С. А. Токарев
ДУША
// Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 2. - С.681.
ДУША,
религиозно-мифологическое
представление, возникающее на
основе олицетворения жизненных
процессов человеческого организма.
Понятие «Д.» как бессмертной
нематериальной части
человеческого существа,
сложившееся у европейских народов
под влиянием христианского
вероучения, является плодом
длительной и сложной дистилляции
гораздо более смутных и
элементарных мифологических
представлений. Для неевропейских
народов, у которых отсутствуют
представления, эквивалентные этому
понятию, характерно олицетворение
отдельных сторон
жизнедеятельности человека:
дыхания, крови, частей и органов
тела, сознания, чувства, движения,
здоровья и пр., а также некоторых
представлений, связанных со
смертью и умершими. Согласно Э.
Тайлору, первым из этнографов
исследовавшему идею «Д.» в
первобытной культуре и
выдвинувшему анимистическую
теорию (от итал. anima, «душа»)
происхождения и развития религии, у
древних людей из наблюдения
явлений сна, болезни, обмороков,
смерти и пр. возникали
представления о «двойнике»,
сидящем в теле человека, но
способном покидать его временно
или окончательно. Позднее Д. стали
приписывать животным, растениям и
неодушевлённым предметам. Немецкий
психолог В. Вундт предлагал
различать раннее представление о Д.
- «телесная Д.», не отделимая от
тела, помещавшаяся в крови, глазах,
почках, фаллосе и других органах, - и
более позднее: «свободная Д.»
(психе) в её главных разновидностях:
Д. - дыхание и Д. - тень способная
покидать тело. Русский этнограф Л.
Я. Штернберг считал, что идея Д.
человека сравнительно поздняя и
вера во всеобщую одушевлённость
природы и в природных духов ей
предшествовала. Английский
этнограф Дж. Фрейзер обратил
внимание на широко
распространённую веру во «внешнюю
Д.», способную не просто временно
покидать человеческое тело, но и
скрываться ради безопасности в
постороннем предмете, в теле
животного и пр., и выводил отсюда
тотемизм (см. Тотемические мифы).
Элементарное представление о Д. -
отождествление её с дыханием (ср.
слав. слово «Д.» - от корня «дых-»,
«дух-», прекращение дыхания - явный
признак прекращения жизни:
«испустить дух» - умереть). Их
сближение или тождество
сохранилось во многих языках (лат.
animus произошло от греч.
??????.связанного с понятием ветра,
воздуха, греч.????, означает
«дыхание»). Не менее архаично
отождествление Д. с кровью человека
и животных. Этим обусловлен строгий
запрет в Библии употреблять в пищу
кровь или необескровленное мясо:
«ибо душа всякого тела есть кровь
его, она душа его; поэтому я сказал
сынам Израилевым: не ешьте крови ни
из какого тела, потому что душа
всякого тела есть кровь его» (Лев. 17,
14). Вместилищем души у многих
народов считается также тень,
отбрасываемая человеком, его
отражение в воде или в зеркале,
портретное изображение и т. п. У
народов Сибири, Америки, Океании
считалось, что похищение (или
поедание) Д. человека колдуном,
призраком или злым духом вызывает
болезнь (Д. - олицетворение
здоровья, похищение Д. - болезнь).
Широко было распространено и
представление о том, что во сне Д.
покидает тело и самостоятельно
путешествует, принимая при этом вид
птицы, насекомого и пр.: отсюда вера
в «вещие сны» и их толкование, а
также запреты резко и неожиданно
будить спящего: Д. не успеет
вернуться и войти в тело. Здесь Д.
вполне вещественна, не
противопоставляется телу и
олицетворяет отдельные его
функции. Но довольно отчётливо
противопоставлены в мифах
большинства неевропейских народов
Д. живого человека и Д. умершего: Д.
живого человека умирает вместе с
ним, Д. (или дух) умершего - это
совсем иное существо. Д. человека
может превращаться в дух умершего
или этот дух заново рождается в
момент смерти. Многим народам
присуще представление о
множественности обитающих в одном
человеке душ. Так, тюркоязычные
народы Сибири (алтайцы и др.)
различают Д.; тын (дыхание, не
отделимое от человека), кут
(жизненная сила, похищение которой
влечёт за собой смерть), сюр
(призрак, двойник, который может
отделяться от тела), кёрмёс (букв.
«невидящий», дух умершего):
ару-кёрмёс («чистый») и
дьяман-кёрмёс («нечистый, злой»). В
древнекитайских мифологических
представлениях у человека -
несколько Д., например Д. хунь и по,
одна из которых после смерти
улетает, а другая остаётся при
трупе до его полного разложения;
кроме того, существуют Д. лин,
находящаяся во всех вещах и
существах, жизненная сила ци, духи
всех внутренних органов и частей
тела, а также Д. умерших гуй
(злой дух) и шэнь (добрый дух).
Представления о Д. умершего и о её
судьбе чрезвычайно разнообразны и
связаны с идеей загробного мира. Так,
у австралийцев считалось, что Д.
покойника сама умирает через
некоторое время (т. e. память о ней
изглаживается). Для раннеклассовых
обществ характерны представления о
том, что по большей части Д. знатных
пользуются в загробном мире
жизненными благами, а Д. простых
людей влачат жалкое существование
или вообще погибают (Полинезия).
Наконец, при обострении классовых
противоречий, усложнении
общественной жизни и общем росте
морального сознания общества
появляется идея загробного
воздаяния: Д. добрых, справедливых,
«праведных» получат вечное
блаженство в раю, а Д. злых,
«грешников» будут вечно мучиться в аду.
Эта идея утешения страдающих
надеждой на загробную награду и
устрашения грешников адскими
мучениями повела в мифологических
системах мировых религий, особенно
в христианстве, к резкому
противопоставлению Д. телу, к
превращению идеи Д. в центральное
понятие всего вероучения, к догмату
о ничтожности, греховности тела и
телесного и к переносу главной цели
человеческой жизни на спасение Д.
Вместе с тем само представление о Д.
достигло в христианстве
максимальной степени
дематериализации, хотя сохранился
и чисто антропоморфный её образ.
Известную альтернативу учению о
загробной судьбе Д. составляет идея
реинкарнации (переселение Д.,
метампсихоз), восходящая тоже к
глубокой древности. Истоки этой
идеи - вера в тотемическую
реинкарнацию (человек
отождествляется с тотемическим
предком, поселяющимся в его теле). У
некоторых народов (эскимосы,
индейцы Северной Америки) есть вера
в то, что в ребёнка входит Д. его
деда. В Индии идея метампсихоза
прочно связалась с кастовым строем
и с учением о моральной причинности
- карме: в награду за строгое
исполнение законов касты человек
получает более высокое рождение, а
за их нарушение его Д. (атман)
будет наказана рождением в низшей
касте или в теле животного и пр. Та
же идея в буддизме получила иную
философско-мифологическую
трактовку: существование Д.
человека и её бессмертие
отрицается, но считается, что
составляющие личность человека
группы психофизических элементов и
состояний «скандхи», распадаясь
после его смерти, вновь соединяются
под действием кармы и создают новую
личность.
Лит.: