Протопоп Аввакум
Об иконном писании
// Пустозерская проза. М.: Моск. рабочий, 1989. - С.102-104
Паки и паки, и еще к вашей любви побеседую: вам во Христе послушати сладостно, а мне глаголати неленостно. По попущению Божию умножися в нашей руской земли иконнаго писма неподобнаго изуграфы. Пишут от чина меншаго, а велиции власти соблаговоляют им, и вси грядут в пропасть погибели, друг за друга уцепившеся, по писанному: слепый слепца водяй, оба в яму впадутся, понеже в нощи неведения шатаются; а ходяй во дне не поткнется, понеже свет мира сего видит, еже есть: просвещенный светом разума опасно зрит коби и кознования еретическая и потонку разумевает вся нововводная, не увязает в советех, яже умышляют грешнии. Есть же дело настоящее: пишут Спасов образ Еммануила1; лице одутловато, уста червонная, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, тако же и у ног бедрьт толстыя, и весь яко немчин брюхат и толст учинен, лишо сабли той при бедре не писано. А то все писано по плотскому умыслу: понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую и опровергоша долу горняя. Христос же Бог наш тонкостны чювства имея все, якоже и бого-словцы научают нас2. Чти в Маргарите слово Злато-устаго на Рожество Богородицы; в нем писано подобие Христово и Богородично: ни близко не находило, как ныне еретицы умыслиша. А все то кобель борзой Пикон, враг, умыслил, будто живыя писать, устрояет все по-фряжьскому, сиречь понеметцкому 3. Якоже фрязи пишут образ Благовещения Пресвятая Богородицы, чреватую, брюхо на колени висит,— во мгновении ока Христос совершен во чреве обретеся! А у нас в Москве в Жезле книге написано слово в слово против сего: в зачатии-де Христос обретеся совершен человек, яко да родится. А в другом месте: яко человек тридесяти лет. Вот смотритс-су, добрыя люди: коли з зубами и з бородою человек родится! На всех на вас шлюся от мала и до велика: бывало ли то от века? Пуще оне фрягов-тех напечатали, враги Божий. Мы же, правовернии, тако исповедуем, яко святии научают нас, Иван Дамаскин и прочий: в членах, еже есть в составех Христос, Бог наш, в зачатии совершен обретеся, а плоть его пресвятая по обычаю девятомесячно исполняшеся; и родися младенец, а не совершен муж, яко 30 лет4. Вот, иконники учнут Христа
102
в рожестве з бородою писать, да и ссылаются на книгу-ту: так у них и ладно стало. А Богородицу чпевату в Благовещение, яко же и фрязи поганыя. А Христа на кресте раздутова: толстехунек миленькой стоит, и ноги-те у него, что стулчики. Ox, ох, бедныя! Русь, чего-то тебе захотелося немецких поступов и обычаев! А Николе Чюдотворцу имя немее: Николай. В немцах немчин был Николай, а при Апостолех еретик был Николай; а во святых нет нигде Николая. Только с ними стало. Никола Чудотворец терпит, а мы немощни: хотя бы одному кобелю голову-то назад рожою заворотил, да пускай бы по Москве той так ходил. Да что петь делать? Христос им время-то попустил, якоже Июда Апостол пишет: яко Господь люди от земля Египетския спасл, последи неверовавших погуби. Ангелы же, не соблюдшая своего началства, но о с-тавльших свое жилище, па суд великаго дне узами вечными под мраком соблюде5. Виждь, слышателю, яко терпит им Бог, яко и бесом, до суднаго дни. Тогда им весь указ будет; а ныне пускай их поиграют с бесами-теми заодно над Христом, и над Николою, и над всеми святыми с Богородицею светом нашим, да и над нами, бедными, что черти над попами,— пускай возятся! Златоуст Иван и лутче нас был: а как время пришло, так спрятали так же, как и нас6. И Филипп митрополит на Москве. Да много того есть. Коли же кто изволил Богу служить, о себе ему не подобает тужить. Не токмо за имение святых книг, но и за мирскую правду подобает ему душа своя положить, якоже Златоуст за вдову и за Феогностов сад, а на Москве за опришлину Филипп7. Колми же за церковной изврат,— всяк правоверный много не разсуждай, пойди в огонь: Бог благословит и наше благословение да есть с тобою во веки! Не по што в Персы итти пещи огненныя искать: но Бог дал дома Вавилон, в Боровске пещь Халдейская, идеже мучатся святии отроцы, херувимом уподобльшеся, трисвятую песнь возсылающе8. Право хорошо учинилося. Лучше дому Новходоносорова, палаты и теремы златоверхими украшена, преграды и стены златом устроены, и пути каменьми драгими намощены, и садовие древеса различные насажены, и птицы воспевающе, и зверие в садах глумящеся, и крины и травы процветающе, благоухание износяще повеваемо. А Новходоносор. раздувше-ся, глагола ко Господу Богу небесному: ты царствуешь
103
на небеси, а я подобен Тебе здесь, на земли. И егда виде Бог гордость его необратную, и претвори Новходоносора сопреди телцом, а созади лвом, и хождаше в дубраве со скоты 7 лет, ядый траву, дондеже покаяся 9. Так-то Господь гордым противится, смиренным же дает благодать. Разумейте, правовернии, как трие отроцы, ради своего страдания, в царстве, по всей поднеоесней величаются а Новходоносор уничижается. Сие дело предлежит во образ за хотящих наследовати спасение. Не поклоняйся и ты, рабе Божий, неподобным образом, писанным по немецкому преданию, якоже и трие отроки в Вавилоне телу златому, поставленному на поле Дейре. Толсто же телищо-то тогда было и велико, что нынешние образы, писанные по немецкому! Да и много же у них измене-ние-тово во иконах-тех: власы расчесаны, и ризы изменны, и сложение перстов—малакса вместо Христова знамения!10 Малаксу погубную целуй! Знаешь ли, что я говорю? А то руку-то раскорякою-тою пишут. Не умори, не целуй ея: то антихристова печать. Плюнь на нея; привяжется дурная мысль. Буде образа подобна написана не прилучится: и ты на небо, на Восток, кланяйся, а таким образом не кланяйся. Посем мир вам от нас и благословение. Я, грешной протопоп Аввакум, со отцы и братиею о Христе Исусе, вам-светом, всякому верному, попремногу челом бьем. Молитеся о нас, а мы должни о вас. Богу нашему слава о всем, аминь.
Комментарий
(М.Б.Плюханова)
1 Еммануил — древнееврейское “с нами Бог”, из пророчества Исайи перешедшее в Новый завет и ставшее обозначением Христа (см.: Ев. от Матф. I, 23). Наименование “Еммануил” подчеркивает вочеловеченность Бога. Иконное изображение Христа как Еммануи-ла допускает некоторое акцентирование в его образе человеческих, плотских сторон—силы и здоровья. Поэтому именно такой тип иконы становится особенно уязвим в XVII в., в эпоху, когда светские западные веяния начинают проникать в иконописание.
2 Здесь опять заметен тот взгляд на символы, против которого спорил дьякон Федор и который был вообще характерен для ревнителей благочестия в XVII в. Символ (икона) рассматривается как реалистическое изображение обозначенной этим символом высшей сущности. Это “плотское” понимание символа сближает Аввакума с новыми живописцами XVII в., склонными к портрету, а не к символическим изображениям. Но в отличие от них он считает, что древние иконы изображают святых более точно, чем новые. Возражение Федора против идеи Лазаря и А., приведенное в предисловии (с. 30— 31) в этом случае особенно уместно.
3 А. ошибается: Никон относился к новым иконам так же, как и он сам. В середине 50-х гг. Никон публично выскребал глаза у икон иноземного письма, ломал их и жег, после чего, как говорили, на Москве и случился мор (Каптерев, т. 1, с. 153—157).
4 В книге Никонова издания “Скрижали” были рассуждения о том, что Христос во чреве матери был сразу “человек совершен”. Никита Добрынин в своей челобитной, переданной собору 1666 г., писал, что о таких страшных и великих предметах человеческому уму вообще не подобает “пытати” (Материалы, т. 4, с. 24—25). Авторитет “Скрижали” защищал Симеон Полоцкий в книге “Жезл правления”, написанной по распоряжению собора и направленной против челобитных Лазаря и Никиты. Спор о боговоплощении продолжался в Пустозерске.
5 Послание ап. Иуды, 1, 5—6. Последи—потом, после.
6 Упоминается ссылка Иоанна Златоуста, подвергшегося гонениям. А. часто использует житие св. Иоанна Златоуста (в житийных сборниках под 13 ноября).
7 По житию Иоанна Златоуста, у некой вдовы в Константинополе императрица отняла сад и была изобличена Иоанном. За это Иоанн подвергся гонениям.
Митрополит Филипп лишился сана и попал в заключение, так как заступался за опальных перед царем Иваном IV и укорял его за жестокости опричнины.
8 По книге пророка Даниила, III, три еврейских отрока, будучи в вавилонском плену, отказались поклониться золотому истукану, за что были брошены по приказанию царя Навуходоносора в печь, в огонь. В печи они воспели песнь Богу. Тогда Ангел Господень сошел в печь, и огонь из нее вышел. Халдеи—жрецы, толкнувшие царя на казнь отроков. С тремя отроками А. сравнивает здесь трех узниц в боровской тюрьме — боярыню Морозову, княгиню Урусову и Марию Данилову.
9 Кн. пророка Даниила, IV, 29—30.
10 Малаксой старообрядцы называли особое, так называемое именословное перстосложение при благословении (нечто промежуточное между двоеперстием и троеперстием). Оно названо по имени Николая Малаксы, чей трактат об этом перстосложении был напечатан в никоновской “Скрижали” (см.: Материалы, т. 4, с. 81).