Борис
Викторович Томашевский Теория
литературы. Поэтика
|
|
|
Впервые:
Томашевский Б.В. Теория
литературы: Поэтика. М.-Л.:
Госиздат, 1925.
Новейшее
переиздание: Томашевский
Б.В. Теория литературы. Поэтика:
Учеб.пособие. - М.: Аспект Пресс,
1996 (1999). - 334 с.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПОЭТИКИ
ЭЛЕМЕНТЫ
СТИЛИСТИКИ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ
МЕТРИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПОЭТИКИ
Задачей поэтики
(иначе — теории словесности
или литературы) является
изучение способов построения
литературных произведений.
Объектом изучения в поэтике
является художественная
литература. Способом изучения
является описание и
классификация явлений и их
истолкование.
Литература, или словесность, —
как показывает это последнее
название — входит в состав
словесной, или языковой,
деятельности человека. Отсюда
следует, что в ряду научных
дисциплин теория литературы
близко примыкает к науке,
изучающей язык, т.е. к
лингвистике. Имеется целый ряд
пограничных научных проблем,
которые можно одинаково
отнести как к проблемам
лингвистики, так и к проблемам
теории литературы. Однако
имеются специальные вопросы,
принадлежащие именно поэтике.
Языком, словом мы пользуемся
постоянно в общежитии в целях
человеческого общения.
Практическая сфера применения
языка — это обыденные
"разговоры". В разговоре
язык является средством
сообщения, и наше внимание и
интересы обращены
исключительно на сообщаемое,
"мысль"; словесной же
формулировке мы обычно уделяем
внимание лишь постольку,
поскольку стремимся точно
передать собеседнику наши
мысли и наши чувства, и для
этого подыскиваем выражения,
наиболее соответствующие
нашей мысли и эмоциям.
Выражения творятся в процессе
произнесения и забываются,
исчезают после того, как
достигают цели — внушения
слушателю требуемого. В этом
отношении практическая речь
неповторима, ибо она живет в
условиях ее создания; ее
характер и форма определяются
обстоятельствами данного
разговора, взаимоотношением
говорящих, степенью их
взаимного понимания,
возникающими в процессе
разговора интересами и т.п.
Поскольку неповторимы в целом
условия, вызывающие разговор,
постольку неповторим и самый
разговор. Но в словесном
творчестве имеются и такие
словесные конструкции,
значение которых не зависит от
обстоятельств их произнесения;
формулы, которые, раз
возникнув, не отмирают,
повторяются и сохраняются с
тем, что могут быть снова
воспроизведены и при новом
воспроизведении не теряют
своего первоначального
значения. Такие фиксированные,
сохраняемые словесные
конструкции мы называем
литературными произведениями.
В элементарной форме всякое
удачное выражение,
запомнившееся и повторяемое,
является литературным
произведением. Таковы
изречения, пословицы,
поговорки и т.п. Но обычно под
литературными произведениями
подразумеваются конструкции
несколько большего объема.
Закреплять систему выражений
произведения — иначе говоря,
его текст — можно различно.
Можно закреплять речь в
письменной форме или печатной
— тогда мы получаем письменную
литературу; возможно
запоминание текста наизусть и
изустная передача его — тогда
мы получаем устную литературу,
получающую свое развитие
главным образом в среде, не
знающей письменности. Так
называемый фольклор —
народная изустная литература
— сохраняется и возникает
преимущественно в слоях,
чуждых грамотности.
Таким образом, литературное
произведение обладает двумя
свойствами: 1) независимостью
от случайных бытовых условий
произнесения 1 и 2)
закрепленной неизменностью
текста. Литература есть
самоценная фиксированная речь.
Самый характер этих признаков
показывает, что твердой
границы между речью
практической и литературой
нет. Часто мы фиксируем свою
практическую речь, имеющую
случайный и временный
характер, по условиям ее
передачи собеседнику. Мы пишем
письмо тому, к кому не можем
непосредственно обратиться с
живой речью. Письмо может быть
литературным произведением, но
может им и не быть. С другой
стороны, литературное
произведение может остаться
незафиксированным; создаваясь
в момент его воспроизведения
(импровизация), оно может
исчезнуть. Таковы
импровизированные пьесы, стихи
(экспромты), ораторские речи и
т.п. Играя в человеческой жизни
ту же роль, что и чисто
литературные произведения,
исполняя их функцию и принимая
на себя их значение, эти
импровизации входят в состав
литературы, несмотря на свой
случайный, преходящий
характер. С другой стороны, и
независимость литературы от
условий ее возникновения
следует понимать
ограничительно: не надо
забывать, что всякая
литература неизменна лишь в
более или менее широких
пределах исторической эпохи и
понятна для слоев населения
определенного культурного и
социального уровня. Не буду
умножать примеров пограничных
языковых явлений; я хочу этими
примерами лишь указать на то,
что в науках, подобных поэтике,
нет нужды стремиться строго
юридически разграничить
изучаемые области, нет
необходимости подыскивать
математические или
естественнонаучные
определения. Достаточно, если
имеется ряд явлений,
несомненно принадлежащих к
изучаемой области, — наличие
же явлений, только более
или менее обладающих
отмеченным признаком, так
сказать, стоящих на границах
изучаемой области, не лишает
нас права изучать эту область
явлений и не может порочить
избираемого определения.
Область литературы не едина. В
литературе мы можем наметить
два обширных класса
произведений. Первый класс, к
которому принадлежат научные
трактаты, публицистические
произведения и т.д., обладает
всегда явной, безусловной,
объективной целью
высказывания, лежащей вне
чисто литературной
деятельности человека. Научный
или учебный трактат имеет
целью сообщить объективное
знание о чем-либо
действительно существующем,
политическая статья имеет
целью побудить читающего к
какому-нибудь действию. Эта
область литературы именуется прозой
в широком смысле этого слова.
Но существует литература, не
обладающая этой объективной,
на поверхности лежащей, явной
целью. Типичной чертой этой
литературы является трактовка
предметов вымышленных и
условных. Если даже автор и
имеет целью сообщение читателю
научной истины
(популярно-научные романы) или
воздействовать на его
поведение (агитационная
литература), то делается это посредством
возбуждения иных интересов,
замкнутых в самом литературном
произведении. В то время как в
прозаической литературе
объект непосредственного
интереса всегда лежит вне
произведения, — в этой второй
области интерес направлен на
самое произведение. Эта
область литературы именуется поэзией
(в широком смысле).
Интерес, пробуждаемый в нас
поэзией, и чувства, возникающие
при восприятии поэтических
произведений, психологически
родственны интересу и
чувствам, возбуждаемым
восприятием произведений искусства,
музыки, живописи, танца,
орнамента, — иначе говоря, этот
интерес является эстетическим
или художественным. Поэтому
поэзия именуется также художественной
литературой в
противоположность прозе — нехудожественной
литературе. Этими терминами
мы и будем пользоваться
преимущественно, ввиду того
что слова "поэзия" и
"проза" имеют еще другое
значение, которым часто
придется пользоваться в
дальнейшем изложении.
Дисциплина, изучающая
конструкцию нехудожественных
произведений, называется риторикой;
дисциплина, изучающая
конструкцию художественных
произведений, — поэтика.
Риторика и поэтика слагаются в
общую теорию литературы.
Не одна поэтика изучает
художественную литературу.
Существует ряд иных дисциплин,
изучающих тот же самый объект.
Дисциплины эти отличаются друг
от друга подходом к изучаемым
явлениям.
Исторический подход к
художественным произведениям
дает история литературы.
Историк литературы изучает
всякое произведение как
неразложимое, целостное
единство, как индивидуальное и
самоценное явление в ряду
других индивидуальных явлений.
Анализируя отдельные части и
стороны произведения, он
стремится лишь к пониманию и
интерпретации целого. Это
изучение восполняется и
объединяется историческим
освещением изучаемого, т.е.
установлением связей между
литературными явлениями и их
значения в эволюции
литературы. Таким образом,
историк изучает группировку
литературных школ и стилей, их
смену, значение традиции в
литературе и степень
оригинальности отдельных
писателей и их произведений.
Описывая общий ход развития
литературы, историк
интерпретирует это различие,
обнаруживая причины данной
эволюции, заключающиеся как
внутри самой литературы, так и
в отношении литературы к иным
явлениям человеческой
культуры, в среде которых
литература развивается и с
которыми находится в
постоянных взаимоотношениях.
История литературы является
отраслью общей истории
культуры.
Иной подход — теоретический.
При теоретическом подходе
литературные явления
подвергаются обобщению, а
потому рассматриваются не в
своей индивидуальности, а как
результаты применения общих
законов построения
литературных произведений.
Каждое произведение
сознательно разлагается на его
составные части, в построении
произведения различаются приемы
подобного построения, т.е.
способы комбинирования
словесного материала в
художественные единства. Эти
приемы являются прямым
объектом поэтики. Если
внимание обращено на
исторический генезис, на
происхождение этих приемов, то
мы имеем историческую
поэтику, которая
прослеживает исторические
судьбы таких изолируемых в
изучении приемов 2.
Но в общей поэтике
изучается не происхождение
поэтических приемов, а их художественная
функция. Каждый прием
изучается с точки зрения его
художественной
целесообразности, т.е.
анализируется: зачем
применяется данный прием и
какой художественный эффект им
достигается. В общей поэтике
функциональное изучение
литературного приема и
является руководящим
принципом в описании и
классификации изучаемых
явлений.
Тем не менее, хотя методы и
задачи теоретического
изучения существенно
отличаются от методов и задач
исторических дисциплин, — в
поэтике всегда должна
присутствовать эволюционная
точка зрения. Если в поэтике не
является существенным вопрос
об историческом значении
литературного произведения в
целом, рассматриваемого как
некоторая органическая
система, то изучение и
интерпретация
непосредственного
художественного эффекта
всегда должна производиться на
фоне привычного, исторически
сложившегося применения
данного приема. Один и тот же
прием меняет свою
художественную функцию в
зависимости, например, оттого,
является ли он признаком
литературного модернизма и
ощущается как непривычный,
нарушающий традицию, или же он
является элементом этой
традиции, признаком "старой
школы".
Имеется еще один подход к
литературным произведениям,
представленный в нормативной
поэтике. Задачей нормативной
поэтики является не
объективное описание
существующих приемов, а
оценочное суждение о них и
предписание тех или иных
приемов как единственно
закономерных. Нормативная
поэтика имеет целью научить,
как следует писать
литературные произведения.
Каждая литературная школа
имеет свои взгляды на
литературу, свои правила и,
следовательно, — свою
нормативную поэтику.
Литературные кодексы,
выражающиеся в литературных
манифестах и декларациях, в
направленческой критике, в
исповедываемых различными
литературными кружками
системах убеждений, и
представляют собою различные
формы нормативной поэтики.
История литературы является
отчасти вскрытием реального
содержания нормативной
поэтики, определяющей бытие
отдельных произведений и
эволюцию этого содержания в
сменах литературных школ.
То, что называлось
"поэтикой" к началу XIX в.,
представляло собою смешение
проблем общей и нормативной
поэтики. "Правила" не
только описывались, но и
предписывались. Эта поэтика в
сущности была нормативной
поэтикой французского
классицизма, установившейся в
XVII в. и господствовавшей в
литературе на протяжении двух
веков. При относительной
медленности литературной
эволюции эта поэтика могла
казаться незыблемой для
современников, и ее требования
могли казаться присущими самой
природе словесного искусства.
Но в начале XIX в. произошел
литературный раскол между
классиками и романтиками,
возглавлявшими новую поэтику;
за романтизмом пришел
натурализм; затем в конце века
символизм, футуризм и т.д.
Быстрая смена литературных
школ, особенно заметная в
настоящее время, являющееся
революционным во всех областях
человеческой культуры,
доказывает иллюзорность
стремления найти всеобщую
нормативную поэтику. Всякая
литературная норма,
выдвигаемая одним течением,
обычно встречает отрицание в
противоположной литературной
школе. Несмотря на то, что
каждая литературная школа
обычно претендует на то, что
именно ее эстетические
принципы являются
общеобязательными, — с
падением литературного
влияния школы падают и ее
принципы, заменяемые новыми в
новом течении, приходящем на
смену старого. Строить сейчас
какую бы то ни было нормативную
поэтику, претендующую на
устойчивость, — нельзя, так как
кризис искусства, выражающийся
в быстрой смене литературных
течений и в изменяемости их,
еще не миновал.
Здесь мы не будем ставить себе
нормативных задач,
довольствуясь объективным
описанием и интерпретацией
литературного материала, т.е.
ограничимся вопросами общей
поэтики.
В выборе материала мы будем
обращаться главным образом к
литературе XIX в. как наиболее
близкой нам. Мы будем по
возможности избегать
обращения к литературному
материалу до XVII в., ибо именно с
XVII в. в Европе начинается
история новой литературы,
начинается непрерывная
передача литературной
традиции из поколения в
поколение, и лишь немногие
произведения, созданные
раньше, оказывают свое
воздействие на творчество
позднейших эпох, да и эти
произведения (как, например,
античная литература,
литература восточных народов)
настолько видоизменяются,
преломляясь сквозь условную
интерпретацию новейшего
времени, что трудно говорить о
непосредственном и целостном
их воздействии на литературную
традицию.
———————————————
1
Взаимоотношение между
литературой и произнесением
будет выяснено в дальнейшем.
2
Если генезис приемов и
произведений рассматривается
в пределах индивидуального
творчества, мы имеем
"психологию творчества",
решающую вопросы, как и почему
данный писатель творил.
|