Г. А. Левинтон
ВЕЛИКАНЫ
// Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 1. - С.228.
ВЕЛИКАНЫ в мифологии,
группа антропоморфных существ
гигантского размера, относящихся к
мифическому времени (см. Время мифическое)
творения (в эпических традициях - к
героическому времени). В строгом
мифологическом смысле в категорию
В. не входят сказочные или
эпические В. типа циклопов в
«Одиссее», уаигов в осетинском
нартском эпосе, дэвов в эпосе
грузин и т. п. Антропоморфные
исполины этой разновидности, как
правило, выполняют просто функции
чудовищ-«вредителей», утрачивая
черты первосуществ. Иногда чертами
В. наделяются злые духи (менкв в
финно-угорской мифологии и т. п.). В.
рассматриваются носителями
определённой мифологической
традиции либо как их собственные
предки или предки их богов (титаны, турсы),
либо как некий враждебный народ (ётуны,
абасы). Даже в тех случаях, когда
речь идёт о В.-предках, они гибнут от
руки «своих» богов, составляющих
пантеон данной традиции. Возможна
(при сведении В. на уровень одних из
многих чудовищ) и гибель их от руки культурного героя (ср.
осетинские сказания о Сослане,
отвоёвывающем у В. тёплую страну с
сочными пастбищами), но всё-таки
важнейшим вариантом сюжета гибели
В. является титаномахия (избиение
титанов олимпийскими богами в
греческой традиции, борьба Тора
и ётунов в «Эдде», богов с асурами
в индийской мифологии и др.). Таким
образом, мотив гибели В.
соотносится с темой поколений богов,
и само существование их (как и
многих других тератологических
существ) приурочивается к периоду
до завершения творения, до
установления нынешнего мира и
пантеона. В. оказываются связанными
с хаосом,
откуда их хтонические качества
[тартар у титанов, сторуких и
циклопов, порождение великаншами
(напр., Ангрбодой) хтонических
чудовищ], маргинальное положение в
тех случаях, когда они продолжают
жить и после окончательного
сотворения мира, связь с горами (Прометей,
Амирани). Победа над В. означает
победу над хаосом и шаг к
установлению космоса.
Сюда же относится мотив
расчленения тела гигантского
существа (иногда после победы над
ним) и сотворения мира из его частей
(ср. Пуруша, Имир, Пань-гу).
Единичность такого существа не
противоречит данному выше
определению В., т. к. оно относится к
периоду, когда все имеющиеся
существа единичны и именно
расчленение даёт начало
множественности. Вообще, в
последовательных поколениях богов
часто можно наблюдать уменьшение
размеров, что особенно заметно в
постмифологических, прежде всего
эпических, традициях, сохраняющих
миф в реликтовом виде. Здесь
представлены случаи, когда
протагонист является В. (или весь
класс героев-«богатырей» наделён
признаками В., как в нартском эпосе,
ср. вост.-слав. асилки), и
противоположные случаи, когда
герой - не В. (человек), не-герой
(противник) - В. Первый вариант
иногда считают признаком
архаического, второй -
классического эпоса (В. Я. Пропп). В
русском былинном эпосе, где
богатырь не является В. (или
выступает как В. рядом с человеком и
как обычный человек рядом с В., напр.
«Илья и идолище», ср. тему встречи
на ртов с В., превосходящими их
размерами), гибель богатырей
воспроизводит сюжет гибели В. в
мифах (ср. гибель нартов, гибель кауравов
в битве с пандавами и др.). Есть в
русском эпосе и мотив В.-предка -
Святогора; характерно при этом, что
он обладает рядом общих признаков с
богатырём Ильёй.
Лит.: