Е. М. Мелетинский
ДЕМИУРГ
// Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 1. - С.366.
ДЕМИУРГ (греч.??, «ремесленник»;
«мастер», «созидатель», букв. «творящий
для народа»), мифологический
персонаж, созидающий элементы
мироздания, космические и
культурные объекты, людей, как
правило, путём изготовления; его
деятельность подобна деятельности
настоящего ремесленника. В
мифологии Д. часто являются такие
персонажи, как гончар, кузнец,
ткач. Однако функции Д. шире
непосредственно ремесленных. Так,
бог-кузнец Гефест делает щит,
представляющий собой модель
мировой жизни, Ильмаринен
выковывает солнце и луну, чудесное
сампо (ср. дагомейск. Гу и других
афр. кузнецов), египетский бог Хнум
создаёт мир и людей на гончарном
круге, индийский Вишвакарман,
ваятель, плотник, кузнец, является
божественным творцом мира. Во
многих мифологиях Д. сливается с
более абстрактным образом
небесного бога-творца,
отличающегося космическими
масштабами деятельности, творящего
не только отдельные объекты,
элементы мироздания, как Д., но
космос в целом и не только путём
изготовления, но и более «идеальными»
способами, посредством магических
превращений, простым словесным
называнием предметов и т. п., как
египетский Птах, создающий мир
«языком и сердцем», или Яхве (ср.
афр. богов-громовников (Мулунгу,
Моримо, Мyкypy, вызывающих людей, и
др.). Так, Хнум, создающий весь мир,
уже очень близок богу-творцу, но
остаётся Д. по способу творения (ср. Вишвакарман).
Д. часто выступает как помощник
верховного божества.
Д., изготавливающий ранее не
существовавшие объекты, сопоставим
с культурным героем,
большей частью добывающим предметы,
ранее уже существовавшие, но
удалённые, скрытые и т. д. (представления
о Д. возникают параллельно или
стадиально позднее). Практически в
архаических мифологиях функции Д. и
культурного героя (иногда с
преобладанием какого-либо из этих
аспектов) выполняются одним
персонажем - племенным (тотемным)
зооморфным, и позднее
антропоморфным первопредком-прародителем
(ср. создание людей Д.), который
зачастую действует как трикстер
или в паре (особенно в близнечных
мифах) со своим
антагонистом-трикстером.
Постепенно, с усилением «космичности»
этого персонажа (сопровождающимся
иногда переселением его в один из
других миров, большей частью на
небо; см. Верх и низ),
эти функции дифференцируются, но
подобный синкретизм (или его
рудименты) может сохраняться и на
более поздних стадиях.
В литературе термин «Д.»
применяется также для обозначения
мифологического персонажа,
наделённого функциями созидания
лишь космических объектов, природы,
в отличие от культурного героя,
созидающего преимущественно
культуру.
В античности термин «Д.» приобрёл
мифолого-философское значение: у
пифагорейца Филолая Д.- принцип,
сохраняющий сущность вещей,
несмотря на их текучесть (В 21); у
софиста Крития - мировой ум (В 19); у
Платона в диалоге «Тимей» Д. -
творец космоса, благой отец,
создающий небо, землю и её
обитателей (28 С - 29 А, 41 АВ и др.); Д. -
устроитель космоса встречается и у
Аристотеля (frg. 13 Rose);
неоплатоническая разработка
учения о Д. принадлежит Проклу (в
комментарии на диалог Платона «Тимей»);
у гностиков Д. - творческое начало,
производящее материю, отягощенную
злом.