МИР И ПУСТЫНЯ

Если земля противопоставлена небесам и образует вместе с ними в этом парном противопоставлении единый тварный мир, белый свет, где небеса представлены солнцем, луной и звездами, то ад и рай противопоставлены друг другу не как тварные создания Бога (хотя и тот, и другой сотворены), а как материализованное воплощение божественной награды и наказания, т.е. их противопоставление происходит в сфере духовной. Связаны же они между собой через мир. Слово мир (мip) только в некоторых контекстах синонимично слову земля в значении 'вселенная', в остальных же мир — человеческое общество, ведущее нецерковный образ жизни. Образ жизни в миру для подавляющего большинства людей определяет их посмертную судьбу — рай или ад.

Итак, мир — общество, в котором живет человек:

Во миру жила девица,
Во миру девицу не возлюбили,
Из мира бедную прогнали.

Мир может быть крещеный, православный — это общество или народ, исповедующий правильную веру:

Возрастает Георгий Храброй…
От добра дела не отходили,
Святым словом огражаючи,
Миру крещеному угожаючи [Л. 108].
Небо — земля сотряслася,
Весь мир не земле прослезился [В. 51].

Однако в старообрядческих стихах, близких к христианской книге, слово мир приобретает пейоративный смысл, что выражено в многочисленных эпитетах: мир погибельный, прелестный, злой; он полон соблазнов и греха; живя в миру, человек губит душу:

1. Сего мира прелести
Душу хотят в ад свести.
2. Падут, падут многогрешницы,
Сего мира прелестницы [В. 196].

Близким по смыслу к этому значению слова мир является словосочетание вольный свет:

1. Жили мы, грешницы, на вольном свету,
И пили, и ели, утешалися.
2. Как на вольном свету душа царствовала,
Душа царствовала, душа праздновала.
3. Живали вы на вольноем на свете,
Вы свою волю творили,
Колокольного звону вы не слыхали... [Л. 35],

На вольном свету предоставляется свобода выбора между добром и злом, и люди чаще всего выбирают зло и грех:

Уж как жили вы были на вольном свету,
Ничего вить вы доброго не делывали [Л. 37].

На вольном свету жили два брата Лазаря, и богатый Лазарь был волен выбрать добро: напоить и накормить убогого, дать ему милостыню, но он выбирает другое — отказывается от брата и выгоняет его и в результате попадает в ад.

Миру (вольному свету) противопоставлена пустыня, она связывает мир и рай, являясь между ними посредником:

Отрекись от мира прелестного
И иди в пустыню дальнюю.

Пустыня расположена на земле. Если в пространстве земля и небо, отчасти рай и ад противопоставлены. по вертикали, то мир и пустыня — по горизонтали.

Пустыня — отмеченное место земли и принадлежит ей как ее лучшая часть. Недаром и землю, и пустыню называют мати. Ср.: Уж ты мати сыра земля. О прекрасная мати пустыня — самое распространенное в стихах обращение к пустыне:

О прекрасная мати пустыня,
Прями мя в свои гоствины.

Пустыню, противопоставленную миру, иногда сравнивают с раем:

Ох ты матушка пустыня,
Распрекрасная рання,
Еще кто б тебя поставил
Середа темного лесу,
Во зеленой во дуброве?
Не слыхать бы в тебе было
Прелестнаго злато мира [В. 202].

Пустыню прославляет сам Христос, в ней молился Иоанн Предтеча. Прекрасная мати пустыня, пустынюшка — безмолвная, непразднословная, место на земле, куда можно уйти от прелестного соблазнительного мира и осуществить трудный подвиг очищения и покаяния. Пустыня сродни раю чистотой и святостью: именно к этому слову, как и к слову рай, прилагается очень редкий эпитет прекрасный. Кроме этих двух слов, для которых он является близким к постоянному, эпитет прекрасный имеет ветхозаветный Иосиф, но там этот эпитет, во-первых, входит во фразеологический комплекс собственного имени; во-вторых, кроме красоты Иосифа, этот эпитет подчеркивает его истинно райскую чистоту, которую не способны уничтожить самые агрессивные соблазны. Иногда прекрасным называют сад, но тогда, когда этот сад расположен в прекрасной пустыне:

Монастырь верхний на горе стоит,
На крутой горе при долинушке,
На крутой горе при долинушке,
Во прекрасной во пустынюшке,
Там прекрасен сад, высоки древа...

Образ христианской пустыни — места отшельничества первых христиан — на русской почве и в русском духовном стихе получил очевидную национальную окраску [см.: Соколов, 1910; Герасимова-Персидская, 1985]. Русская пустынюшка расположена во темных лесах, в зеленой дубравушке. Это палата лесовольная, в которой царит тихость безмолвная, ведущая к самососредоточению и самоуглублению. Весной

в ней разливаются лузья-болота и иногда прилетают кукушки. Но не они главные голоса пустыни. В пустыне в ее тихости безмолвной звучит иная музыка — райское пение: Запоют птицы райские архангельскими голосами.

Итак, в пустыне есть атрибуты рая. Но в отличие от рая жизнь в пустыне — подвижничество, каждодневный труд. Если рай для грешных затворен бысть, то пустыня открыта для всех, кто готов ради спасения души претерпеть испытания в голоде, холоде, одиночестве. Тема пустыни стала особенно популярной в старообрядчестве, когда, с одной стороны, церковные гонения, а с другой стороны, добровольный уход от антихристова мира приводили людей в пустынные места, где можно было спастись и в житейском, и в духовном смысле, куда прибегал человек от "многомятежных сил жизни". Вот почему до сих пор старообрядцы поют стих о царевиче Иоасафе и пустыне, поют в таких вариантах, где уже нет Иоасафа, а есть безымянный царь с дружиной, которым в пустыне:

...гнилая колода слаже меда,
болотская водица как сытила,

или красная девица, которую из миру прогнали и которая позабудет в пустыне всю тоску-кручину, слушая пташек, поющих песни херувимские. В пустыне же, в прекрасном саду, пташки поют песни прехвальны, утешая иноков.

Пустынножители — старцы, иноки, царевич, красная девица и безымянный человече, который будет призван скинуть платье цветное, одеть ризы черные и идти в пустыню дальнюю. Пустыня — это и пространство, по которому ходят—гуляют, живут, проживают, скитают, ставят там келью, приходят, и, подобно матери-земле, одухотворенное существо, которое ответ держит, к которому обращаются с просьбами. Пустыню просят принять, научить, избавить от соблазнов, не стращать и т.д.

1. Прими мя, прекрасна мати пустыня,
В тихое безмолвное недро твое.
2. Не стращай ты меня, мать пустыня,
Своими великими страстями [Л. 63].
3. Да избави меня, мать пустыня,
От злыя муки от превечной [Л. 62].

Соответственно глаголы в индикативе, указывающие на пустыню-локус, и глаголы в императиве, обращенные к одухотворенной мати-пустыне, относятся к принципиально разным классам.

Итак, земля и небо противопоставлены и тесно связаны: грешный земной мир противостоит и отделен от светлого рая, однако пустыня представляет некоторую "зону перехода". Кроме того, с неба на землю нисходят Богородица, ангелы, архангелы и апостолы и святые, чтобы вмешаться в человеческую жизнь. Человек может их видеть, ощущать их помощь, слышать райское пение, просить о чем-то. Иными словами, связь "земля—небо (рай)" двусторонняя.

Предыдущая    В начало    Следующая

Используются технологии uCoz