В.Н. Топоров
ЯЙЦО МИРОВОЕ
// Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 2. - С.681.
ЯЙЦО МИРОВОЕ, яйцо
космическое, мифопоэтический
символ. Во многих мифопоэтических
традициях известен образ Я. м., из
которого возникает вселенная или
некая персонифицированная
творческая сила: бог-творец,
культурный герой-демиург, иногда -
род людской (ср. кит. Пань-гу,
фольклорные мотивы рождения
человека из яйца и превращения яйца
в человека). Чаще всего встречаются
мотивы происхождения из верхней и
нижней половинок Я. м. (или из
яйцеобразной хаотической массы)
неба и земли или солнца (из желтка);
во многих случаях Я. м. описывается
как золотое, иногда ему присущи и
другие атрибуты солнца. Согласно
ведийской космогонии, из Я. м.-золотого
зародыша (см. Хираньягарбха)
возник творец Праджапати, из
него же возникает Брахма (ср.
также Брахманда); иногда творец Ишвара
описывается живущим в Я. м. на водах
(Бхаг.-пур. III 20, 14, след.). У орфиков
известен миф о возникновении из Я. м.,
плавающего в водах, Фанеса,
божественного творца, сияющего, как
солнце (ср. также синкретический
образ Митры-Фанеса, Зевса-Гелиоса-Митры-Фанеса,
см. в ст. Митра), или особого
бесплотного божества с крыльями. В
египетском мифе солнце возникает
из Я. м., снесенного птицей «великий
Гоготун». Я. м„ снесенное птицей
Фуфунда, дало начало небу у хауса.
Согласно «Калевале» (I), «из яйца, из
нижней части, вышла мать земля
сырая; из яйца, из верхней части,
встал высокий свод небесный...». В
китайской традиции небо и земля
слиты воедино как куриное яйцо. В
финском мифе утка сносит яйцо, из
которого возникает мир, на колено Вяйнямёйнена,
единственного обитателя океана,
или на холм среди океана (в русских
сказках также известен мотив яйца,
уроненного уткой в воду).
В мифах известны примеры, когда с
образом Я. м. связывается временная
структура целого (брахман находится
в яйце в течение года), а с образами
отдельных яиц - более частные
членения времени (ср. русскую
загадку о годе и его частях: лежит
брус через всю Русь, на этом брусе
двенадцать гнёзд, в каждом гнезде
по четыре яйца, а в каждом яйце по
семь цыплят). Обычно начало
творения связывается с тем, что Я. м.
раскалывается, взрывается,
брошенное в небо (ср. обычай
свадебного разбивания яйца в
северо-западной Африке,
осознаваемый как символ взрыва Я. м.).
В ряде случаев с темой
раскалываемого яйца связан бог с
функциями громовержца или его отец.
Иногда из Я. м. рождаются разные
воплощения злой силы, в частности
змей, смерть. У племён северо-западной
Африки известен мотив нахождения
внутри звезды-яйца тройного змея. В
отражающем орфические влияния
греческом мифе Кронос
оплодотворяет одним семенем два
яйца, укрываемые под землёй; из них
рождается Тифон. Ср.
распространённое поверье о
рождении василиска из яйца.
Характерен сказочный мотив о яйце,
в котором спрятана Кощеева смерть.
Космогоническая функция Я. м.
соотносится с важной ролью яиц в
ритуалах плодородия. Например, в
пасхальной обрядности у восточных
славян яйцо не только занимает
центральное место в празднике, но и
выступает как главный символ.