Poetica

 
   

    Сергей Сергеевич Аверинцев    

(10 декабря 1937 г., Москва, —
21 февраля 2004 г., Вена)

 

 

Из сочинений

Краткая биография

Избранная библиография

 Об Аверинцеве

 


"Так называемая форма существует не для того, чтобы вмещать так называемое содержание, как сосуд вмещает содержимое, и не для того, чтобы отражать его, как зеркало отражает предмет. «Форма» контрапунктически спорит с «содержанием», дает ему противовес, в самом своем принципе содержательный; ибо «содержание» —
это каждый раз человеческая жизнь, а «форма» — напоминание обо «всём», об «универсуме», о «Божьем мире»; «содержание» — это человеческий голос, а «форма» — все время наличный органный фон для этого голоса, «музыка сфер». Содержание той или иной строфы «Евгения Онегина» говорит о бессмысленности жизни героев и через это — о бессмысленности жизни автора, то есть каждый раз о своем, о частном; но архитектоника онегинской строфы говорит о целом, внушая убедительнее любого Гегеля, что das Wahre — это das Ganze
1. Классическая форма — это как небо, которое Андрей Болконский видит над полем сражения при Аустерлице. Она не то чтобы утешает, по крайней мере, в тривиальном, переслащенном смысле; пожалуй, воздержимся даже и от слова «катарсис», как чересчур заезженного; она задает свою меру всеобщего, его контекст, — и тем выводит из тупика частного.

(Честно говоря, если я вижу в чем религиозную ценность пушкинской поэзии, так уж не столько в учтивом ответе владыке Филарету или в переложении преп. Ефрема Сирина, сколько в неуклонной верности контрапункту, в котором человеческому голосу, говорящему свое, страстное, недоброе, нестройное, отвечает что-то вроде хора сил небесных — через строфику, через отрешенную стройность ритма. Старые поэты — всё больше грешники, но вящий грех и притом непроходимая глупость — пытаться словить их поэзию на слове, потому что в ней-то всегда есть не только слово, но и тайный, потому что метасловесный, музыкальный ответ на слово; кто имеет уши, пусть слышит этот ответ, а кто не имеет, пусть воздерживается от чтения стихов. «А вот он, гад, сам сказал то и то! Вот где он проговорился!» Да, сказал, да, проговорился, — и ритм дал на все свой ответ. С некоторым преувеличением рискнем сказать, что когда мятеж и отчаяние выражают себя в такой безупречно дисциплинированной и притом живой форме, как у Пушкина, — это почти так, как когда псалом принимает вовнутрь своего пространства слова безумца, как известно, сказавшего: «несть Бог», — и тем преодолевает их.)"

1 Истинное... Целое (нем.). (Примеч. ред.).

(Из статьи "Ритм как теодицея", 2001 г.)


Краткая биография


Из сочинений С.С. Аверинцева


на украинском

 


Об Аверинцеве

  • Сергей Сергеевич Аверинцев, 1937-2004 / Сост.: Аверинцева Н.П. и др. - М.: Наука, 2005. - 170 с. - (Материалы к биобиблиографии ученых. Литература и язык; Вып.29).

  • В.В. Бибихин. Алексей Федорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев. — М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. — 416 с.


Вопросы литературы. № 6, 2004

 


Часопис “Дух і літера”, 1998–2007



Poetica 2004, 2009

Используются технологии uCoz