В.Я.Брюсов

АНДРЕЙ БЕЛЫЙ. ГЛОССАЛОЛИЯ. Поэма о звуке. К-во “Эпоха”. Берлин, 1922 г. Стр. 132.

// Брюсов В.Я.Среди стихов: 1894-1924. Манифесты. Статьи.Рецензии. М.: Сов. писатель, 1990. -С.628-630.


“Критиковать научно меня — совершенно бессмысленно”,— предупреждает А. Белый. Но как же его критиковать? Искать в “Глоссалолии” поэму, художественное произведение? Однако читаем (стр. 24): “агглютативные языки (китайский, туранский) приклеивают приставку к корням, а во флективном периоде теряют первичные смыслы: санскритские корни — такие”. Это ли язык поэзии? Автор “Глоссалолии” сыплет терминами, щедр на цитаты, ссылается на Макса Мюллера, В. Поржезинского, на ученейший “Worterbuch Benseles'a”, читатель оглушен примерами из языков ассирийского, зендского, индустани, пали, китайского, туранского, литовского, армянского и т. под., не говоря уже о древнееврейском, греческом, латинском, санскрите. Главное же — автор оперирует понятиями, логически доказывает, и его тема — процесс возникновения слов. Почему же А. Белый настаивает, чтобы мы это все считали поэмой?

Ответ напрашивается. Потому, что А. Белый не хочет, чтобы его “критиковали научно”, сознает, что научной критики его “поэма” не выдержит. Но откуда такая робость в Андрее Белом, писателе вообще “неробкого десятка”? Это вовсе не робость. Это — принципиальная ошибка в понимании того, что такое наука и что такое поэзия. В “Глоссалолии” метод автора —интуиция, и А. Белый думает, что интуиция — метод художественного творчества. Он заблуждается. Подлинный метод поэзии — синтез, как подлинный метод науки — анализ. Интуиция же есть вспомогательный метод, равно применимый как в научных исследованиях, так и в художественном творчестве,— метод, дающий в высшей степени ценные результаты, когда они проверены потом рационалистически, путем опыта и наблюдени