречается
“Календарная стенка”, где
на плоскости листа
“размещены таблицы
исчисления дней, “часов”,
а также изображения
звездного неба, птиц
Сирина и Алконоста и др.”[30].
Итак, в поэзии
Клюева птицы Сирин и
Алконост неразрывно
связаны с красотой и
словом; оперируя этими
образами, поэт, род
которого “от Аввакумова
кореня повелся”,
воскрешает заветы
“праотцев”,
прославляет их “тонкую
одухотворенную культуру”[31].
Источником вдохновения
для поэта были в данном
случае и старообрядческие
настенные листы, влияние
образности которых на
Клюева должно стать
предметом глубокого и
серьезного исследования.
[1]Иткина Е.И. Русский
рисованный лубок конца
XVIII — начала XX. Альбом, —
М., 1992. — С. 19.
[2]Черепанова О.А.
Мифологическая лексика
русского Севера. — Л.,
1983. — С. 16.
[3]Иткина Е.И. Русский
рисованный лубок. — С. 176.
[5]Куликовский Г.И.
Словарь областного
олонецкого наречия в его
бытовом и этнографическом
применении. — СПб., 1898.
[6]Иткина Е.И. Русский
рисованный лубок. — С. 188.
[7]
Из толкования на Книгу
пророка Исайи // Житие
протопопа Аввакума им
самим написанное и другие
его сочинения / Ред., вступ.
статья и коммент.
Н.К.Гудзия. — М., 1997. —
С. 255.
[8]Николай Клюев. Сердце
Единорога. Стихотворения и
поэмы / Предисловие Н.Н. Скатова,
вступительная статья А.И. Михайлова. —
СПб., 1999. — С. 291. Далее все
цитаты из произведений
Н.Клюева приводятся по
этому изданию с указанием
страницы в тексте статьи.
[9]
Камень алмаз у Клюева
символизирует сакральные
понятия, часто относясь к
стихам, песням: у певчего
коня «узда алмазная»,
слезы — «жито алмазное»,«стихов алмазы»,
«адамантовый бор»,
«адамантовая кольчуга»,
«алмазный плуг» и др.
Алмаз в Библии «третий
драгоценный камень во
втором ряду камней суднаго
наперсника
первосвященника, самый
твердый и самый
драгоценный из
драгоценных камней,
находимых преимущественно
в Восточной Индии и
Бразилии» (Библейская
энциклопедия. — М., 1990. —
С. 36). Этот камень связан с
раем, о чем
свидетельствует обращение
Бога к царю Тирскому
(Иезек. 28:13).
[10]
“Специфическая северная
особенность организации
околопечного пространства
связана с тем, что печь
ставили на некотором
расстоянии от стены
(запечек), где оборудовали
чулан (шомныш, голбец) и
откуда нередко шел ход в
подполье. <...>
Семантика... слова
(голбец — О.П.) включает
несколько значений, из
которых особый интерес для
нас представляют три:
1) деревянный памятник в
виде домика на могиле;
2) названная выше
пристройка у печи с входом
в подполье; 3) само
подполье или погреб. Все
эти три значения
представляются нам
близкими, если учесть
общее для всех трех
основание — связь с
некоторыми специфическими
средствами захоронения:
похороны под домом, в
подполье,
распространенные у
заволжских старообрядцев;
закапывание выкидыша в
подызбице; захоронения под
избой (часто под порогом
младенцев)” (Байбурин
А.К. Жилище в обрядах и
представлениях восточных
славян. — Л., 1983. — С. 168).
[11]
По наблюдениям
В.Н.Топорова, “максимально
долго без окон остаются
самые сакральные части
храма — святилище, алтарь,
целла с ковчегом,
изображением Божества,
жертвенником,
дарохранительницей,
реликварием и т.п. Их
старались скорее скрыть от
света, как и от
постороннего взгляда, чем
открыть свету путь в
святилище” (Топоров В.Н.
К символике окна в
мифопоэтической
традиции //
Балто-славянские
исследования 1983. — М.,
1984. — С. 165-166).
[12]
В цикле “Спас” вместо
Сирина-учителя из “Поддонного
псалма” появляется другой
сказочный гость, крестный,
наставник — Гамаюн: “Часто
в горенке белой / Посещал
кто-то нас, — / Гость
крылатый, безвестный, /
Непостижный уму, — /
«Здравствуй, тятенька
крестный», — / Лепетал я
ему. <…> Где ты, гость
светлолицый, / Крестный
мой — Гамаюн? <…> И
мурлычет в хлевушке /
Гамаюнов рожок” “Я
родился в вертепе…”344-346.
Гамаюн в древнерусских
текстах тоже является
птицей райской.
“Мифическая “райская
птица”, не имеющая ног”.
Она постоянно летает, а
своим падением предвещает
недобрые события (Белова
О.В. Славянский
бестиарий. — М., 2001. — С. 84).
[14]Иткина Е.И. Русский
рисованный лубок. — С. 116.
[15]
О мотиве “Отчего дома”
см.: Киселева Л.А. К
проблеме интерпретации
поэтического текста (на
материале произведений
Н.А.Клюева и С.А.Есенина):
Методическая разработка
для студентов
филологического
факультета. — К., 1995. —
С. 11-12.
[16]
Вот еще некоторые примеры: “Пересыплют
в “Известиях” Кии / Перья
сиринов сулемой, / И
останутся от России /
Кандалы с пропащей сумой”“Григорий
Новых цветистей
Бессалько…”503;
“Свершилось давнее.
Народ, / Пречистый воск
потайных сот, / Ковер,
сказаньями расшитый, / Где
вьюги, сирины, ракиты, — /
Как перл на дне, увидел я /
Впервые русского царя”“Песнь
о Великой Матери”803.
[17]
Вот какое символическое
толкование дает Дионисий
Ареопагит в своем трактате
«О небесной иерархии»
различным частям
человеческого тела,
отыскивая в них
«подобающие отображения
небесных сил»: «силы слуха
(означают — О.П.)
причастность к
богоначальному
вдохновению и разумное
приятие его» (Книга
Ангелов. Антология. —
Санкт-Петербург, 2001. —
С. 119).
[18]Иткина Е.И. Русский
рисованный лубок. — С. 180.
[19]
Памятники литературы
Древней Руси / Под ред. Л.А.Дмитриева,
Д.С.Лихачева. —
М.,1989. — XVII в. Книга
вторая. — С. 436.
[20]Киселева Л.А. Русская
икона в творчестве Николая
Клюева // Православие и
культура. — 1996. — № 1. —
С. 46-65.
[21]Флоренский П.
Иконостас // Флоренский П.
Сочинения: В 4-х т. — М.,
1996. — Т. 2. — С. 493-497.
[22]Белова О.В. Славянский
бестиарий — С. 226-228.
[23]Аверинцев С.С. Между
«изъяснением» и
«прикровением»: ситуация
образа в поэзии Ефрема
Сирина // Аверинцев С.С.
Поэты. — М., 1996. — С. 43-97
[24]
Цит. по: Базанов В.Г. С
родного берега: О поэзии
Николая Клюева. — Л., 1990. —
С. 199.
[26]Иткина Е.И. Русский
рисованный лубок. — С. 19.
[27]Клюев Николай. Каин //
Наш современник. — 1993. —
№1. — С. 95.
[28]Панченко А.М. Русская
культура в канун
петровских реформ. — Л.,
1984. — С. 171.
[29]
Материалы для истории
хлыстовской и скопческой
ереси, собранные П.И.Мельниковым
и им же сообщенные.
Отд. 5. // Чтения в имп.
Обществе истории и
древностей российских. —
1873. — Кн. 1. — С. 41.
[30]Иткина Е.И. Русский
рисованный лубок. —
С. 217-218.
[31]Клюев Н. Праотцы /
Вступ. ст., публ. и коммент. К.М.Азадовского //
Литературное обозрение. —
1987. — № 8. — С. 103.