М.
М. Бахтин Формы
времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975. — С.234-407. |
Оглавление
I.
Греческий роман.
II. Апулей и
Петроний.
III.
Античная биография и
автобиография.
IV.
Проблема исторической инверсии и
фольклорного хронотопа.
V.
Рыцарский роман.
VI. Функции
плута, шута, дурака в романе.
VII.
Раблезианский хронотоп.
VIII.
Фольклорные основы раблезианского
хронотопа.
IX.
Идиллический хронотоп в романе.
X.
Заключительные замечания.
Процесс освоения в литературе реального исторического времени и пространства и реального исторического человека, раскрывающегося в них, протекал осложненно и прерывисто. Осваивались отдельные стороны времени и пространства, доступные на данной исторической стадии развития человечества, вырабатывались и соответствующие жанровые методы отражения и художественной обработки освоенных сторон реальности.
Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом (что значит в дословном переводе — «времяпространство»). Термин этот употребляется в математическом естествознании и был введен и обоснован на почве теории относительности (Эйнштейна). Для нас не важен тот специальный смысл, который он имеет в теории относительности, мы перенесем его сюда — в литературоведение — почти как метафору (почти, но не совсем); нам важно выражение в нем неразрывности пространства и времени (время как четвертое измерение пространства). Хронотоп мы понимаем как формально-содержательную категорию литературы (мы не касаемся здесь хронотопа в других сферах культуры) [1].
В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп.
Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время. Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен [2].
Как мы уже сказали, освоение реального исторического хронотопа в литературе протекало осложненно и прерывно: осваивали некоторые определенные стороны хронотопа, доступные в данных исторических условиях, вырабатывались только определенные формы художественного отражения реального хронотопа. Эти жанровые формы, продуктивные вначале, закреплялись традицией и в последующем развитии продолжали упорно существовать и тогда, когда они уже полностью утратили свое реалистически продуктивное и адекватное значение. Отсюда и сосуществование в литературе явлений глубоко разновременных, что чрезвычайно осложняет историко-литературный процесс.
В предлагаемых очерках по исторической поэтике мы и постараемся показать этот процесс на материале развития различных жанровых разновидностей европейского романа, начиная от так называемого «греческого романа» и кончая романом Рабле. Относительная типологическая устойчивость выработанных в эти периоды романных хронотопов позволит нам бросить свой взгляд и вперед, на некоторые разновидности романа в последующие периоды.
Мы не
претендуем на полноту и на точность
наших теоретических формулировок и
определений. Только недавно
началась — и у нас и за рубежом —
серьезная работа по изучению форм
времени и пространства в искусстве
и литературе. Эта работа в своем
дальнейшем развитии дополнит и,
возможно, существенно исправит
данные нами здесь характеристики
романных хронотопов.
[1] Автор этих
строк присутствовал летом 1925 года
на докладе А.А.Ухтомского о
хронотопе в биологии; в докладе
были затронуты и вопросы эстетики.
[2] В своей
«Трансцендентальной эстетике»
(один из основных разделов «Критики
чистого разума») Кант определяет
пространство и время как
необходимые формы всякого
познания, начиная от элементарных
восприятий и представлений. Мы
принимаем кантовскую оценку
значения этих форм в процессе
познания, но, в отличие от Канта, мы
понимаем их не как
«трансцендентальные», а как формы
самой реальной действительности.
Мы попытаемся раскрыть роль этих
форм в процессе конкретного
художественного познания
(художественного видения) в
условиях романного жанра.
Электронный
оригинал см.