ПЕРСПЕКТИВЫ СЛОВАРЯ

Представленная модель ориентирована прежде всего на существительное — предмет. Это не случайно: фольклорный мир предметен и, на наш взгляд, описывается более детально и четко через "портретирование" существительных. Однако возможен и другой подход, где в центре описания находятся действия и состояния, выраженные глаголами. Тогда более разработанной окажется "событийная" часть модели словарной статьи.

Отметим, что описанные отношения, или функции, весьма разнотипны, принадлежат к разным уровням абстракции и не образуют однородного семантического пространства. Однако они достаточно универсальны, и не случайно некоторые из них оказались близкими к параметрам, выделенным для описания мифологических существ в этнолингвистическом словаре [Виноградова, Толстая, 1989].

Остановимся на некоторых перспективах использования предлагаемого словаря-тезауруса.

1. Имея такие формализованные словарные статьи, мы можем описывать степень смысловой близости двух слов по тому, какие функции для них заполняются и какие значения эти функции имеют, т.е. насколько совпадает лексика внутри сравниваемых статей. Получая различные типы словарных статей на основе перечня заполняемых функций, мы формируем класс слов, обладающих какими-то общими признаками (например, класс слов-локусов). Рассматривая статьи внутри полученного класса, близкие по лексическому составу, мы можем определять степень синонимичности слов.

2. Как мы говорили, имеет смысл составить словари языка фольклора для разных жанров, а затем их объединять. Именно тезаурусное анкетное описание слов, совпадающих в разных жанрах, покажет их семантическое различие, выраженное разными значениями тезаурусных функций или различиями в составе заполненных в анкете пунктов — названий семантических отношений. При таком расчлененном формализованном способе описания различия и сходства в значениях слов в разных жанрах становятся явными.

3. Тезаурусное описание при машинной реализации тезауруса дает возможность автоматического сбора материала по каждому из семантических отношений с целью его дальнейшего исследования. При этом мы можем расширять тезаурус, вводя новые статьи или добавляя информацию к уже имеющейся в них.

4. Двухместные предикаты, которыми выражаются семантические отношения ARB, могут быть реализованы как элементарные высказывания. Часть из них, особенно в сфере субъектно-объектных и атрибутивных отношений, являются, по-видимому, компонентами мотива, в свою очередь элементарного компонента сюжета. Например, "непростимые грехи" в духовных стихах — мотив, кочующий по многим сюжетам, содержащий описание этих грехов, кстати, варьирующихся. Но это словосочетание, образованное прибавлением к заглавному слову грех эпитета непростимый. Таким образом, в этом случае сочетание значения функции "эпитет" и заглавного слова является названием одного распространенного мотива в духовных стихах. Имеет смысл сопоставить описания мотивов в фольклористике с тем, что нам дает в качестве словосочетаний тезаурус: возможно построение перечня мотивов, которые могут автоматически распознаваться в фольклорных текстах.

5. Перейдя от слов и словосочетаний к символам и мотивам, мы перекидываем мост между описанием языка и описанием текста, подступая к моделированию последнего. В самом деле, словарные статьи ключевых слов — своего рода кирпичики, из которых строится текст, причем некоторые пункты этой словарной статьи указывают не только на ближайших соседей слова, но и на структурные свойства фольклорного текста вообще (например, ассоциативный комплекс). Для соединения этих кирпичиков нужна своеобразная грамматика — как на семантическом поэтическом уровне, так и на самом обычном языковом. В первом случае это формальное описание приемов композиции фольклорного произведения, во втором — синтаксические правила, например, правила построения паратаксических конструкций. Разумеется, необходимо еще действие правил ритмической организации. Если бы было создано формальное описание правил всех этих уровней, а такие подходы имеются [см.: Артеменко, 1977, 1988], то можно было бы, используя в качестве основного материала тезаурусные статьи, попытаться "породить" импровизационное произведение типа похоронного плача, канонического и свободного одновременно.

6. Словарь дает нам материал для описания картины фольклорного мира — полной и детальной. Семантические поля связанных друг с

другом слов задают нам фрагменты этой картины народного мировидения, выраженного в языковых стереотипах.

7. Представление языка фольклора в форме тезауруса дает возможность провести многоаспектный сопоставительный анализ этого языка с другими языками или стилями, которые представлены в тезаурусной форме, построенной на тех же методических принципах. Была предпринята попытка сопоставления языка науки и языка фольклора [Никитина, 1986], показавшая неожиданную близость и противоположность этих стилей по ряду признаков — тезаурусных функций.

Предыдущая    В начало    Следующая

коррекция фигуры в Москве
Используются технологии uCoz