Идеи эти оказали большое влияние на Карамзина, одна- ко они не исчерпывали, даже на первых порах, его твор- ческого кругозора, который складывался под влиянием очень широкого круга чтения. Вкусы начинающего писателя явно клонились к предромантизму. В этом отношении ха- рактерно стихотворение "Поэзия", написанное Карамзиным в 1787 г. Эпиграф из Клопштока и идея божественного происхождения поэзии восходят к литературным воззрениям московских масонов. Очень интересна историко-лите- ра-турная иерархия этого стихотворения, демонстрирующая и антиклассицис-тичность позиции Карамзина, и его глу- бокое недовольство состоянием со-
1 Антитеза эта чувствуется, например, в "Марфе По- саднице". 2 Неизданные сочинения и переписка Н. М. Карамзина. Спб., 1862. Ч. 1. С. 197. 3 Русский исторический журнал. 1917. Кн. 1/2. С. 134.
временной русской поэзии. Перечисление великих поэтов начинается с библейского Давида, затем идут Орфей, Го- мер, Софокл, Еврипид, Бион, Феокрит и Мосх, Гораций, Овидий. Отсутствие в этом списке Вергилия, сочетание интереса к Гомеру и Феокриту и то, что история мировой поэзии начинается библейскими гимнами, - все это в выс- шей мере показательно. Но еще более интересно то, что далее Карамзин, пренебрегая общепринятой в XVIII в. шкалой литературных ценностей, демонстративно игнориру- ет всю французскую литературу, прямо переходя от древ- ности к английской поэзии. "Британия есть мать поэтов величайших..." И здесь вперед выдвинуты те поэты, твор- чество которых возбуждало интерес европейских предро- мантиков. Осси-ан. Шекспир, которого Карамзин ставит особенно высоко, Мильтон, Юнг, Томсон. Далее упоминают- ся "альпийский Теокрит" Геснер, Клопшток. Не менее по- казательно, что из русских поэтов Карамзин не включает в свой перечень никого. Здесь проявляется отличие его позиции от взглядов А. Кутузова. Карамзин исключил, ис- ходя из представлений предромантичес-кой эстетики, всю одическую традицию ломоносовской школы, отношение к ко- торой и у Кутузова, видимо, было сдержанным. Однако не были названы и Сумароков, и Державин, творчество кото- рых в кружке Новикова ценилось очень высоко, а также чтимый в масонской среде и за ее пределами - признанный глава русской поэзии - Херасков. В стихах: О россы! век грядет, в который и у вас Поэзия начнет сиять, как солнце в полдень. Исчезла нощи мгла - уже Авроры свет В Москве блестит, и скоро все народы На север притекут светильник возжигать... - ("Поэзия", с. 63) чувствуется не только отрицательное отношение ко всей предшествующей русской поэзии, но и убеждение в том, что новый этап начнется с его, Карамзина, твор- чества. Это была нота, решительно неприемлемая для ма- сонских наставников Карамзина, которые хотели видеть в поэте сурового моралиста, умудренного годами самонаблю- дения. Карамзин, по их мнению, еще не обладал нравс- твенным правом учить людей и, следовательно, мог выпол- нять литературные поручения наставников, но не стано- виться на путь самостоятельного творчества. Естествен- но, что начало самостоятельной деятельности Карамзина как прозаика, поэта и журналиста, деятельности, в кото- рой сам он был склонен видеть переломный момент в раз- витии русской литературы, встречено было в масонских кругах крайне неодобрительно. "О Карамзине я истинно сердечно болезную, - писал Кутузов Трубецкому 2 апреля 1791 г., - и смотрю на него не иначе, как на человека, одержимого горячкою"1. Самостоятельное творчество Карамзина и как поэта, и как прозаика началось с 1789 г. - с момента его разрыва с кружком Новикова и московских масонов.
Барсков Я. Л. Переписка московских масонов XVIII ве- ка. Пг., 1915. С. 106.
Несмотря на то, что пути эволюции прозы и поэзии Карам- зина отличались, они имели общую внутреннюю логику и взаимодополняли друг друга в едином творческом развитии писателя. Понять Карамзина-прозаика, игнорируя Карамзи- на-поэта, нельзя. Эстетическая позиция Карамзина в эти годы не отлича- лась монизмом. Интерес к окружающим жизненным явлениям, особенно к явлениям социального мира, повышенное внима- ние к человеку и его столкновениям с предрассудками, вера в просвещение шли в его творчестве от принципов просветительской эстетики, от масонского субъективизма - повышенный интерес к психологии, внутреннему миру че- ловека, стремление рассматривать этот внутренний мир вне связи его с действительностью. "Письма русского путешественника", первое крупное произведение Карамзина-писателя, характерно для начала его художественной эволюции. Исследователи, справедливо стремясь противопоставить метод "Писем русского путе- шественника" Карамзина и "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева, утверждали, что Карамзин в своем пер- вом произведении чуждался изображения действительности. С этим едва ли можно согласиться. Упрек этот трудно от- нести к писателю, утверждавшему: "Драма должна быть верным представлением общежития". Однако понимание "общежития", которое следует изображать, и целей ис- кусства у Карамзина было иным, чем у Радищева. В "Пись- мах русского путешественника" Карамзин не ставил своей целью показать читателю целый мир новых идей, привлека- тельность европейского просвещения. Цель его просвети- тельная, но не революционная. Карамзин уделял также большое, хотя и не исключительное, внимание изображению психологии человека. В одной из рецензий 1791 г. он назвал писателя "сердценаблюдателем по профессии"2. Эту роль "сердценаблюдателя" в наибольшей степени тогда вы- полняла поэзия. Поэт "сердце для глаз изображает" ("Да- рования"). Проза и поэзия Карамзина в это время, взаи- модополняя друг друга, составляли как бы два полюса - повествовательный и лирический - единой творческой по- зиции писателя. Карамзин творил в годы мощного поэтического подъема в России. Его современниками были Державин, Крылов и Жуковский. Многие из поэтов второго ряда - от Капниста и Муравьева до Гнедича и Дениса Давыдова - казалось, могли бы затмить неяркую поэтическую звезду Карамзина. Особенно невыгодным для славы Карамзина-поэта было то, что на протяжении всего его творческого пути с ним шел рука об руку его друг и одномышленник, поэт par excel- lence И. И. Дмитриев. И все же поэзия Карамзина выдер- жала это соседство, и Пушкин 4 ноября 1823 г. писал Вя- земскому, что Дмитриев "стократ ниже стихотворца Карам- зина" (XIII, 381). Место Карамзина в истории русской поэзии находится не в первом ряду, но оно твердо ей принадлежит. И причину этого следует видеть в том, что, не будучи способен соперничать с Державиным, Карамзин тем не менее нашел и сохранил на протяжении всего твор- ческого пути неповторимость, своеобразие, отличавшее
Московский журнал. 1791. Ч. 1. С. 234. 2 Там же, Ч. 2. С. 85.
его не только от неподражаемого Державина, но и от, ка- залось бы, близких к "карамзинизму" Муравьева, Неле- динского-Мелецкого, Дмитриева. Оригинальность пути, избранного Карамзиным-поэтом, позволила ему не только сохранить свою самобытность, но и повлиять на таких яр- ких поэтов, как Жуковский, Батюшков, Вяземский, Пушкин. Своеобразие Карамзина-поэта, в самом общем виде, можно определить как неуклонное стремление к поэтичес- кой простоте, смелую прозаизацию стиха. Если Карамзин-прозаик настойчиво "поэтизировал" свои повести, то Карамзин-поэт не менее упорно "прозаизиро- вал" свои стихи. И в этом он шел гораздо дальше, чем Дмитриев или Нелединский-Мелецкий, нарочитая "простота" которых уже на современников производила впечатление кокетливого жеманства. Карамзин вступил в литературу в разгар острой поле- мики о рифме. Критика поэтических канонов классицизма, поиски новых средств выразительности, обращение к на- родной поэзии, увлечение подлинной, а не подогнанной под нормы французских поэтик античностью заставили ши- рокий круг европейских поэтов середины и конца XVIII в. заняться экспериментами в области белого стиха. В русс- кой поэзии второй половины XVIII в. критика рифмы в первую очередь воспринималась как отказ от высокой оди- ческой поэзии, стремление пересмотреть утвердившиеся после Ломоносова нормы и правила стихосложения. С раз- ных позиций употребление рифмы осуждали Тредиаковский, Радищев, Львов, Бобров. Дань безрифменному стиху отдали почти все поэты конца XVIII - начала XIX в. Позиция Ка- рамзина в этом вопросе отличалась известным своеобрази- ем. Современники Карамзина обращались к белому стиху, стремясь подчеркнуть "важность", общественную значи- мость содержания, убежденные, что эпическая поэзия должна быть освобождена от внешних украшений и прибли- жена к подлинным образцам античности. Введение безриф- менной поэзии в поэму-сказку воспринималось как прибли- жение к русской народной традиции. При всех отличиях в позиции, многочисленных противников рифмы в те годы сближало одно: отбрасывая ломоносовскую систему, они стремились поставить на ее место новый, уже оформивший- ся и эстетически вполне определившийся канон. Система Карамзина строилась иначе: она имела чисто негативный характер. Карамзин стремился не употреблять рифму, не употреблять метафору и весь арсенал тропов не только в духе "бряцающего" и "парящего" одического стиля Петро- ва, но и в духе державинской стилистики. Традиционным свойством поэзии считалось обращение к идеологически значимым, высоким темам (любовная лирика школы Сумаро- кова утверждала понятие о страсти, культуре чувства как высоких, следовательно, поэтических "материях"). Карам- зин демонстративно отказывался от значительной темати- ки. Вопреки утвердившемуся взгляду на литературу как на долг и служение, Карамзин называл свои стихотворения "безделками", вызывая тем самым насмешки и нарекания не только эстетического, но и политического характера. Он стойко переносил упреки одних в недостаточном уважении к властям, а других - в недостаточном свободолюбии. Бы- ло бы в высшей степени оши- бочным видеть в этой позиции поэта, казалось бы, пост- роенной из сплошных "отказов", в этом демонстративном сочинении "безделок" общественный индифферентизм, стремление заключить поэзию в тесные рамки салонной иг- ры. Карамзин, как и большинство поэтов его времени, пи- сал альбомные пустяки, но нельзя не заметить, что об- щественно значимые стихотворения, насыщенные социаль- но-философской, а часто и прямо политической проблема- тикой, занимают в поэзии Карамзина большое место. Для того чтобы понять смысл и значение поэзии Карамзина, следует попытаться заставить себя перенестись в ту эпо- ху и воскресить восприятие поэзии русским читателем конца XVIII - начала XIX в. Художественная система Ка- рамзина-поэта отличается своеобразной смелостью: Карам- зин систематически употребляет средства, которые его современников поражали новизной, утраченной для читате- ля наших дней. Принято говорить, что Карамзин употреб- лял слова среднего слога. Это не совсем точно: слова высокого, среднего и низкого слога находились в поле стилевой оппозиции "высокое (поэтичное) - низкое (непо- этичное)". Писал ли поэт высоким - одическим, низким - бурлескным или средним - элегическим слогом, он переме- щался по шкале ценностей внутри этой оппозиции, но не отменял ее. Сама поэтическая смелость Державина, ломав- шего эту шкалу стилей и соединявшего с дерзостью гения высокое и низкое, могла восприниматься лишь читателем, в сознание которого прочно вошло противопоставление вы- сокого и низкого как поэтического и находящегося вне поэзии. Включение в поэзию комических "антипоэтизмов" В. Майковым или макароническая поэзия И. М. Долгорукова также бессильны были поколебать эту основную антитезу стиля, которая в сознании людей XVIII в. казалась не- отъемлемой от поэзии. В этом смысле больше сделали не смелые по стилистическим диссонансам оды Державина, а его анакреонтика, близко соприкасавшаяся со стилем ли- рики Карамзина. Карамзин не разрушал антитезу высокого и низкого в поэзии, а игнорировал ее; поэзия Карамзина вообще с нею не соотносилась. Но дело не только в этом: снимая оппо- зицию "высокое - низкое" как основу поэтического пере- живания, Карамзин добивал уже поверженного врага, нахо- дил средство ниспровергнуть в стилевой фактуре лирики то, что в области общей теории литературы было уже раз- венчано усилиями эстетики Просвещения и подвергалось в те годы многочисленным атакам. Однако Карамзин стремил- ся не только вывести поэзию за пределы этой оппозиции, но и поставить ее вообще вне системы заранее данных оп- позиций и норм. Например, употребление белого стиха воспринималось читателем тех лет не только как разруше- ние привычных норм ломоносовского стиха. Соединяясь с каким-либо добавочным признаком, оно сигнализировало о принадлежности произведения к определенной традиции: белый стих в сочетании с гекзаметром включал произведе- ние в эпическую традицию, в сочетании с сапфической и горацианской структурой - в ту разновидность поэзии, которая стремилась воссоздать дух античности, с четы- рехстопным хореем и дактилической клаузулой - в стили- зацию под русскую народную поэзию. Каждая из этих сис- тем (равно как и другие безрифменные жанры тех лет) бы- ла стилистически замкнутой, наличие одних признаков заставляло читателя ожидать появления других. Так, для белого стиха с горацианскои строфичес- кой структурой были обязательными бытовые реалии из реквизита античной сельской жизни, апология простоты и безыскусственности, этика "золотой середины". Писатель получал не только определенный круг образов и стилисти- ческих средств, но и тему, определенную модель мира, в которую он включал и себя, и своего читателя. Белый стих Карамзина не вводил читателя ни в какую из готовых стиховых систем. В дальнейшем, особенно под пером уче- ников Карамзина, его система закостенела, выхолостив- шись до полной поэтической условности, и нам, наблюдаю- щим ее сквозь призму дальнейшего поэтического движения, крайне трудно восстановить впечатление, которое произ- водили эти стихи на читателей той поры. В этом смысле еще более интересные наблюдения можно сделать, рассмат- ривая не безрифмие, а рифму Карамзина. Карамзин имел смелость употреблять рифму, которая в поэзии XVIII в. традиционно считалась плохой, причем подчеркнуто изби- рал наиболее доступные, тривиальные рифмы. Белый стих в конце XVIII в. уже был введен в круг поэтических средств, но банальные рифмы были решительно запрещены: их употребляли только плохие поэты, не умеющие находить лучшие рифмы. Карамзин позволил себе их употребление: Кто для сердца всех страшнее? Кто на свете всех милее? Знаю: милая моя! "Кто же милая твоя?" ("Странность любви, или Бессонница", с. 124: курсив мой. - Ю. Л.) Кто мог любить так страстно, Как я любил тебя? Но я вздыхал напрасно, Томил, крушил себя! ("Прости", с. 112: курсин мой. - Ю. Л.) Рифмы типа "моя - твоя", "милее - страшнее", "тебя - себя", "одному - никому", "нее - ее" встречаются у Ка- рамзина подчеркнуто часто. В традиционной для XVIII в. поэтической системе подобные рифмы могли рассматривать- ся лишь как свидетельство авторского неумения, низкого качества стиха. Однако, овладевая структурой карамзинс- кой поэзии, читатель убеждался в преднамеренности по- добной рифмовки. А это влекло за собой уничтожение всей старой системы оценок. "Небрежные" рифмы допускались в песне и романсе и поэтами, исторически предшествовавши- ми Карамзину (например, поэтами школы Хераскова). Но то, что там было признаком определенного (невысокого) типа поэзии, здесь становилось свойством поэзии вообще, и это коренным образом меняло дело; простота и небреж- ность, безыскусственность становились синонимами поэти- ческого. Карамзин чуждался картинности стиля, нарочито избе- гая метафор. Мы у него почти не найдем оригинальных, резко индивидуализированных эпи- тетов, которыми так богат державинский стиль. На фоне поэзии Державина лирика Карамзина должна была произво- дить впечатление обедненной. Но и здесь читатель легко убеждался, что эта нарочитая "бедность" входила в замы- сел автора, соответствовала его эстетическим требовани- ям. Но особенно полемически заостренным был самый пред- мет, который Карамзин избирал для своей поэзии, тем са- мым утверждая его как предмет поэтический. Поэзия Карамзина вводит нас в новый и необычный мир. Привычные представления в нем смещены: все государс- твенно значимое, обладающее властью, могуществом, освя- щенное поэтической традицией, царственно красивое, бе- зупречное - в нем лишено цены. Все обыкновенное, роб- кое, бледное - привлекательно и поэтично. Поэт повест- вует нам о своей любви. Но его возлюбленная не только не отличается умом, красотой или величавостью - она робка, невзрачна. ...Она... Ах! Ни мало не важна И талантов за собою Не имеет никаких; Не блистает остротою... (с. 124) После такой характеристики читатель должен был бы подумать, что автор подводит его к антитезе ума и кра- соты. Недостаток "аполлонова огня" возлюбленная поэта, ожидает читатель, искупит привлекательностью своей внешности, но автор спешит его разуверить: Не Венера красотою - Так худа, бледна собою... (с. 125) Возлюбленная поэта не лицом и фигурой привлекает его любовь: ...без жалости не можно Бросить взора на нее (с.125). Читатель, убедившись в том, что возникшая в его соз- нании антитеза "ум - красота" представляет своеобразный "ложный ход" автора, отбрасывает ее и уверенно подстав- ляет на ее место другую: "холодные ум и красота - глу- бина и живость чувства". Подобное противопоставление читатель уже встречал неоднократно в той антиклассицис- тической литературе, с которой Карамзин был живо свя- зан, и тем увереннее готов был именно так истолковать авторский замысел стихотворения. На возможность подоб- ной антитезы читателю намекали в уже прочитанном тексте такие характеристики, как: "...в невежестве своем / Всю ученость презирает..." и "...так эфирна и томна". За ними он легко угадывал противопоставление блестящих, величавых учености и красоты - бедному, робкому, но чувствительному и любящему сердцу. Однако и эта догадка оказывается ложной: возлюбленная поэта Нежной, страстной не бывала... ...В милом сердце лед, не кровь! (с. 125) Все заранее приготовленные читателем противопостав- ления сняты. Композиция, к которой он внутренне приго- товился ("таковы недостатки моей возлюбленной, но это несущественно, ибо такие-то ее достоинства для меня важнее"), отброшена: достоинств у возлюбленной нет во- обще, и стихотворение не строится по принципу двучлен- ной оппозиции. Недостатки не искупаются достоинствами, а сами достоинствами являются. Поэт любит свою героиню за ее недостатки и не пытается сам рационалистически объяснить своего чувства: "Странно!.. я люблю ее!" Об- раз своей любви он находит в шекспировской Титании ("Сон в летнюю ночь"), полюбившей ничтожного ткача Ос- нову, наделенного вдобавок ослиной головой. Мир, в ко- торый вводит поэт читателя, с точки зрения рациональных норм, - "жалкий Бедлам". Поэт не приглашает отбросить старое объяснение для того, чтобы принять новое: он убежден в тщетности любых логических объяснений. Не только возлюбленная поэта, но и весь окружающий его мир и он сам не умещаются в границах логических ан- титез. В 1792 г. Карамзин опубликовал стихотворение "Кладбище", в котором продемонстрировал возможность рассказать об одном и том же с диаметрально противопо- ложных точек зрения: Один голос Страшно в могиле, хладной и темной! Ветры здесь воют, гробы трясутся, Белые кости стучат. Другой голос Тихо в могиле, мягкой, покойной. Ветры здесь веют; спящим прохладно; Травки, цветочки растут (с. 114). Этот разноликий мир, окружающий поэта, не есть, од- нако, царство абсолютного релятивизма. Он повернут сво- им хаотическим многообразием к миру рациональных норм. Однако сам для себя он не хаотичен. Не имея внутренней логики; он наделен гармонией. Поэтому при попытках ра- ционального осмысления он предстает как абсурдный и не- организованный, но, рассмотренный по своим собственным законам, он обнаруживает внутреннюю стройность. Этот мир, прежде всего, находится вне теорий и теоретическо- го мышления. Это обычная жизнь, причем жизнь в тех ее проявлениях, которые не отмечены причастностью к исто- рии, политике и государству. Как гармоническая, поэти- чески прекрасная предстает жизнь обычная, незаметная, жизнь сердца в ее обыденных, каждодневных проявлениях. Карамзин хорошо знал литературу "бури и натиска", но поэтический образ его лирики - не бурный гений. Это че- ловек простых чувств, душевной ясности, чистосердечно признающийся в неяркости своего таланта: Теперь брожу я в поле, Грущу и плачу горько, Почувствуя, как мало Талантов я имею. ("Анакреонтические стихи А. А. Петрову", с. 69-70) Не зная, что есть слава, Я славлю жребий свой. ("Две песни", с. 147) Это тем более интересно, что реальный Карамзин - на- чинающий литератор - совсем не походил на этот условный поэтический образ: он был весьма высокого мнения о сво- ем литературном даровании и видел в себе человека, призванного реформировать русскую словесность. Как пи- сал с раздражением М. И. Багрянский А. М. Кутузову в 1791 г. о Карамзине, "он себя считает первым русским писателем и хочет нас учить нашему родному языку, кото- рого мы не знаем. Именно он раскроет нам эти скрытые сокровища". Напомним, что сам Карамзин в стихотворении "Поэзия" связывал именно со своей деятельностью то, что в России "Поэзия начнет сиять". "Простая жизнь" воспринималась как жизнь душевных переживаний, а не материальных забот. Герой освобожден от связей с гнетущим и противоречивым внешним миром. Это определило весь лексико-стилистический строй лирики Карамзина, которая соткана из подчеркнуто простых, обы- денных слов и оборотов и одновременно чуждается пред- метно-вещественной лексики державинского типа. Это объ- яснялось глубокими причинами. Державин уничтожил рационалистический дуализм "высо- кого" мира идей и "низменной" реальности, соединив по- нятия зримости, весомости вещественного мира с предс- тавлениями о поэзии и счастье. В сознании Карамзина мир снова разделился. Однако природа его дуализма совсем не походила на классицистическую. Поэт делил мир на внеш- ний, вещественный, материальный, государственный - мир, отрицаемый им, царство дисгармонии и пороков, - и гар- монический внутренний мир. По сравнению с радищевской позицией такая точка зрения могла казаться пассивной, но не следует забывать, что современники улавливали в ней протест против дворянской государственности, пропо- ведь личной независимости и высокое представление о ду- шевном достоинстве человека. На протяжении царствований Екатерины II и Павла I Карамзин слыл за подозрительно- го, недовольного и полуопального поэта. Философской основой подобной позиции был сенсуализм в духе хорошо известного и одобряемого Карамзиным Кон- дильяка, двойственный по своей сути. С одной стороны, он соприкасался с философией Просвещения от Руссо до энциклопедистов, с другой - легко мог (за что критико- вал Кондильяка Дидро) быть перетолкован в агностическом и субъективистском духе. Но сама эта двойственность бы- ла выражением не только слабости, но и силы:
1 Барсков Я. Л. Переписка московских масонов XVIII века. С. 86.
от метафизической прямолинейности в решении гносеологи- ческих вопросов она подводила к осознанию сложности от- ношений мира субъекта и объекта. В этом смысле истори- ческая случайность, благодаря которой первый европейс- кий визит Карамзина был нанесен Канту, приобретает сим- волический характер. Карамзин в конце 1780-х - начале 1790-х гг. не отри- цает существования внешнего мира и даже не берет под сомнение его познаваемости, однако достоинство человека доя него определяется не местом в этом мире (тем более не богатством или общественным положением), а душевными качествами. В отличие от штюрмерского или - позже - романтичес- кого идеалов, эти душевные качества ценятся не за вели- чие, колоссальность, индивидуалистическую активность, а за человечность и простоту. Оценка личности имеет ярко выраженный этический характер. В этот период Карамзин верит в доброту человека и ценит эту доброту. Если в оценках внешнего мира подчеркивается их релятивность, то критерии душевных переживаний носят безусловный ха- рактер и ярко окрашены в этические тона. В этом смысле мир внешний, государственный, противопоставляется внут- реннему, личному не только как хаотический гармоничес- кому, но и как безнравственный - нравственному. Из сказанного легко можно было бы сделать вывод о том, что социальная позиция Карамзина носила антиоб- щественный, индивидуалистический характер, что поэт проповедовал пассивность и чужд был гражданственности. Это утверждение, однако, было бы в высшей мере неточно. Оно находилось бы в прямом противоречии с простыми фак- тами: на всем протяжении поэтического творчества Карам- зина - от "Песни мира", "К Милости" и "Ответа моему приятелю" до "Оды на случай присяги московских жителей его императорскому величеству Павлу Первому", "Тацита", "Гимна глупцам", "Песни воинов", "Освобожденной Европы" - стихотворения с откровенно общественным звучанием составляют опорную нить в лирике Карамзина. На наличие в поэтическом наследии Карамзина "гражданско-патриоти- ческих стихотворений" обратили внимание авторы вступи- тельной статьи к вышедшим Избранным сочинениям писате- ля. Однако общественная позиция Карамзина была своеоб- разна, и, не отметив этого, мы не поймем специфики и его гражданской лирики. Политика и гражданственность в сознании Карамзина разделялись. Первая воспринималась как связанная с хаотическим внешним миром, вторая каса- лась души человека. Путь к общественности лежит не че- рез государственные институты, а через личную доброде- тель. Поэтому доя Карамзина проповедь ухода от полити- ческой борьбы не означала отказа от гражданственности. Скорей наоборот: со своей точки зрения Карамзин склонен был смотреть на всякого политика как на политикана - эгоиста и честолюбца, а античные гражданские добродете- ли находить в частном человеке, проникнутом заботой о своем ближнем. Поэзию Карамзин считал проповедницей не политики, а общественности. О том, насколько плоско было бы на ос- новании этого говорить об анти-
1 См.: Берков П.. Макогоненко Г. Жизнь и творчество Н. М. Карамзина // Карамзин Н. М. Избр. соч.: В 2 т. М.; Л., 1964. Т. 1. С. 30.
народности позиции Карамзина, свидетельствует то, что в этих суждениях Карамзин опирался на Шиллера. Исследова- тели не отметили любопытный факт: осуждая действия ре- волюционной толпы в Париже, Карамзин в конце 1780-х - начале 1790-х гг. противопоставлял ей совсем не идеал покоя и неподвижности, не идеологов эмиграции, а герои- ческую гражданственность поэзии Шиллера. Известие о взятии Бастилии заставило его читать не контрреволюци- онные памфлеты, а "Заговор Фиеско". И выводы, которые он сделал, сопоставляя французскую действительность и слова немецкого поэта, в высшей мере примечательны. Уз- нав о взятии Бастилии, Карамзин не пошел уже в тот день ни к кому - он отправился в библиотеку и принялся за чтение Шиллера: "Публичная библиотека в трех шагах от трактира. Вчера я брал из нее "Фиеско", Шиллерову тра- гедию, и читал ее с великим удовольствием от первой страницы до последней. Едва ли не всего более тронул меня монолог Фиеска, когда он, уединяясь в тихий час утра, размышляет, лучше ли ему остаться простым гражда- нином и за услуги, оказанные им отечеству, не требовать никакой награды, кроме любви своих сограждан, или вос- пользоваться обстоятельствами и присвоить себе верхов- ную власть в республике. Я готов был упасть перед ним на колени и воскликнуть: "Избери первое!"" Позже, в Париже, наблюдая события революции, Карамзин в обществе Вильгельма Вольцогена - школьного товарища Шиллера - провел много "приятных" вечеров, "читая привлекательные мечты" немецкого поэта. Это стремление воспринять фран- цузскую революцию "по Шиллеру", очень существенное для политической позиции Карамзина, определило и особен- ность стиля его гражданской поэзии: Карамзин в принципе отбрасывал противопоставление интимной и политической лирики. Обе разновидности поэзии говорят о человеке, о его душе и добродетели. Следовательно, для стилистичес- кого противопоставления их нет оснований. Это приводило к принципиальному отказу от архаизмов и "высокой" лек- сики. Наблюдение над общественно-политической поэзией Карамзина в 1789-1793 гг. позволяет сделать любопытные выводы. Карамзин решительно отказывается от традицион- ных форм политической лирики, от оды. Он подчеркивает, что власть не может стать предметом его поэзии и ника- кие личные злоключения, биографические обстоятельства не могут поколебать этого решения. В 1793 г., когда положение Карамзина было весьма шатким и он "ходил под черной тучей", он написал "Ответ моему приятелю (видимо, И. И. Дмитриеву. - Ю. Л.), ко- торый хотел, чтобы я написал похвальную оду Великой Екатерине". Прикрывая свою позицию официальными компли- ментами, Карамзин решительно отказывался прославлять императрицу. Мне ли славить тихой лирой Ту, которая порфирой Скоро весь обнимет свет? (с. 126) При этом гражданская тема не исключалась - исключа- лась лишь официальная ее трактовка. Не следует забы- вать, что незадолго до этого Карамзин
1 Карамзин Н. М. Избр. соч.: В 2 т. Т. 1. С. 189.
создал стихотворение "К Милости". Отказываясь воспевать власть, он прославлял милосердие; отказываясь превра- щать музу в ходатая по своим делам, он не боялся ис- пользовать ее как заступника за других. Это было об- щественное выступление. Не облеченный никакими правами, кроме права поэзии, Карамзин публично возвысил свой го- лос, напоминая Екатерине II о человечности. Отрицая в теории любые программы, Карамзин превращал личную сме- лость и гражданственность в программу. Общественная по- зиция Карамзина питалась пафосом защиты человека от дворянского государства. Вместе с тем, однако, это де- лало ее не революционной, а лишь глубоко "партикуляр- ной". Его отрицание дворянской государственности не пе- рерастало в политический протест - оно выливалось в протест против политики. Из формулы "права человека и гражданина" значимой для Карамзина была лишь первая часть. В эстетическом отношении гражданская поэзия и интим- ная лирика Карамзина стилистически были однотипны. Они изображали внутренний мир человека. Характерно, что Ка- рамзин в эти годы отстранился не только от тематики, но и от всей стилистической и строфической структуры оды. Но если для И. И. Дмитриева, автора сатиры на одописцев "Чужой толк", отказ от оды был одновременно и отрицани- ем общественно значимой поэзии, то Карамзин стоял на иной позиции. Создавая "Песнь мира", он обратился к шиллеровской форме гимна, утверждавшего единство лич- ности поэта (корифея) и идеализированного народа (хо- ра). Противопоставление внешнего и внутреннего миров, сложная диалектика их отношений составляют идейную ос- нову, на которую опирается гражданская лирика Карамзина этих лет. Однако между грубым, вещественным внешним миром и нравственным миром человеческой души есть пограничная сфера - это искусство. Искусство - место соприкоснове- ния враждебных миров субъективного и объективного, че- ловека и вещи. Эта двойственность искусства определяет и двойную природу поэтического стиля: чем поэт глубже погружается в субъект, в мир внутренних переживаний, тем безуслов- ней, однозначнее его поэтический мир. Законами твор- чества становятся простота и правда. Сердечные пережи- вания и добродетели вечны, понятны для всех и не допус- кают множественности точек зрения. Так, создавая балла- ду "Алина", Карамзин подчеркнул, что в ней нет никаких "украшений". Стихам, включенным в текст "Писем русского путешественника", предпослан разговор автора с дамой, сообщившей ему их сюжет: "Дайте мне слово описать это приключение в русских стихах. - Охотно, но позвольте немного украсить. - Нимало. Скажите только, что от меня слышали. - Это слишком просто. - Истина не требует ук- рашений". Разговор этот имеет, конечно, принципиальный характер. Карамзин считает художественную простоту, "невыдуманность" основой лирики. На этом строится и эс- тетика "отказов" - неупотребления привычных читателю художественных средств. На фоне читательского ожидания, очень активного, привыкшего к нормативной эстетике XVI- II в., подобные "минус-приемы" (отказ от рифмы, отказ от метафор и т. п.) обладали высокой художественной значимостью. Проиллюстрируем это одним примером: в 1792 г. Карамзин по просьбе "одной нежной матери" написал несколько эпитафий на могилу ее двухлетней дочери. Пер- вая из них звучит так: Небесная душа на небо возвратилась, К источнику всего, в объятия Отца. Пороком здесь она еще не омрачилась; Невинностью своей пленяла все сердца (с. 112). Эпитафия написана в традиционной манере четырехсти- шия с перекрестными рифмами. Столь же традиционной яв- ляется и композиция: эпитафия распадается на две части с переплетающейся двойной группировкой стихов - первый и второй могут быть композиционно противопоставлены третьему и четвертому, но существует и другая структур- ная антитеза: первый и третий - второму и четвертому. Не менее традиционна та сложная игра слов, которая ус- танавливает отношение между тремя понятийными центрами стихотворения: небо - умершая - земля. Устанавливается связь перво- го и второго, поскольку душа умершей получает эпитет "небесная". Этим первый и второй смысловые центры отож- дествляются, родственность их подчеркивается и тем, что "источник всего" - "отец". Следовательно, приход души в его объятия - лишь "возвращение". С земным миром семан- тические связи строятся по прямо противоположному прин- ципу: "здесь" - это царство "порока", но "небесная ду- ша" им "не омрачилась". Композиция построена по всем правилам "остроумия" и должна производить на читателя впечатление глубокой продуманности. Когда Пушкин позже приветствовал "освобождение" поэзии "от итальянских concetti и от французских Анти-theses" (XIII, 381), он выступал именно против таких принципов стихотворного построения. Но Карамзин не остановился на этом тексте эпитафии и предложил еще несколько вариантов. В объятиях земли покойся, милый прах! Небесная душа, ликуй на небесах! (с. 112) Этот вариант, более лапидарный, упрощен лишь в срав- нении с первым: взятый сам по себе, он вполне удовлетворяет требова- ниям полноты, которые предъявлялись ему законами жанра. Он "достроен до конца". Двустишие для читателя, незна- комого с тем, что эпитафия первоначально представляла собой четырехстишие, было вполне завершенной и в данном случае "нормальной" формой. Завершенность подчеркивает- ся парной рифмой. Что касается нарочитой продуманности композиции, то она даже стала более явной, поскольку антитеза первого и второго стихов приобрела обнаженный характер (земля и прах - небо и душа). Несмотря на краткость текста, он весь "построен": отождествления "небесная душа - небо" и "прах - по- койся" дополнены антитезами "покойся - ликуй", "прах - душа", "в объятиях земли - на небесах". Однако Карамзин не прекратил экспериментов и предло- жил другие варианты текста: Едва блеснула в ней небесная душа, И к Солнцу солнцев всех поспешно возвратилась. и И на земле она, как ангел, улыбалась: Что ж там, на небесах? Подчеркнутым принципом построения этих двустиший яв- ляется неполнота, незаконченность. Это впечатление под- держивается отсутствием рифмы: "душа" - "возвратилась" и разным типом клаузулы - мужской и женской. Во втором двустишии Карамзин разру- шает и ритмический изометризм стихов. Стих "Что ж там, на небесах?" сознательно оборван. Любопытным примером нарочитого разрушения структуры является и следующее: в тексте 1792 г. находим характерную игру понятиями: "к Солнцу солнцев всех". Позднее Карамзин упростил текст, отказавшись от словесной игры: И к Солнцу всех миров поспешно возвратилась... И венцом всей этой сложной работы является последний текст: Покойся, милый прах, до радостного утра! (с. 112) Художественное восприятие этого моностиха подразуме- вает в читателе ясное чувство того, что перед ним в ка- честве законченного стихотворного произведения выступа- ет отрывок, казалось бы лишенный всех внешних признаков поэзии, кроме ямбических стоп; основная единица поэти- ческого текста - стих - здесь может сопоставляться с другими стихами лишь негативно. Даже заложенная в стихе сложная конструкция идей, из которой делалось бы ясно, что значат слова "утро", "покойся" в данном их употреб- лении, - вынесена за скобки. Она находится вне данного текста. Но поскольку в этом, лишенном почти всех приз- наков поэзии тексте читатель безошибочно чувствует поэ- зию, и очень высокую, автор тем самым утверждает мысль, что сущность поэзии вообще не в ее внешней структуре, что упрощение, обнажение текста поэтизирует его. Это отделяло лучшие лирические стихи Карамзина от салонной "простоты" поэзии Дмитриева, позволяя в нем видеть предшественника Жуковского. Идя по этому пути, Карамзин создал первые образцы русской лирической прозы и первое в русской поэзии стихотворение в прозе - посвящение ко второй книжке "Аглаи". Предшествующим опытом было соз- дание песни цюрихского юноши, включенной в "Письма русского путешественника". Но искусство не может отказаться и от изображения объекта, действительности, и вопрос этот неизменно вол- новал Карамзина. И как прозаик, и как поэт Карамзин не- изменно обращался к изображению внешнего мира. Однако принципы художественного отображения действительности в его поэзии менялись. "Письма русского путешественника", как и вся проза Ка- рамзина этого периода, отмечены сильным влиянием эсте- тики Просвещения. Однако характерным для Карамзина было то, что, наряду с таким коренным вопросом, как отноше- ние среды и человека в пределах изображаемого им мира, его всегда волновал вопрос отношения самого этого изоб- ражаемого мира к изображающему сознанию. В течение первого периода творчества Карамзин решал антиномию объективного и субъективного следующим обра- зом: предмет искусства во внешнем мире - то, что одно- типно миру внутреннему. Изображая другого человека, пи- сатель интересуется не материальными условиями его су- ществования, а страстями, душевными переживаниями. Так возникали произведения типа баллад "Раиса" и "Алина". По отношению к нормам классицизма оба эти произведения осуществляли требование "простоты": в них речь шла не о государственных страстях, а о чувствах разъединенных любовников или покинутой женщины. Однако характер раз- работки темы в них различен: первая ближе к штюрмерскому варианту трактовки сво- боды чувства - изображаются колоссальные страсти на фо- не бурного ночного пейзажа. Описание чувств героини имеет характер нарочитого преувеличения: С ее открытой белой груди, Язвимой ветвями дерев, Текут ручьи кипящей крови На зелень влажныя земли. ("Раиса", с. 102) Тема безграничной свободы чувства, бросающего вызов религиозно-моральным нормам, найдет в дальнейшем разви- тие в романсе молодого человека из повести "Остров Борнгольм". "Законы", с которыми там сталкивается "сердце" героя, - это не политические законы и не дес- потическая власть родителей, а нормы религии и морали. Но и они объявлены тираническими, поскольку ограничива- ют свободу, любовь и счастье человека. В балладе "Алина" сюжет построен новеллистически, общий дух повествования приближается к "Бедной Лизе". Простота понимается здесь как бытовое правдоподобие. Одновременно нравственные нормы представляются чем-то безусловным и несомненным. Не случайно автор сообщает, что не украсил повествование ничем, кроме моральных рассуждений. Это убеждение в незыблемости морали как основы личности человека вообще было более свойственно Карамзину этих лет. Штюрмерская антитеза "свобода - мо- раль" его привлекала гораздо меньше, чем руссоистская: "нравственность человеческого сердца - безнравствен- ность общественных институтов". На этой основе вырастал и своеобразный интерес к проблеме народа. Народ не про- тивопоставлялся личности: он вместе с ней включался в мир простоты, безыскусственности и нравственности, ко- торому противополагалась искусственность и ложность со- циальных институтов. А так как социальные институты воспринимались еще и как начало материальное (богатс- тво, неравенство, жизненные блага), то "народ" воспри- нимался как категория антиматериальная (следовательно, не политическая, а этическая). Так создается тот идеал патриархального народа, который на- рисован в "Письмах русского путешественника": "Счастли- вые швейцары! Всякий ли день, всякий ли час благодарите вы небо за свое счастие, живучи в объятиях прелестной натуры, под благодетельными законами братского союза, в простоте нравов и служа одному богу?" Стремление воспроизвести наивность народной поэзии наложило отпечаток на перевод "Графа Гвариноса" - про- изведения, отмеченного тем увлечением фольклором, кото- рое было характерно для передового европейского искусс- тва конца XVIII в. Однако вопрос проникновения поэта в мир действитель- ности не всегда представлялся Карамзину столь простым и легким. По мере нарастания элементов субъективизма в мировоззрении писателя проблема эта начинала ему предс- тавляться все более сложной, но и теперь Карамзин не отказывался от этой задачи. Он лишь начал подчеркивать тот плюрализм возможных оценок, ту относительность, ко- торая царит в мире действительности. Если мир этики - мир человеческого сердца - безусловен и однозначен, то мир жизни разнолик и изменчив. Но искусство не может отказаться от изображения жизни. Следовательно, в отли- чие от этики, искусство ведет нас в страну относитель- ного, изменчивого, многоликого - в страну игры. Истину можно требовать от моралиста, но не от художника. В этот период поэзия Карамзина двоится: на одном полюсе по-прежнему проникнутое этическим пафосом изображение жизни сердца, на другом - артистическая игра, находяща- яся вне этических оценок. В поэзии Карамзина рядом с лирическим образом мудре- ца, который укрывается от зла, господствующего в мире, от суеты государственных дел в незыблемую крепость частной жизни, уединения, дружбы, природы, в мир безус- ловных этических ценностей ("Послание к Дмитриеву"), появляется другой авторский идеал: художник-артист, из- менчивый, как Протей, отражающий в многоликой поэзии многообразие жизни. Ты хочешь, чтоб Поэт всегда одно лишь мыслил, Всегда одно лишь пел: безумный человек! Скажи, кто образы Протеевы исчислил? Таков питомец муз и был и будет ввек. Чувствительной душе не сродно ль изменяться? Она мягка, как воск, как зеркало ясна, И вся Природа в ней с оттенками видна. Нельзя ей для тебя единою казаться В разнообразии естественных чудес. ("Протей, или Несогласия стихотворца", с. 242-243) Сама по себе эта концепция не только не означала от- каза от изображения объективного мира, а скорее подра- зумевала, что именно многообразие жизни составляет предмет поэзии:
1 Карамзин Н. М. Избр. соч.: В 2 т. Т. 1. С. 214.
...что видит, то поет, И, всем умея быть,всем быть перестает (с. 243). Однако бесспорно, что элементы гносеологического ре- лятивизма наложили на эти представления свою печать. Не случайно по мере нарастания субъективизма в мировоззре- нии Карамзина второй половины 1790-х гг. представление об искусстве-игре все более устойчиво связывалось с идеями плюрализма, относительности истины. Это привело к решительной перестройке всей художественной системы. Прежде всего изменилось отношение к сюжету. Из рассказа о "подлинных событиях" ("Алина") или о нравах героичес- кой патриархальной старины ("Граф Гваринос") он превра- тился в игру воображения. Мерой достоинства становится не истина, а фантазия: Мудрец, который знал людей, Сказал, что мир стоит обманом; Мы все, мой друг, лжецы: Простые люди, мудрецы; Непроницаемым туманом Покрыта истина для нас. Кто может вымышлять приятно, Стихами, прозой, - в добрый час! Лишь только б было вероятно. Что есть поэт? искусный лжец: Ему и слава и венец! ("К бедному поэту", с. 195) В этом же стихотворении впервые с такой прямотой прозвучало противопоставление "мечты и существенности" (Гоголь), которое позже станет одним из ведущих мотивов романтического искусства: Мой друг! существенность бедна: Играй в душе своей мечтами... (с. 193) В "Илье Муромце" - "богатырской сказке", которую на- чал Карамзин в 1794 г., отношение к сюжету иное, чем в "Графе Гвариносе". Карамзин обращается к русскому эпосу без желания проникнуть в его объективную художественную атмосферу. Поэзия - не истина, а игра: Ложь, Неправда, призрак истины! Будь теперь моей богинею... (с. 151) Из этого вытекает антитеза: "трагическая и непости- жимая жизнь - утешающее, иллюзорное искусство". Ах! не всё нам реки слезные Лить о бедствиях существенных! На минуту позабудемся В чародействе красных вымыслов! ("Илья Муромец", с. 150) Сомнения Карамзина в постижимости истины сопровождались в середине и второй половине 1790-х гг. призывами к уединению, уходу от "безумия" современников в мир частной жизни, покоя и искусства. Призыв этот окрашен в тона стоицизма и глубокого разочарования: А мы, любя дышать свободно, Себе построим тихий кров За мрачной сению лесов, Куда бы злые и невежды Вовек дороги не нашли И где б, без страха и надежды, Мы в мире жить с собой могли, Гнушаться издали пороком... ("Послание к Дмитриеву", с. 138) Стихи эти неоднократно истолковывались исследовате- лями, в частности и автором этих строк, как призыв к антиобщественному индивидуализму, как отказ писателя от социальной активности. В это представление следует ввести коррективы. Перелом во взглядах Карамзина в эпоху якобинской диктатуры и последующие годы углубил отрицательное от- ношение писателя к политике, но не подорвал его веры в человека и его нравственное достоинство. Поэт хочет жить без "страха и надежды", уходит от "злых и невежд", но верит в добродетель и свободу и гнушается пороком. Все стихотворение пронизано этим этическим пафосом. Герой гражданской лирики Карамзина 1793-1800 гг. стоит вне государства. Власть не может принести ему счастья. Карамзина привлекла надгробная надпись кор- довского халифа Абдуррахмана III: С престола я свергал сильнейших из царей; Полвека богом слыл, был счастлив - десять дней. ("Эпитафия калифа Абдулрамана". с. 128) Однако поэт не стоит вне жизни людей, и его этичес- кие воззрения носят ярко выраженный общественный харак- тер. Лирика этих лет создает идеал добродетельного сто- ика, не питающего надежд на личное счастье ("Опытная Соломонова мудрость"), но проникнутого гордым чувством собственного достоинства и готового героически сопро- тивляться тирании. Субъективизм воззрений Карамзина не приводил его к примирению с деспотизмом. В мрачном 1795 г., когда политическая реакционность Екатерины II дос- тигла апогея, он написал "Гектора и Андромаху" - аполо- гию героя, идущего на смертный бой, а в 1797 г. ответил на деспотизм Павла I стихотворением "Тацит", о тирано- борческом характере которого мы уже говорили. Эволюция общественно-политической поэзии Карамзина на этом не закончилась. Совершенно неожиданно в твор- честве уже зрелого поэта появляется ода в традиционном для этого жанра оформлении. И если на вторую половину 1790-х гг. приходится лишь одно стихотворение этого ти- па ("Ода на случай присяги московских жителей его императорскому величеству Павлу Первому"), то в начале XIX в. он соз- дает три обширные торжественные оды ("Освобождение Ев- ропы") и написанную традиционным одическим десятистиши- ем "Песнь воинов". Если прибавить, что общее количество поэтических произведений Карамзина в эти годы было очень невелико (менее двух десятков стихотворений, включая альбомные "безделки", надписи, двустишия и т. п.), то мы вынуждены будем заключить, что одическая по- эзия в творчестве этих лет занимает ведущее место. Это тем более заметно, что столь характерных для него лири- ко-гражданственных стихотворений он в эти годы не соз- дает. Все это выглядит довольно неожиданно и нуждается в объяснении. Несомненной является связь между изменением жанро- во-стилистической природы ведущих произведений лирики Карамзина в начале XIX в. и общей эволюцией воззрений писателя. Конец XVIII в. был временем подведения итогов. Ради- щев с горечью писал, что "сокрушен корабль, надежды не- сущий". Многое передумать пришлось и Карамзину. Отличи- тельной, бросающейся в глаза чертой позиции писателя в эти годы было изменение его отношения к политике. Из литератора, демонстративно чуждающегося государствен- ности, борьбы партий, Карамзин превратился в политичес- кого журналиста, издателя "Вестника Европы", в котором литературные материалы подчеркнуто занимали второе мес- то. Теперь он - теоретик государственности, приступаю- щий к работе над "Историей государства Российского" и пишущий для правительства "записки" по вопросам общей государственной политики. С этим были связаны глубокие внутренние перемены. Вера в утопические идеалы долгое время поддерживала его надежду на близость спасительно- го перерождения людей и заставляла с упованием глядеть в будущее. Однако когда и эта вера начала меркнуть, Ка- рамзин еще не полностью был захвачен пессимизмом: он все еще возлагал надежды на добрую природу человека, цивилизацию, улучшение нравов, отказываясь считать внешнее принуждение организующей силой человеческого общества. Именно в тот период, когда при Павле I госу- дарственное насилие стало открытым принципом управле- ния, Карамзин противопоставлял ему веру во внутреннее достоинство человека вплоть до признания за отдельной личностью права на героическое сопротивление насилию. Для людей XVIII в., с их невниманием к экономической стороне общественной жизни, французская революция за- кончилась совсем не свержением Робеспьера, - только единовластие Бонапарта, позже - императора Наполеона убедило современников в том, что период парижских Като- нов и Брутов сменился временем Цезарей и Августов. Именно с этого момента революция начала восприниматься многими врагами старого порядка как неудачная и напрас- ная. Карамзин принудил себя к трезвому отречению от всех утопий и всех надежд. Именно в это время Карамзин окон- чательно убеждается в злой природе человека ("Моя испо- ведь") и, доводя эту идею до логического конца, прихо- дит к выводу о необходимости политики - внешнего, на- сильственного управления людьми ради их же собственного блага. Если в начале 1790-х гг. он включил в "Письма русского путешественника" стихотворное описание "чудовища, которое называется Политикою", то теперь политические вопросы живо интересуют его самого. При этом следует иметь в виду семантику слова "политика". Заимствуя для характеристики деятельности Ришелье стихи из "Генриады" Вольтера, Карамзин имел в виду именно го- сударственную политику, деятельность правителя, осно- ванную не на морали, а на "интересах". Теперь он приз- нает только такую государственную деятельность. Идеалом его становится политик-практик, цинически включающий в свои расчеты и глупость, и злость людей, - Бонапарт, сильной рукой утихомиривающий море эгоистических страс- тей. Политика оправдывается не моралью, а силой и успе- хом. Отрицательное отношение сохраняется лишь к тому значению слова "политика", которое появилось после ре- волюции во Франции и означало политическую борьбу пар- тий и общественных групп. В ней Карамзин видит лишь борьбу "эгоистических воль" и ухищрения личного себялю- бия. Даже бескорыстные порывы благородных утопистов, вроде Марфы Посадницы, на деле способствуют лишь "инте- ресам" "бояр корыстолюбивых". Это определило и отрицательное отношение Карамзина к либеральным планам правительства Александра I, и его паническую боязнь столкновения России с Наполеоном, ко- торая сквозит в "Записке о древней и новой России". Ка- рамзин прозорливо предчувствовал неизбежность войны с Францией и, невысоко ставя государственные качества Александра I, очень этого боялся. Обаяние Наполеона оз- начало для Карамзина поворот от XVIII в. - века систем и утопий - к эпохе политической реальности, освобожден- ной от иллюзий и фраз. В этом, как и в отношении к На- полеону, Карамзин был близок к настроениям Гёте в ту же эпоху. Поворот к действительности приводил Карамзина к сво- еобразному "реализму" в политике, пониманию роли "инте- ресов" в поступках людей. "Аристократы, Демократы, Либералисты, Сервилисты! Кто из вас может похвалиться искренностию? Вы все Авгу- ры, и боитесь заглянуть в глаза друг другу, чтобы не умереть со смеху. Аристократы, Сервилисты хотят старого порядка: ибо он для них выгоден. Демократы, Либералисты хотят нового беспорядка: ибо надеются им воспользовать- ся для своих личных выгод. Речи и книги Аристокра- тов убеждают Аристократов; а другие, смотря на их вели- колепие, скрежещут зубами, но молчат или не действуют, пока обузданы законом или силою: вот неоспоримое дока- зательство в пользу Аристократии: палица, а не книга! - Итак, сила выше всего? Да, всего, кроме Бога, дающего силу!" Эта позиция подразумевала и неприятие либерализма, как правительственного, так и антиправительственного, и отрицание реакционного утопизма тех, кто хотел вернуть Европу к предреволюционному порядку. В этой позиции бы- ли зерна историзма, и не случайно она привела Карамзина к труду историка. В этих условиях Карамзин обратился к политической лирике. Это была уже не поэзия гражданских добродете- лей, воспевающая благородство внутреннего мира челове- ка. Карамзина привлекает внешняя по от-
1 Неизданные сочинения и переписка Н. М. Карамзина. Ч. 1. С. 194-195.
ношению к человеческой личности сила - государственная власть. Именно ее он, разочаровавшись в человеке, вос- певает и поэтизирует. Это и приводит к тому, что граж- данское лирическое стихотворение свободной формы заме- няется традиционной одой. Обращение Карамзина к миру политики, внешнему по от- ношению к душе человека, изменило всю художественную систему. Рядом с торжественной одой появился другой, не менее чуждый для предшествующего творчества Карамзина жанр, - сатирическая басня ("Филины и соловей, или Просвещение"). Однако, защищая идею сильной власти, Ка- рамзин был далек от той мажорной веры в государствен- ность, которая характеризовала, например, оды Ломоносо- ва. Его политическая поэзия не свободна от скептической и пессимистической окраски. То, что представляется Ка- рамзину прекрасным, он считает невозможным, а то, что возможно, рисуется ему отнюдь не в радужном свете.