1-й Бриковский сборник   вышел в свет      СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ  

Цена 790 руб. 1 завод тиража - 200 экз.

По вопросам приобретения обращаться в Библиотечно-информационный центр МГУП  к директору Гафуровой Наталье Матвеевне
по тел.: (499) 976-1367. Факс: (499) 976-0635.
E-mail: library@mgup.ru  Адрес: Москва, ул.Прянишникова, 2а, 7 эт.

Проезд: от м. Войковская (выход из последнего вагона, по переходу все время налево), маршрутка 227 до здания университета печати на улице Прянишникова.
 

Международная научная конференция I-е   Бриковские чтения: Поэтика
и фоностилистика, в центре внимания
которой была звуковая и ритмико-синтаксическая организация стиха, охватила широкий круг междисциплинарных вопросов,
накопившихся за последние десятилетия:
от нейрофизиологии, лингвистики, истории литературы, компьютерного анализа художественных текстов до  теоретической поэтики, технологий масс-медиа и рекламы,
истории кино и фотографии, журнального дела, книжной графики и архитектуры русского авангарда круг, широту которого во многом определил
научный кругозор ее заглавного героя.


Предлагаемый сборник включает статьи и материалы докладов
ученых из 10 стран, публикации статей О. М. Брика, воспоминания,
а также впервые публикуемые материалы фотоархивов.


Осип Максимович Брик (18881945) занимает одно из главных мест среди
тех молодых российских исследователей, которые в 1910-х1920-х годах ХХ века значительно ускорили развитие научной поэтики
в мире
Способность к строгому, последовательному анализу, отчетливым определениям, постоянное пристрастие
к жесткой, смелой, иногда парадоксальной структуризации наиболее яркие черты его способа мышления.
Р. О. Якобсон

О чём бы ни говорил О.М.:
о ритме и синтаксисе стиха,
об американских синкопированных танцах, о новых моделях самолётов и чемоданов,
о последних строчках Маяковского,
о народной этимологии
в русских просторечных анекдотах,
о новелле, о текущих событиях
мысль его всегда была лаконична и умна; это имело геометрические контуры, поддавалось формуле
(как в Звуковых повторах).
А. А. Реформатский

В стене литературы книги кирпичи. Но стена не встанет без цемента,
скрепляющего кирпичи,
и без архитектора, придумавшего стену. Брик был цементом и был архитектором. Я это хорошо знал. И все, знавшие Брика (точнее, все, кто поумнее), знали, что он цемент и архитектор.
Б. А. Слуцкий

 

Поэтика и фоностилистика: Бриковский сборник. Выпуск 1 : Материалы международной научной конференции I-е Бриковские чтения: Поэтика и фоностилистика (Московский государственный университет печати, Москва, 1012 февраля 2010 года) / отв. ред. Г.В. Векшин. М. : МГУП, 2010.   620 с., ил.

ISBN 978-5-812-1098-4

Сборник научных трудов международной научной конференции I-е Бриковские чтения: Поэтика и фоностилистика посвящен проблемам лингвистики стиха, фоностилистики, теории языка масс-медиа, теории и истории русского конструктивизма, творческому наследию О. М. Брика филолога и деятеля культуры XX  в., одного из основателей ОПОЯЗа, оказавшего значительное влияние на развитие  теории стиха,  писателя и публициста, идеолога конструктивизма.

В сборник вошли статьи и материалы докладов ученых из 10 стран, публикации статей О.М.Брика, воспоминания, а также впервые публикуемые материалы фотоархивов.

Книга предназначена для лингвистов, литературоведов, искусствоведов, любителей русской словесности и истории русской культуры ХХ века.

 

 

The Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Moscow State University of Printing Arts

The Department of Russian Linguistics and Stylistics

 

The Russian Academy of Sciences

V.V. Vinogradov Institute of Russian Language

 

 

POETICS and PHONOSTYLISTICS

Osip Brik: In memoriam

Volume 1

 

 

Papers of the  Ist Osip Brik International Colloquium,

held at the Moscow State University of Printing Arts

February 1012, 2010.

 

  

 

Moscow

2010


 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Московский государственный университет печати

Кафедра русского языка и стилистики

 

Российская академия наук

Институт русского языка им. В. В. Виноградова

 

 

ПОЭТИКА и ФОНОСТИЛИСТИКА

Бриковский сборник

Выпуск 1

 

Материалы международной научной конференции

I-е Бриковские чтения: Поэтика и фоностилистика

Московский государственный университет печати

Москва, 1012 февраля 2010 года

 

 

 

Москва

2010


Рецензенты:

член-корреспондент РАН Т. М. Николаева (Институт славяноведения РАН, Москва)

профессор emeritus Дж. Бейли  (Висконсинский университет, США)

Редакционная коллегия:

Т.В. Маркелова (председатель), Х. Баран, А.В. Валюженич, Г.В.Векшин,
С.И. Гиндин,
А.Н. ЛаврентьевА.А. Мельниченко (редактор), Ю.Б. Орлицкий, А.Е. Парнис, Т.В. Скулачева.

Ответственный редактор

Г.В. Векшин

 

ISBN 978-5-812-1098-4

Авторы, 2010

Е.А. Подтуркина, Е.Т. Рассказова, оформление, 2010

Московский государственный университет печати, 2010


SUMMARY

 

Poetics and Phonostylistics. Osip Brik: In memoriam. Vol. 1.:

Papers of the Ist Osip Brik International Colloquium,

held at the Moscow State University of Printing Arts on February 10-12, 2010.

Moscow, MGUP, 2010.  

 

The papers collected in this volume present 79 researchers from 10 countries covering a wide range of issues in linguistics, literary theory, modern art, and media studies, first raised in the works of Osip Brik (January 16, 1888  February 22, 1945), a well known Russian philologist and theoretician of the avant-garde.

The collection of articles is devided into five sections, which include papers on the following topics:

  • Rhythm and Grammar in the Literary Text. Rhythmic-syntactic patterns and formulas in verse, fiction and media discourse. Rhythm and morpheme. Parts of speech and rhythmics of verse. Syntax and rhythmics. Coordinate and subordinate clauses in verse and prose. Computer analysis of verse syntax. The influence of O. Brik's work Rhythm and syntax on modern philology.

  • Sound Texture of the Literary Text and Methods of its Analysis.  Formal typology and functions of sound repetition. Syllable structure and vowel factors in the syntagmatics of verse. Sound repetition and metathesis. Alliteration and rhyme in Russian poetry. Sound structure of a text in the light of its syntax and morphology. The role of phonotactic similarity in occasional word-formations. Phonetic attraction of words: paronomasia, figura etymologica, and anagram. Phonostylisyics of individual literary discourse. O. Briks text Sound Repetitions and its interpretation in modern linguistics.

  • Esthetics in the light of Pragmatics and Verbal Technologies of Modern Media. Pragmatic structuring of communication and pragmatic types of discourse. Verbal device as a tool for ideological influence. Verbality and visuality in art and media. Sound and rhythm in advertising. Phonostylistics and pragmatics of the language-game. Ideas of Productivism in modern TV practice.

  • Russian Productivism and Creative Works of Osip Brik as a topic for historical, philological and bibliographical description. O. Brik in OPOYAZ and Moscow Linguistic Cercle. Russian theory of visual arts and print media. O. Brik as a leader of LEF and an ideologue of productivism. Osip Brik as editor and producer of Vladimir Mayakovsky.

  • Publications and Memoirs. A number of newly commented O.Briks articles devoted to advertising theory, R. Jakobsons reflections on Briks life and ideas, B. Jangfeldt on R. Jakobson, and the prospect for the publication of O.Briks collected works.

  • The final part contains the Photo Archive, which includes the first publication of a substantial number of photographs from Lily Brik and LEF archives and also the collection of images reflecting the creative activity of Russian futurists, formalists and productivists, such as Alexander Rodchenko, Vladimir Mayakovsky,  Vassily Jermilov, Viktor Shklovsky, Alexander Reformatsky, and Osip Brik. 


СОДЕРЖАНИЕ
 

О первых Бриковских чтениях (вместо предисловия) ..................................... 10


РИТМ И ГРАММАТИКА СТИХА .......................................................................13

Зубкова Л.Г. В поисках языковых основ поэтического ритма:
ритмообразующий потенциал морфемного строения частей речи ....................... 15
Скулачева Т.В., Буякова М.В. Сочинение и подчинение
внутри стихотворной строки и между строками ................................................... 22
Тверьянович К.Ю. Ритмико-синтаксические клише
в композиции лирического стихотворения .......................................................... 28
Преображенский С.Ю. Протопредложение и протословосочетание
в русском стихе: парадоксы двусловных клише ................................................. 35
Пильщиков И.А., Старостин А.С. Автоматическое распознавание
стихотворных размеров: теория и практика ....................................................... 41
Ляпин С.Е. Местоимение в стихе Пушкина: синтаксис ритм поэтика
(преимущественно на материале моносиллабов) ................................................ 50
Кулева А.С. Усеченные прилагательные в позиции рифмы
в поэзии футуристов ........................................................................................... 55
Зубова Л.В. Фонетика грамматики в современной поэзии
(ритм, рифма и формы слова) ............................................................................. 60
Иткин И.Б. Игры с ритмом и смыслом
в поэзии В.В. Маяковского и А.А. Ахматовой ...................................................... 68
Монина Т.С. Синтаксический аспект фоносемантики
(на материале поэзии М. Цветаевой) ........................... ...................................... 72
Дзюбенко М.А. О семантике межстрофических переносов (пауз-пробелов) .... 79
Андреев В.С. Вариативность синтаксических параметров
в лирике Г. У. Лонгфелло .................................................................................... 84

Шаронов И.А. Вводные употребления междометий
и звукоподражательных слов в художественных текстах ................................... 90
Козьмин А.В. Закрывающие композиционные элементы
в полинезийских поэтических традициях ..................................................
.......... 96
Байич, Р.С. Слова-повторы в богослужебных текстах
(на материале Акафиста Св. Иустину Челийскому) ............................................. 98
Гриневич А.А. Ритм в обрядовом искусстве хантов ...........................................105


ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ
................................................................................111

Златоустова Л.В. Лесенка Маяковского ..... ....................................................113
Успенский Ф.Б. Кащеев кот Осипа Мандельштама
в эпистолярном контексте ................................... ..............................................118
Илюшин А.А. Звуковые повторы в русском стихе .
(на материале современной анонимной поэзии) .................................................126
Векшин Г.В. Взгляды О.М. Брика на звуковой повтор
и фоносиллабика стихотворного текста .............................................................129
Двинятин Ф.Н. Омосиллабические серии
в русской поэтической традиции ........................................................................153
Винарская Е.Н. Врожденные просодические средства
и приобретенные речевые просодемы ................................................................163
Чаркич, М.Ж. О терминологических наименованиях рифмы .............................169
Петрова А.А. Контактная рифма как прием: народный стих,
городская реклама и ростовский рэп ..................................................................179
Шестакова Л.Л. Рифма как отдельный параметр
в словаре поэтического языка ............................................................................190
Баевский В.С., Павлова Л.В., Романова И.В., Самойлова Т.А.
Закон змеи ......................... ................................................................................193
Орлицкий Ю.Б. Безвокальные стихи в русской поэзии XXXXI веков ...............198
Чудасов И.В. Моновокализм в русской поэзии ................................................. 211
Северская О.И. Этимологизирующая паронимическая аттракция
и поэтическая квазиморфемика ......................................................................... 216
Кукушкина Е.Ю. О работах Н.А. Кожевниковой
в области лингвистики стиха ................................. ............................................ 224
Федотов О.И. О звуковой организации русских заговоров .............................. 231
Спендель, Дж. Каролина Павлова: мост между русской
и немецкой культурами ...................................................................................... 240

Фатеева Н.А. Звуковое начало поэзии и прозы Б. Пастернака ......................... 249
Гик А.В. Семантика звуковой организации стихов М. Кузмина ........................... 257
Шатова И.Н. К анаграмматической технике М. Кузмина ...... .............................. 263
Степанов А.Г. Звук и смысл в поэзии М. Цветаевой
(замечания к проблеме) ...................................................................................
.. 271
Войтехович Р.С. Имя адресата в поэзии М. Цветаевой ...................................... 277
Щепакова Т.А. Звуковая метафора в поэзии
А. Вознесенского ................................................................... .............................285


ЭСТЕТИКА в СВЕТЕ ПРАГМАТИКИ
И РЕЧЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МАСС-МЕДИА..
...................................................... 289

Долинин К.А. Свойства вербального текста и порождение
текста жизни (Подгот. текста и публ. И.В. Шенько) .......... ................................. 291
О Константине Аркадьевиче Долинине. Послесловие ................................... 297
Карасик В.И. Прагматическая рубрикация общения .......................................... 299
Пирогова Ю.К. Принцип серийности в рекламе, масс-медиа
и графическом дизайне........................................................................................ 305
Черванёва В.А. Варьирующий повтор как прием создания
рекламного текста ...........................................................................................
... 315
Паршин П.Б. Личностные характеристики как элементы семиотической
системы и возможности ее описания: лица и голоса в рекламе
(к постановке проблемы) ................................. .............................................
..... 323
Маркелова Т.В. Интонационный контур высказываний
с семантикой оценки ......................................................................................
..... 331
Шамина Е.А. Звуковая форма организующих элементов текста
(на материале социопсихологического трактата Л. Питера
и Р. Халла Принцип Питера) .....................................................................
....... 336
Тернова Т.А. Социокультурный аспект личностной маргинальности
в трактовке О. Брика ..................................................................................
........ 339
Дементьева М.К. Концепт модернизации в статье Д. Медведева
Россия, вперед! ........................................................................................
...... 346
Савельева А.А. Фразеологизмы с компонентом медведь

в языковом пространстве СМИ ................................................................
........... 354
Белова Н.Н. Прагматический потенциал имени прилагательного
в языке СМИ ................................................. .........................................
............ 358
Шкварцова Т.В. Медийный текст как область пересечения
языкового сознания автора и адресата ......................................................
........ 364

Ван дер Дуйн, М. Феномен телесериала: персонажи в поисках
производительной теории драмы .............................................................
........... 371
Векшина А.Г. Топос газеты в риторике героев Достоевского ........................... 377


РУССКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ
И ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ О.М. БРИКА
..................................................
....... 383

Валюженич А.В. Развитие и перспективы бриковедения .................................. 385
Иньшакова Е.Ю. Осип Брик генератор идей
(по материалам фондов Государственного музея В.В. Маяковского) .....
............. 390
Познер, В. Осип Брик и Виктор Шкловский в кинематографе 1920-х:
критика, практика, теория .......................................................................
........... 394
Хенниг, А. Как мы работаем над киносценарием: взгляды О. Брика
в контексте кинодраматургии 1930-х годов ...........................................
............ 402
Антипова Г.А. Проблема кинообраза в искусстве Лефа ..................................... 407
Левченко Я.С. Повтор и кольцо как фигуры раннего звукового кино ............. 417
Фоменко А.Н. О документальном эпосе ............................................................ 425
Курчанова Н.В. Полуслепой Брик: редукция изобразительности
в конструктивизме .........................................................................................
..... 435
Лаврентьев А.Н. Осип Брик и фотография ....................................................... 443
Пронин В.А. Александр Родченко на Левом фронте искусств ............................ 447
Кириллов В.В. Осип Брик и свободные государственные
художественные мастерские ...................................... ....................................... 456
Парнис А.Е. Василий Ермилов конструктор книги
и издатель Хлебникова ....................................................................................... 460
Королева Н.В. Стих Маяковского и арена цирка .............................................. 477
Давыдов Д.М. Официальный и неофициальный конструктивизм:
формы взаимодействия ...................................................................................... 488
Шамшин Л.Б. Салон Брик и революционная богема 1920-х годов ................... 493
Дядичев В.Н. Хлеба!: Маяковский и литературно-критический дебют
Осипа Брика ....................................................................................................... 497
Сушилина И.К. Поэтика и политика: Осип Брик
в литературной борьбе 1920-х годов ................................................................. 506
Кормилов С.И. Разгром Фадеева О. Брика на фоне других отзывов
1920-х годов о Разгроме Фадеева .....................................................
............ 510
Давыдова Т.Т. Пародийная новелла 1920-х годов:
Е. Замятин, М. Зощенко, О. Брик ..............................................................
.......... 520

Валюженич А.В. Работа Бриков над Словарем
раннего Маяковского .....................................................................
.................. 526
Иванова Е.А. О.М. Брик и А.А. Реформатский:

штрихи к истории научных взаимоотношений ........................................
............ 530
Королева Н.В. О.М.Брик руководитель литературного кружка
Московского юридического института ....................................................
........... 535


ПУБЛИКАЦИИ И ВОСПОМИНАНИЯ ................................................................. 539

Брик О.М. Искусство объявлять (несколько общих замечаний) ........................ 541
Брик О.М. Какая нам нужна реклама ................................................................. 544
Брик О.М. Реклама стихом ................................................................................. 547
Пирогова Ю.К. Рекламный конструктор Осипа Брика
(Послесловие к циклу статей О.М. Брика о рекламе 192324 годов) ............
.... 551
Брик О.М. О пользе творческих объединений ................................................... 555
Кормилов С.И. Комментарии к статье О.М. Брика
О пользе творческих объединений .............................................................
... 560
Якобсон Р.О. Послесловие <к переизданию двух статей О.М. Брика
о поэтическом языке>. Пер. Т. В. Скулачеой .............................................
........ 562
Янгфельдт, Б. О Романе Якобсоне и его оценке О.М. Брика ............................ 564
Р. О. Якобсон об О.М. Брике. Запись и публикация Б. Янгфельдта ..................... 567
Валюженич А.В. О проекте издания сочинений О.М. Брика ............................. 569


ИЗ ФОТОАРХИВОВ ........................................................................................... 581
Список иллюстраций .......................................
................................................... 615

Overview ................
........................................................................................... 619


Poetica
2011

Натяжные потолки выхино смотрите на coplast.ru.
Используются технологии uCoz