|
|||
СОЛЯРНЫЕ МИФЫ, мифы, главным персонажем которых является солнце; в научной литературе, особенно в трудах В. Манхардта и других представителей мифологической школы 19 в., солярными называются также мифы, в которых у героя или героини обнаруживаются солярные черты, т. е. черты, сходные с признаками солнца как мифологического героя. В расширительном смысле С. м. относят к астральным мифам. Детальное исследование мифов таких народов, как австралийские, не подтвердило высказывавшиеся ранее (В. Шмидтом и некоторыми другими учёными) предположения о значимости солнца в мифологиях наиболее архаичных типов. | |||
Таким образом, на
смену солярной теории
мифопоэтической школы,
пытавшейся вскрыть черты С. м. в
большинстве древних
мифологических образов,
приходит такая историческая
интерпретация, которая относит
нарастание роли С. м. (в
частности, по сравнению с лунарными и
другими астральными) к
позднейшим этапам мифологии в
обществах, имеющих развитый
аппарат власти и достаточно
продвинутую технологию
(обработка металлов,
использование колёсных
повозок, запряжённых конями).
Это, в частности,
прослеживается на Древнем
Востоке, где в шумерской
космогонии бог солнца Уту - сын
бога луны Нанны занимает (по
крайней мере, первоначально)
подчинённое по отношению к
отцу положение. В
австралийских астральных
мифах С. м. играют значительно
меньшую роль, чем
представления о радуге-змее,
хотя солнце и фигурирует
(наряду со многими другими
явлениями природы) среди
тотемов некоторых племён.
Возможно, однако, что
достаточно ранний тип С. м.
представлен у бушменов,
которые считают солнце
человеком со светящимися
подмышками, заброшенным на
небо. Когда он поднимает руку,
земля освещается; когда
опускает, ложась спать, свет
исчезает (другие варианты
бушменского С. м. см. в ст. Бушменов
мифология). Наиболее
архаической формой С. м.
представляются близнечные
мифы, в которых солнце и месяц
или луна (напр., Ишоко и Хайнэ у
хадзапи в Танзании) образуют
пару связанных и вместе с тем
противопоставленных друг
другу культурных героев (часто
братьев), один из которых (Хайнэ
- месяц) подчинён другому и
выполняет его поручения. В ряде
архаических С. м. (в частности, у
сибирских народов) солнце (как
и луна) представляется
женщиной. В С. м. у солнца -
хозяина света и тени обычно
есть помощники, чаще всего
дети, которые и зажигают свет
(младший сын Дылача -
«Солнца-женщины» у эвенков).
Универсальным С. м„
встречающимся у большого числа
народов, является миф о дочери
солнца. В грузинской сказке
герой (пастух и земледелец,
которому не везёт в его
занятиях, из-за чего он
становится скитальцем)
похищает купающуюся в реке
дочь солнца, затем добывает у
самого солнца золотого козла,
предварительно разорив
райский сад. Связь золота,
райского сада и его плодов с
солнцем характерна также для С.
м. и основанных на них
волшебных сказок многих других
народов, в т. ч. славян. Мотив
дочери солнца в
индоевропейской мифологии и в
отдельных мифологических
традициях (древнеиндийской,
греческой, балтийской)
связывается с близнечным мифом
о её братьях. Балтийские
(литовские и латышские) мифы о
дочери солнца (литов. Saules dukte,
латыш. Saules meita) совпадают с
древнеиндийским мифом о дочери
солнца (Duhlta Suryasya) и с греческим
мифом о Елене. В наиболее
ранней форме этого С. м.,
по-видимому, речь шла о
близнецах - брате и сестре -
детях солнца. В архаических С. м. повествуется о возникновении солнца или об уничтожении лишних солнц (в мифах народов нижнего Амура и Сахалина культурный герой стреляет из лука и уничтожает лишние солнца). В начале мифологического времени солнце, как и другие светила, отсутствует. К числу архаических С. м. принадлежат мифы об исчезновении и возвращении солнца. В хеттском С. м. великий океан, поссорившись с небом, землёй и родом людским, уводит к себе в глубину бога солнца, которого потом вызволяет бог плодородия Телепинус. В хурритском С. м. герой - Серебро стаскивает своей рукой с неба солнце и луну, которые склоняются перед ним и умоляют его не убивать их. Второстепенное значение солнца по сравнению с другими персонажами заметно и в мифах, повествующих о времени, когда солнце было слепым (невидимым); связь с глазом или зрением известна во многих С. м. (в частности, у народов Центральной Америки). Архаическим является также представление о возможности остановить солнце, отражённое и в Ветхом Завете. Существенным отличием развитых С. м. от архаических является включение солнца в пантеон в качестве главного божества или одного из двух главных божеств (чаще всего солнца и грозы). Согласно гипотезе английского этнолога Хокарта, С. м. этого типа характерны для обществ, в которых увеличиваются функции священного царя. Увеличение значимости культа бога солнца и соответственное усложнение С. м. прослеживается на материале древневосточных мифологий. В архаическом шумерском эпосе Уту (солнце) является культурным героем, срубающим мифологическое дерево и побеждающим чудовищ. В более поздних версиях Уту совершает эти подвиги не сам, а помогает совершить их Гильгамешу. В аккадской мифологии бог солнца Шамаш исполняет роль судьи и пастуха людей; аналогичные мотивы известны и в других развитых ближневосточных мифологиях. В цикле египетских С. м. древнейшими признаются мифы о рождении солнечного младенца из лона небесной богини и о сражениях солнца (Ра) с его врагами - змеей, крокодилом, драконом Апопом, а также о глазе бога солнца. Представления о солнце в сторону признания его основным божеством развиваются в Египте в период расширения его контактов с другими древневосточными культурами (в частности, хурритской), в которых можно предполагать аналогичные процессы. В результате взаимовлияний и типологически сходного развития в мифологиях Египта и Передней Азии к 16-15 вв. до н. э. выработались представления о солнце как единственном царе вселенной (в египетском гимне, составленном в 15 в. до н. э., солнце называется «одним единственным») и земном царе как солнечном божестве (ср. хеттское самоназвание царя «Моё солнечное божество») или сыне бога солнца. В это время в славословиях солнцу говорится о сотворении солнцем всех существ, включая людей, домашних животных и зверей (ср. хеттские гимны солнцу, согласно которым оно судит человека, собаку, свинью, «бессловесных» домашних животных и полевых зверей). В этот же период широкое распространение в различных традициях, как восходящих к индоевропейской, так и в переднеазиатских (включая египетские гимны солнцу), получает представление о том, что солнце выезжает на колеснице, запряжённой лошадьми, и объезжает четыре стороны света. Этот мифологический образ археологически датируется достаточно поздним временем (после изобретения колёсной повозки, в которую впрягались одомашненные кони), но лежащее в его основе мифопоэтическое уподобление солнца колесу возводится к более ранней эпохе. С тем же кругом мифопоэтических представлений связаны С. м. о колесе солнца, в которых обнаруживается соперничество двух божеств, датируемых относительно более поздним периодом, - божества солнца и божества грозы. В «Ригведе» соответствующий индо-арийский С. м. представлен уже лишь во фрагментах, которые (согласно Ж. Дюмезилю) позволяют восстановить древний мотив соперничества двух божеств - Индры (бога грозы) и Сурьи (вед. surya, «солнце»). В их сражении Индра одерживает верх, приобретая одно из колёс колесницы бога солнца. В соответствующем цикле ведийских С. м. участвует и бог Арджуна (вед. arjuna, «серебро»), что аналогично хурритскому мифологическому мотиву борьбы Серебра с Солнцем; в «Ригведе» тот же С. м. выступает в форме сражения Карны - сына Сурьи с Арджуной. Типологически сходные мотивы, позволяющие связать солнце, с одной стороны, со священным царём-правителем, а с другой - с культом металлов, обнаруживается и в развитых мифологиях доколумбовой Америки. У индейцев Северной Америки, знакомых с горячей ковкой меди, возникновение солнца описывается в С. м. в связи с погружением меди в огонь костра; в мифологии инков (см. Кечуа мифология) С. м. объясняет титулатуру правителей империи инков, считающихся детьми солнца. Символика солнца характерна также для храмов инков. Мотивы и символика С. м. сохраняются в более поздние эпохи (вплоть до средних веков и начального периода нового времени) в качестве элементов официального государственного ритуала и мифо-поэтической образности, связываемой с реальными царями. Символика архаических С. м. (в частности, представление о множественности солнц, о чёрном солнце нижнего мира и т. п.) прослеживается на уровне поэтических образов вплоть до 20 в. Лит.:
В. В. Иванов |