НЕБЕСА

Небеса, как и земля, сотворены Богом; на небе находятся солнце, луна и звезды, принимающие активное участие во вселенских событиях; они, как и земля, одушевленны. К ним обращается в скорби Богородица:

Плачьте — рыдайте, солнце и луна;
Плачьте — рыдайте, месяц и звезды:
Учителя-наставника не стало у нас...

Однако прежде всего небеса — это локус божественных сил. Как же предстают в стихах божественные силы?

Слово Троица, обозначающее единого Бога в трех лица, в стихах; не имеет точного смысла. Правда, святой младенец Кирик, мучимый неверным царем Максимильяном, жалко вопиет ко царю ко небесному: Господи Отец, Сын, Святой Дух!

Интерпретация Троицы дана еще в одном стихе:

Показался Господь в трех лицах:
Отец, Сын и Свят Дух [Б. 6,49].

В большинстве текстов Троица упоминается рядом с Христом и Богородицей:

Я верую веру самому Христу, царю небесному,
Его матери, пресвятой Богородице,
Святой Троицы неразделимоей [Б. 1,403].

Из этой формулы может выпасть первый член:

Я верую веру хрещеную —
В мать Божию Богородицу,
В Троицу неразделимую [В. 100]

или последний:

Самому Христу, царю небесному,
его матери Владычице,
Владычице Богородице [Б. 1,311].

Г. Федотов, детально исследовавший народную религиозность в духовных стихах, обратил внимание на деформацию понятия Троицы. Имени Бога Отца в стихах почти нет, Дух Святой является Духом самого Христа, и Христос остается единственной Божественной ипостасью [Федотов, 1935, 23]. Действительно, в стихах Иисус Христос почти всегда имеет эпитет царь небесный, он творец мира, грозен и всемогущ и по своим функциям соединяет в себе Бога Отца и Бога Сына. Часто упоминаемый в стихах Святой Дух отождествляется с Христом; Богородица обращается к нему:

О святой Дух пресладкий!
Мой сыне, Иисус Христос Царь небесный свет [Б. 5,131].

Белый свет начинается

От свята Духа, самого Христа,
Самого Христа, Царя небесного [В. 21].

Итак, вместо Троицы остается одно лицо — грозный Иисус Христос, он же Святой Дух.

Однако в ассоциативном комплексе, связанном с Троицей, рядом с именем Христа часто упоминается Богородица. Как предполагает Г. Федотов, слово Троица, воспринятое вне числового своего смысла, должно было звучать как имя женской божественной сущности и вступить в ассоциацию с именем Богоматери. Автор приходит к выводу, что в народной Троице за троичным именем скрывается религиозная двоица мужского и женского божественных начал [Федотов, 1935, 26, 27].

В стихах и народном миропредставлении очевидным образом сближается имя Христос и слово крест [см.: Федотов, 1935; Успенский, 1969]. Иисус Христос именуется иногда животворящим крестом [Б. 1, 316]. Известно также, что первые славянские учители перевели греческое baptizw ('погружаю') как 'крещу'; смыслы слов крест и Христос сближаются на основании языковой звуковой близости. Крещение, как и крестная смерть Христа, становится центральным событием в христианской истории, и оба эти события происходят в стихах на реке Иордани.

Итак, Господь Бог и Иисус Христос — одно лицо — царь небесный, Спас Вседержитель. На небесах вместе с ангелами он царствует и ликует; его активность проявляется в отношениях к людям, которые находятся полностью в его власти: он дарует, избавляет, спасает, создает, милует, наказует, судит, велит, наделяет долей, ссылает в ад и т.д. Он слышит и отвечает, речет, глаголет, спроговорит, показывает, похваляет, может радоваться и гневаться. Он является главным адресатом человека: перед Господом рассылают грехи, ему молятся (творят молитву), поклоняются, проливают слезы, говорят речь, у него просят и т.д. Сам Господь, будучи в образе человеческом, крестился, терпел муки, его распяли, а затем он вознесся на небеса.

Христос — суровый судья, который не знает снисхождения: обреченность, столь явная в стихах о Страшном суде, связана с образом Христа как судьи не милующего [Федотов, 1935].

Если Иисус Христос — законодатель и судья, то Богородица — утешительница и заступница. Как отмечает Г. Федотов, народная любовь к ней выражается в самых нежных эпитетах, почтительных и ласковых обращениях: свет мати Мария, солнце красное, скорая помощница, теплая заступница и т.д. Она страдалица, мучительно переживающая крестную смерть своего сына. Ее скорбь — скорбь матери — близка и понятна народу.

1. Пречиста Мати, где стояла,
Где стояла, там и впала.
2. Услышал глаголы Святая Дева
Ударилась об землю, едва бысть жива [Б. 4, 216].

В пересказе духовного стиха о страстях Христовых прибавляются совсем заземленные, бытовые детали: "Без ума лежала больше часа. Две девки при ней были — Марфа да Марья. Ну оне качали-качали ее, едва откачали". Очнувшись, она вспоминает, как отговаривала Христа:

Говорила вчерась — не ходи Исус —
Волею пошел аа крестную смерть.

В стихе "Сон Богородицы" матушка Мария говорит теми же естественными в ситуации прощания фольклорными стереотипными формулами:

На кого меня покидаешь,
На кого ты здесь оставляешь?

Богородица, так же как и Христос, действует в стихах в двух своих реализациях: в своей земной жизни как страдающая мать и в жизни небесной как божественная сила. Наборы предикатов, относящихся к двум ее бытиям, различны. В первой ситуации она плачет, молит, ее утешает Христос; как мы видели, она без ума лежала больше часа и ее откачивали; во второй ситуации она повелительница: глаголит, повелевает, провозглашает с небес. Изменив свой локус (землю на небо), она одновременно остается на земле — здесь хранятся ее мощи и здесь, за церковным престолом, ее лик на иконе, списанной самим Христом. Божественные действия могут производить три ее формы проявления: сама Богородица на небесах, ее святые мощи и чудотворная икона. Один из наиболее привычных ее локусов — престол: на престоле спала-почивала матушка Мария и видела вещий сон про распятие, за престолом она преставилась; за престолом или около него находится ее икона;

в стихе о взятии Соловецкого монастыря говорится:

Как стрелял же воевода
Во соборну божью церковь,
Уразил же воевода
Божью матерь у престола.

Богородица Царица небесная является святым — Егорию, Алексею Божию человеку, Василию, — указывая, что им надлежит делать, и помогая в беде. Она — покровительница девства и целомудрия, но она же помогает родиться всему живому:

Аще пресвятая Богородица
Помощи своей не подаст,
Не может ничто на земле в живе родиться [Б. 6, 73].

Образ Богородицы, связанный с идеей Троицы и с культом матери-земли, является соединительным звеном между небом и землей. Как мы уже отмечали, небеса в духовном стихе довольно сложно устроены. Белый свет включает небеса как пространство, где существуют небесные светила: солнце, луна/месяц, звезды. Но на небесах находятся рай, Бог, Богородица, небесная сила — это уже не белый (сей) свет, это тот свет, на котором царствуют и ликуют святые, преподобные и мученики, куда возносится после распятия Христос со всей со небесною силой. Из кого состоит небесная сила, или войско (слово сила употребляется именно в этом значении, ср.: набежала неверная сила)! Это ангелы, архангелы, грозные херувимы и страшные серафимы. Херувимы и серафимы, судя по текстам, небогаты по своим функциям: они, как правило, просто сопровождают Христа. Ангелы же имеют определенные функции. Прежде всего они хранители и заступники:

Посмотрю я, многогрешная,
На восточную сторонушку,
Не увижу ль там заступушку,
Свово ангела-хранителя,

Они же забирают душу после смерти:

Прилетели тут две ангелы,
Они взяли душу, душу грешную,
Повели душу они ко лестнице.

Ангелы образуют войско ангельское, полки ангельски, все архангельски. В текстах, как мы упоминали, часто не различаются ангелы и архангелы.

Пошли, Господи, ты ангелов-архангелов,
Протрубили бы во трубы золоченые [Прич, 1, 28].

Трубить в трубы — одна из ангельских/архангельских функций. Трубным гласом возвещает Михаил Архангел наступление Страшного суда. В стихах о конце света часто трубят безымянные ангелы:

Древян гроб сосновый
Мене ради строен,
Буду я в нем лежати,
Трубнаго гласа ждати,
Ангелы вострубят —
Ото сна разбудят.
Нази и убози
Пойдем на суд божий.

Ангел — вестник, он извествует как о конце света, так и о разных дивных делах: например, ангелы-архангелы рассказывают о том, как душа с телом расставалась.

Ангелы противопоставлены бесам: именно с ними у них происходят споры за душу.

Слово ангел часто встречается с эпитетом светлый, святой и грозный; они могут быть тихими, смирными, милостивыми и, наоборот, не тихими, не смирными, не милостивыми в зависимости от того, к кому являются: к убогому или к богатому Лазарю.

Ангелы живут на небесах, в раю, где лик ликуют, но часто сходят на землю — это их типичное действие, так же как летать. Но сходят они не своей волей: они посланы или сосланы. Ангелы имеют воскрылья и иногда руки, при себе у них скипетры, белые пелены к копье; копьем они вынимают душу у неправедных, например у богатого Лазаря или Аники-воина: Они выняли душу сквозь ребра на копье. Как мы отметили, среди ангелов-архангелов особо выделен Михаил Архангел — воевода небесных сил, иногда царь. Функцию возвещения иногда выполняет и архангел Гавриил, главное же дело Михаила Архангела — перевоз через огненную реку:

Уж ты гой еси, Михаиле Архангел-царь!
Што ты нас не перевозишь через огненну реку?

Итак, небесная сила обитает в раю. Пребывает там и ветхозаветный Авраам (Аврамий, Абрам). К Аврамию в рай в стихе о двух Лазарях доставляют ангелы душу убогого Лазаря; именем Авраама, или именем Бога убогий Лазарь отказывает в капочке воды своему богатому брату: Не моя, братец, воля — воля Абрамова.

Слово рай имеет синонимами слова царство небесное и небеса, у него множество эпитетов, из которых наиболее часты светлый, пресветлый, прекрасный, святой, пресвятой. В раю всегда чистое небо, он украшен цветами. В старообрядческом стихе отмечается, что в раю нет времени, т.е. нет смены времен года и суток:

Нет в раю ни дня, ни ночи,
Но свет светит как звезда,
Ни зимы нет, ниже лета,
Но всегдашняя весна.

В нем поют архангельскими голосами райские птицы, или пташки. Надо заметить, что пение в духовных стихах — практически всегда атрибут рая и если слышно на земле, то как отзвук рая или признак святости и праведной жизни.

Рай имеет двери. Райские двери могут быть открыты и закрыты. Рай был сотворен ради Адама, но ради Евы был затворен, говорится в стихе "Плач Адама". Открыт он для святых, праведников, убогих, безропотно терпевших на земле насилия и надругательства, а теперь живущих в вечной радости, "без пристрастия земного", порождающего скорби и печали.

Предыдущая    В начало    Следующая

аппаратная косметология для лица
Используются технологии uCoz