Кинематограф говорит с нами, говорит многими голосами, которые образуют сложнейшие контрапункты. Он говорит с нами и хочет, чтобы мы его понимали.
Настоящая брошюра - не систематическое изложение основ киноязыка, не грамматика кинематографа. Она преследует цель значительно более скромную - приучить зрителя к мысли о существовании киноязыка, дать толчок его наблюдениям и размышлениям в этой области.
В сфере языка необходимо разделять механизм сообщения от его
содержания, как говорят от что говорят. Естественно, говоря о языке,
сосредоточиться на первом. Однако в искусстве соотношение языка и содержания
передаваемых сообщений иное, чем в других семиотических системах: язык тоже
становится содержательным, порой превращаясь в объект сообщения. В полной мере
это относится и к киноязыку. Созданный для определенных идейно-художественных
целей, он им служит, с ними сливается. Понимание языка фильма - лишь первый шаг
к пониманию идейно-художественной функции кино - самого массового искусства XX
века.