|
|||||
|
|||||
ГЛАЗ,
мифологический символ,
связанный с магической силой,
благодаря которой божество или
мифологический персонаж
обладают способностью видеть,
сами оставаясь невидимыми. Эта
способность, символизируемая
наличием одного огромного
глаза или большого числа глаз (тысячеглазый
Аргос в греческой
мифологии; «зрячая плоть» -
существо, сплошь покрытое
глазами, в китайской мифологии;
Моу-нямы (Земля-мать), которая
носит в себе множество глаз, в
мифах нганасан), зависит от
божеств, способных наделить ею
мифологических героев и лишить
её (в хеттско-хурритском мифе
охотник Кешши по воле богов,
недовольных
жертвоприношениями, перестаёт
видеть животных; в абхазском
мифе охотнику попадается та
дичь, которую до него съел и
воскресил бог охоты Ажвейпш).
Многие боги обладают столь
устрашающим взором, что его не
выдерживают смертные. В мифе
североамериканского
индейского племени оджибве
одно из шести
сверхъестественных существ,
вышедших из моря, чтобы
смешаться с людьми, было с
повязкой на глазах. Когда это
существо сняло повязку, то
человек, на которого упал его
взгляд, тут же умер, словно
поражённый молнией. В мифе
индейского племени комоксов
женщина - дочь Орла ушла от мужа.
Когда он стал её преследовать,
она обернулась назад и
испепелила мужа своим
смертоносным взглядом (ср.
также взгляд горгон в
греческой мифологии). Эти
образы, связываемые с хищными
птицами, сопоставимы с образом бабы-яги
- хозяйки мира мёртвых (её
зооморфный образ - птица). Баба-яга
слепа, и благодаря этому живые
могут избежать смерти при
встрече с ней. Мифологические
символы смерти вообще
связываются с невидимостью (ср.
греч. аид), причём живые слепы
относительно мёртвых, а
мёртвые - относительно живых.
По поверьям нганасан человек и
животные живут, пока у них живы
глаза. После их смерти глаза
попадают в распоряжение Моу-нямы,
а мёртвый должен обзавестись
новыми, иначе он заблудится на
пути в землю мёртвых. Характерной особенностью многих мифологических персонажей является одноглазость (ср. герм.-сканд. Один, кельт. Луг, дочь Рябчика в индейском мифе сэлишских племён, одноглазые мужские фигуры энеолитической культуры Триполья), которая, так же как и слепота (напр., в хеттско-хурритском цикле мифов о Кумарби глаза Уликумми закрыты камнем), может быть свидетельством особой магической силы. Для амбивалентного мифологического мышления представление о том, что избыток зрения равнозначен слепоте, вполне закономерно (отражение этого представления проявляется и в данных языка; ср. лат. oculus, «глаз» и литов. aklas, «слепой»). Распространённым мифологическим мотивом является также похищение глаз или ослепление бога его соперником и последующее исцеление, которое осознаётся как способ возрождения бога. В хаттско-хеттском мифе у бога грозы демоном-змеем отняты глаза и сердце. Чтобы вернуть их себе, бог грозы рождает сына-человека, который женится на дочери змея и выпрашивает у него сердце и глаза своего отца (ср. также ослепление егип. Гора Сетом и последующее исцеление его богиней Хатор). Ритуальное соответствие этим мифам обнаруживается в обрядах, во время которых в статую бога (Осириса в Египте, Будды в Древней Индии и др.) вставляли глаза. Глаз бога может и сам выступать как один из главных мифологических персонажен (Око Ра в египетской мифологии). Глаз мифологического существа (напр., глаз Одина) нередко представляется в виде источника, омываемого водой (как слезами), что отражается в существующей во многих языках (хеттском, балтийских, славянских, семитских) связи названий глаза и источника. В мифе калифорнийского индейского племени яна человек, почти превратившийся в скелет, беспрерывно плачет, и овцы приходят пить воду, текущую из его глаз; когда же он перестаёт плакать, на месте его страданий остаётся солёный источник (сходный мотив имеется и в мифе индейского племени модок). Мифологические представления о магической силе взгляда, дурном глазе и смертоносном взгляде находят развитие в фольклоре (в заговорах от сглаза, дурного глаза) и (через его посредство) в художественной литературе - в произведениях, либо прямо использующих фольклорно-мифологические образы («Вий» Н. В. Гоголя), либо воспроизводящих сходные представления на другом уровне осмысления (стихотворение А. Блока «Есть игра: осторожно войти...», стихи Г. Аполлинера об авиаторе и др.). Лит.:
В. В. Иванов |