В.Н.Топоров
ВЕДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
// Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 1. - С.220-226.
ВЕДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ,
совокупность мифологических
представлений ведийских ариев
(вторгшихся во 2-м тыс. до н. э. в
северо-западную Индию и постепенно
расселившихся в восточном и южном
направлениях); обычно под В. м.
понимают мифологические
представления ариев периода
создания вед, а иногда и периода
создания брахман, прозаических
комментариев к ведам, и упанишад,
тайных учений
философско-религиозного характера,
генетически связанных с ведами, но
отражающих, по сути дела, уже иную
культурную традицию;
хронологически В. м. относится к
эпохе между сер. 2-го и сер. 1-го тыс.
до н. э., когда первобытнообщинное
устройство ведийского общества
находилось уже на стадии
разложения и постепенно
формировался уклад, который был
характерен для военной демократии.
Источники В. м.: четыре древнейших
собрания вед; брахманы к
соответствующим ведам (ценные
сведения о ритуале, интерпретации
его сокровенного смысла и
символики, ряд мифов и
мифологизированных преданий);
араньяки, тексты, связанные с
брахманами; упанишады. Эти
источники относятся к классу шрути
- «услышанное» (т. е. откровение). В.
м. передавалась устно, и
«божественному» характеру текстов
соответствовала особая роль речи и
памяти, противостоящих забвению и
нечленораздельному хаосу. Тексты
смрити - «запоминаемое» (восходящее
к авторитетам) включают сутры, в
которых речь идёт о
жертвоприношениях, домашних
обрядах, мифологизированном
законодательстве и т. п. Некоторые
сведения о В. м. могут быть
извлечены из более поздних
индуистских текстов, генетически
связанных с ведийской традицией, и
даже из буддийских текстов. В этом
смысле даже поздние индуистские
тексты, обряды, изобразительное
искусство наряду с ведийской
археологией и языковыми
свидетельствами (прежде всего при
сравнительно-исторической
интерпретации их: этимология,
топономастика и др.) могут
рассматриваться как косвенные
источники В. м. В последнее время
прибавился ещё один источник -
языковые данные о пребывании
индоарийцев во 2-м тыс. до н. э. на
Ближнем Востоке.
Истоки В. м. лежат в мифологических
и религиозных представлениях
индоевропейских племён более
раннего времени (по крайней мере,
3-го тыс. до н. э.), в той или иной
степени модифицированных в
условиях жизни ведийских ариев. Об
этом можно судить по совпадению
слов, обозначающих целый ряд
важнейших
религиозно-мифологических понятий
и имён, в ведийском и других
индоевропейских языках.
Характерно, в частности, сохранение
ряда архаизмов в окраинных ареалах
(напр., в ведийском и в
кельто-италийском). Другой ряд
соответствий предполагает более
поздние культурно-языковые
общности, но ещё в рамках
общеиндоевропейской традиции (ср.
греко-индоиранские параллели).
Сопоставление данных В. м. в их
языковом выражении с фактами
других индоевропейских традиций
свидетельствует об исключительной
архаичности исходных элементов В.
м. (чем и объясняется особая роль В.
м. в реконструкции древних
индоевропейских представлений) и о
выводимости большей части
элементов В. м. из
общеиндоевропейского
мифологического и
лингвистического фонда.
Индоевропейские соответствия
свидетельствуют, напр., об
индоевропейских истоках таких
ведийских понятий, как «бог» (deva-),
«бессмертный» (amata-), «вера» (?raddha),
«царь» (rajan-), «жрец» (brahman) и т. д.,
таких мифологических имён, как
Дьяус-питар, Ушас, Парджанья,
Пушан, Варуна, маруты, Яма, Ахи
Будхнья и т. п. Ещё более очевидны
связи В. м. с древнеиранской,
позволяющие надёжно
реконструировать ядро единого
индоиранского пантеона, некоторые
общие мифологические мотивы,
сходные черты ритуала (включая
жреческую организацию) и основные
элементы исходной
религиозно-мифологической
концепции, отличающейся от других
древних индоевропейских традиций.
Об индоиранских истоках В. м.
свидетельствуют такие понятия, как:
вед. asura- - авест. ahura-, один из двух
основных классов мифологических
персонажей; вед. atharvan- - авест. a?aurvan-,
a?ravan-, названия жрецов; вед. ksatra- -
авест. хsа?rа-, название одной из
групп в социальной иерархии; вед.
yajna - авест. yasna- -
«жертвоприношение»; вед. barhis -
«жертвенная солома» - авест. bаr?sman;
вед. soma- - авест. haoma-, растение и
напиток, вызывающий экстатическое
состояние; вед. rta - «космический
закон» - авест. аsа - и др. О
соответствиях между именами
мифологических персонажей
свидетельствуют вед. Mitга - авест.
Mi?ra-; вед. Vrtrahan-, эпитет Индры
(букв. «убийца Вритрыч) - авест.
Vr?ragna-; вед. Yama и его отец Vivasvant- -
авест. Yima- и его отец Vivahvant-; вед. Vata- -
авест. Vata-; вед. Vayu-- авест. Vayu-; вед. Apam
Napat - авест. Apam Napat; вед. Trita- Aptya- -
авест. ?rita-, A?wya-; вед. Nasatya- - авест.
Na?hai?ya-; вед. Bhaga- - авест. ba?a-, др.-перс.
baga - «бог», «господин»; вед. Aryaman- -
авест. airyaman-, перс. crman - «гость» и т.
д. Возможно, что часть этих
сопоставлений объясняется
заимствованием древнеиранскими
племенами ряда ведийских слов и
имён мифологического содержания в
условиях двусторонних связей
иранских племён с ведийскими в
восточном Иране (как полагают
некоторые учёные). Тем не менее
единство индо-иранской мифологии
остаётся вне всяких сомнений.
Различия между В. м. и
древнеиранской мифологией
помогают уточнить проблему
хронологии и направление эволюции
некогда единой системы.
Поскольку документы из архивов
Богазкёя, Тель-Амарны, Митанни,
Нузи, Алалаха свидетельствуют о
пребывании ариев, близких к
ведийским племенам, в Передней Азии
в сер. 2-го тыс. до н. э., - эти данные в
известной мере также могут быть
использованы для характеристики
«протоиндоарийской» мифологии,
совпадавшей с ранней В. м. или очень
близкой к ней.
В В. м. обнаруживаются также
некоторые черты сходства с
религиозно-мифологическими
представлениями древней культуры
долины Инда (Мохенджо-Даро,
Хараппа), существовавшей до
вторжения ведийских ариев и,
возможно, ими уничтоженной. Не
исключено, что речь идёт о
заимствованиях. Однако, учитывая
хронологию этих инноваций, можно
думать и о более позднем их
происхождении под влиянием
контактов с автохтонным населением
Индии далее к югу и востоку:
встречающиеся в В. м. образ мирового
дерева в виде ашваттхи,
многоголовые или многоликие боги,
Великая богиня, композиция из птиц
и змей, Рудра-Шива, отчасти Вишну,
некоторые символы - свастика,
линга, йони и т. п., отдельные
представления о
мифологизированном пространстве и
времени, планетах и т. п. находят
аналогии не только в данных
цивилизации долины Инда (см. Протоиндийская
мифология), но и в других
традициях этого ареала.
Основные источники, как правило, не
содержат мифов в чистом виде. Лишь в
относительно немногочисленных
случаях мифы излагаются достаточно
полно; чаще приходится иметь дело с
фрагментами или даже с отдельными
разрозненными мотивами, именами и
словами, являющимися осколками
мифа или результатом его
свёртывания. Поэтому для полного
суждения о В. м. необходима
известная реконструкция
совокупности мифов и их
упорядочение (иерархизация). Тем не
менее можно с уверенностью
говорить об универсальности
мифологического начала в ведийской
традиции (само слово veda - ср. рус.
«ведать», «ведовство» - обозначало
всю область сакрального
мифологизированного знания).
К высшему (божественному) уровню В,
м. принято относить 33 бога (333 в
некоторых брахманах; в отдельных
источниках - 3306, 3339), причём само это
число - существенная константа, под
которую «подгоняется» количество
персонажей. Эти 33 бога делятся на
земных, атмосферных (промежуточных)
и небесных. Иногда богов членят на
группы (8 васу, 11 рудр, 12 адитьев
я ещё 2 божества - Ашвины или Дьяус
и Притхиви, или Индра и Праджапати
и т. п.), противопоставленные по тому
же тройственному принципу.
Несмотря на отдельные отклонения в
составе групп, ядро остаётся
устойчивым: Притхиви, Л гни, Брихаспати,
Сома. Сарасвати и др. - земные;
Индра, Трита Аптья, Апам Напат,
Матаришван, Ахи Будхнья, Аджа
Экапад, Рудра, маруты, Ваю, Вата,
Парджанья, Anac - атмосферные;
Дьяус, Варуна, Митра и другие
адитьи, Сурья, Савитар, Пушан, Вишну,
Вивасват, Ушас, Ашвины - небесные.
Более поздние тексты предлагают
иные интерпретации тех же групп:
васу - огонь, земля, ветер, воздушное
пространство, солнце, небо, луна,
звёзды; рудры - 10 органов
жизнедеятельности и атман;
адитьи - 12 месяцев года (Брихад.-уп.
III 9, 1-5). Подобные членения отражают
попытки установления соответствий
между архаичными космологическими
схемами трёхчленной вселенной и
составом пантеона (а позже -
основными элементами макро-и
микрокосма).
В основе другой классификации
богов лежит различение трёх
социальных функций:
магико-юридической (адитьи и прежде
всего Варуна и Митра - жрецы),
военной (Индра и маруты - воины),
плодородия (Ашвины - производители
материальных благ). Эта
классификация подкрепляется
текстовыми последовательностями, в
которых за Варуной и Митрой следуют
Индра и маруты, Ашвины, Пушан и т. д.
Хронологически-стадиальные
расхождения в синхронном плане
реализуются как
противопоставления по признакам
активности - инактивности и
актуальности - неактуальности, что
позволяет дифференцировать Дьяуса
и Притхиви от Варуны и Митры,
последних от Индры и т. д. Переход к
индуизму связан с резким усилением
значения триады Брахма, Вишну,
Шива. Наконец, персонажи ведийского
пантеона образуют и другие
многочисленные группы - иногда
устойчивые и неразложимые, иногда
более или менее случайные. В одних
случаях такие группировки чётко
функциональны и актуально
осознаваемы, в других - традиционны
и выводимы лишь из предыдущего
состояния.
Одно из самых существенных
противопоставлений внутри
пантеона отделяют богов-дева от асур
- небесных божественных
персонажей, обладающих колдовской
силой (майя); к последним
относятся адитьи (прежде всего -
Варуна и Митра), Агни и др. Несколько
иной характер имеют парные группы.
Среди них - Ашвины, два божественных
близнеца, никогда не выступающие
порознь и образующие особую
мифологическую единицу; Митра -
Варуна, весьма часто образующие
пару с чёткой спецификой
составляющих её элементов внутри
семичленного объединения адитьев
(вместе с тем Митра и особенно
Варуна нередко выступают по
отдельности или даже в других
сочетаниях, ср. Индра - Варуна), или
Дьяус - Притхиви; ситуационные
объединения типа Индра - Агни, Индра
- Сома, Индра - Вишну, Индра - Пушан,
Агни - Сома, Агни - Парджанья,
Парджанья - Вата, Сома - Рудра, Ушас -
Накта и др.; супружеские пары (Индра
- Индрани, Варуна - Варунани, Агни -
Агнаи, Ашвины - Ашвини, Дьяус -
Притхиви и др.).
Особый вид объединения богов
(включая иногда и низших) - целое
«Все-боги» - Вишведева. Обычно
«Все-боги» упоминаются при
перечисленных в связи с
жертвоприношениями, причём с
каждым богом связываются
характерные деяния. Иногда же
«Все-боги» выступают как некий
сплав признаков и действий, лишь
отчасти соотносимых с конкретными
персонажами.
Из других особенностей ведийского
пантеона следует указать на
значительное количество
абстрактных божеств разного типа:
боги, чьи имена связаны с
обозначением неких элементарных
космологических актов и снабжены
суффиксом деятеля (Савитар, su- -
«рождать»; Тваштар, t/v/aks -
«придавать форму», «создавать», Дхатар,
dha- - «устанавливать», ср. также
Дхартар - «Поддерживатель», Тратар -
«Защитник» и др.); боги-создатели (Вишвакарман
- «Вседелатель»; Праджапати -
«Господин потомства»); боги и
богини, персонифицирующие
абстракции [боги Шраддха -
«Вера», Манью - «Гнев», Вач -
«Речь», Кала - «Время», Ниррити
- «Гибель», Гапас - «Космический
жар», Кама - «Желание», Пурамдхи
- «Изобилие», Арамати -
«Благочестие», Сунрита -
«Щедрость», Скамбха - «Опора», Прана
- «Дыхание» и т. п.; богини - Хотра -
«Призыв», Дхишана - «Изобилие», Вару
три - букв. «Отвратительница (зла)»,
«Защитница», Бхарати - богиня
священной речи и др.]; Адити как
персонификация абстракции в чистом
виде - «Несвязанность»,
«Безграничность» (она же мать
Варуны и Митры) в
противопоставлении Дити
(матери дайтьев). Есть мнение,
что весь класс адитьев состоит из
богов, чьи имена обозначают
абстрактные понятия: Варуна -
«Истинная Речь», Митра - «Договор», Арьяман
- «Гостеприимство», «Товарищ»,
Анша - «Доля», Бхага - «Доля»,
«Часть», «Наделитель», Дакша -
«Ловкость», «Способность». Нечто
сходное наблюдается и в других
случаях - мифологизация и
деификация (обожествление)
названий рек (особенно ср.
Сарасвати), конкретных предметов и
явлений: Сома - растение, напиток,
бог; Агни - огонь, бог; Ушас - заря,
богиня.
Разное положение на шкале
«абстрактное - конкретное» в
известной степени связано с
различным уровнем
антропоморфности персонажей
высшего уровня - от предельной [при
которой, однако, сохраняются следы
связи с соответствующим явлением
(Индра, Варуна и др.)] до значительно
ослабленной (Дьяус, Притхиви, Агни,
Сома, Сурья и др.), причём эти же
элементы могут выступать и без
каких-либо признаков
антропоморфности. В ряде случаев
антропоморфный персонаж
трансформируется в териоморфный
(ср. Индра -> бык, Агни ->
конь, Пушан -> козёл и т.п.; ср.
корову как мать марутов). Некоторые
абстрактные деифицированные
элементы принципиально
неантропоморфны. Другая
примечательная особенность,
соотносимая с данной, состоит в
многочисленных примерах синонимии
персонажей В. м. в том, что касается
их функций и связей. Так, с солнцем,
как небесным огнём, оказываются
связаны Сурья, Савитар, Агни, Митра,
Пушан, Ушас и др. И в других случаях
сферы действия богов и их
характеристики постоянно
пересекаются и частично покрывают
друг друга. Отсюда следует, что
каждое божество характеризуется
несколькими признаками, которые то
актуализируются, то
нейтрализуются, и что вся
совокупность персонажей
объединяется относительно
ограниченным набором основных
признаков. Именно это и создаёт
синкретизм ведийских богов, полнее
всего реализующийся в явлениях
двух родов. С одной стороны, речь
идёт о постоянных (иногда весьма
длинных) рядах отождествлений типа
«Ты Агни - Индра, ... ты - Вишну, ... ты -
брахман, ... ты, Агни, - царь Варуна, ...
ты бываешь Митрой, ты - Арьяман...» и
т. д. (РВ II, 1). С другой стороны, эта
особенность В. м. объясняет то, что
каждое божество в данной ситуации
могло возрастать в ранге и
трактоваться как высшее независимо
от его места в системе мифологии.
Указанные черты, в частности
тождество в заданном отношении,
различия градуального характера,
свойственные мифологическим
персонажам, создают особую
структуру ведийского
мифологического пространства. В
аспекте тождества оно тяготеет к
текучести и непрерывности, в
аспекте различения оно дискретно и
счётно.
Мифологическое пространство В. м.
разнородно и производит
впечатление несбалансированности
его частей и слабой
организованности в целом
[неотчётливость иерархических
связей (и Индра и Варуна - «цари
богов»), смазанность границ между
богами, богами и небогами,
абстрактными и неабстрактными
персонажами, между разными
уровнями системы, между языковым и
мифологическим топосом и т. п.].
Обилие версий одного и того же мифа
(напр., космогонического) или
наличие единой схемы мифа,
заполняющейся разными персонажами,
создаёт принципиальную
множественность мифологического
описания и соответственно его
интерпретаций, что увеличивает
открытость системы В. м. В отношении
основного корпуса мифов эта
система весьма избыточна и
недостаточно конструктивна. Более
того, значительная часть
персонажей В. м. лишь в относительно
небольшой степени объясняется или
выводится из известных мифов. В
этом отношении персонажи В. м.
образуют имманентную систему с
большим количеством информации (в
теоретико-информационном смысле)
её элементов, чем, напр., боги
древнегреческого пантеона, весьма
полно описывающиеся через миф.
Особенности системы В. м., в
частности её открытость и
незавершённость, определили
дальнейшие черты в её развитии в
направлении создания больших
спекулятивно-религиозных,
теологических (включая и
тяготеющие к монотеистическим
решениям) и натурфилософских
концепций. Эти условия, в частности,
способствовали перекодированию
тех или иных элементов В. м. или их
конфигураций в духе
морально-этических учений. Так,
универсальный принцип,
определяющий статус ведийской
вселенной, равно приложимый к богам
и людям, физическому и духовному, - рита
(rta), противопоставленный анрита
(anrta), беспорядку, хаотичности,
отсутствию истины. Концепция рита
приводит к понятию истины (satya) и в
морально-оценочном плане, а также к
понятию соответствующего
поведения (vrata), а позднее и долга
(включая учение о четырёх стадиях
жизни). В этом смысле учение о rta
предвосхитило более поздние
концепции кармы и дхармы.
Помимо высшего (божественного)
уровня системы В. м. (1). можно
говорить ещё о ряде уровней: 2)
деифицированные абстрактные
понятия, женские божества (кроме
Ушас); 3) полубожественные персонажи
(чаще всего групповые: Рибху,
апсары, гандхарвы, Вастос пати, ангирасы);
4) мифические герои и жрецы (Ману,
Бхригу, Атхарван, Дадхьянч, Атри,
Канва, Кутса и др.); 5) враждебные
демонические персонажи, играющие
заметную роль в мифологических
сюжетах (как индивидуальные -
Вритра, Вала, Шушна, Шамбара,
Намучи и т. п., так и групповые -
асуры, пани, даса, ракшасы, пишачи
и др.); 6) деифицированные
неантропоморфные объекты: животные
(лошади: Дадхикра, Таркшья, Эташа,
Пайдва; бык, корова, козёл, черепаха,
обезьяна, птицы), растения (ашваттха
как образ мирового дерева),
элементы ландшафта (реки, горы и т.
д.), атрибуты жертвоприношения
(алтарь, подстилка из жертвенной
травы, жертвенный столб, давильные
камни и т. п.), символы (т. н. cakra, т. е.
колесо - солнце, свастика, посуда,
утварь и т. п.); показательно, что к
одушевлённым предметам относятся
алтарь, бубен, оружие, игральные
кости, целебные мази и пр., якобы
обладающие волей и способностью
действовать; 7) человек в его
религиозно-мифологическом аспекте:
разные виды жрецов (брахман, хотар,
удгатар, адхварью, атхарван),
человек как объект мифологической
системы (молитва, жертвоприношение
и т. д.) и субъект соответствующих
описаний; «отцы» (питары), усопшие
предки, живущие на третьем небе и
образующие особые семьи, иногда
совпадающие с жреческими фамилиями
(Васиштхи, Бхригу, Атхарваны,
Ангирасы и т. п.).
Существует и другой (неипостасный)
способ описания В. м. Он
предполагает оперирование
предикатами, т. е. основными и
наиболее характерными действиями,
свойственными мифологическим
персонажам и описывающими
основные параметры самой ведийской
модели мира. Эта предикаты
наилучшим образом выявляют
повторяемость общих элементов В. м.
При известном разнообразии форм
языкового выражения одних и тех же
предикатов они могут быть сведены к
относительно небольшом) числу
мифологических мотивов. Более того,
выделенные предикаты-мотивы
допускают дальнейшую редукцию в
результате которой вычленяется
несколько простейших действий. Их
целесообразно интерпретировать не
в терминах мифологических мотивов,
а как элементарные космологические
акты-инварианты, соответствующие
определённым основным смыслам. К
числу таких актов можно отнести
создание опоры, установление опоры,
осуществление посредничества
(создание пространства), наполнение
пространства, схватывание всего
сущего (реализация свойства быта
единым), выход за пределы вселенной
и т. п. Эти акты в своей совокупности
описывают становление вселенной и
одновременно характеризуют ее
параметры, т. е. вскрывают основные
черты ведийской модели мира.
Космологическая модель В. м.
исходит из противопоставления
неорганизованного обуженного и
вселяющего страх хаоса (amhas)
организованному широкому
пространству космоса (uru loka), между
которыми есть путь; ведийская
вселенная противопоставляется
неведийской, а ведийский человек -
неведийскому. Структура времени и
пространства ориентирована на
различение сакрального центра
(рубеж старого и нового года, центр
земли - место жертвоприношения) и
профанической периферии; на
цикличность и изоморфность
большого и малого цикла [год и
сутки, концентрические
пространства вокруг алтаря по
горизонтали (четыре страны света)
при трёхчленной структуре по
вертикали: небо (svarga loka) - земля - ад
(narakaloka, царство Ямы)], на
сопряжённость времени и
пространства (Брахман = год).
Числовые константы - 3 и кратные
трём числа: 9, 12, 33..., а также 4, 7.
Элементный состав - вода, земля,
огонь, воздух, позже - эфир (акаша);
метафизические сущности - сущее (sat):
не-сущее (asat), связанное (diti):
несвязанное (aditi). Существен для
ведийской концепции изоморфизм
макро- и микрокосма (ср.
происхождение частей мира из
членов тела первочеловека Пуруши).
Все эти элементы так или иначе
отражены в мифах творения и в
разных их вариантах [Отец-Небо и
Мать-Земля, Пуруша, золотой зародыш,
Нечто Единое (tad ekam), сущее,
космический жар (tapas), Вишвакарман,
Праджапати (самозарождение),
космогонический процесс как
жертвоприношение и т. д.]. Ведийская
космогония таким образом в
значительной степени определяет и
ритуал (жертвоприношение
воспринимается как образ
космогонического акта) и мифологию.
Ядро В. м. образуют космогонические
мифы, представленные рядом
вариантов. Начальное состояние,
соответствующее хаосу, описывается
как полное отсутствие элементов
вселенной и основных
противопоставлений,
обусловливающих её
функционирование [«Тогда не было ни
сущего, ни не-сущего. Не было ни
воздушного пространства, ни неба
над ним... Тогда не было ни смерти, ни
бессмертия, не было разницы между
днём и ночью... Всё это неразличимо
текуче» (РВ Х 129)]; вместе с тем
подчёркивается монистический
принцип («Без дуновения дышало
Единое, и ничего кроме него не
было»).
Начало творения дали воды, из них
родилась вселенная, они её основа
(ср. брахманы). Из вод возникли земля
(обычно путём сгущения вод, более
поздняя версия - путём пахтанья
океана; сгущение же вод, отвердение
их - результат совместной
деятельности девов и асуров) и пища.
Другой вариант - происхождение из
вод яйца (в частности, золотого), из
которого через год появился
демиург Праджапати или бог-творец Брахман.
Яйцо раскололось на золотую и
серебряную половины, из них
возникли соответственно небо и
земля. В яджурведической
литературе творение связывается с
вепрем начальных времён (обычно
отождествляемым с Праджапати),
ныряющим в воды и из ила создающим
землю. Некоторые тексты отражают
версию, согласно которой земля и
солнце (огонь) возникли из лотоса,
плававшего в водах (также при
участии Праджапати). Эта последняя
версия, видимо, имеет свои истоки в
космогонических представлениях
автохтонного населения Индии.
Также известны и другие поздние
варианты мифа о творении (напр., в
упанишадах), являющиеся уже
результатом натурфилософских
спекуляций, но сохраняющих и
исконную мифологическую основу.
Ср., например, версию о творце,
отождествляемом со смертью или
голодом, пожелавшем воплотиться, т.
е. создать тварный мир
(«Врихадараньяка-упанишада»).
Дальнейшие вариации этого мотива -
создание жертвы (в частности, для
Праджапати, создавшего потом дева и
асур) и из частей её основных
элементов - вселенной - приобретают
значение самодовлеющего целого.
Речь идёт прежде всего о создании
вселенной из членов тела
первочеловека Пуруши (РВ Х 90; АВ Х 2) -
как природной, так и социальной
организации («Когда разделили
Пурушу,... брахманом стали его уста,
руки - кшатрией, бёдра его - вайшьей,
из ног возник шудра. Луна родилась
из мысли, из глаз возникло солнце,...
из головы возникло небо...»); в
основе этого варианта лежит
практика древних человеческих
жертвоприношений. Подобно этому
ашвамедха дала начало
мифологическому варианту творения
мира из частей коня
(«Брихадараньяка-упанишада»).
Начиная с «Атхарваведы», нередко
отождествляется с
жертвоприношением и Вишну, с
которым уже в «Ригведе» связана
мифологема о трёх шагах, создающих
вселенную и моделирующих как
структуру её, так и функцию центра,
исполняемую Вишну. Обычно эта
мифологема включается в миф о
борьбе с демоном Вритрой, в которой
Вишну помогает Индре. Творение как
результат жертвоприношения
связывается также с Вишвакарманом,
«творцом всего», являющимся то как
плотник, то как кузнец, то как
ваятель, или с Тваштаром, демиургом
и искусным мастером. В частности,
Тваштар породил Брихаспати (или
Брахманаспати), который как
божественный первожрец также имеет
отношение к творению. Вишвакарман,
Тваштар, Брихаспати в мифе нередко
изофункциональны (подобны)
Праджапати. Наконец, иногда
первичная космогоническая функция
приписывается в мифе Индре,
разъединившему небо и землю,
укрепившему землю и установившему
небесный свод, что привело к
созданию этого мира,
характеризуемого дуальностью
(верхний мир - нижний мир, день -
ночь, дева - асуры и т. д.).
Перечисленный круг мифов и
мифологических мотивов составляет
периферию в В. м., отражающую как бы
предысторию творения. В центре В. м.
- мифы о «втором творении», точнее
говоря, основной миф о борьбе Индры
с его противником, воплощающим силы
хаоса, неопределённости,
деструкции, и создании новой
вселенной, организованной на иных
началах. В качестве противника
Индры выступают прежде всего
демоны - чудовища Вритра, Вала, реже
Шушна, Пани и др., скрывающие скот (в
скале, в пещере), солнце, утреннюю
зарю или сковывающие воды. Победа
Индры приводит к освобождению
скота, вод и т. д., расчленению
чудовища на части, воссозданию
космоса, в частности в том его
аспекте, который связан с
плодородием, богатством,
потомством, с переходом от
экстенсивного использования
природы к интенсивному, т. е. к
специфически ведийскому
социальному космосу.
Этот основной миф, варьирующийся в
многочисленных версиях, содержит
ряд существенных мотивов [напр.,
чудовище на горе (холме), охраняющее
напиток бессмертия (амриту), сому,
или в водах и т. п.], к-рые, с одной
стороны, помогают установить связь
основного мифа с другими
мифологическими мотивами,
являющимися его трансформациями, а
с другой стороны, дают возможность
конкретизировать его роль в жизни
ведийского общества. Так,
становится весьма вероятным
предположение, что этот основной
миф был своего рода сценарием,
воспроизводимым в ритуале
перехода, приуроченном к новому
году, т. е. к тому критическому
моменту, когда в соответствии с
циклической концепцией времени
космос возвращается к своему
изначальному
недифференцированному состоянию, и
особый ритуал должен был заново
синтезировать космос, повторив все
этапы его ставовления, имевшие
место в «первоначальные» времена.
Таким образом, в основном мифе и
ритуале актуализировалась связь
мифологической диахронии и
синхронии, происходило приобщение
к истокам, в частности, через своего
рода инициацию (таинство),
связанную с отождествлением
участника ритуала (или
воспринимающего миф) с
божественным персонажем основного
мифа, проверялась и удостоверялась
структура вселенной и ведийского
общества. Благодаря основному мифу
происходила как бы физическая и
нравственная регенерация как всего
коллектива в целом, так и его
отдельных членов. Обобщённые
отражения этой ситуации были в
состоянии запечатлеваться в
различных образах - от сновидений
до таких синтетических концепций,
как мировое дерево, брахман и т. п.,
вокруг которых мог разыгрываться
сценарий основного мифа.
Разумеется, существовало
значительное количество других
мифов, но большая их часть в той или
иной степени дублировала схему
основного мифа или расширяла и
модифицировала её (ср. варианты,
связанные с заменой Индры или
включением других богов в качестве
его помощников). Не случайно, что
количество мифов, связанных с
данным божеством, в значительной
степени зависит от включённости
этого божества в схему основного
мифа. С персонажами, наделёнными
абстрактно-космогоническими
функциями (Агни. Сома, Варуна и т. п.),
связано весьма небольшое число
мифов.
В. м., как она отражена в древнейших
текстах, предполагает свободную
композицию мифов на основе всей
совокупности мифопоэтических
знаний (veda); каждый сюжет, мотив,
атрибут мифологичен в принципе и не
требует для своего объяснения
специального мифа в
установившейся, законченной форме.
В то же время в недрах В. м.,
понимаемой как нечто единое, но
представленное в многообразии
вариантов, начинали складываться (и
чем дальше, тем больше и
определённее) мифологические
мотивы, мифологемы и целые мифы,
которые со временем отрывались от
общего ствола и приобретали
большую или меньшую независимость,
напр. история любви царя Пурураваса
к апсаре Урваши, ставшая
впоследствии знаменитой благодаря
литературной обработке, и др.
Историко-культурное значение В. м.
исключительно велико. Она
оказалась истоком великих
религиозно-философских концепций,
зародившихся позже в Индии, и
послужила основой для поэтического
творчества.
Ряд мифологических мотивов получил
яркое выражение в последующей
литературе и изобразительном
искусстве народов Индии и за её
пределами.
Лит.: Миллер В. Ф., Очерки
арийской мифологии в связи с
древнейшей культурой, т. 1, М., 1876;
Овсянико-Куликовский Д. Н., Религия
индусов в эпоху Вед, «Вестник
Европы», 1892, т. 2-3; Огибенин Б. Л.,
Структура мифологических текстов
«Ригведы», М., 1968; Елизаренкова Т. Я.,
Мифология Ригведы, в кн.: Ригведа, М.,
1972; Bergaigne A., La religion vedique d' apres les hymnes du
Rig-Veda, v. 1-4, P., 1878-97; Мaedоne11 A. A., Vedic
mythology, Strasaburg. 1897; В1ооmfie1d M, The religion of the
Veda, N. Y.-L., 1908; Sсhгоеder L. von, Arische Religion, Bd
1-2, Lpz., 1916-23; Oldenberg Н., Die Religion des Veda, 2
Aufl., Stuttg. - В., 1917; Griswold Н., The religion of
Rigveda, L„ 1923; Keith А. В., The religion and philosophy of
the Veda and Upanishads, Н. 1-2, Camb., 1925; Dumezil G„ Mitra
- Varuna. Essai sur deux representations indo-europeennes de la
souverainete. P.. 1948; Dumezil G., Les Dieux des Indo-Europeens,
P., 1962; Renоu L., Religions of ancient India, 2 ed„ Delhi,
1972; Luders Н., Varuna, t. 1-2, Gott., 1951-59; Thieme P.,
Mitra and Aryaman, New Haven, 1957; Gonda J., Some observations
on the relations between «gods» and «powers» in the Veda...,
s'Gravenhage, 1957; Gonda J., Die Religionen Indiens, t. 1-2,
Stuttg., 1960-63; Moeller V., Die Mythologie der vedischen
Religion und des Hinduismus, в кн.: Worterbuch der Mythologie,
hrsg. von Н. W. Haussig, Abt. 1, Lfg. 8. Stuttg., 1966;
Bhattacharji S., The Indian theogony, Camb., 1970; Kuiper F. B.
J., Cosmogony and conception: a Query, «History of religions»,
1970, v. 10, № 2.