От
републикатора:
Мне эта "отповедь" Олега
Грановского особенно дорога
тем,
что была опубликована (а может,
и написана) спустя два года
после того,
как курс был прочитан, да и сам
факультет закрыт.
"Стянуто"
с сайта www.vekovka.ru, где
сейчас этот текст недоступен.
Олег Грановский ПЕСНИ
СУРКА, ИЛИ
ВИТЯЗЬ В КРОТОВОЙ ШКУРЕ
От
редакции: как уже, наверное,
многим стало известно, совсем
недавно г-н Грановский вместе с
сочувствующими современниками
отправился на поиски "Индии
Духа", оставив редакции (как
человек, не наделенный
чувствительностью) весьма
разрозненные материалы,
предназначенные для печати. В
корпус сих сочинений вошли:
"Открытое письмо Георгию
Викторовичу Векшину"
(преподавателю теории
литературы) с прологом и
эпилогом в стихах, подборка
стихотворений, объединенных в
цикл, а также несколько
разнородных текстов (куда
входит и стихотворение
"Отъезд в Бангладеш",
которое редакция решилась
опубликовать вместо
предисловия к данной
публикации, найдя его весьма
любопытным). Сам же г-н
Грановский ныне находится в
Москве. "Индию Духа" он не
нашел... А жаль.
Теперь-то вы
точно должны согласиться, что
из-за одного этого
стихотворения можно было бы
простить всю нашу цивилизацию,
если бы я этого захотел. Самый
ничтожный из людей. О, это вопль
воистину возвышенной души! Все
дело в чувствительности и
творческой наблюдательности,
которую я проявил. Все депо в
том, что мне не жаль самого
себя. Не жаль, потому что я знаю,
что каждое последующее
стихотворение будет лучше
предыдущего. Но это не значит,
что я прогрессист. Бытие с
необходимостью пожирает
становление, существование
которого я допускаю на нулевой
отметке. Дайте вещи прийти,
дайте вещи уйти. Мы не должны
зтому мешать ? пускай уходит.
Творческий акт одновременно
акт творения и разрушения, и
смысл его равен нулю. По своей
беспричинной милости я явил
людям игры своего ума, после
они поспешили снова скрыться.
Ну и что?
_______Тот, кто ценит все вещи как
они есть, наслаждается всем,
стремясь вникнуть в действия.
Пусть не будет
противопоставления:
стихотворение - песня. Так
неправильно, мелодия живет
везде. И это нетрудно понять.
Трудно понять многое другое.
Почему, например, видя мое
неоспоримое величие, не
приходят и не поклоняются мне,
не знают меня как величайшего
среди поэтов? Как бы Вы это
объяснили? Самый падший из
людей, я, однако, наделен
сверхъестественным даром
живого слова. И это меня да не
покинет. Однако я не поэт.
Только так и можно объяснить
вышеуказанную особенность
моего существования. В самом
деле, о качестве вещи можно
судить по ее атрибутам, также
выраженным качественно. Так
поэт должен обладать
определенными навыками,
делающими его поэтом. Какими
именно, нам обоим понятно. Эти
навыки суть явления
количественного порядка. Поэт,
поэзия, поэтика - все это
обозначения, относящиеся
исключительно к количеству.
Что же есть на самом деле? Я -
великий мастер живого слова. Я
стою выше любых Ваших суждений,
вне досягаемости Ваших
умозрительных построений.
Рефлексируя обо мне как о
поэте, связывая меня с прежде
жившими поэтами, часто
допускают ошибку. Я вовсе не
такой, как они думают. Вовсе не
такой. Совсем другой. Кто же я
такой? Я ? великий мастер живого
слова. ?Познай говорящего в
речи", - утверждают
Упанишады. Я ли говорящий в
речи? Нет. Я ли нерожденный,
создавший живое слово? Нет. Я
ли, наконец, само живое слово?
Нет. Каков мой Атман, моя суть?
Мой Атман - слышащий говорящего
в речи. Чего же еще желать?
_______Раз Вам ясна моя
отличность, смело допустите
мою тождественность,
происходящую во время
творческого акта, когда нет
разницы между мной и живым
словом, являющимся одной из
бесчисленных энергий Абсолюта,
описываемого в Священных
писаниях как Непостижимое, но
все же остается разница между
мной и самим Абсолютом. О, как
он милостив, тот, протягивающий
к нам бесчисленные руки.
_______Смотрите же! Я - тот, кто
выше всех, на самом деле ниже
всех, ибо я опустошил себя,
чтобы наполниться. Вы же не
опустошили - и не наполнены.
_______Кто так не пал, как я? Кто
настолько презренен, как я? В
ком еще так мало положительных
качеств? О, как же я блажен,
всегда сознавая это, потому,
внимая даже цветку и былинке
малой, так и обучаясь у них. Кто
сел в лодку, чтобы переплыть
великий океан, тот спасся, тот
понимает, как тяжело мне,
несущему одежды океана. Ибо имя
мне - легион. Но что с того, что я
выразил себя через количество -
я это сделал сознательно, видя
в этом особое свое
предначертание.
_______А теперь о Вас. Вы, такой
красивый, всегда по образу и
подобию благообразный, всегда
внушали мне глубокое уважение.
Хотя и казались мне всего лишь
призрачной тенью, прилипающей
к стеклу по ту его сторону. Были
ли Вы? Есть ли? Будете ли? Как
много других теней видел я, но
можно ли им верить? Все, что они
говорили мне, без раскаянья я
забывал, наивно считая, что
должен делать именно так. Как
ужасна ночь, таящая таких
призраков! В какое ужасное
время мы с Вами живем, мой друг.
Мы с Вами живем в конце времен,
когда ни на что нельзя
положиться. Даже самая грубая
материя утратила свою
грубость. Разверзлись ужасные
щели - как бы туда не упасть.
Лучше следите за собой. Будьте
осторожны, потому что многие
уже упали.
_______Не следует:
а) регистрировать рождение
ребенка до достижения им
сознательного возраста (само
собой, не следует формально
регистрировать брак).
б) Также не следует, чтобы он
ходил в школу и учился там по
букварям, составленным
зловредными невеждами. Пусть
ему составят новый букварь.
в) Пусть он не ездит на
автобусе, не смотрит кино, не
читает газет, не слушает радио,
разрушив перед собой прокпятую
пропагандистскую машину.
г) Пусть кормится он от рук
своих.
д) Пусть довольствуется малым.
е) Пусть не знает людей, пусть
не говорит с ними. Пусть
подолгу молчит.
ж) Пусть поет, танцует и играет
на музыкальных инструментах,
не чувствуя в этом потребности.
з) Пусть часто поет молча, молча
играет.
и) Пусть не играет в азартные
игры, пусть даже в детстве не
знает никаких игр вовсе, не
видит других детей.
к) Пусть всегда в экстазе,
сияющий.
л) Не причиняет никому вреда.
м) Пусть не ест мухоморы.
н) Пусть не делает инъекции
амфетаминов.
о) Опиум и его производные
следует полностью исключить,
потому что лучший мак растет на
могилах в Китае. Опиум знают
все.
п) Пусть не варит индийскую
коноплю в молоке матери козла.
р) Рассудком всегда ясный,
пусть доверится всем, не
доверяя никому, кроме
с) Совсем не то, не то.
т) Так следует ему быть.
у) Уходит для уединенного
размышления.
ф) А теперь я знаю - пустые
фантазми его не посещают. Думая
о потомстве, как о непременном
долге, он предлагает лампаду
Солнцу. Созерцает Луну.
х) Хочет жить без дома. Никогда
ни о чем не думая, но ясно
осознавая.
ц) Ценит окружающих по тому, как
они выполняют возложенные на
них обязанности, ибо это и есть
настоящий интеллект. Найти
достойного наставника. Жена
находит мужа, муж - учителя,
учитель знает Источник,
знающий Сам Себя.
_______Ребенок знает мать и отца,
учителя и Источник, знающий Сам
Себя, Дельта - это исток.
ч) Чтобы познать, он доверяется
уже знающему. Это то, что мы
видим везде.
ш) Шьет себе сам или не шьет
вовсе. Ходит голым, презирая
одежду.
_______Спит под деревом (или не
спит вовсе), ожидая, пока плоды
сами упадут, и только тогда их
вкушает (или не вкушает вовсе).
_______Вдруг приходит какой-то
грек, но не вводит стойкого
сердцем во грех. Грек уходит
прочь.
щ) Щели открылись потому, что
люди слишком глупы.
ъ) Твердое сердце - плохое
сердце.
_______Вовсе без сердца живет, или
с небьющимся сердцем.
ы) Пусть родится после
паломничества. Внутреннее
паломничество!
ь) Мягкое сердце - плохое
сердце.
_______Вовсе без сердца живет, или
с небьющимся сердцем.
э) Этого мне не дали мои
родители, которые мне
ненавистны.
ю) В юрте ли, в сердце Сахары -
везде человек страдает.
я) Я это так понимаю.
_______Ваш язык - это опояз -
опосредованный язык. Тут уж
ничего не поделаешь.
_______Опоясывающий лишай душит
моих детей, из них изымает души,
чтобы лучше душу проявить.
_______Не бойся собственных
повторений, вплоть до полной
тождественности
стихотворений. Одно и то же,
написанное 2 раза, значит
разное, хотя и одно и то же.
_______Пусть вовсе не судят, пусть
поют с моего голоса - и так ведь
питаются объедками с моего
блюда. Хотя эти плоды их
незрелой горячности вовсе не
способны к жизни.
_______Пишу без кавычек,
восклицательных знаков,
больших букв в середине строки,
многоточий и т. д. Лучше много
коротких предложений, чем одно
длинное. Никогда не говорю
ничего нового, ничего
особенного, ничего такого. За
все написанное мне стыдно, но я
ничего не могу с собой
поделать. Каждое предыдущее
стихотворение ничем не хуже
последующего. Короткое
стихотворение лучше длинного,
одна строка лучше тысячи строк,
одно слово стоит целой строки,
порой 1 верно поставленная
буква может изменить весь ход
вещей.
_______Буква наиболее опасна, а
буквоедство - это худший порок.
Лучше есть мясо (г-н Грановский
мяса не ест. - Прим. ред.), чем
глотать буквы. Лучше есть мясо
трупов, чем глотать эти мертвые
буквы. Выпевают из слов всякий
смысл.
_______Что такое символ? Символ ?
это воля, рождающая характер,
разменную монету Космоса. Мое
письмо - символ моего величия и
Вашего существования. Будем!
Пусть стихи понимают
буквально, потому что подобное
пневматическое понимание -
явный психизм.
_______Нам не нужны посредники,
потому что не я - создающий
смысл.
_______Я хочу просто жить, ни о чем
не думая, потому что за меня и
так думают. Это он думает.
_______Вот он - символизм креста.
Это - четыре принципа,
формирующие центр.
_______Служить Ишваре, служить
духовному учителю, служить
преданным, служить всем живым
существам. Ничто из этого не
больше другого, ибо крест
равноконечный, все концы
тождественны друг другу.
Восходя - восходи. Кто тут
говорит о двух
двойственностях? Кто бы мог
подумать, что Христа построят
на координатной плоскости?
Природа Христа выражается
уравнением: у=х2, y = -х2. В
конечном итоге, Он -
бесконечность, объединенная в
нуле.
_______Так я пишу к Вам, находясь в
здравом уме и твердой памяти,
как всегда, говоря всерьез.
_______И я заканчиваю письмо,
оставаясь искренне Ваш
безымянный почитатель. Ом,
Шанти!
Почему?
Потому.
Где?
Везде, нигде.
Когда?
Никогда, всегда.
Как?
Так. Вот так.
Зачем?
(Только из любви к Вам). Затем.
Р. S. Так я вступил с вами в
полемику, ни в какую полемику с
Вами не вступая.