Карасик В.И. Язык социального статуса.
М.: Ин-т языкознания РАН; Волгогр. гос. пед. ин-т, 1992. - 330 с.


ГЛАВА 1

СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА

Приступая к изучению социального статуса человека в социолингвистике, мы ставим перед собой следующие задачи:

1) определить подходы к изучению социального статуса человека в гуманитарных науках,

2) установить место понятия социального статуса человека в системе категорий социолингвистики,

3) рассмотреть индексы социального статуса человека в англоязычном обществе,

4) охарактеризовать нормативные параметры социального статуса человека в системе ценностей и культурных стандартов англоязычного общества,

5) построить модель статусных отношений на материале этикета.

 

1.1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА

Понятие социального статуса первоначально означало правовое положение юридического лица [Сапов,1990:331] .В широкий научный обиход это понятие было введено известным немецким социологом Максом Вебером, в работах которого статус, класс и власть выступают в качестве основных измерений социальной стратификации [Weber,1978:305,927-937]. Изучая принципы общественного устройства, социологи не могли не заметить множества промежуточных образований между классами, большими группами людей, объединяемыми по их отношению к собственности и производству. Задача состояла в том, чтобы найти объективные критерии выделения общественных групп. Разделяя в целом понимание класса по К.Марксу, М.Вебер трактовал класс как крупную группу людей, находящихся в одинаковом положении в отношении экономических интересов, собственности и возможностей дохода; власть объясняется как участие людей в организациях, оказывающих влияние на принятие важнейших решений; статус определяется как общественное признание в виде позитивных или негативных привилегий, основанное на стиле жизни. Стиль жизни включает типичные способы времяпрепровождения, общения, выбора и устройства места жительства, выбора одежды и др. Веберовские параметры социальной стратификации различны по степени абстракции: класс является наиболее абстрактным, а статус - наиболее конкретным звеном в концептуальной триаде М.Вебера. Наиболее конкретное звено оказывается и наиболее нагруженным в культурологическом отношении и поэтому получает разнообразные способы выражения в языке.

Социальный статус человека имеет субстанциональное и реляционное измерение. В первом случае имеются в виду независимые и усвоенные характеристики человека (ascribed and achieved status) - пол, возраст, национальность, культурное и социальное происхождение, с одной стороны, и образование, профессия, степень владения языком, с другой стороны. Во втором случае рассматривается соотносительное положение в социальных структурах, выражаемое в терминах социального и ситуативного неравенства - отношения между вышестоящим и нижестоящим [Zelditch,1968:250; Robertson,1974:285; Bryant,1984:376]. Отмечается, что субстанциональные характеристики статуса исторически и этнографически изменчивы: для современного индустриального общества такими характеристиками являются род занятий, величина дохода, уровень образования, этническая принадлежность; в условиях иных обществ и иных эпох на первый план могут выйти такие характеристики, как возраст, степень знатности или физическая сила [Lenski,1954:405; Брум,1965:479].

В современных работах по социологии [Lundberg et al.,1968; Phillips,1969; Champion et al.,1984 и др.], социальной психологии [Кон,1967; Ольшанский,1975; Десев,1979 и др.] и социолингвистике [Brown,Gilman,1979; Тарасов,1979; Крысин,1989 и др.] понятие социального статуса человека разрабатывается в нескольких направлениях.

1. Социально-экономический план статуса отражается в жизненных стилях людей. Одним из пионеров изучения социально-экономической стратификации в Великобритании был Ф.Дж.Д'Эт (F.G.D'Aeth). В статье, опубликованной в 1910 г., этот исследователь установил семь жизненных стандартов или ступеней на основе дохода: 1) 18 шиллингов в неделю, 2) 25 шиллингов в неделю, 3) 45 шиллингов в неделю, 4) 3 фунта стерлингов в неделю, 5) 300 фунтов в год, 6) 600 фунтов в год, 7) 2000 фунтов в год и выше. Представляют интерес описания стиля жизни обобщенных типов людей в изложении Ф.Дж.Д'Эта:

- третья ступень ("ремесленник"): доход - 45 шиллингов в неделю; жилище - пятикомнатный дом с гостиной, простая, но удобная мебель; занятия - квалифицированные рабочие, мастера, младшие служащие, клерки; социальные привычки - стол, накрытый для обеда, семейные дети посещают родителей по воскресеньям; способности - технические умения, хорошая общая сообразительность, иногда проницательны, отличаются простотой мышления, не могут следить за последовательной аргументацией;

- четвертая ступень ("лавочник или клерк"): доход - 3 фунта в неделю; жилище - квартира с оплатой до 30 фунтов в год; занятия - клерки, лавочники, торговцы, коммивояжеры, техники, учителя начальной школы, некоторые священнослужители; социальные привычки - меблированные квартиры, визиты по приглашениям, в ряде случаев - прислуга; способности - либо высокая степень технического умения, либо некоторый капитал и предпринимательство, проницательны в частных вопросах, читают журналы, свободно выражают поверхностные мнения по всем вопросам; образование - элементарная школа и в некоторых случаях техническое училище [Abrams,1968:134].

Современные характеристики жизни людей в англоязычном обществе носят иной характер в плане социальной стратификации, но стратификация как таковая сохраняется и описывается в противопоставлении типовых жизненных стилей богатых людей, представителей среднего класса и бедняков (Property-dominated, Occupation-dominated and Poverty-dominated life styles). Так, жизненный стиль людей, определяемый доминантой собственности, предполагает расширенные семьи-кланы и особую власть старших членов семьи (распорядителей собственности). Браки совершаются не только по взаимному выбору супругов, но представляют собой прежде всего символическую инкорпорацию в большую семью-клан. Оптимальным периодом жизни считается период позднего среднего возраста. Существенную роль играют портреты предков, родовые поместья, передающиеся от отцов к сыновьям личные имена. Жизнь в значительной мере ритуализована и отделена от окружающей среды посредством закрытых школ и клубов.

Жизненный стиль людей среднего класса, определяемый профессиональной доминантой, характеризуется изолированными ядерными семьями, состоящими из супругов и невзрослых детей, отношения между поколениями носят более демократический характер, зрелость осознается как дисциплинированность на рабочем месте. Наилучшим периодом в жизни является период раннего среднего возраста, статусная кульминация для мужчины - это достижение определенной ступени на служебной лестнице, а для неработающей женщины - замужество и рождение детей. Люди этого типа очень ценят свое время и деньги и, как правило, обходятся без прислуги.

Наиболее ярким показателем жизненного стиля бедности и нищеты является "большая семья", опора на родственные связи и доминирующая роль женщин в семье, поскольку мужчина не может заработать на хлеб. Различия между поколениями не существенны, власть поддерживается только силой, наилучшим периодом жизни считается молодость, семья не играет принципиальной роли в жизни, женщины преимущественно общаются с родственниками, мужчины - с друзьями [Zablocki, Kanter,1976:273-279]. Приведенные данные содержат интересные наблюдения для лингвистического осмысления социального статуса человека в англоязычном обществе, подтверждаются и уточняются в других исследованиях [Shepard,1984; Perrucci et al.,1977] и в сжатом виде представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Социально-экономические параметры стиля жизни

Сопоставимые признаки стиля жизни Богатые люди ("собственники") Люди среднего достатка ("служащие и рабочие") Люди, находящиеся за чертой бедности ("нищие")
Центральные ценности жизни Благородное происхождение, изысканный стиль жизни Карьера и успех, респектабельность Апатия
Тип семьи Семья-клан Ядерная семья (супруги и невзрослые дети) Сообщество родственников и соседей
Доминирующая роль в семье Распорядитель собственности (обычно старший член семьи) Супруги Женщина, которая кормит семью
Оптимальный возраст Поздний средний возраст Ранний средний возраст Юность и молодость
Отношения между поколениями Авторитарные Демократичные Построенные на физической силе
Отношение к образованию Способ время-препровождения, элитарные школы и университеты Подготовка к жизни и профессии, стандартные школы и университеты Отсутствие интереса, высокий процент детей, не посещающих школу
Отношение к общению, месту жительства и досугу Стремление к предельной изоляции от общества в кругу своих людей Ориентация на престижные способы поведения, участие в общественных организациях Общение со случайными знакомыми, неприятие юридических норм
Яркие характеристики бытия Закрытые школы и клубы, ритуальные мероприятия, прислуга Дисциплинирован-ность, строгий учет времени и денег, самоконтроль, высокая мобильность, планирование жизни Спонтанные поступки, сиюминутные ценности, неумение избегать конфликтов

 

Отметим, что люди среднего достатка составляют в современных англоязычных странах около 75 % населения, и поэтому наблюдаются существенные различия по стилю жизни между разновидностями этого основного общественного слоя.

2. Социометрический план статуса представляет собой шкалирование общественных групп и слоев населения на основании ряда критериев, к которым обычно относят род занятий и источник дохода, происхождение, образование, тип жилища и др. Так, например, стратификационная шкала по занимаемой должности - сверху вниз - выглядит следующим образом: 1) высшие профессионалы (лица, занимающие высшие государственные должности, врачи, ученые и университетские профессора) и хозяева крупных предприятий, 2) профессионалы менее высокого уровня (инженеры, юристы и др.), 3) служащие и профессионалы низкого уровня (бухгалтеры, медсестры и др.), 4) квалифицированные рабочие, 5) владельцы маленьких предприятий, 6) полуквалифицированные рабочие, 7) неквалифицированные рабочие [Eysenk,1973:135]. Примером детального измерения престижа профессии или занятия в условных баллах является следующий список: врач - 93, губернатор штата - 93, профессор колледжа - 89, ученый - 89, судья графства - 87, священник - 87, архитектор - 86, юрист - 86, член совета директоров крупной корпорации - 86, инженер -84, владелец фабрики, на которой работает около 100 человек, - 82, капитан в армии - 80, учитель начальной школы - 78, владелец фермы, фермер - 76, электрик - 73, журналист, репортер - 71, бухгалтер, рядовой клерк - 68, полицейский - 67, плотник -65, капрал в армии - 60, парикмахер - 59, продавец - 58, повар - 54, водитель грузовика - 54,работник на ферме - 50, шахтер - 49, официант - 48, докер - 47, бармен - 47, дворник - 34, чистильщик обуви - 33 (Inkeles, Rossi,1956:336-337). Приведенный список подтверждается с незначительными модификациями в детальном исследовании, отражающем динамику предпочтений в обществе на протяжении десятилетий [Hodge et al.,1964]. Социометрическое шкалирование по роду занятий может быть представлено в виде двух пересекающихся шкал: "престиж" и "независимость". Степень престижа соответствует приведенному выше списку, а степень независимости занятия или профессии иллюстрируется следующими примерами: максимум независимости - священник и фермер, минимум независимости - бухгалтер, клерк [Penrod,1986:145]. По источникам дохода шкала, составленная в тридцатые годы нашего века, имела следующий вид (сверху вниз): 1) унаследованное состояние, 2) заработанное состояние, 3) профессиональный гонорар (fees), прибыль, полученная в бизнесе, 4) жалованье служащих (salary), 5) заработная плата (wages), 6) помощь из частных источников, 7) помощь из государственных источников и незаконный доход [Abrahamson,1969:168]. Нетрудно заметить, что признак источника дохода неразрывно связан с образованием и происхождением человека: унаследованное состояние предполагает более "высокое" происхождение, не случайно поместье и земля ценятся особенно высоко, гонорар же связан с высоким профессиональным образованием врача, юриста, творческого работника. Критерии шкалирования могут в известной мере не соответствовать друг другу: не всегда высокий образовательный уровень соответствует высокому уровню престижа или дохода (шахтер, плотник или мясник в Англии зарабатывают значительно больше, чем учитель или медсестра). Но в целом и общем шкалы коррелируют, образуя усредненную шкалу социального успеха.

3. Ролевой план статуса проявляется в том, что статус обобщает множество социальных ролей. Под ролью понимается устойчивый шаблон поведения, включающий действия, мысли и чувства человека. Ролевое поведение есть поведение человека, занимающего определенную социальную позицию в соответствии с ожиданиями людей. Ролевое поведение строится по образцу и имеет границы: исполнитель роли наделен определенной степенью свободы действий. Можно говорить о роли родителя, офицера, пассажира, но нет, например, ролей человека вообще, с одной стороны, и зевающего человека, с другой стороны, так как ни чересчур общие характеристики, ни единственный релевантный признак не дают возможности составить роль - "внутренне связанную систему поступков, являющихся реакциями на поведение других людей" [Щепаньский,1969:71]. Говоря об условности выделения ролей, подчеркивают их нормативный характер: исполнители ролей должны следовать определенным нормам поведения. Так, покупатель имеет право рассматривать товар, делать замечания о цене, но не имеет права уйти, не расплатившись [Шибутани,1969:44]. Понятие роли связано со следующими понятиями: позиция - место в системе социальных отношений, занимаемое личностью; сегменты позиции - пучки социальных связей; ролевые ожидания (экспектации) - социальные нормы, ориентированные на личность как владельца конкретной роли; ролевые партнеры - агенты ролевых ожиданий; ролевые предписания - внутренний контроль над ролевой деятельностью [Тарасов,1979:117]. Роли неоднородны: они могут быть обусловлены постоянными и переменными характеристиками человека (мужчина, отец, инженер - жених, покупатель, пациент), могут быть независимыми от говорящего и усвоенными (пол, возраст, национальность - образование и занятия) [Wolf,1989:826]. Выделяются социальные, межличностные и внутригрупповые роли (командир, раб, отец - друг, подопечный, партнер - лидер, чудак, подозрительный) [Доборович,1980:72-74], статусные, позиционные и ситуационные роли (пол, возраст, класс - отношения взаимного неравенства по восходящей и нисходящей линии - специфические и диффузные характеристики типа "пассажир", "порядочный человек", "гость") [Тарасов,1979:130-133; ван Дейк,1989:23], микросоциальные и макросоциальные роли [Аврорин,1975:69; Vick,1974:44]. Сопоставление роли и статуса позволяет выделить стабильность и векторную направленность ("выше - ниже") в качестве основных характеристик статуса. Ролевые и личностные качества людей разворачиваются в диапазоне сознательного и бессознательного (неосознаваемого) поведения [Hare, Blumberg, 1988:10].

В условиях официального (институционального) общения существенным оказывается разграничение двух типовых участников общения - агентов и клиентов. Агенты - это представители социальных институтов (врачи, юристы, преподаватели и др.), клиенты - это люди, не связанные (в коммуникативной диаде) с социальными институтами (пациенты, клиенты адвокатов, учащиеся и др.). Агенты играют активную роль в подобных статусно-ролевых ситуациях общения, противопоставление агентов и клиентов позволяет выделить специальный и обыденный тип общения [Rehbein,1988:1186].

При всей важности статусно-ролевых характеристик человека не следует абсолютизировать эти характеристики. Как пишет Д.Ронг, социологи потратили немало усилий для того. чтобы показать несостоятельность таких абсолютизированных абстракций, как "человек экономический", искатель прибыли в понимании политэкономов, "человек политический", искатель власти в традиции Макиавелли, "человек самосохраняющийся", искатель безопасности в традиции Гоббса и Дарвина, "человек сексуальный", искатель удовольствия по Фрейду, "человек религиозный", искатель Бога в теологической традиции. Было бы смешно после этого прийти к очередной абстракции вроде "человек социализованный", искатель статуса [Wrong, 1980:33-34]. Главный недостаток модели "человека статусного" заключается в том, что эта модель недостаточно учитывает культурно-психологические характеристики человеческой сущности, категории морали и национально-этническую специфику культуры. Заметим в этой связи, что лингвистический анализ статусных отношений по природе своей не может отрываться от национально-культурных, психологических и других особенностей, отраженных в значении языковых единиц.

4. Социальный статус человека выражается в виде социальной дистанции между участниками общения. Основоположник проксемики Эдвард Холл установил и измерил четыре типа коммуникативной дистанции между людьми: интимная, персональная, социальная и публичная дистанция [Hall,1969:116-125]. Эти дистанции соотносятся с выделенными ранее пятью стилями общения - интимным, непринужденным, консультативным, формальным и ледяным [Joos,1962:13]. Чем больше различие между социальным положением участников общения, тем более вероятно увеличение социальной дистанции между ними. В условиях кастового общества формализация общения между представителями различных каст носит особенно выраженный характер [Mehrotra,1985; Beeman,1986]. Социальная дистанция динамична, переключение дистанции, как правило, является прерогативой вышестоящего участника коммуникации [Grayshon,1977:61].

Дистанционный план статуса выражается в "погашении" индивидуальных характеристик человека, занимающего определенную социальную позицию, и в актуализации отношений неравноправия между участниками общения. Дистанцированность как показатель статуса может также выражаться в особом отношении человека к своей роли и статусу. Так, хирург, который во время операции непринужденно беседует или шутит с коллегами, производит обычно впечатление более компетентного специалиста, чем врач с напряженно-внимательным неподвижным лицом [Giddens,1987:120]. Существуют различные показатели дистанцированности: территория, ритуалы, церемониальное поведение, объяснение очевидных вещей, намеренно грубое или провокационное поведение и др. [Goffman,1972:111; 1974:43-55]. Дистанционный аспект статуса выражается также в субъективной оценке своего статуса и статуса партнера: человек фактически может занимать позицию вышестоящего, но относиться к партнеру как к равному, либо фактически быть нижестоящим, однако вести себя так, будто его социальный статус весьма высок [Lyons,1981:576]. Иначе говоря, в общении пересекаются субъективные и объективные статусные оценки и самооценки. Отмечено, что в субъективной статусной оценке (и самооценке) на первый план выдвигается чувство принадлежности к определенному сообществу. Усвоенные характеристики статуса (образование, профессия, экономический уровень жизни) не меняют статусную оценку людей с низким статусом по независимым характеристикам (раса, национальность, возраст): негр-врач как для белых, так и для афроамериканцев - прежде всего негр [Jackman, Jackman,1973:580].

Этнографическое описание статусных отношений в той или иной культуре обычно является характеристикой дистанционного аспекта статуса. Например, в Монголии ходить со сцепленными за спиной руками, поддерживая правой рукой запястье левой, имел право только тот мужчина, у которого умер отец и который стал главой семьи. Молодежи такая походка не рекомендовалась [Жуковская,1988:118].

Психологические характеристики неравноправия анализируются в литературе, посвященной манипуляциям (патологическим трансакциям), когда говорящий намеренно ставит адресата в унизительное положение, либо обманывает адресата. По мнению Э.Фромма, стремление к несвободе и неравенству вызвано садомазохистскими тенденциями: желанием поставить людей в зависимость от себя, эксплуатировать людей, причинять им страдание, либо желанием нанести вред себе, унижаться и подчиняться [Фромм,1989:126]. Проблема неравенства людей составляет предмет многих этических теорий, высказаны аргументированные суждения как в пользу всеобщего равенства, так и за сохранение неравенства; неравенство людей всегда имеет место в определенных условиях и позициях и обычно сопровождается при этом эмоционально-оценочным фоном [Morner,1988:6]. Исследователи отмечают, что homo hierarchicus и homo equalis cуществуют в каждом человеческом обществе и даже в каждом человеке. Неравенство между хозяевами и слугами отражается, в частности, в том, что и у слуг есть своя иерархия, которая воспроизводит иерархию хозяев [Beteille,1983:40].

5. Нормативный (оценочный) план статуса раскрывается в понятиях привилегий, престижа и уважения. Различие в положении людей предполагает приличествующее тому или иному общественному слою поведение, особые права и обязанности, с которыми ассоциируется место на ценностной шкале в конкретном обществе. Престижное поведение - это поведение, которое считается положительным образцом для той или иной общественной группы или общества в целом. Престиж не тождественен уважению, поскольку связан с определенной позицией в социальной иерархии, в то время как уважение относится к проявлению необходимых для занимаемой должности качеств [Wolf,1989:643]. Под привилегиями понимаются особые права, которых нет у представителей непрестижных общественных слоев.

Универсальным фактом общественной жизни является распределение различных социальных вознаграждений (social rewards) среди людей, занимающих различное общественное положение. Эти социальные вознаграждения сводятся к трем типам - власть. богатство и престиж и проявляются в трех способах - непосредственное потребление, символическое потребление и обмен. Выражением символического потребления является стиль жизни с его выделенностью, отнесенностью к определенным группам людей так, что сами формы потребления символизируют групповую исключительность. Престиж является базовым символом социального статуса [Guy,1988:37]. Непосредственное выражение престижа носит символический характер - это уважение, оказываемое людям, награждение их медалями, присвоение им почетных званий или соблюдение определенной дистанции относительно тех, кто пользуется престижем. Выделяются три основания престижа: 1) членство в каком-либо обществе, 2) контролирование коллектива и 3) формирование порядка жизни коллектива; обычно те, кто определяет порядок жизни в коллективе на основе политических, культурных или религиозных установлений, пользуется максимальным престижем [Eisenstadt,1968:67-68]. Конфигурация престижа образуется пересечением двух осей: внешнее/ внутреннее проявление и нормативное/ условное основание. Соответственно выделяются четыре базовых типа престижа: политический, солидарно-интеграционный, экономический и моральный. Отмечено, что престиж - это, с одной стороны, субъективная оценка и субъективное переживание своего статуса индивидом и, с другой стороны, это - социальная величина, структурирующая общество [Wegener,1988:17].

Оценочный аспект статуса выражается и как уважение. Уважение связано с такими понятиями, как престиж, честь, слава, достоинство, стыд, бесчестье, бесславье. Уважение определяется характеристиками, которые являются социальными правами на уважение (deference entitlements): 1) занятием, 2) богатством и его типом, 3) доходом и способом его получения, 4) стилем жизни, 5) уровнем образования, 6) политической или корпоративной властью, 7) близостью к лицам или позициям, пользующимся политической или корпоративной властью, 8) родственными отношениями, 9) представительскими функциями от имени своего сообщества по отношению к внешним сообществам, 10) владением "объективными свидетельствами" уважения, такими, как титул или ранг. Наиболее уважаемыми занятиями в обществе являются те занятия или должности, которые связаны с властью над телом и духом людей. Богатство требует уважения только в том случае, если оно связано с определенным стилем жизни. Стиль жизни вызывает уважение в силу того, что он является наиболее разработанной системой проявления символических ценностей общества. Максимальная символизация жизни свойственна королевским дворам, где все действия и поведенческие акты имеют ритуальное значение. Образование внушает уважение отчасти потому, что позволяет человеку занять престижную должность, но и в большей мере потому, что оно связано с культурными ценностями, определяющими стиль жизни [Shils,1968:106-110]. Доводы Э.Шилза относительно уважения к образованию человека ставит под сомнение писатель О.Хаксли: "...for the great majority of men and women, there obviously is nothing in culture. Nothing at all - neither in spiritual satisfaction, nor in social rewards. Under a system of universal education, social rewards will tend to go only to those who have talent as well as schooling. The schooled but untalented many find themselves just as badly off as they were before.1 1A.Huxley. Music at Night. Hamburg: Albatros,1935. - 216 p. (P.164-165). - "Для огромного большинства мужчин и женщин в культуре явно ничего нет. Совершенно ничего - ни в духовном удовлетворении, ни в общественном признании. В условиях всеобщего образования общественное признание приходит только к тем, у кого есть талант наряду с образованием. Образованные, но лишенные талантов массы оказываются в таком же плохом положении, в каком они и были раньше." На наш взгляд, О.Хаксли прав в том отношении, что статус есть величина соотносительная: статус образованного человека зависит от числа образованных людей. На определенной стадии образовательного насыщения общества этот статус оценочно нейтрализуется. Становится важным не наличие образования, а степень образованности, и в этом смысле мнение профессора Э.Шилза представляется более обоснованным.

Уважение проявляется в поведении и находит свое концентрированное выражение в особых поведенческих актах - приветствиях, обращениях, автохарактеристиках. Различным людям, группам людей и обществам свойственна различная степень чувствительности к знакам уважения. В замкнутых строго иерархических системах существуют нормативно закрепленные сложные системы знаков уважения, например, в армии. Оценочный аспект социального статуса человека вариативно представлен в языке.

Социальный статус многомерен и объединяет в себе характеристики трех типов действий по Ю.Хабермасу, а именно: нормативное, драматургическое и коммуникативное действия, противопоставляемые телеологическому (целенаправленному) действию [Habermas,1984:85]. Целенаправленные действия сориентированы на внешний мир, его преобразование или отражение; нормативные действия сориентированы на сообщество людей, подчиняющих свое поведение общим ценностям; драматургические действия сориентированы не на индивида и не на сообщество в целом, а на участников взаимодействия, представляющих собой как бы публику друг для друга, прежде всего - это этикетные действия; коммуникативные действия сориентированы на участников взаимодействия, поддерживающих между собой вербальное или невербальное общение.

6. Этнокультурный план социального статуса активно разрабатывается в этнографии, антропологии и культурологии. Выражение статусных отношений весьма специфично в различных культурах и языках. Эта специфика проявляется, в частности, в эксплицитности/ имплицитности выражения статусного неравенства, в особых формах общения, например, в общении посредством адресата-ретранслятора между вождем и собранием [Firth,1975:35; Г.Г.Почепцов,1986:11-15], в правилах этикета, предписывающих ту или иную длительность фатической речи [Keenan,1983:237], в наличии в некоторых языках особых показателей почтения/ самоуничижения [Алпатов,1973:13; Ogino,1986:38], в особых формах обращения [Braun,1988:35]. Специфика статусных отношений базируется на нормативной системе общества. Так, нищета является осуждаемой и презираемой во многих социумах, однако в определенных религиозных сообществах статус нищего внушает уважение [Альбедиль,1985:79]. Статусные отношения своеобразны в различных субкультурах одной культуры, в разных социолектах одного языка [Fowler,1985:70; Giddens,1987:231]. Переключение социолектов связано с переключением статусных отношений [Ferguson,1972:232].

7. Динамический план социального статуса объединяет две проблемы, связанных с изменением статуса человека. Филогенетический (диахронический) анализ статусных отношений в том или ином обществе позволяет увидеть изменение общественных норм и правил поведения применительно к социальной иерархии [Белашова,1980; Lebsanft,1988]. Необходимость дифференциации различных статусных нюансов зависит от условий жизни. Так, в XIX веке в России детально обозначались родственные отношения - по родству и по свойству, например, шурин (брат жены), невестка (жена брата), ятровь (жена брата мужа). В условиях большой семьи, жившей в одном доме, требовалась дифференциация родственных связей, вытекающая из дифференциации прав и обязанностей того или иного члена семьи. С переходом к жизни в условиях ядерной семьи значение таких родственно-свойственных отношений отодвинулось на второй план, и поэтому соответствующие слова либо стали малоупотребительными, либо вовсе вышли из обихода [Trudgill,1984:28].

Онтогенетический анализ социального статуса - это анализ социализации человека как подрастающего члена общества. В социологической и социолингвистической литературе активно обсуждаются вопросы онтогенеза социального статуса - билингвизм, престижные и непрестижные социолекты, проблема языкового дефицита [Romaine,1989; Hickmann,1985; Ochs,1987; Bernstein,1979].

Выделенные планы изучения социального статуса человека взаимопересекаются и отражают не столько внутренние характеристики понятия статуса, сколько степень разработанности отдельных проблем, связанных с предметом нашего анализа. Аспектизация научных объектов бесконечна, и поэтому правомерно выделение новых планов исследования социального статуса. Перспективным для изучения представляется, в частности, типологический план социального статуса человека: выделение системы статусных констант, свойственных любому человеческому сообществу определенной ступени развития, определение необходимых и случайных, первичных и вторичных, явных и опосредованных признаков статуса, освещение вариативности статусных признаков, их нейтрализации и усиления.

Таким образом, понятие социального статуса человека, будучи социологическим в своей основе, получает в современном комплексе наук о человеке многоплановое освещение. Выделяются социально-экономический, социометрический, ролевой, дистанционный, нормативный, этнокультурный, динамический и типологический подходы к изучению социального статуса. Все планы социального статуса находят отражение в речевом поведении человека.

 

Продолжить чтение | Вернуться к началу страницы | Связаться с автором

 

 

Используются технологии uCoz