ВСЕЛЕННАЯ

Начнем с устройства Вселенной. Две главные ее части — небо и земля. На земле живут люди, на небесах находится рай. Еще есть и ад, но он расположен не на земле, а под морем, под землею. Итак, мир ориентирован по вертикали, верх противопоставлен низу. Однако весьма существенна другая ориентация — по оси восток—запад.

Ориентация эта общая для всех текстов русского фольклора и отличает его от фольклора некоторых других народов. Так, якутская фольклорная картина мира ориентирована по оси север—юг: это притивопоставление одно из главных и связывается с противопоставлением черный (север)—белый (юг), женский—мужской, холодный—теплый, влажный—сухой, а в ценностной шкале — с противопоставлением плохой—хороший [Габышева, 1987]. Русская фольклорная модель ориентирована на ход солнца; и в церковной службе у старообрядцев движение идет "посолонь" в отличие от никонианской церкви; на старообрядческой свадьбе до сих пор свадебные столы после благословения родителей обходят "посолонь".

Со восточной стороны идет небесный царь [В. 172].

Во всех жанрах русского фольклора ветры дуют, как правило, с восточной стороны, оттуда же идет туча грозная.

Вы подуйте, ветры буйные,
Со восточной сторонушки, —

говорится в причитаниях. Или:

1. Сошли с неба погодушку
Со восточной сторонушки;
2. Из-под той страны из-под восточные
Выставала туча темная.

Именно с восточной стороны ветры приносят тучу, из которой выпадает Голубиная книга, содержащая все знание о мире. Изредка ветры призывают с полуденной сторонки; так, воевода, отправляющийся разорять Соловецкий монастырь, находящийся на севере, просит:

Вы подуйте, буйны ветры, со полуденной сторонки,
Принесите легки лодки вы ко острову большому.

В духовных стихах ориентация восток—запад особенно ощутима в стихах о Страшном суде. Тогда, когда придет конец небу и земле,

Часты звезды с неба свалятся от востоку до западу

и

Протечет река огненная от востока и до запада.

На Страшный суд Господь и души праведные идут с восточной

стороны, грешники — с западной:

Со восточной сторонушки идут души праведные,
С западной стороны идут души грешные.

Туда же они и уходят:

Подите вы грешные, раби беззаконные,
В западную сторону, во место во адовое [В. 17].

Словом, объединяющим представление о земле и небе, является слово сеет в одном из его значений (два других значения — аппозитивный эпитет к собственным именам, например, едет Егорий Храбрый, и свет, противопоставленный тьме или мраку). Свет, обычно с эпитетом белый (другой эпитет — вольный, о котором речь будет впереди), объемлет все сотворенное: он включает не только землю, но и небесные светила — солнце, звезды, луну — и имеет своим источником Иисуса Христа или Свята Духа.

В "Голубиной книге" описываются составляющие белого света, имеющие своим источником отдельные части Христова тела — божественной плоти:

Начинался белый свет от Свята Духа,
От Свята Духа — самого Христе…
Солнце красное от лица Божий,
Млад-светел месяц от грудей Божьих,
Звезды частые — оны от риз Божьих,
Зори светлые от очей Божьих,
Самого Христа, царя Небесного [Л. 9].

При этом, как справедливо замечает Г. Федотов [1935], белый свет (Вселенная) не сотворен (в наших терминах, у него нет каузатора): Бог в нем растворен и одновременно остается отдельно от него; расстояние между творцом и творением минимально.

В то же время свет делится на этот (сей) и тот: эпитет белый может быть отнесен только к этому свету и ассоциируется с земной жизнью. Тот свет включает в себя рай и ад и, возможно, какие-то более древние дохристианские элементы. Дейктические местоимения сей и тот появляются в ситуациях противопоставления этого и того света:

1. Стал он от сего света отходен [Л. 162].
2. И с того света нищих сюда не вытянут.

Во многих контекстах слово свет синонимично слову мир. Так, нищие будут

А по миру — миру да ходити,
А по свету Христа звелицати [В. 66].

Синонимом слову свет может стать слово земля. Так, в двух фразах:

1. Расходилися волки по всему свету по белому [В. 106].
2. Много грешных на земле, на сырой земле, на матушке —

слова свет и земля имеют одинаковый смысл: это местопребывание людей и животных. Однако во многих других контекстах слова свет и мир, свет и земля невзаимозаменяемы.

Предыдущая    В начало    Следующая

Используются технологии uCoz