ПРИМЕЧАНИЯ
В книгу включены произведения князя Е. Н. Трубецкого, представляющие все аспекты его многогранного творчества: религиозно-философский, культуроведческий, публицистический, отражающий как его политические взгляды, так и обширную общественную деятельность. Все они публикуются по последним прижизненным или вышедшим после внезапной смерти философа (от сыпного тифа), но подготовленным им изданиям. За немногими исключениями (что будет отмечено в примечаниях) они до сих пор не переиздавались. Так как для Е. Н. Трубецкого характерна, как правило, тщательная отделка текста, при подготовке настоящего издания исправлены лишь явные типографские опечатки. Все термины, имена, стилистическая пунктуация, библиографические отсылки представлены в их авторском написании и оформлении.
СМЫСЛ ЖИЗНИ
Печатается по изданию: Кн. Евгений Трубецкой. Смысл жизни. М„ 1918.
С. 24* Иксион — в греческой мифологии царь лапифов в Фессалии, который домогался любви богини Геры, за что был привязан Зевсом к вечно вращающемуся огненному колесу. Данаиды — в греческой мифологии 50 дочерей царя Даная, по приказанию отца убившие (кроме одной) в брачную ночь своих спящих мужей и в качестве наказания вынужденные в аиде (царстве мертвых) вечно наполнять водой дырявую бочку. Тантал — в греческой мифологии славившийся своим богатством царь Южной Фригии (Малая Азия), за ряд преступлений против богов наказанный вечными муками — невозможностью утолить жажду и голод среди воды и нависающих над ним плодов деревьев. Сизиф — в греческой мифологии царь Коринфа, за обман богов вынужденный в аиде вечно поднимать на гору постоянно скатывающийся вниз камень, что призвано символизировать тщетность стремления одержать победу над богами.
** Цитата из главы IX книги 11 романа Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы" (Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч. В 30 т. Т. 15. Л., 1976. С. 79).
С. 41* Rohde Е. Psyche. Seelenkult und Unsterblichkeitsgiaube der Griechen. Bd. 1—2. 3. AufL Tubingen. Leipzig, 1903.
** Элевситкие мистерии (таинства) получили свое название от священного места Элевсин в Аттике (близ Афин), были связаны с культом Деметры, богини земледелия, научившей сына элевсинского царя Триптолема сеять и обрабатывать пшеницу, и ее похищенной Аидом дочери Персефоны. В них символически были представлены горе Деметры, ее странствия в поисках дочери, таинственная связь между живым и мертвым миром. Ритуальный компонент — плач участников мистерии об умершей (или исчезнувшей) богине. Участвовали в священнодействии лишь посвященные, имеющие на это наследственное право. Наряду с празднествами в честь бога Диониса мистерии считались одним из источников древнегреческой трагедии.
С. 42* Deussen P. Das System der Vedanta. 2. AufL Leipzig, 1906.
С. 45* Из стихотворения Ф. И. Тютчева "Фонтан" (не позднее апреля 1836 г.). (Несколько неточное цитирование: вместо "Твое стремленье преломляя" должно быть "Твой луч упорный преломляя".)
==420
С. 56* Откр. 12:1.
С. 61* См. Мф. 27:46; Мк. 15:34.
С. 62* Ñì. Федотов Г. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. Ì„ 1991 (Приложение — с. 125—128). В этом издании стихи "О Голубиной книге" воспроизводятся по сборнику Бессонова "Калики перехожие".
С. 79* Мф. 3:2.
С. 81* В источнике опечатка: цитируется глава 17.
С. 92* Мф. 13:42.
С. 99* Природа творящая и природа сотворенная (лат.). Эти термины взяты из перевода на латинский язык комментариев арабского мыслителя Ибн Рушда (Аверроэса) к сочинению Аристотеля "О небе". У Б. Спинозы они обозначают субстанцию (природа творящая, порождающая) и мир единичных вещей (природа сотворенная, порожденная).
С. 101* Монофизитство (от греч. monos — один, единый, единственный и physis — природа) — возникшее в Византии в V в. течение в христианстве (основатель архимандрит Константинопольский Евтихий), признававшее наличие у Христа только одной божественной природы и отвергавшее его человеческое начало как поглощенное божественной сущностью. Осуждено церковью как ересь (Халкидонский собор, 451).
С. 106* Мф. 3:9.
С. 109* Из поэмы Вл. С. Соловьева "Три свидания" (1898) (несколько неточное цитирование: вместо "Я созерцал" должно быть "Я осязал").
С. Ill* Из стихотворения Ф. И. Тютчева "Как неожиданно и ярко..." (1865).
С. 116* Учением о предсуществовании душ и наличии преемственных миров раннехристианский мыслитель Ориген пытался решить проблему существования зла. По его мнению, рождение в нашем мире людей с предрасположенностью ко злу связано с изначальным миром, когда Бог создает духовно равных людей, но наделенных свободой воли, отчего и происходит отпадение от добра. Учение Оригена о предсуществовании, равно как и о конечном спасении всех, в том числе и падших духов, было осуждено V Вселенским (II Константинопольским) собором (553).
С. 130* Труд Вл. С. Соловьева "История и будущность теократии" впервые вышел в Загребе в 1886 г. Цитируется по изданию: Соловьев Вл. С. Поли. собр. соч. Т. IV. Спб., 1902. Представляет собой часть задуманного Соловьевым большого труда по проблемам теократии, в который должна была войти и опубликованная в 1889 г. на французском языке, а в 1911 г. в переводе на русский язык книга "Россия и Вселенская Церковь".
С. 138* Беседы симбирского помещика Н. А. Мотовилова с Серафимом Саровским были опубликованы в связи с канонизацией Серафима Саровского в газете "Московские ведомости" от 18—20 июля (31 июля — 2 августа) 1903 г. Они вошли также в книгу С. Нилуса "Великое в малом" (1905): см.: Нилу с С. Великое в малом. Записки православного. Сергиев Посад, 1992. С. 174—209.
С. 144* Речь идет о книге митрополита Антония (Храповицкого) "Догмат искупления", первое издание которой вышло в 1917 г.
С. 158* Цитируется стих 29.
С. 182* Цитируется глава 16.
С. 187* Цитируется глава 6.
С. 206* Цитируется глава 21. •
УМОЗРЕНИЕ В КРАСКАХ
Этюды по русской иконописи
Печатается по изданию: Евгений Трубецкой. Этюды по русской иконописи: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. М., 1921 (на переплете 1922).
Книга выходила также в 1991 г. (М.) под названием "Три очерка о русской иконе".
==421
УМОЗРЕНИЕ В КРАСКАХ
Вопрос о смысле жизни
в древнерусской религиозной живописи.
Публичная лекция
Впервые опубликовано в виде отдельной брошюры: М., 1915.
С. 228* Ин. 17:22.
С. 241* Мк. 14:34.
С. 244* Откр. 20:2—3.
ДВА МИРА В ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ
Впервые опубликовано в виде отдельной брошюры: М., 1916.
С.255* Из поэмы Вл. С. Соловьева "Три свидания" (1898).
РОССИЯ В ЕЕ ИКОНЕ
Впервые опубликовано в журнале "Русская мысль", 1918, январь — февраль.
С. 269* В 18—-20 выпусках книги "История русского искусства" опубликованы очерки П. Муратова "Русская живопись до середины 17-го века" (см. Грабарь И. История русского искусства. Т. VI. Живопись. М., 1913).
С. 270* Успенские М. и В. И. Заметки о древнерусском иконописании. Известные иконописцы и их произведения. Спб., 1901.
С. 271* Ключевский В. О. Благодатный воспитатель русского народного духа. Речь, произнесенная в торжественном собрании Московской Духовной Академии 26 сентября 1892 г. в память преподобного Сергия. Троицкий цветок, ¹ 9. М„
1892.
С. 274* Несколько неточная цитата из .стихотворения Ф. И. Тютчева Эти бедные селенья..." (1855).
С.281*См,наст.изд.,с.254—255. .
С. 290* Мк. 13:14.
ДВА ЗВЕРЯ
Статьи 1906—1919 годов
СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ
Печатается по изданию: Кн. Е. Трубецкой. Свобода и бессмертие. К годовщине смерти кн. С. Н. Трубецкого (Из вступительной лекции, читанной в Московском университете). М., 1906.
С. 292* См„ например, статью С. Н. Трубецкого "Вера в бессмертие" (/Кн. Трубецкой С. Н. Собр. соч. Т. III. Философские статьи. Ì„ 1908. С. 348—417.
С. 295* См.: Нищие Фр. Так говорил Заратустра. М., 1900. С. 40; М., 1990. С.35-
ДВА ЗВЕРЯ .
(Старое и новое)
Печатается по изданию: Кн. Евгений Трубецкой. Два зверя (Старое и новое). М., 1918.
Всеобщее, прямое, тайное и равпое
Впервые опубликовано в "Московском еженедельнике", 15 марта 1906. ¹ 2.
==422
Древний философ на современные темы
Беседа с Платоном
Впервые опубликовано в "Московском еженедельнике", 19 апреля 1907. ¹ 16.
С. 303* Речь идет о диалоге Платона "Государство" (см.: Платон. Соч. В 3 т. М., 1971. Т. 3. Ч. 1. С. 89—454 (кн. VIII, с. 355—389).
Два зверя
Впервые опубликовано в "Московском еженедельнике", 30 июня 1907. ¹ 22,23.
С. 308* Откр. 13:10.
С. 309* Платон. Государство, 493 b, с, d//Co4. В 3 т. М., 1971. Т. 3. Ч. 1. С. 296—297.
Максимализм
Впервые опубликовано в "Московском еженедельнике", 18 августа 1907. ¹ 32.
С. 313* Имеется в виду пастор Бранд — главный герой философско-символической драмы Г. Ибсена "Бранд" (1866), фигура, которая вызвала большие споры в начале века в наших литературно-философскйх кругах.
С.319*См.:Исх.20:2—3.
** Ñì.: Мф. 10:37.
Буран
Впервые опубликовано в "Московском еженедельнике", 8 января 1908.
Гоголь и Россия
Впервые опубликовано в "Московском еженедельнике", 27 апреля 1909 (речь, произнесенная в память Гоголя на публичном заседании совета Московского университета).
С. 323* Ñì. Гоголь Н. В. Собр. соч. В 7 т. Ì„ 1986. Т. 6. С. 243—244 (курсив Трубецкого).
С. 324* Там же. С. 321, 359.
С. 325* Там же. С. 253.
** Цит. по изданию: Овсянико-Куликовский Д. Н. Н. В. Гоголь. Спб., 1907.
С. 326* Гоголь Н. В. Собр. соч. В 7 т. Т. 6. С. 424, 425.
С. 327* Там же. С. 414.
С. 328* Там же.
СТАРЫЙ И НОВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕССИАНИЗМ
Печатается по первой публикации в журнале "Русская мысль", 1912. ¹3. Статья выходила также в составе сборника "Русская идея" (М., 1992).
С. 333* "Руслан и Людмила" (1842), "Жизнь за царя" (1836) — оперы М. И. ' Глинки.
С. 334* Речь идет о книге Н. А. Бердяева "Алексей Степанович Хомяков" (М. 1912).
С. 335* Из стихотворения А. С. Хомякова "России" (1839).
С. 337* Ñì.: Памятники литературы Древней Руси. Конец XV — первая половина XVI века. Ì„ 1984. С. 437.
** Из стихотворения Вл. С. Соловьева "Панмонголизм" (1894, опубл. 1905).
С. 340* Плерома (от греч. pleres — полный, законченный) — понятие христианского мистического богословия, характеризующее полноту божественного бы-
==423
тия в ее неумаленном объеме. Оно восходит к словам апостола Павла из Послания к Колоссянам: "Ибо в Нем [Христе] обитает вся полнота Божества телесно" (2:9).
С. 346* Персонаж стихотворения Н. А. Некрасова "Влас" (1855), характеризуемый следующим образом: "В армяке с открытым воротом, // С обнаженной головой // Медленно проходит городом // Дядя Влас — старик седой... // Ходит в зимушку студеную, // Ходит в летние жары, // Вызывая Русь крещеную // На посильные дары".
** Имеется в виду "апостол язычников" Павел, по христианскому преданию, не знавший Христа во время его земной жизни и не входивший в число двенадцати его ближайших учеников.
*** Христианский праздник, отмечаемый на 50-й день после Пасхи (см. также с. 238, 364). Согласно преданию, излагаемому в новозаветной книге "Деяния апостолов", на 50-й день после воскресения Христа на апостолов сошел Дух Святой и они начали говорить на разных языках, "никогда им не учившись", с тем чтобы нести учение христианства ("благую весть") "всем народам и языкам".
СМЫСЛ ВОЙНЫ
Печатается по изданию: Кн. Евгений Трубецкой. Смысл войны. М„ 1915, С. 17—23.
Впервые опубликовано в газете "Русские ведомости", 8 августа 1914.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС,
КОНСТАНТИНОПОЛЬ И СВЯТАЯ СОФИЯ
Печатается по изданию: Кн. Е. Н. Трубецкой. Национальный вопрос, Константинополь и святая София (Публичная лекция). Изд. 2. М., 1915 (изд. 1-е было опубликовано в этом же году).
С. 357* Из поэмы Вл. С. Соловьева "Три свидания" (1898).
С. 359* Ин. 14:2.
С. 362* Из стихотворения Вл. С. Соловьева "Панмонголизм" (1894, опубл. 1905). (Четвертая строка читается так: "Иерей и князь, народ и царь".)
С. 369* Речь идет об оправдании судом присяжных М. Бейлиса, обвиненного в ритуальном убийстве русского мальчика Андрея Ющинского.
ВОЙНА И МИРОВАЯ ЗАДАЧА РОССИИ
Печатается по изданию: Кн. Е. Н. Трубецкой. Война и мировая задача России (Публичная лекция). М., 1915.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И ЕЕ ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ
Печатается по изданию: Кн. Е. Н. Трубецкой. Отечественная война и ее духовный смысл (Публичная лекция). Ì„ 1915.
С. 383* Персонаж одноименного романа (1907) М. П. Арцыбашева.
ВЕЛИКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И КРИЗИС ПАТРИОТИЗМА
Печатается по изданию: Кн. Евгений Трубецкой. Великая революция и кризис патриотизма (Публичная лекция). Ростов-на-Дону, 1919.
С. 407* Пропуск в оригинале.
==424