ОБРАЗЕЦ СЛОВАРНОЙ СТАТЬИ

Словарная статья огонь по текстам духовных стихов (машинный массив — 37 800 словоупотреблений).

ОГОНЬ, ед.; вар. ОГНЬ, ОГНИЧОК; 48
Словообразование: огненный
Толкование: —

Тезаурус:
1. Синонимы: пламя
2. Изофункциональные слова: мразы
3. Антонимы/оппозиты: мразы
4. Гиперонимы: мука (функциональный гипероним)
5. Гипонимы: —
6. Множество: —
7. Главный элемент множества: —
8. Части: —
9. Целое: —
10. Объект (А — внутренний атрибут): —
11. Внутренний атрибут/эпитет (А — объект): вечный, геенский, лютой, неугасимый, палящий, превечный
12. Объект/посессор (А — внешний атрибут): —
13. Внешний атрибут (А — объект, посессор): —
14. Мера, число, количество:
15. Объект (А — мера, число, количество): —
16. Объект (А — локус): грешницы, души грешные, младенец, чадо, Егорий, Кирик
17. Локус (А — объект): ад, геенна, печь/пещь
18. Субъект (А — действие, состояние, эмоции):
19. Действие (А — субъект): гореть, палить
20. Адресат (А —действие): —
21. Действие (А —адресат): —
22. Объект (А —действие): —
23. Действие (А — объект): жечь, разжигать, сократить, закрепить (огонь), избавить (от огня)
24. Инструмент/способ (А — действие): —
25. Действие (А — инструмент): попалить (огнем), жечь, сожечь (огнем)
26. Локус (А — действие): —
27. Действие (А — локус): бросить (в огонь), вогнать (в огонь),кидать (в огонь), гореть (в огне), жечь, сожечь (в огне), погубить (в огне)
28. Источник, причина, каузатор (А — следствие/созданное): Бог,неверный царь, мучитель
29. Следствие, импликация (А — источник, начало, причина):
30. Метаморфоза (А — объект):
31. Объект (А — метаморфоза):
32. Ассоциативный комплекс: жар-огонь-пламя, смола, черви/ змеи, мука вечная
Иллюстрации:

1. Как за первой горой там огонь горит,
Там огонь горит да вельми палит.
За второй-то горой там и змей шипит...
А за третьей горой там смола кипит...
2. Обмокни-ко-сь, родимый, холодной водой,
Закропи-ко-сь, родимый, мой палящий огонь!
Кабы мне, родимый мой, всему не сгореть! [В. 70].
3. Приказал он ковать обручи железные,

Разжигать жаром-огнем-пламенем [В. 81].

Глядя на тезаурусный "портрет" огня, зададим себе вопрос: сколько значений имеет слово огонь в духовных стихах? Прослеживаются как минимум два значения. Как огонь (огнь) геенский, вечный, неугасимый он создан Богом для мучения грешников.

Именно этот огонь образует огненную реку, текущую от востока до запада, это огонь ада, дающий муку вечную, бесконечную, избавить от которой молят Бога души грешные.

Другой огонь — жар-огонь-пламя — зажжен не Богом, а людьми в печи или под котлом. В огонь печи бросает свое чадо вместо младенца Христа милостива жена милосерда, и оно остается живым. Злодей царице Дектиянище приказал Георгия в пещи жечь в огне-пламени, но

Георгий стоит на воздусе, —
Святаго Георгия ничем не вредит [В. 102].

Жар-огонь-пламя многократно разжигают для того, чтобы мучить младенца Кирика и мать его Улиту, но младенец возносит молитвы к Богу и остается невредимым. Этот огонь земной, его разжигают по приказу неверных царей для невинных и праведников, и усилия злодеев тщетны.

Таким образом, вместо одного можно построить два тезаурусных описания слова огонь, различающихся значениями нескольких функций: "внутренний атрибут" (вечный, неугасимый — только огонь ада), "локус" (ад — печь на земле), "объект" (грешники — праведники), "каузатор" (Бог — неверный царь), "ассоциативный комплекс" (жарогонь-пламя только для земного огня).

Словарная статья огненный для духовных стихов содержит все существительные, определяемые этим прилагательным — атрибутом.

ОГНЕННЫЙ, вар. ОГНЯНОЙ

Объект: валы, геенна, змей, искры, костер, меч, орудие, печь, пожар, пропасть, река.

Никакие другие функции не релевантны для данного прилагательного (для других прилагательных заполняется функция „оппозиты", ср., например, светлый (оппозит) — темный, грешный праведный, злой — добрый). Два словосочетания змей огненный и река огненная должны составить отдельные словарные статьи.

Перейдем к словарной статье огонь в свадебных и похоронных причитаниях (87 000 словоупотреблений). Представим только "работающие" функции.

ОГОНЬ, мн. ОГНИ, вар.: ОГНИЧОК, ОГОНЬ—царь; 21
Словообразование: огневители
Внутренний атрибут: горющие, горяшчие, палящий, пыловатый, румяный
Действие (огонь — субъект): загораться, пыхать, гореть
Действие (огонь — объект): добивать, залить, затушить, здуть (огонь)
Локус: печь/печушка
Ассоциативный комплекс: дым, смола, котел
Индивидуальная функция „квант": искра, искорка

1. Дак ты залей-ко, мой батюшка,
Дак ты котлы-ти кипяшчие,
Дак ты огни-ти горяшчие [PC. 207].
2. Да пыловатой огонь горит,
Да кудреватой-от дым валит [ЛРС. 45].
3. Без огня мое сердечко разгорается,
Без смолы моя утроба раскипается [Прич. 30].

Огонь причитаний во многом отличен от огня духовных стихов. Это огонь домашнего очага — печи, это огонь, которым невеста хотела бы сожечь чуженина — своего жениха. Он не похож на адский огонь или огонь, который чудесным образом не сжигает праведников. Заметим, что слово огонь в причитаниях употребляется и во мн. числе.

Представленная модель словарной статьи — только один из возможных вариантов. Использование этой модели для слова огонь вызывает ряд вопросов. Куда следует помещать прилагательное геенский (огонь), адский (огнь/огонь)? Геенский, адский в применении к слову огонь — эпитеты, это внутренние атрибуты сакрального огня и потому должны быть помещены в пункт "внутренний атрибут". С другой стороны, смысловое отношение, выражаемое в этом словосочетании, — локализация (огонь в аду) или источник. Для постоянных эпитетов заглавного слова в словарной статье мы решили допустить дублирование.

Аналогичные вопросы возникают с глаголами. Огонь может палить сам, можно палить огонь, а можно палить огнем и палить в огне. Если мы хотим отразить в словаре все возможные в этом случае грамматические структуры, то глагол палить должен повторяться в пунктах словарной статьи, показывающих, что огонь может быть субъектом, локусом, инструментом и объектом.

Обратившись к народной культуре, мы увидим, что там используется тип семантического описания, близкий к предложенному. В первой части книги мы упоминали о различных способах толкования слов в парадной культуре. Один из них представлен в метатекстах катехизисной, или вопросно-ответной, формы. Совокупность вопросов, задаваемых слову, можно рассматривать как анкету, сходную с нашей.

Так, в знаменитом стихе о Голубиной книге, где повествуется о структуре Вселенной, толкование ее главнейших элементов строится на трех вопросах: отчего начался X (функция "источник"), какой X всем X-м мать/отец (функция "главный элемент множества") и почему X всем X-м мать/отец (функция "причина")? Так, задается вопрос: которое древо всем древам мать? Царь Давид Евсеевич отвечает, что кипарис-древо всем древам мать. На следующий вопрос: почему ж кипарис-древо всем древам мать — следует пространный ответ, содержащий описание ситуации:

Из того из древа кипарисного,
Из него был вырезан пречудный крест;
Но том кресте животворящем —
На нем был роспят сам Исус Христос,
Потому кипарис-древо всем древам мать [В. 24].

Особый интерес представляют толкования духовных концептов в культуре духоборцев, поскольку при построении их религиозно-этической доктрины происходило переосмысление традиционных христианских понятий, таких, как человек, душа, дух, разум, крест, пост, крещение, премудрость, церковь и т.д., — переосмысление, состоящее в создании метафор на базе христианской словесной символики. Отрицая "всякую наружность в деле спасения", (псалом "Исповедание духоборцев"), духоборцы отвергают предметную символику христианства, переводя предметные смыслы в духовный план. При этом словам-концептам предъявляется ряд вопросов об их частях, атрибутах, локализации, функции, назначении, т.е. строится их тезаурусное описание. Так толкуется понятие „церковь", содержащее более сорока вопросов-ответов или „крест":

— Что есть крест? — Крест есть страдание за Христа. — Сколько концов у креста? — Четыре. — Что есть первый конец? — Первый конец — вера. — Что есть второй конец? — Второй конец — надежда. — Что есть третий конец? — Третий конец — труды. — Что есть четвертый конец? — Четвертый конец — питание. Верю, надеюсь, тружусь и питаюсь [Материалы... 1909, 20].

Слово премудрость объясняется в ответах на вопросы о ее источнике, действиях и состояниях:

— Где Премудрость шествует? — Между телами и мозгами в силе Божией. — Где Премудрость опочивает? — Между кроткими и смиренными. — Отчего Премудрость произошла? — От уст вышних и т.д. [Материалы... 1909, 31].

Итак, перед нами расчлененное толкование, результат описания концептов самими представителями народной культуры.

Предыдущая    В начало    Следующая

Используются технологии uCoz