СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


А

Агогика

От греческого agoge — увод, унесение), в музыкальном исполнении небольшие отклонения (замедления, ускорения) от темпа и метра, подчинённые целям художественой выразительности.

Аксиология

Учение о ценностях, философское учение о природе ценностей (см. Ценность), их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, социальными и культурными факторами и структурой личности.

Ангел

Это слово на Греческом и Еврейском языке значит: вестник. Слово ангел (вестник) часто прилагается и к людям (Лук. 7:24, 9:52). Употребляемое в общем смысле оно выражает собой понятие о духовных существах и служении их, так как чрез них Господь являет свою волю и делает их орудиями исполнения оной. Из Свящ. Писания и предания мы знаем об их местопребывании и служении, что они владеют знанием и чистотою, далеко превосходящими наше мышление. Они существа духовные, бестелесные, одаренные волею, умом и могуществом, и занимающие высшую степень в ряду творения. Выражение: ты творишь ангелами Своими духов служителями Своими огонь пылающий (Пс. 103:4, Евр. 1:7) прямо указывает на бесплотность ангелов. Об явлении и служении ангелов мы можем иметь понятие из следующих мест Свящ. Писания: Быт. 16:7-11, Суд. 13:6, Иез. 10, Дан. 6:22, Мф. 4:11; 18:10, Лук. 1:19, 16:22, 22:43, Деян. 6:15, 12:9, Евр. 1:14, 2:16, 2 Фес. 1:7, Откр. 10:1,2,6. О числе ангелов мы знаем из следующих мест Свящ. Писания: 3 Цар. 22:19, Пс. 17:11, Дан. 7:10, Мф. 26:53. Лук. 2:9-14, 1 Кор. 4:9, Евр. 12:22. О силе и могуществе ангелов свидетельствуют следующие места: Пс. 102:20, 2 Петр. 2:11, Откр. 5:2, 17:21, 19:17. На их служение и деятельность указывают следующие места: Суд. 13:20, Ис. 6:2-6, Мф. 13:42, 26:53, Деян. 27:23, Откр. 8:13. Таковы некоторые главные места Св. Писания, выбранные нами из множества, в которых делаются указания на эти чины и степени мира ангельского, на их духовную природу и служение. Но кроме мира ангельского есть также мир злых духов. Это ангелы, по слову ап. Иуды, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище. Они соблюдаются в вечных узах, под мраком, на суд великого дня (Иуд, 1:6).

Антонимы

От анти... и onyma — имя), слова с взаимопротивоположными значениями, служащие для обозначения контрастных явлений, например «тихий» — «громкий», «появиться» — «исчезнуть», «много» — «мало», «вверх» — «вниз». А. обычно имеются только у слов с общим значением качества, количества, времени, пространства. Антонимическими отношениями могут быть связаны не только знаменательные, но и служебные слова, например «за» и «против» (ср. разг. «Вам с сахаром или без?»), а также специальные словообразовательные средства, например «входить» — «выходить», «открывать» — «закрывать», «революция» — «контрреволюция», «народный» — «антинародный» и т.п. Обычно к А. относятся разнокоренные слова, но некоторые языковеды относят к А. и такие пары слов, как «большой» — «небольшой», «спокойный» — «беспокойный», «любить» — «не любить», образующиеся посредством отрицательной частицы «не» и приставок «не», «без» и др. Многозначное слово в разных значениях может иметь различные А.: «свежий» (хлеб) — «чёрствый», «свежая» (мысль) — «избитая», «свежий» (вечер) — «душный» и т.д. Как средство поэтической выразительности А. служат для осуществления приёма антитезы в поэтической или ораторской речи, например: «кто был ничем, тот станет всем», «чёрный вечер, белый снег» (А. А. Блок); в заглавиях: «Шаг вперёд — два шага назад» (В. И. Ленин), «Отцы и дети» (И. С. Тургенев), «Толстый и тонкий» (А. П. Чехов), «Война и мир» (Л. Н. Толстой).

Апокрифы

Греч. — сочинения, которые изъяты из церковного употребления, потому что церковь по разным причинам не ставить их на одну ступень с принятыми ею книгами. В самом выражении не заключается понятия подложности, точно также, как не заключается в нем и мало помалу развившееся догматическое представление, что сочинения эти не писаны по внушению Святого Духа, что они, следовательно, дело рук человеческих. Апокрифам противополагаются канонические книги, т. е. внесенный в список признанных церковью и употребляемых поэтому при богослужении книг. Но установление этого списка повело к сильным спорам в древней церкви, да и теперь еще представители разных христианских вероисповеданий расходятся в своих взглядах на этот вопрос. А. послужили источником для народных духовных стихов в роде стиха о Голубиной или Глубинной книге и множество других

Апостол

Посланник - слово это в обширном смысле употребляется в Свящ. Писании о разных посланниках Божиих. Так Сам Господь называется Посланником Божиим и Ангелом Завета, потому что Он послан был от Бога Отца. В особенности же сим именем называются двенадцать избранных учеников Господа, которых Он посылал проповедовать Евангелие. Имена их следующие: Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его; Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его; Филипп и Варфоломей; Фома и Матфей мытарь, иначе Левий; Иаков Алфеев и Симон Зилот; Иуда Иаковлев, брат Иакова Алфеева, иначе называемый Фаддеем, и Иуда Искариотский, впоследствии сделавшийся предателем Господа. По вознесении Господа, вместо Иуды предателя, жребием был избран и причтен к апостолам Матфий. Наставления Господа Иисуса Христа апостолам содержатся в 10-й главе (5-42) Евангелия Матфея, и особенно замечательны по своей силе и выразительности. Подробности жизни и подвигов апостолов, на сколько оные известны нам, можно читать на страницах сего Словаря под отдельным именем каждого из них, как например Петр, Андрей, Филипп и др. Служение и обязанности апостолов обозначены в следующих местах Свящ. Писания: Кроме 12-ти апостолов и Павла, называются апостолами еще 70 учеников Господа, по числу, быть может, 70 членов Иудейского верховного судилища, или по числу 70 старейшин Израильских, но которые не были постоянными очевидцами и свидетелями дел Божиих, и не во всей полноте облечены были тою властью и силою, каковою облечены были первые. Называются в Свящ. Наконец апостолами называются в Христианской Церкви еще некоторые лица, которых служение и избрание приближалось к служению апостольскому. Таковы, например, равноапостольная Мария Магдалина, св. равноапост. цари Константин и Елена, св. равноап. Нина, просветительница Грузии, свв. Мефодий и Кирилл, св. равноап. вел. кн. Владимир и др.

Архангелы

“Ангелоначальники” - в христианстве старшие ангелы; в системе ангельской иерархии архангелы - восьмой из девяти чинов ангельских, занимают иерархическое место ниже властей и выше собственно ангелов. Древнее предание, восходящее к ветхозаветным представлениям, говорит о семи архангелах, из которых общераспространённая традиция называет по имени трёх. Это Михаил - небесный “архистратиг” (“верховный военачальник”), полководец верных Богу ангелов и людей в космической войне с врагами Бога, победоносный антагонист дьявола, покровитель и ангел-хранитель “народа Божьего”; Гавриил - архангел-вестник, он возвестил о грядущем рождении Иоанна Крестителя и сообщил Деве Марии о рождении Иисуса Христа (Благовещение); Рафаил - архангел-целитель.


Б

Беспоповцы

Одно из двух основных направлений старообрядчества, последователи которого не имеют духовенства. Когда после раскола старообрядцы столкнулись с проблемой нехватки священников, то часть из них стала принимать беглых священников из Русской православной церкви (беглопоповцы), другая же часть решила вообще отказаться от института священства, мотивируя свой отказ тем, что у плохой, с их точки зрения, «никонианской» церкви не могут быть хорошими священники. Окончательное формирование беспоповского направления происходило в последнее десятилетие XVII в. В 1692 и 1694 под руководством Харитона Карпова, Феодосия Васильева и других сторонников старой веры прошли соборы новгородских старообрядцев-беспоповцев, на которых были выработаны главные положения этого направления. На этих соборах, в частности, было провозглашено, что в мире окончательно воцарился Антихрист, благодати больше не существует, священство перевелось, что не даёт возможности совершать таинства причащения и брака. Соборы объявили безбрачие обязательным для беспоповцев. Из всех таинств оставлены были только таинства крещения и покаяния, которые и в Русской православной церкви при отсутствии священника в исключительных случаях разрешается совершать мирянам. Для беспоповцев была характерна вера в скорый конец света и второе пришествие Христа. Именно поэтому среди его сторонников получили довольно широкое распространение «гари» (самосожжения), которые рассматривались как единственный способ спасения от царства Антихриста. Общая численность старообрядцев-беспоповцев составляет более 1 млн. человек. Они живут в разных районах России, а также в Литве, Латвии, Белоруссии, на Украине, в Казахстане и Польше. Подавляющее большинство составляют русские, встречаются также карелы, финны, коми, удмурты и представители некоторых других народов. Решения беспоповских соборов 1692 и 1694 не были признаны всеми старообрядцами и поэтому беспоповское направление разделилось на разные согласия и толки: Часовенное, Поморское, Федосеевское, Спасово согласия, Филипповский, Страннический и другие толки.

Бог

Фантастический образ могущественного сверхъестественного существа, выступающий как предмет религиозного поклонения и веры. Представление о Б. как о личном и сверхприродном является определяющим признаком теизма.В противоположность этому в пантеизме Б. выступает как безличная сила, присущая природе, а подчас и тождественная ей. В дуалистической древнеиранской религии маздеизма образу светлого Б. — Ахура-мазды — противостоит фигура тёмного и злого божества — Анхра-Майнью. В религиях Древнего Китая, Кореи, Японии, Индии, Древнего Востока и других политеистических религиях фигурирует сонм богов, один из которых обычно выступает как главный, наиболее могущественный, например Мардук у древних вавилонян, Зевс у древних греков, Перун у древних славян и др. В индуизме и некоторых других религиях нет такого ярко выраженного возвышения одного Б. над другими; наряду с «великими» богами здесь нередко почитаются и второстепенные, низшие боги, неотличимые от местных духов, гениев, демонов. В монотеистических религиях вера в единого и всемогущего Бога — главный религиозный догмат. При этом в христианстве, в отличие от иудаизма и ислама, единый Бог имеет три лица (ипостаси): Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой («Святая Троица»). Образы богов прошли длительный путь развития, отражая историческую эволюцию почитающих их народов. В ранних формах религии ещё нет веры в богов, а есть поклонение неодушевлённым предметам (см. Фетишизм), вера в духов, демонов (см. Анимизм) и другие фантастические образы. Некоторые черты этих мифологических персонажей в дальнейшем вплетаются в образы богов или одного Б. С разложением первобытнообщинного строя, с развитием племенных объединений возникает образ племенного Б. Это прежде всего бог-воитель, предводитель своего племени в борьбе с другими племенами и их богами, например Ашшур у ассирийцев, Яхве у древнееврейского племени Левия (или, как считают многие, Иуды). У многих оседлых народов при образовании городов-государств эти боги превращались в богов-покровителей города: бог Ниппура — Энлиль, Вавилона — Мардук и др. у древних шумерийцев и вавилонян; бог нома Эдфу — Гор, Мемфиса — Пта, Фив — Амон и др. у египтян; бог Афин — Афина Паллада, Эпидавра — Асклепий и др. у греков. С объединением нескольких племён или городов вокруг наиболее сильного племени или города-государства Б. последнего становился общегосударственным, или национальным, Б., возвышаясь над другими племенными богами. Так, Мардук стал государственным Б. Вавилонии, в Египте место главного Б. попеременно занимали Гор, Пта, Амон, Ра. Боги покорённых племён и городов занимали подчинённое место в политеистическом пантеоне.


Г

Грех

В религиозной этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли Бога. Понятие “греха” выделяется из более древнего и внеморального понятия “скверны” (как бы физической заразы или нечистоты, происходящей от нарушения сакральных запретов — табу); теология выделяет “первородный” грех первых людей, последствия которого наследуются их потомками.


Д

Двандва

Санскрит, копулятивное (соединительное) сложное слово. Компоненты Д. находятся в отношениях координации, например: русский «северо-запад», латинский duo-decim — «двенадцать». Термин «Д.» первоначально использовался в санскритской грамматике.

Диглоссия

Взаимодействия различных социально противопоставленных друг другу подсистем одного и того же языка

Духоборцы

Русская секта рационалистического направления. Думают, что она получила начало от неизвестного по имени иностранца-квакера, жившего в 1740 — 50 г. в селе Охочем, Харьков. губ., учение которого было отголоском проповеди Кульмана и Тверитинова, связанной, в свою очередь, с ересью Косого и Башкина. Дальнейшее развитие этого учения принадлежит Силуану Колесникову, жившему в Екатеринославской губ. (1750 — 75), большому начетчику, знакомому с сочинениями Эккартсгаузена и Сен-Мартена. Продолжателями Колесникова были в 1755 — 85 г. однодворец Илларион Побирохин и отст. унт.-офиц. Капустин, оба — жители Тамбов. губ. Затем секта обнаружена была во мн. др. губерниях. По официальным исчислениям в 1826 г. Д. было в России 27000, а в 1841 г. — 29000. В первый раз обращено было внимание правительства на Д. в 1773 г.; затем они подвергались гонению в 1793 — 94, 1797 — 1800 гг. Часто им удавалось избегать преследований, так как Колесников учил наружно покоряться церкви и правительству и только Капустин воспретил Д. это притворство. Посланный в 1801 г. для собирания сведений о секте Д., И. В. Лопухин (масон), дал о ней самый хороший отзыв. Известный Г. С. Сковорода составил для них своего рода катехизис: “Исповедание веры Д. Екатеринославских”, поданное губернатору. По мысли Лопухина состоялся закон о переселении всех Д., в Мелитопольский уезд (Таврич. губ.), на берега р. Молочной; многие из сектантов остались на прежних местах. В 1811 г. Д., в числе 4000 чел., просили о позволении поселиться на новозавоеванном берегу Дуная; по причине войны 1812 года им это не было разрешено, а в 1817 г. прекращено было переселение Д. из других мест и на Молочные воды, где им жилось как нельзя лучше, так как, при большом обилии земли (79000 дес.), они перенимали от поселенных в соседстве с ними менонитов много полезных нововведений в сельском хозяйстве. С 1819 г. благосклонное внимание правительства к Д. прекращается. В 1837 г. последовал указ о переселении их с Молочных вод в Закавказский край. В 1843 г. известный Гакстгаузен посетил Д., еще остававшихся на Молочных водах. Его заметки о них — очень ценный источник сведений о Д. — У Д. нет письменного изложения их учения: между ними очень мало было грамотных, а лиц образованных и вовсе неизвестно. Поэтому сведения о их учении заимствуются исключительно из записей и рассказов, сделанных посторонними им лицами. Исходным пунктом учения Д. была квакерская идея: в душе человека пребывает сам Бог и сам Он наставляет человека Своим словом. Памятью человек уподобляется Богу Отцу, разумом — Богу Сыну, волею — Духу Св.; Отец — свет, Сын — живот, Св. Дух — покой; Отец — высота, Сын — широта, Св. Дух — глубина. Чувственно Бог существует в природе, а духовно — в человеческой душе. Это учение вполне аналогично доктринам еретиков — Савелия и Павла Самосатского. Душа человека, по учению духоборцев, существовала до сотворения мира и пала вместе с павшими в то время духами; души посылаются на землю и облекаются в тела в наказание за падение. Первородного греха Д. не признают: “всяк сам по себе грешен и спасен”. После смерти душа благочестивого человека переходит в тело живого праведника или новорожденного, а душа беззаконника — в животное. Небо и ад нужно понимать духовно; небес семь: 1-е — смирение, 2-е — разумение, 3-е — воздержание, 4-е — братолюбие, 5-е — милосердие, 6-е — совет, 7-е — любовь. Разница между теперешнею и будущею жизнью праведников только в том, что в последней они будут жить без грешников. Воскресения тел не будет, и самая кончина мира ограничится истреблением грешников. И. Христос, по понятию Д., был простой человек, в котором с особенною силою выражался божественный разум. И его душа подлежит переселению, как всякая душа: она обитала в Колесникове, в Капустине. Распялся Он плотию; чтобы показать нам пример страдания. Вообще историю Христа нужно разуметь духовно: Христос должен в нас зачаться, родиться, возрастать, учить, умирать, воскресать и возноситься. Д. признают 10 заповедей; в псалмах их обличаются пороки и всякая неправда; лишь 5-я заповедь ими изменена. Настойчиво проповедуется у них благочестие в мыслях и делах. Все люди по естеству равны между собою; внешние отличия, каковы бы они ни были, ничего не значат. Чада Божии сами исполняют что следует, без принуждения; власти нужны не для них, а разве для укрощения злых, татей и разбойников. Непозволительна клятва и присяга; не следует носить оружие и сражаться с врагами. В 1841 г. (при переселении за Кавказ) Д. показывали полную покорность властям, говоря: “царя почитаем, милостивым властям повинуемся: кто безвинно бьет и мучит, тот антихрист, кто милостиво судит, уподобляется Богу. Ходить в церковь совесть нам не велит, в ней святости не чаем... Везде церковь, где два или три собраны во имя Христово”. К составу этой “церкви”, по Колесникову, принадлежат все высокоодаренные Божественным разумом, не исключая евреев и турок. Библию Д. признают данною от Бога, но берут из нее “только полезное” для них, а остальное отметают или толкуют иносказательно, в своем смысле. Главное значение они усвояют своей “книге животной”, т. е. сохраняющемуся в их среде преданию, живому слову (писанное слово — мертвое). “Животная книга” слагается у них из их “псалмов”, которые представляют или перифраз псалмов Давида, или их собственную импровизацию. О преемниках апостольских (священстве) Д. говорят: “тот преемник, кто чист делом и телом, смирен и кроток, добрым делам покорен, а от дурных удален”. Исповедоваться нужно не одному какому-либо человеку, а Богу небесному, пред всеми, прося у всех прощения. Причащение понимается ими духовно, в смысле внутреннего восприятия в себя слова Божия. Брак таинством у них не считается и совершается единственно по взаимному согласию брачующихся: кто хочет — венчается в церкви. Пост, по их понятию — воздержание от злых мыслей, слов и дел. Святых и Богородицу Д. почитают, но их на помощь не призывают, хотя и справляют праздники храмовые в своих селах; за умерших не молятся, икон и уставов св. отцов не признают. Богослужение Д. совершается в комнате, посреди которой стоит стол с хлебом и солью, или на открытом поле, и состоит в чтении псалмов, пении молитв и взаимном целовании; иногда наставники их при этом говорят поучения. Управление делами общины у духоборцев принадлежит мирской сходке стариков. Для души, по мнению Д., безразлично, в каком теле ей приходится обитать; у нее один отец — Бог, и одна мать — природа. Поэтому они родителей своих не называют отцом и матерью: сын называет отца просто по имени или же, если он стар — старичком, а мать — ”няней” или “старушкой”. Мужья называют жен сестрами, а жены мужей — братьями. О жизни Д. одни отзываются с большою похвалою, говорят об отсутствии у них воровства и пьянства, об исправной уплате податей; по другим, у них господствуют разврат и жадность к деньгам, ненависть и ссоры доходят до кровавых истязаний и убийств. Хотя об этой секте есть монография О. Новицкого, “Духоборцы” (2 изд. 1882), но нельзя сказать, чтобы она была исследована вполне. В печатных сведениях о ней, как и в официальных донесениях, она часто смешивается с молоканами и даже с хлыстами. В архиве и особом музее министерства внутренних дел хранится большое количество сведений о Д. (в виде производившихся о них дел и разных записок), доселе не разработанных. Список печатных статей о Д. см. в “Указателе статей о расколе и сектах”, изд. Св. Синодом, СПб. 1890 — 92 г.

Душа

Понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (сравни учение о переселении душ — метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа — активное целесообразное начало (“форма”) живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека — созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало. В пантеистическом авверроизме душа лишь индивидуальное проявление единой духовной субстанции (монопсихизм). Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции. В новоевропейской литературе термин “душа” стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.


Е

Евангелие

По-гречески “благая весть” - раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические - Матфея, Марка, Луки, Иоанна (эти четыре Евангелия входят в Новый Завет) и апокрифические. Авторы Евангелий - апостолы или их ученики. Время написания Евангелий - вторая половина I в. - начало II в.


З

Заговор

Заклинание, в устном творчестве разных народов словесная формула, по суеверным представлениям якобы имеющая магическую силу. В древности З. были связаны с магическим действием, позже магическое значение приобрела сама словесная формула. Известны охотничьи, рыбачьи, пастушеские, земледельческие, торговые З., а также З. на неправедных судей. Большую группу составляют З. от болезней. Известны многочисленные любовные З.: присушки и отсухи. В З. отразились различные стороны хозяйственной, общественной и духовной жизни всех народов мира. Поэтичность З., богатство языка и художественных средств дают основание рассматривать их как одно из явлений народного искусства слова


И

Инверсия

От лат. inversio — переворачивание, перестановка), изменение обычного порядка слов в предложении. И., как правило, используется для выделения переставленного элемента предложения или для придания всему предложению особого смысла. В языках с фиксированным порядком слов И. имеет грамматическую нагрузку, например для образования вопросительных предложений в русском, английском, французском языках. И. — один из способов реализации актуального членения предложения. Например: русское «Видел я отца», немецкое Den Sohn liebt die Mutter — «Сына любит мать». Нередко формы И., не принятые в обычной речи, используются в поэзии; например, у А. С. Пушкина: «Минутных жизни впечатлений Не сохранит душа моя...», или: «Под вечер, осенью ненастной, В далёких дева шла местах...».

Инок

В православии то же, что монах.


К

Катехизис

От греч. katechesis — поучение, наставление), 1) руководство, содержащее основные положения христианского вероучения. В первые века христианства К. — устное наставление обращающихся к христианской вере, предшествовавшее крещению. С 16 в. К. — книга, учебное руководство, популярно излагающее (обычно в форме вопросов и ответов) учение христианской церкви. В православной, католической и протестантских церквах имеются свои К. 2) В переносном смысле — произведение, написанное в форме вопросов-ответов.

Квакеры

Англ. quackers, quakers, т. е. “дрыгуны” — секта, возникшая в Англии в XVII ст. Название это было дано им в насмешку, в виду судорожных движений и припадков, в которые они впадали, когда “нисходил на них Дух Божий”. Сами последователи этой секты называли себя “христианским обществом друзей” (на основании слов, употреблённых апост. Иоанном, Послан. III, 15). Основателем её был Георг Фокс, родившийся в 1624 г. Углубившись в чтение Священного Писания, он, после непродолжительного периода искания и сомнения, достиг положительного убеждения, что истина находится не в науке, не в католицизме или англиканстве и других сектах, а в каждом человеческом сердце. Он называет её внутренним светом, гласом Божиим. Этот голос не возвещает новых истин веры — они уже высказаны в Св. Писании, — но служит свидетельством вечного присутствия Христа в человеке; он указывает добро, отдаляет от греха и никогда не противоречит ясному смыслу Св. Писания и разуму. Фокс немедленно принялся распространять это учение, впадая в мистические восторги и предоставляя другим логическое развитие учения из высказанного им начала. Его били, бросали в него камнями, сажали в тюрьму, но, не смотря на все преследования, число его последователей быстро увеличивалось. Когда Кромвель распустил парламент (1653) и рассеялась надежда “святых” на скорое осуществление их мечты о царстве Божием на земле, горячие индепенденты приняли учение о новых, непрерывных откровениях Божиих; благодаря этому, квакерство быстро распространилось по всей Англии; ревностные сторонники “внутреннего света” отправлялись, для проповеди, даже в отдалённые страны. Фокс сам посетил Америку и указал на неё своим последователям; Вильям Пенн, которому принадлежат большие заслуги во внутренней организации квакерских общин, купил у английского правительства земли на Делаваре и основал там квакерскую колонию. В наше время общины К. особенно распространены в Англии и Сев. Американских Соед. Шт.; кроме того, они существуют в Голландии, Германии (близ Пирмонта) и в торговых городах Норвегии. Так как К. ни в каком случае не приносят присяги и упорно отказываются от обязанностей военной службы, то везде, где они существуют, их слово признается равносильным присяге, а вместо военной службы они платят известные подати. Систематическую разработку учению К. дал Роберт Барклэ, в своих сочинениях: “Саtechismus et fidel confessio” (179) и “Theologiae vere christianae apologia”. Не мало сделал для этого и Пенн. Признавая великое значение “внутреннего голоса” и его согласие с Св. Писаниям, К. не отрицают и земной мудрости, “ибо Христос пришёл не угасить, а очистить языческое знание”; в Пифагоре, Платоне, Плотине горел “внутренний свет”. Всякое гонение за веру преступно. Проповедь должна быть свободным выражением вдохновения, которое может нисходить на каждого верующего; “друзья” отрицают, поэтому, необходимость духовенства и осуждают сбор десятины и вообще всякое вознаграждение за толкование и распространение Св. Писания. В местах, где К. собираются для совещаний и общей молитвы (meetinghouses), нет ни алтарей, ни образов; пение и музыка изгнаны. Хотя проповедовать может каждый член общины, не исключая и женщин, но на самом деле правом этим пользуются только люди, заслужившие общее уважение и доверие. В прежних собраниях вздохи, шедшие crescendo, стоны и кривляния были обыкновенным явлением; теперь в собраниях царствует глубокая тишина, прерываемая только голосом проповедников; иногда, если ни на кого из присутствующих не сходит вдохновение, проповеди не бывает. К. не допускают никаких обрядов и не признают таинств. Они не отрицают совершенно крещения водою, но считают его излишним. Браки совершаются через простое обещание сожития и верности, в присутствии старшин. Погребение происходит без всяких церемоний, причём родственники умершего не надевают траура. Вместо памятников и эпитафий, в назидание следующим поколениям составляются и печатаются биографии тех людей, добродетели которых заслужили общее признание. Устройство квакерских общин основано на чисто демократических началах. Важные частные и общественные дела решаются избранными представителями. Подчиняясь законам государств, к которым они принадлежат по рождению, К. не участвуют, однако, в народных торжествах по случаю побед, осуждают торговлю оружием и порохом, агитируют против смертной казни и против дуэли. Во время войны Северо-Америк. Штатов за освобождение многие К. взялись за оружие и образовали отдельную общину “свободных и воинственных (free and fighting) друзей”. Признавая совершенное равенство и братство между людьми, К. в своих сношениях с властями и знатными лицами не употребляют выражений, принятых обычаем, а означают только должность или сан, всех называя: ты. Они верят в постоянное улучшение и развитие духовной природы человека. С XVIII века К. начинают употреблять все усилия для уничтожения торговли неграми и рабства. В 1754 г. “друзья” решили исключить из своей среды всех, имевших рабов. Между К. нет нищих: каждый здоровый член должен работать; для больных и дряхлых существуют больницы и странноприимные дома. От членов, совершивших бесчестный поступок, община отрекается. Брачные обязанности соблюдаются строго. В ребёнке родители уже уважают будущего человека и основывают на этом свою систему воспитания. До конца XVIII в. частная жизнь К. была очень однообразна и бедна наслаждениями, потому что из неё изгонялись искусства. Теперь молодые К. участвуют в общественных увеселениях, занимаются изящными искусствами, литературой и т. п.; зато число членов, выходящих совсем из общины или образующих новые подразделения секты, увеличивается.

Корреляция

В лингвистике, противопоставленность или сближение единиц языка по определённым свойствам (на всех уровнях языковой системы). Более всего развита теория фонологической К. (чередование фонем, с которым связано какое-либо морфологическое различие, или образующее соотносительные ряды, которые противополагаются по одному какому-либо различительному признаку). Различают понятия коррелятивной пары, ряда, пучка и др.


Л

Лексика

От греческого lexikos — относящийся к слову), 1) вся совокупность слов, словарный состав языка. 2) Совокупность слов, характерных для данного варианта речи (лексика бытовая, военная, детская и пр.), того или иного стилистического пласта (лексика нейтральная, просторечная и другая), для данного писателя (лексика А.С. Пушкина) или одного литературного произведения (Л. “Слова о полку Игореве”).

Литургика

Название одной из богословских наук, имеющей своим предметом учение о христианском церковном богослужении, в котором первое место занимает литургия. Обыкновенно Л. делится на общую и частную. Первая рассматривает богослужение как институт или учреждение вообще, излагает теоретические его основания, рассказывает историю его происхождения и развития, говорит о составных частях богослужения — таинствах, молитвах, песнопениях, чтении св. Писания, поучениях и о символических действиях, их сопровождающих, о совершителях богослужений — священнослужителях и церковнослужителях, о временах и местах совершения богослужений, о священных изображениях и одеждах, о богослужебных сосудах и книгах. Л. частная имеет своим предметом отдельные чинопоследования, повседневные — вечернее, утреннее, дневное (литургия), — присвоенные праздникам и постам, таинствам и т. п. Л. вообще и в особенности Л. православная — наука всецело археологическая, почему она часто носит назв. “церковной археологии”.


М

Метафора

Греч. Мetajora, лат. Translatio, перенесение) — не в собственном, а в переносном смысле употребленное картинное или образное выражение; представляет собой как бы концентрированное сравнение, причем вместо предмета сравниваемого ставится непосредственно название предмета, с которым желают сравнить, например: розы щек — вместо розовые (т. е. розоподобные) щеки или розовый цвет щек. М. способствует изяществу, силе и блеску речи; даже в обыденной жизни, в просторечии, выражения страсти без нее почти никогда не обходятся. В особенности для поэтов М. является необходимым вспомогательным средством. Она дает речи особую, высшую прозрачность, облекая даже отвлеченное понятие в живые формы и делая его доступным созерцанию. Различают четыре вида М. В первом виде одно конкретное (или чувственное) ставится на место другого, например, лес мачт, алмазы росы; во втором одухотворяются или оживляются предметы неодушевленные, силам природы приписываются чувства, действия и состояния, свойственные человеку, напр., вьюга злится, вьюга плачет, третий вид М. облекает мысли, чувства, страсти и проч. в видимые формы, напр., столпы государства, яд сомнения; четвертый вид М. соединяет одно отвлеченное понятие с другим, например горечь разлуки. Если М. очень распространена, она переходит в аллегорию. Ср. Brinkmann, “Die Metaphern. Studien uber den Geist der modernen Sprachen” (Бонн, 1878, т. I).

Михаил Архангел

Один из семи архангелов, национальный покровитель иудеев (Дан. X, 13 и др.), вождь небесного воинства в его борьбе с темными силами ада (посл. Иуды 8 — 10). Почитание его в христианской церкви восходит к древнейшим временам; память его чтится 8 ноября.

Молокане

Одна из конфессиональных групп духовных христиан, ответвилась от духоборцев. Сами себя молокане называют воистину духовными христианами, или духовными христианами- молоканами. Конфессия образована во второй половине XVIII в. бродячим портным Семёном Уклеиным в Тамбовской губернии. В одном из сёл этой губернии С. Уклеин познакомился с руководителем местных духоборцев Побирохиным и стал духоборцем. Однако через 5 лет между Уклеиным и Побирохиным произошёл разрыв из-за того, что Уклеин отстаивал Библию, которую духоборцы не признавали, и Уклеин основал свою собственную конфессиональную группу. В отличие от духоборцев, молокане не только признают Библию, но и требуют от своих членов следовать только ей. Библию молокане ассоциируют с «духовным млеком», которым окормляется человеческая душа. Отсюда, по одной из версий, происходит название молокане (по другой же версии, своё название молокане получили от православных священников, прозвавших их так за то, что они пьют молоко во время поста). Молокане своеобразно толкуют Троицу, считая, что Бог Сын и Святой Дух, хотя и единосущны Богу Отцу, но не равны ему в божественном достоинстве. Иисус Христос, считают молокане, воплотился не в человеческое, а в ангельское тело и поэтому не умирал подобно людям. Святых молокане не признают, нет у них и икон. Как и все духовные христиане, молокане полагают, что на человека может снизойти Святой Дух и что одарённые Святым Духом люди получают указания непосредственно от Бога. Молокане верят в загробную жизнь и посмертное воздаяние, полагая, что истинные христиане немедленно попадут в рай, а грешники будут обречены на вечные муки. Молокане ожидают скорого второго пришествия Иисуса Христа и установления на земле тысячелетнего Царства Божьего. Постятся молокане только в дни страданий Иисуса Христа, полностью воздерживаясь от пищи в этот период. В остальные же дни поста они едят любую приемлемую для них пищу, считая, что пост должен быть не в пище, а в духе. Большинство молокан соблюдает содержащиеся в Ветхом Завете пищевые запреты. Так же как и духоборцы, молокане отказываются от воинской службы и не дают клятв. Главный путь спасения, по мнению молокан, — совершение добрых дел. Молокане отвергли все таинства, нет у них и духовенства. Церковью они считают собрание верующих. Богослужения совершаются в домах членов общины, в больших комнатах, или «горницах» (по образу Сионской горницы). Проводят их выборные наставники (ещё их называют пресвитерами, или старцами). Во время богослужений читается Библия, поются псалмы. По окончании службы молокане обмениваются «святыми поцелуями» в губы, символизирующими братскую любовь и христианскую дружбу. Молоканам не разрешается ходить в театр, кино, танцевать. Старики отказываются также от телевизора, радио, чтения газет и журналов, не фотографируются. В то же время они допускают использование в хозяйстве современной техники. В июне 1991 на прошедшем в Москве учредительном съезде было объявлено о возрождении Союза общин духовных христиан-молокан, избран его Совет и принят устав. Центр Союза находится в Москве. Общая численность молокан приблизительно 300 тыс. человек. По этнической принадлежности среди них резко преобладают русские. Живут они в России (в Тамбовской и Оренбургской областях, на Дальнем Востоке и Северном Кавказе), в Азербайджане, Армении, Грузии, на Украине, в Молдавии, США (в штате Калифорния) Канаде, Аргентине, Боливии и Австралии. Молокане подразделяются на более мелкие течения и толки. В 30-е гг. XIX в. молоканин Лукиан Петров основал секту прыгунов. Секта названа так потому, что во время собраний её члены прыгают, доводя себя до экстаза, который воспринимается как схождение и вселение в них Святого Духа. (Это представление сближает секту с хлыстами.) Л. Петров учил также, что во время моления члены общины должны сопеть друг на друга, чтобы очиститься от грехов. Поэтому сначала последователей образованной им секты называли сапунами. После Петрова в харизматические лидеры секты выдвинулся «пророк» Максим Рудометкин, который ввёл особый род прыганья. Прыгуны празднуют субботу, еврейскую Пасху и еврейский праздник кущей, поскольку о них говорится в Ветхом Завете. Молокане, сохранившие верность первоначальному учению, позже получили название постоянных. В первой трети XIX в. возникла и группа общих молокан, вероучение которой представляет собой крайнее развитие молоканских идей. Основатели её — крестьяне Попов и Галяев. Общие отказались от свободного толкования Евангелия, характерного для других молокан. Они также имеют более сложную, чем прочие молокане, иерархию. Наверху этой иерархии стоит Совет из 12 апостолов во главе с «царём общего упования», ниже находятся главные распорядители, ещё ниже — распорядители. Рядовые члены общины назывались партией. Первоначально общие молокане отказались от личной собственности, сделав всё имущество собственностью общины, однако вскоре разочаровались в коммунальной жизни и вновь зажили каждый своим хозяйством, лишь частично сохранив общинную собственность. Общие обязаны десятую часть своих доходов отдавать в общинную кассу в пользу неимущих. Учение общих не нашло сколько-нибудь широкого распространения среди молокан. Молокане-субботники празднуют субботу, соблюдают пищевые запреты, содержащиеся в Ветхом Завете, и дают детям библейские имена. Молокане-постники не едят кислого и квасного, а также лук и чеснок. Из всех молоканских групп наиболее близок к православной церкви донской толк, распространившийся среди части казаков Войска Донского. Последователи донского толка называют себя евангелистическими христианами. Они считают необходимым совершение православных таинств. Члены толка также признают присягу и допускают службу в армии.


Н

Никон

В миру Никита Минин, Минов, Минич (1605—1681, Ярославль), патриарх Московский и Всея Руси. Из крестьян. В 12 лет стал послушником Макарьевского Желтоводского монастыря, в 1624 вернулся домой, в 1625 поставлен священником. В 1626 перебрался в Москву. После смерти в младенчестве троих детей его жена постриглась в московском Алексеевском монастыре, Никон ушёл в Соловецкий монастырь. В 1635 принял постриг в Анзерском скиту. В 1641 вместе с настоятелем скита ездил в Москву для сбора средств на церковное строительство и был представлен царю Михаилу Фёдоровичу. Позже, после нескольких лет подвижничества, избран игуменом Кожеозерского монастыря (1643). Летом 1646 прибыл в Москву для сбора милостыни, был тепло встречен царём Алексеем Михайловичем и его духовником Стефаном Вонифатьевичем. По настоянию царя и благословению патриарха Иосифа назначен архимандритом Новоспасского монастыря, родовой усыпальницы Романовых. По поручению царя принимал челобитные, что принесло ему известность и авторитет в народе. Сблизился с «Кружком ревнителей древлего благочестия» (Вонифатьев, Иван Неронов, Аввакум и др.). Стараниями Никона 13 октября 1648 в Москву привезена из Константинополя копия с иконы Иверской Богоматери, находящейся в Иверском монастыре на Афоне. С 1649 митрополит Новгородский и Великолуцкий. В 1651 по совету Никона в Успенский собор были перенесены останки патриарха Гермогена из Чудова монастыря и Иова из Старицы. В 1652 убедил царя перенести мощи митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в московский Успенский собор. После смерти патриарха Иосифа Вонифатьев отказался от патриаршества в пользу Никона, который после долгих уговоров согласился стать патриархом, потребовав от царя и бояр почитать его «как архипастыря и отца верховнейшего», не вмешиваться в дела церкви, считать решения патриарха не подлежащими обсуждению. 25 июня 1652 назначен на всероссийское патриаршество. В 1654 по инициативе Никона созван Поместный собор, принявший решение об исправлении богослужебных книг по древнегреческим и древнеславянским рукописям. В распоряжение патриарха был передан московский Печатный двор, где в 1653—56 публиковались «Правленные» или вновь переведённые богослужебные книги. На созванных им церковных соборах 1656 было узаконено троеперстие как крестное знамение, обсуждались проблемы перехода в православие униатов и католиков. В период русско-польской войны 1654—67, во время военных походов Алексея Михайловича Никон фактически управлял государством. Усиление власти патриарха и распространение её на мирские дела вызвали недовольство со стороны бояр и иерархов церкви, видевших в Никоне «чернеца от мужиков». Во второй половине 50-х гг. XVII в. началось охлаждение дружеских отношений между царём и патриархом. Разрыв произошёл в июле 1658. Отслужив литургию в Успенском соборе 10 июля 1658, Никон оставил патриаршество и уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. 16 января 1664 Никон попытался вернуться на патриаршество: явился в Успенский собор, стал на патриаршее место, благословил местоблюстителя патриаршего престола Иону, духовенство и прихожан. Царь же приказал ему возвратиться в Воскресенский монастырь. Церковный собор 1666—67, подтвердив проведённые Никоном реформы, снял с него сан патриарха. Обряд низложения был совершён 12 декабря 1666 в Чудовом монастыре, 13 декабря Никон под конвоем был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь. В 1681 царь Фёдор Алексеевич разрешил ему вернуться в Новоиерусалимский монастырь. В дороге Никон скончался.


О

Оберег

Предмет, обладающий по суеверным представлениям, колдовской способностью оберегать его владельца от разных бедствий.

Обряд

Ритуал, церемония, церемониал, совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. Понятие «О.» не следует смешивать с более широким понятием «обычай», означающим не только символические, но и всякие вообще повторяющиеся и установленные традицией действия. Для доклассового общества характерна недифференцированность бытовых, производственных и религиозных О. С возникновением классового государства и церкви формируются специфическая церковная обрядность, ритуалы и церемонии, связанные с общественной и государственно-политической жизнью (например, придворные церемонии), и продолжают существовать традиционные бытовые О., особенно долго сохраняющиеся в крестьянской среде. К их числу относятся производственные О., связанные с земледелием, например с жатвой (зажинки, дожинки), животноводством (О., приуроченные к весеннему выгону скота), рыбной ловлей, охотой, строительством новых жилищ, рытьём колодцев и т.п., и семейные (О., связанные с рождением и смертью, инициации, свадьба и т.д.). В связи с годичной повторяемостью хозяйственной деятельности и её календарной приуроченностью О. первой группы, в отличие от семейных, принято называть календарными. Обрядные действия могли быть магическими (включая вербальную, т. е. словесную, магию), символически-демонстративными или игровыми. Для поздних О. характерно развитие символических и игровых элементов и выпадение или трансформация магических, генетически связанных с примитивной аграрной, скотоводческой и промысловой техникой и с устойчивостью общинных, родовых и семейных (особенно патриархальных) отношений. О., исполнявшиеся индивидуально (и часто тайно), сопровождались у многих народов прозаическими или стихотворными заговорами и присловьями; О., исполнявшиеся коллективно (род, племя, община. семья, артель и т.п.), — также и песнями (см. Обрядовая поэзия). Особую группу О. образуют т. н. гадания (или мантические О.), предназначенные для угадывания (предсказания) дальнейшего течения жизни гадающих. Уже в период капитализма происходят значительные изменения в обрядовой традиции. Этот процесс углубляется в период социалистического переустройства общества. Традиционные О., особенно магические, забываются или переходят в разряд символических или игровых. В СССР и др. социалистических странах формируется новая, социалистическая обрядность.

Община

Естественно сложившееся надсемейное объединение людей, характеризующееся общностью интересов, иногда общностью происхождения, эмоциональным или культурным единством и т. п. (например, земляческая, эмигрантская, религиозная общины). В узком смысле — самоуправляющаяся и самовоспроизводящаяся социальная ячейка надсемейного уровня, характеризующаяся личностными отношениями между входящими в неё людьми и типичная преимущественно для доиндустриальных обществ. По своим структурным признакам, формам существования и социально-экономическим функциям общины чрезвычайно многообразны. Общепринятая их типологизация и связанная с ней терминология отсутствуют. Однако выделяется несколько этнографически изученных и исторически реконструируемых типов общин. Так, по структурообразующим принципам общины, изученные этнографически, можно подразделить на общины, основанные на родственных связях, и общины, основанные на территориальных, или соседских связях. Первые организуются вокруг структурного стержня, каковым является локализованная часть какого-либо родственного объединения (например, линиджа или рэмиджа). Они состоят из родственников, объединённых либо унилинейной или амбилинейной филиацией, либо какими-то родственными связями, которые определяются билатерально (см. Амбилинейность, Билатеральность, Унилинейность), и проживающих совместно, а также пришлых членов их семей (партнёров по браку и других), чьи родственные группы локализуются в других местах. Как правило, именно члены локализованной (совместно проживающей) части родственной группы (локализованного родственного ядра общины) играют ведущую роль в организации общинного землепользования, доступа к иным ресурсам и совместной трудовой, духовной и иной активности общинников. Структурной основой таких общин могут быть также несколько локализованных родственных групп. Иногда подобные общины обобщённо именуют родовыми, что не вполне точно, так как их структурной основой могут быть родственные группы, никак не соответствующие определению рода (например, неэкзогамные амбилинейные рэмиджи). В основе общин второго типа лежат территориальные, соседские связи между отдельными домохозяйствами, проживающими совместно или поблизости друг от друга и коллективно пользующимися земельными или какими-то иными ресурсами, а также практикующими те или иные виды соседской взаимопомощи. Известны также многочисленные формы общины смешанного типа, построенные на той или иной комбинации обоих структурообразующих принципов.


П

Парадигматика

1) раздел языкознания, противопоставляемый синтагматике и выделяемый как область рассмотрения парадигматических отношений и классов элементов, находящихся в этих отношениях. Это противопоставление нередко приравнивается противопоставлению системы языка тексту. 2) Учение о строении и структуре парадигм разных типов, их классификации, а также объединении в более сложные единства. 3) Области грамматики, изучающие представленные в языке парадигматические объединения и принципы их организации: в морфологии — раздел о совокупности парадигм, характеризующих изменяемые части речи или их разряды (например, П. сильного глагола — все формы глагола с учётом особенностей их организации в полные и частные парадигмы); нередко синоним терминам «словоизменение» и «формообразование»; в синтаксисе — раздел о системах форм предложения или словосочетания (синтаксических парадигмах).

Поповцы

Одна из двух основных групп старообрядчества, приемлющая все 7 таинств православия. Поповское направление зародилось одновременно с расколом и окончательно оформилось в последнее десятилетие XVII в. Старообрядцам-поповцам не удалось сразу создать свою иерархию, поскольку епископы, сохранившие старую веру, вскоре после раскола были либо посажены в тюрьмы, либо погибли, либо в конце концов приняли церковную реформу, так и не успев рукоположить новых епископов, которые могли бы потом возводить в сан новых иереев и архиереев. Поэтому старообрядцы-поповцы вынуждены были принимать священников, перебегавших из Русской православной церкви, получив за это название «беглопоповцы». При приёме православных священников беглопоповцы исходили из признания действительными рукоположения в Русской православной церкви, считая, что благодать в этой церкви сохранилась, поскольку не все епископы в душе были сторонниками реформы Никона. Впоследствии часть старообрядцев-беглопоповцев перешла под юрисдикцию Русской православной церкви, сохранив дореформенную обрядность, другая после серии неудачных попыток создала свои собственные иерархии, третья же из-за постоянной нехватки священников вынуждена была перейти в беспоповщину. По догматике старообрядцы-поповцы не отличаются от православных, однако придерживаются при этом старой культовой обрядности. Для поповцев характерно активное участие в церковных делах не только высшего церковного руководства, но также приходских священников и мирян. Праздники у старообрядцев-поповцев в основном те же, что и у православных. Численность поповцев составляет около 1,5 млн. человек. Большинство их сосредоточено в России (самые многочисленные группы имеются в Московской и Ростовской областях). За пределами России старообрядцев-поповцев больше всего на Украине, в Молдавии и Казахстане. Среди приверженцев этого старообрядческого направления резко преобладают русские. Старообрядцы-поповцы делятся на три основные группы: единоверцев, сторонников Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) и приверженцев Русской древлеправославной церкви.

Православие

Одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы православия определились в Византии в 9 — 11 вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 с разделением христианской церкви на католическую и православную. Причиной разделения стали учение о папе как верховном главе всех христиан и учение западной церкви об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (латинское Filioque — Филиокве); православие сохраняет учение об исхождении Святого Духа от Отца. Православие состоит из нескольких автокефальных (самостоятельных) церквей. На Руси с конца 10 в., с 1448 — Русская православная церковь. Вероисповедную основу православия составляют Священное Писание (Библия) и Священное Предание (решения первых 7 Вселенских соборов и труды отцов церкви 2 — 8 вв.). Важнейшими постулатами православия являются догматы: триединства Бога, боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа. В Российской Федерации православные составляют большую часть верующих; православие распространено также в некоторых странах Содружества Независимых Государств, в Греции, Румынии, Болгарии, Югославии, на Кипре, небольшие общины есть в Сирии, Ливане, Израиле, Египте и других странах. Общая численность православных до 150 млн. Смотри также Христианство, Монофиситы, Монофелиты, Несторианство.

Псалмы

Греческое psalmoi — хвалебная песнь, песнопения, составляющие Псалтырь; произведение религиозной иудейской лирики. Восходят к царю Давиду (около 1000 до нашей эры), в самостоятельную книгу окончательно сложились к концу 5 — началу 4 вв. до нашей эры. Вместе с речитативной традицией исполнения (смотри Псалмодия) перешли в христианское богослужение. Жанровые разновидности псалмов: хвала Богу, мольба, проникновенные жалобы и проклятия, обращение к истории народа, брачная песнь, философская медитация. В совокупности псалмам присущи целостность жизневосприятия, общность тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытывающему глубины человеческого сердца. В мировой поэзии известны многочисленные переложения псалмов. В музыке 16 — 20 вв. тексты псалмов легли в основу композиций различных видов (у Палестрины, Г. Шютца, И.С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Листа, И. Брамса, И.Ф. Стравинского, К. Пендерецкого).


Р

Релевантность

Различаются релевантные и нерелевантные (иррелевантные) признаки. Данный признак является релевантным для данной фонологической системы, если по этому признаку противопоставляются какие-либо фонемы данного языка (так, признак «звонкости — глухости» согласных релевантен для русского, немецкого, французского, английского и некоторых других языков). Однако и релевантный признак может оказаться нерелевантным при некоторых условиях, например если он обусловлен позицией звука (глухость согласных на конце слов в русских языках нерелевантна) или особенностями фонологической системы.

Романс

Исп. romance, от позднелат. romanice, буквально — по-романски, т. е. по-испански, камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин «Р.» возник в Испании ещё в средневековье и первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском», а не на латинском, принятом в церковных песнопениях) языке, вскоре вошёл в обиход и в других странах. В некоторых странах Р. и песня обозначаются одним словом: немецким Lied, англиским Song. В России вокальное произведение с текстом на французском языке (хотя и написанное русским композитором) вначале называлось Р., с текстом на русском языке — российской песней. В Р. мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы, ритмической и интонационной частности. Инструментальное сопровождение в Р. имеет важное значение, зачастую являясь равноправным с вокальной партией элементом единого целого. Жанровые разновидности Р. — баллада, элегия, баркарола, романс в танцевальных ритмах и др. Романсное стихотворение лишено твёрдых жанровых признаков: обычно небольшое лирическое произведение, строфическое, рифмованное, со стихами средней длины, с напевным типом интонирования.


С

Семантика

Франц. semantique, от греч. semantikos — обозначающий, sema — знак в языкознании, 1) один из аспектов изучения знаков в семиотике. 2) В истории языкознания то же, что семасиология. 3) Значения единиц языка. 4) Раздел языкознания, изучающий значения единиц языка — языковедческая С. Элементарный объект изучения языковедческой С. составляет единство трёх элементов языкового знака (прежде всего слова): означающего, денотата, означаемого. Внешний элемент (последовательность звуков или графических знаков) — означающее — связан, во-первых, с обозначаемым предметом, явлением действительности — денотатом (а также референтом — предметом, явлением, обозначаемым данной языковой единицей в составе высказывания; предметом или ситуацией, обозначаемыми высказыванием в целом), и, во-вторых, с отражением этого предмета, явления в сознании человека — означаемым. Означаемое является результатом общественного познания действительности и обычно тождественно понятию, иногда представлению (см. также Сигнификат). Тройная связь — «означающее — денотат — означаемое» составляет категорию значения, основную единицу (ячейку) С.

Синтагматика

Синтагматический план, один из двух аспектов исследования языка (в противоположность парадигматике), предполагающий изучение языковых единиц в их синтагматических отношениях, которыми они связаны в составе высказывания. Различение двух этих аспектов исследования отражает различие между двумя формами существования (функционирования) языковых единиц — в системе (языке) и в тексте (речи). В С. единицы языка рассматриваются не как равноправные и взаимозаменяемые, а как позиционно упорядоченные. Если в парадигматике отношение между любыми двумя элементами есть отношение противопоставления (оппозиции) языковых единиц в их ассоциативных связях, то в С. это — отношение контраста языковых единиц в их линейных связях. Различимость единиц в парадигматике имеет абсолютный характер, в С. — относительный: в одних позициях единицы различаются, в других — частично или полностью совпадают (см. Нейтрализация). В С. рассматриваются единицы не только плана выражения, но и плана содержания. В отличие от позиционной упорядоченности формальных единиц, семантические единицы контекстно упорядочены. Понятия позиции и контекста — основные в теории С. Иногда С. понимается и более узко — как раздел синтаксиса, изучающий словосочетания (синтагмы в узком смысле).

Словарь

1) лексика, словарный состав языка, диалекта какой–либо социальной группы, отдельного писателя и т.д. 2) Справочная книга, содержащая собрание слов, словосочетаний, идиом и т.п., дающая сведения об их значениях, употреблении, переводе на другой язык и др. Существуют лингвистические и энциклопедические словари.

Старообрядчество

Религиозные группы, отделившиеся от Русской православной церкви в результате раскола, произошедшего в XVII в. в связи с проведением патриархом Никоном церковных реформ. Официально термин «старообрядцы» стал использоваться с 1906. К употребляемому иногда термину «раскольники» сами старообрядцы относятся весьма отрицательно. Они нередко называют себя приверженцами истинной веры и считают себя православными. Реформы, осуществлявшиеся патриархом Никоном, заключались в изменении некоторых церковных обрядов и в исправлении текстов богослужебных книг с тем, чтобы русскую богослужебную практику привести в полное соответствие с греческой. Патриарх Никон и его сторонники считали, что различия между двумя православными церквами (русской и греческой) растлевают веру, и в 1653 перед началом Великого поста Никон объявил об отмене двуперстного крестного знамения (которое предписывалось постановлением Стоглавого собора 1551) и о введении трёхперстного крестного знамения (как у греков). Церковный собор 1654 принял решение о необходимости приведения текстов богослужебных книг в полное соответствие с древними славянскими и греческими рукописными книгами. Возмущение части духовенства и мирян вызвал не сам факт исправления текстов (поскольку некоторые поправки делались и раньше), а то, что тексты, вопреки постановлению Собора 1654, исправлялись по новопечатным киевским и греческим книгам. Последние же были изданы в основном в Венеции и других латинских городах (порабощённые турками греки своих типографий не имели), и их западное происхождение вызывало подозрение в том, что католики внесли в книги свои «ереси». Из-за того что часть духовенства и верующих отказались принять нововведения, предложенные Никоном, в церкви произошёл раскол и образовалось старообрядчество На Московском соборе 1666—67 противники реформ Никона были преданы анафеме. Спасаясь от преследований, они бежали в глухие, удалённые районы страны, чтобы там сохранить свою веру. Противники Никона считали, что после насильственного проведения реформ официальное православие перестало существовать, и стали называть государственную церковь «никонианством». Поскольку реформы касались лишь обрядов и исправления неточностей перевода богослужебных книг, то догматических различий между старообрядчеством и Русской православной церковью почти нет. Для раннего старообрядчества были очень характерны эсхатологические представления, однако сейчас они уже не занимают в мировоззрении старообрядцев столь большого места. Различия в обрядности (которой у старообрядцев придаётся гораздо большее значение, чем у православных) тоже не особенно существенны. Старообрядцы сохранили двуперстное крестное знамение. Крест они признают только восьмиконечный, в то время как у православных используется в качестве символа восьми-, шести- и четырёхконечный крест. Старообрядцы употребляют на проскомидии (часть литургии, во время которой приготовляется вещество для причащения) семь просфор, православные — пять. Старообрядцы отпускают во время богослужений только земные поклоны, тогда как у православных после реформ стали допускаться и земные, и поясные поклоны. Во время совершения церковных обрядов старообрядцы ходят по солнцу, у православных же движение по солнцу было заменено движением против солнца. Старообрядцы произносят «аллилуйя» (хвалите Господа) два раза в конце молитвы, православные — три раза. У старообрядцев по сравнению с православными молебны более длительные. Старообрядцы усмотрели отступление от истинной веры и во внесённых в богослужебные книги изменениях. Так, после реформы православные вместо «рожденна, а не сотворенна» стали писать в Символе веры просто «рожденна, не сотворенна». Старообрядцы же расценили это как шаг в сторону арианства. Добавленное после реформы второе «и» в имени Иисус старообрядцы сочли дьявольским. Не признали они и чисто орфографические поправки (например, «с душею» вместо «з душею»), равно как и исправления в ударении («во веки, во дни, по чину» вместо «во веки, во дни, по чину» и т. д.). Старообрядцы отмечают в основном те же церковные праздники, что и православные. Для старообрядцев весьма характерны глубина веры, большая религиозность, преданность старым заветам и приверженность традициям в быту. В 1971 собор Московского патриархата снял анафему со старообрядцев (в 1974 анафема была снята и Русской православной церковью за границей). Общая численность старообрядцев — свыше 3 млн. человек. Большинство из них (свыше 2 млн.) живёт в России. Много старообрядцев и на Украине. Расселены они также в Белоруссии, Литве, Латвии, Молдавии, Казахстане, а также в Польше, Румынии, США, Канаде, Бразилии, Австралии, Новой Зеландии и в других странах. Преобладают русские, однако есть среди них также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и представители других народов Среднего Поволжья. Старообрядчество никогда не было единым течением. В зависимости от наличия или отсутствия священства старообрядцев подразделяют на поповцев и беспоповцев. Оба эти направления, в свою очередь, распадаются на целый ряд церквей, согласий и толков.

Страшный суд

По евангельскому слову, “Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну.... и дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын человеческий” (Иоан. V, 22 и 27), почему Он и произведет над всеми народами суд, когда приидет во славе Своей, и все святые ангелы с Ним (Матф. XXV, 31, 32). Ангелы, при кончине века, соберут избранных от четырех ветров от края небес до края их (Матф. XXIV, 31), а также соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие (Матф. XIII, 41) и отделят злых из среды праведных (ib. XIII, 49). По учению апостольскому всем нам должно явиться пред судилище Христово” (2 Кор. V, 10), “все мы предстанем на суд Христов” (Римл. XIV, 10). Бог через Иисуса Христа будет судить иудеев и язычников (Римл. II, 9), живых и мертвых (Деян. X, 42; 2 Тим. IV, 1), т. е. имеющих воскреснуть из мертвых и тех, которые останутся до воскресения в живых, но, подобно воскресшим, изменятся (1 Кор. XV, 51 и 52), а также, кроме людей, и злых ангелов (Иуд. 6; 2 Петр. II, 4). Судимы будут не только дела людей, как добрые, так и злые (Матф. XXV, 35, 36, 42 и 43; 2 Кор. V, 10), но и всякое праздное их слово (Матф. XII, 36). Праведным судия скажет: “приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения Мира” (Матф. XXV, 34), грешные же услышат такой приговор: “идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его” (Матф. ХXV, 41). Верование в С. суд было в христианской церкви всеобщим и всегдашним. Подтверждением этому служат первоначальные символы частных древнейших церквей, например иерусалимской, римской, антиохийской, кесарие-палестинской и кипрской, в состав которых входил и член о втором пришествии Христовом во славе для суда живых и мертвых. Отсюда он перешел в символ никео-цареградский. Пастыри и учители церкви и сами твердо хранили, и другим, начиная с апостольских времен, непрерывно передавали вселенскую веру в будущий всеобщий суд. По словам св. Поликарпа Смирнского, “кто будет говорить, что нет ни воскресения, ни суда, тот первенец сатаны”. Христианские апологеты указывали язычникам, как на существенную черту религиозных верований христиан, на их твердую и несомненную веру в будущий суд и вечное по заслугам каждого мздовоздаяние, каковая вера может располагать к деланию одного доброго. но отнюдь не злого (св. Иустин Мученик, Феофил Антиохийский, Тертуллиан, св. Ириней, св. Киприан). См. епископ Сильвестр, “Опыт православного догматического богословия” (т. V, Киев, 1891). Из всех изображений, сюжетом которых были последние дни мира, С. суд и будущая жизнь, на первом месте должно поставить картину С. суда, которая совмещала в себе все эти события. Значение этого изображения было громадное в древней Руси; им проповедник христианской веры склонил князя Владимира к принятию христианства. Нет сомнения, что такое же сильное действие производила она и на народ как в эпоху принятия христианства, так и в последующее время: поэтому влияние ее на народную поэзию несомненно.


Т

Тезаурус

От греч. thesauros — сокровище, сокровищница, множество смысловыражающих единиц некоторого языка с заданной на нём системой семантических отношений. Т. фактически определяет семантику языка (национального языка, языка конкретной науки или формализованного языка для автоматизированной системы управления). Первоначально Т. рассматривали как одноязычный словарь, в котором семантические отношения определяются группировкой слов по тематическим рубрикам. Например, английский Т. (автор П. М. Роджет), изданный в 1962 (1-е издание 1852), содержит 1040 рубрик, по которым распределено около 240 000 слов. Указатель (ключ) к этому Т. содержит алфавитный перечень слов с указанием рубрик и подрубрик, к которым относится каждое слово. Существуют традиционные общеязыковые Т. (описания семантических систем отдельных языков) для английского, французского, испанского языков. К Т. весьма близки одноязычные словари, задающие выражения основных семантических параметров каждого слова, например словарь русского языка С. И. Ожегова. В 70-х гг. 20 в. получили распространение информационно-поисковые Т. В этих Т. выделены специальные лексические единицы — дескрипторы, по которым можно осуществлять автоматический поиск документальной информации. С каждым словом такого Т. сопоставляется синонимичный дескриптор (см. Синонимия), и для дескрипторов явным образом указываются семантические отношения: род — вид, часть — целое, цель — средство и т. д. Обычно принято разделять родо-видовые (иерархические) и ассоциативные отношения. Так, «Информационно-поисковый тезаурус по информатике», изданный в СССР в 1973, для каждого дескриптора предусматривает словарную статью, где отдельно указаны синонимичные ключевые слова, родовые, видовые и ассоциативные дескрипторы. Для лучшей ориентации в ассоциативных связях между дескрипторами к этому Т. приложены семантические карты тематических классов. При автоматизированном информационном поиске ищутся документы, у которых индекс содержит не только дескрипторы запроса, но и те дескрипторы, которые находятся с ними в определённых семантических отношениях. Иногда бывает полезно выделять в Т. конкретные ассоциативные отношения, специфичные для данной тематической области: болезнь — возбудитель, прибор — назначение (или измеряемая величина) и т. п. Положение лексической единицы (слова, словосочетания) в Т. характеризует его смысл в языке; знание системы семантических отношений, в которые вступает данное слово (в том числе и рубрик, куда оно входит), позволяет судить о смысле этого слова. В широком смысле Т. интерпретируют как описание системы знаний о действительности, которыми располагает индивидуальный носитель информации или группа носителей. Этот носитель может выполнять функции приёмника дополнительной информации, вследствие чего изменяется и его Т. Исходный Т. определяет при этом возможности приёмника при получении им семантической информации. В психологии и при изучении систем с искусственным интеллектом рассматривают свойства Т. индивидуумов, проявляющиеся при восприятии и понимании информации. В социологии и теории коммуникаций изучают свойства Т. индивидуумов и коллективов, обеспечивающие возможность взаимопонимания на основе общности Т. В этих ситуациях в Т. приходится включать сложные высказывания и их семантические связи, определяющие запас сведении, которыми располагает сложная система. Т. фактически содержит не только информацию о действительности, но и метаинформацию (сведения об информации), обеспечивающую возможность приёма новых сообщений.


У

Уставщик

Осуществляют руководство беспоповскими общинами. Он же: «наставники» и «начётчики».


Ф

Фонетика

От греческого phonetikos — звуковой, голосовой, 1) акустические и артикуляционные свойства звуков данного языка; звуковой строй языка. 2) Раздел языкознания, изучающий акустические и артикуляционные свойства звуков языка, его звуковой строй.

Функция

От латинского functio — исполнение, осуществление, 1) деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого–либо объекта в данной системе отношений (например, функция органов чувств, функция денег). 2) Функция в социологии — роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе). 3) Функция в математике — соответствие между переменными величинами, в силу которого каждому значению одной величины x (независимого переменного, аргумента) соответствует определенное значение другой величины y (зависимого переменного, функции). Функции могут быть заданы, например, формулой, графиком, таблицей, правилом.


Э

Эмоции

Франц. emotion, от лат. emovere возбуждать, волновать. По своему характеру Э. бывают положительными или отрицательными. Положительные Э. (радость, восторг), вызывая резкие вегетативные сдвиги (подъем кровяного давления, учащение сердечных сокращений и др.), не дают длительных следовых реакций. При отрицательных Э. (страх, горе) вегетативные сдвиги имеют более длительный характер, что может способствовать развитию патологического состояния. Кратковременная и ярко выраженная по соматовегетативным проявлениям положительная или отрицательная Э. обозначается как аффект.

Эпитет

Греч. epitheton, буквально — приложенное, художественное определение, один из тропов. Выражается преимущественно именем прилагательным («сладостный напев»), но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («первый друг»), глаголом («желание забыться»). В отличие от обычного логического определения, которое выделяет данный предмет из многих («тихий звон»), Э. либо выделяет в предмете одно из его свойств («гордый конь»), либо — как метафорический Э. — переносит на него свойства другого предмета («живой след»). Э. возник в устном поэтическом творчестве посредством: обобщения постоянно встречавшихся признаков («русая коса», «белая берёза»); закрепления исторических отношений («седелышко черкасское», «арабский конь» — в средневековой французской поэзии); идеализации («ласковый князь Владимир»). Систему постоянных Э. народной поэзии разлагает развитие индивидуального творческого начала. Признаки явлений природы присваиваются человеку («ясное солнце» — «ясный взгляд»). Из слитности ощущений разных органов чувств возникают синкретические Э. («холодный цвет», «ясный звук»). Стремление усилить впечатление приводит к удвоению («украсно украшенная земля Русская»); с этой же целью в Э. соединяются корни разных слов («быстроногий Ахилл», «широкошумные дубровы»). От постоянных Э. народнопоэтического творчества, доходящих до забвения основные значения слова («Наостри мою острую саблю!»), профессиональная литература приходит к индивидуализированным, останавливающим внимание уникальным Э.: «дам обдуманный наряд» (А. С. Пушкин). В Э. отражается стиль писателя, эпохи, литературного направления («сладкогласный певец», «хладный прах» несут печать сентиментализма; «жёлтая заря», «снежное вино» принадлежат поэтической системе А. Блока).

Этнолингвистика

От греч. ethnos — племя, народ и лингвистика, антрополингвистика, этносемантика, направление в языкознании, занимающееся исследованием взаимоотношений языка и культуры (этнической психологии). Зародилась в конце 19 — начале 20 вв. в США в связи с интенсивными этнографическими исследованиями индейских племён Северной и Центральной Америки. Первоначально Э. стремилась получить данные из истории общественных отношений первобытных народов путём исследования соответствующих явлений языка (Л. Г. Морган, Ф. Боас, А. Л. Крёбер, Э. Сепир, Б. Малиновский и др.). Одним из объектов Э. была терминология родства, на которой испытывались новые методы лингвистического анализа (например, компонентный). В середине 20 в. начали исследоваться другие сферы лексики и уровни языка. Был установлен факт тесной взаимосвязи явлений языка (например, способов структурирования языкового значения) с нелингвистическими явлениями культуры — гипотеза Э. Сепира и Б. Уорфа о т. н. языковой относительности. На почве Э. в разное время возникали реакционные теории расистского толка, не получившие распространения в науке.

Предыдущая    В начало    Следующая

Сантехнический шкаф под плитку
Используются технологии uCoz