Сонет Тютчева обращен к дантовской традиции. Он на-
поминает строки Данте, пронизанные гневным отрицанием
папства, продиктовавшим поэту слова (от лица апостола
Петра), принадлежащие к самым патетическим в "Божест-
венной комедии":
Тот, кто, как вор, воссел на мои престол,
На мои престол, на мои престол, который
Пуст перед сыном божиим, возвел
На кладбище моем сплошные горы
Кровавой грязи...
("Рай", XXVII. 22-26)
Острие тютчевских стихов было обращено против идей
Чаадаева. Проблема "Тютчев - Данте" сливается с пробле-
мой "Тютчев - Чаадаев" и проливает, таким образом, не-
который дополнительный свет на борьбу идей в России се-
редины XIX в.
Романтический монархизм Тютчева приводил к тому, что
политическую действительность России он видел как бы в
двойном освещении: современную реальность - глазами
трезвого и насмешливого наблюдателя, дипломата, слишком
хорошо знающего закулисную сторону правительственной
машины, чтобы питать какие-либо иллюзии; историческое
предназначение - глазами романтика, возводящего совре-
менность до степени мифа. Такое преломление позволяло
увидеть в том, что Николай I посетил Рим и молился в
соборе св. Петра, параллель к появлению в Риме Генриха
VII, на которого возлагал надежды Данте. Поэтическая
иллюзия Тютчева наложила отпечаток на его политические
сочинения этого периода.
Мировоззрение Тютчева обычно рассматривается в кон-
тексте философских идей европейского романтизма. Введе-
ние в идеологический кругозор Тютчева новых - в данном
случае дантовских - источников подводит нас к более ши-
рокой проблеме: преодоление культуры XVIII в. вызывало
актуализацию более раннего, доренессансного культурного
наследия, в частности великих идей, рожденных в эпохи,
отвергнутые "веком философов". Тютчев в контексте дан-
товской и додантовской космогонии, натурфилософских
идей средних веков - проблема, еще ждущая исследования.
Одновременно дан-товские истоки имперских идей Тютчева
бросают свет на тютчевскую традицию в "имперской теме"
молодого Мандельштама.
1983
I См.: Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч. и избр. пись- ма: В 2 т. М., 1991. Т. 2. С. 214-215.
"Человек природы" в русской литературе XIX века и "цыганская тема" у Блока Вопрос о связях Блока с русской культурой изучен все еще недостаточно. Традиционным является указание на связь поэзии молодого Блока с творчеством В. Жуковско- го, А. Фета, на влияние, которое оказали на Блока Ап. Григорьев, частично Я. Полонский и Ф. Тютчев. Эти наб- людения, порой весьма интересные и содержательные, при- вычно обобщались в схему: поэзия Блока завершает разви- тие русской дворянской поэзии XIX в., она включается в традицию: романтизм Жуковского - "чистое искусство" Фе- та - символизм. Вопрос о связях Блока с русской демок- ратической культурой XIX в. не ставился, поскольку под- разумевалось, что ответ здесь может быть только отрица- тельный. Между тем появившиеся, главным образом в пос- ледние годы, исследования на тему о связях Блока с русским народным творчеством, Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Некрасовым, Л. Толстым2 позволяют
Статья написана совместно с 3. Г. Минц. 2 Померанцева Э. В. Блок и фольклор // Русский фоль- клор. М., 1958. Т. 3; Гроссман Л. Блок и Пушкин // Собр. соч.: В 4 т. М., 1928. Т. 4; Гессен С. Коммента- рии А. Блока к стихотворениям Пушкина // Пушкин: Вре- менник Пушкинской комиссии АН СССР. М.; Л., 1936. Т. 1; Розанов И. Александр Блок и Пушкин // Книга и проле- тарская революция. 1936. № 7; Бонды С. Драматургия Пуш- кина и русская драматургия XIX в. // Пушкин - родона- чальник новой русской литературы. М.; Л., 1941; То- ма-шенский Б. Поэтическое наследие Пушкина (лирика и поэмы) // Там же; Цейтлин А. "Евгении Онегин" и русская литература // Там же; Орлов В. Александр Блок: Очерк творчества. М., 1956; Голицына В. Пушкин и Блок // Пушкинский сборник. Псков, 1962; Шувалов С. В. Блок и Лермонтов // О Блоке. М., 1929; Максимов Д. Лер- монтов и Блок // Ленинград. 1941. № 13-14; Жак Л. Алек- сандр Блок о Лермонтове // Литературный Саратов. Сара- тов, 1946. Кн. 7; Максимов Д. Лермонтов и Блок // Мак- симов Д. Поэзия Лермонтова. Л., 1959; Белый А. Мастерс- тво Гоголя. М.; Л., 1934; Крук И. Ал. Блок и Гоголь // Русская литература. 1961. № 1; Орлов В. Н. Александр Блок и Некрасов // Научный бюллетень ЛГУ. 1947. № 16-17; Левин Ю., Дикман М. Пометки А. А. Блока на собр. стих. Некрасова // Учен. зап. ЛГУ. 1957. № 229. Вып. 30; Минц 3. Г. Ал. Блок и Л. Н. Толстой // Учен. зап. Тартуского гос. ун-та. 1962. Вып. 119.
взглянуть на вопрос с совершенно другой стороны. Однос- торонняя трактовка вопроса отрицательно сказывалась и на построениях общих концепций в области литературы XIX в. Обрыв связей между ней и крупнейшими художественными явлениями XX в. приводил к искажению историко-литера- турной перспективы. При этом следует подчеркнуть, что пересмотр традиционных взглядов не может произойти в порядке смены одной априорной концепции другой: необхо- дим ряд конкретных изучении. Хотелось бы указать на та- кие узловые темы, как "Блок и древняя русская литерату- ра", "Блок и культура русского XVIII века", "Блок и традиции русской литературы XIX века" в ее сложных гра- нях от Достоевского до Чехова. Все эти вопросы ждут своего решения. Настоящий очерк ставит перед собой го- раздо более скромную, но аналогично направленную цель: изучить на конкретном примере "цыганской темы" в твор- честве Блока связь его с глубокой предшествующей куль- турной традицией и посмотреть, не бросит ли это, хотя бы частично, новый свет как на Блока, так и на саму эту традицию. Так называемая цыганская тема в творчестве Блока предоставляет нам удобную возможность проследить некоторые глубинные связи поэта с демократической тра- дицией русской общественной мысли предшествующего пери- ода. Зарождение "цыганской темы" естественно связано с появлением в литературе образов цыган как особого типа персонажей. А это, в свою очередь, связывалось с тем интересом к местному колориту, национальной характерис- тичности персонажей и живописности образов, которые по- явились в литературе как составная часть романтического стиля. Так воспринимали дело и современники. Пушкин в письме А. Г. Родзянко писал 8 декабря 1824 г. о поэме Баратынского: "Эта чухонка говорят чудо как мила. - А я про Цыганку; каков? подавай же нам скорее свою Чупку - ай да Парнасе! ай да героини! ай да честная компания! Воображаю, Аполлон, смотря на них, закричит: зачем ве- дете мне не ту? А какую ж тебе надо, проклятый Феб?" (XIII, 128-129). Связь "цыганской темы" с романтическими настроениями столь очевидна, что именно она бросилась в глаза иссле- дователям, заслонив другие, более глубинные связи. Меж- ду тем обращение только к данному историческому матери- алу убеждает, что оба основных аспекта темы: "общество цыган как особый социальный организм" и "цыгане как специфический национально-
(Труды по рус. и слав. филологии. Т. 5); Благой Д. Д. Александр Блок и Аполлон Григорьев // Благой Д. Д. Три века... М., 1933; Розанов И. Блок - редактор поэтов // О Блоке; Асеев Н. Работа над стихом. Л., 1929. В последних из перечисленных работ освещены некоторые ас- пекты "цыганской темы" в творчества Блока; это позволя- ет нам несколько сузить рассматриваемый вопрос, опуская то, что уже привлекало внимание исследователей. 1 См.: Герман А. В. Библиография о цыганах. М., 1930; обширная, хотя и беспорядочно нагроможденная, ли- тература приведена в кн.: Штейнпресс Б. К истории "цы- ганского пения" в России. М., 1934. Пользуемся случаем принести благодарность академику М. П. Алексееву, обра- тившему наше внимание на эту книгу.
психологический тип" - были даны еще в просветительской литературе доромантического периода, и связи эти оказы- ваются более значительными и долгодействующими в общей историко-литературной перспективе, чем сравнительно кратковременная трактовка вопроса. Напомним хотя бы о таком факте. По авторитетному свидетельству В. П. Гаевского, Пушкин еще в лицее, то есть задолго до периода романтических настроений, напи- сал роман "Цыган". Вполне можно согласиться с Б. В. Томашевским, который дал такую характеристику этому не дошедшему до нас произведению: "Принимая во внимание моду времени, а также литературу, которой напитан был с детства Пушкин, можно предполагать, что так названа бы- ла философская повесть небольшого размера в духе прос- ветительской литературы XVIII в. Вероятно, цыган - герой романа - попадал в чуждую ему среду европейской цивилизации, и в его простодушных суждениях вскрывались противоречия, свойственные "цивилизованному" общест- ву"2. Такое толкование представляется весьма вероятным. 'Однако следует подчеркнуть, что в этом случае образ цыгана рассматривается как равнозначный понятию "ди- карь" в распространенной в XVIII в. литературной ситуа- ции: "естественный человек в цивилизованном обществе". Оснований для выделения "цыганской темы" как специфич- ной и отличающейся от сюжетной ситуации "гурон (или во- обще "дикий" - без какой-либо конкретизации) в Европе" при такой постановке вопроса еще не возникает. Для того чтобы понять специфичность "цыганской темы", следует произвести некоторые дополнительные исследования. Антитеза "дикарь - цивилизованный человек", которой оперирует современный исследователь для уяснения себе круга идей конца XVIII - начала XIX в., слишком упроще- на и совсем не отражает богатства идей той эпохи. Оставляя в стороне ряд весьма существенных отличий в истолковании разными лагерями проблемы "естественного" человека, остановимся на двух возможных трактовках это- го вопроса внутри демократического комплекса идей XVIII в. Следуя первой точке зрения, человек социален по сво- ей природе3, он "рожден для общежития". "Народ есть об- щество людей, соединившихся для снискания своих вы- год"4. Права гражданина не ограничивают свободы челове- ка: "Предписание же закона положительного не иное что быть должно, как безбедное употребление прав естествен- ных"5. Вторая же точка зрения утверждала мысль о том, что естественное состояние первобытно-свободного
См.: Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина. 1799-1826 // Сост. М. А. Цявловский. 2-е изд., испр. и доп. Л., 1991. С. 63, 641. 2 Томашмский Б. В. Пушкин. М.; Л., 1956. Кн. 1: (1813 -1824). С. 33. 3 См. гл. "De la Sociabilite" в кн.: De 1'homme, de ses facultes intellectuelles et son education, ouvrage posthume de М. Helvetius. Liege, MDCCLXXIV. T. 1. (Oeuvres completes. T. 3). P. 160-179 (русский перевод: Гельвецш К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938). * Радищев А. Н. Поли. собр. соч.: В 3 т. М.; Л., 1936. Т. 1. С. 187. 5 Там же. Т. 3. С. 11.
человека - одиночество. Из первой концепции вытекало, что вступающий в общество индивид сохранял всю полноту своей естественной свободы. Согласно второй - становясь гражданином, он переставал быть свободным человеком, так как часть его личной свободы приносилась в жертву требованиям общего блага. Между тем философы типа Гель- веция или Радищева полагали, что до рождения деспотизма интересы человека и общества совпадали безусловно. Обе концепции, с разных сторон, приводили к сходным выводам: первое "гражданское" общество мыслилось как общество оседлое. Особенно на этом настаивал Руссо, ко- торый, прозорливо связывая возникновение государства с появлением собственности, особенно земельной, считал, что оседлость была первым условием превращения дикого человека, номада, в человека, покорного законам, то есть гражданина. При этом и семья для Руссо - не ес- тественная, а договорная, гражданская организация. Для Радищева - первое, "нормальное" общество - всегда об- щество оседлых земледельцев. А с этим связано, как и у Руссо, понятие собственности: "Представим себе мысленно мужей, пришедших в пустыню, для сооружения общества. Помышляя о прокормлении своем, они делят поросшею зла- ком землю"2. Таким образом, справедливое договорное об- щество - это общество, основанное ради охраны счастья и трудовой, эгалитарной собственности всех его членов. Такое общество не может быть обществом кочевников. В этом смысле образ цыгана как положительного героя, идеализация человека именно потому, что он стоит вне собственности, владения клочком земли, оседлости, - в литературе XVIII в. встречались весьма редко. Важен и другой аспект вопроса. В литературе XVIII в. осуждение собственности или даже проповедь имущественного равенс- тва сопровождались, как правило, апологией героического аскетизма. Она свойственна была в высшей мере Мабли, ее не чуждался Руссо, и с особенной силой она зазвучала в этической концепции якобинцев, пытавшихся противопоста- вить стихийному напору буржуазного эгоизма доктрину са- мопожертвования во имя общего блага и античных доброде- телей. Сторонниками же гармонической личности, страс- тей, бьющих через край, полноты жизненных сил, многог- ранной и эгоистически (в философском понимании XVIII в.) счастливой жизни были, как правило, мыслители, ко- торые, борясь с феодальным ограничением свободы челове- ка, еще не видели беды в свободной игре частных интере- сов. Однако в предреволюционную эпоху различие между эти- кой, которую можно условно определить как этику "разум- ного эгоизма", и этикой, столь же условно определяемой как система "героического аскетизма", проявлялось внут- ри демократического лагеря лишь как потенциально су- ществующая тенденция. На примере Руссо мы видим их ор- ганическое сплетение. Очень
1 Руссо считал, что человек, "становясь существом общежительным, и вместе с тем рабом", "становится сла- бым, болезненным и приниженным, и спокойный, изнеживаю- щий образ жизни надрывает в конце концов его силы и его мужество" (Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства / Под ред. и с предисл. С. Н. Южакова. СПб., 1907. С. 36). 2 Радищев А. Н. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 314.
своеобразно сложилось развитие русской общественной
мысли XVIII в. В трудах Радищева мы видим сочетание
этики счастья, полного развития всех заложенных в при-
роде человека возможностей, с теорией общественного до-
говора. Этика французских материалистов XVIII в. ока-
жется очень важной для Пушкина.
И все же определенные тенденции, проявившиеся со
всей полнотой в начале XIX в., ощутимы в предшествующую
эпоху. Для демократической публицистики XVIII в. был
характерен идеал гармонического, прекрасного, стремяще-
гося к счастью человека. Этот идеал был противопостав-
лен обществу, основанному на насилии и мертвящем бюрок-
ратизме, но не отрицал принципа частной собственности.
Те же философы, которые отрицали частную собственность
(Мабли) или колебались между ее осуждением и утвержде-
нием принципа эгалитарности, стремясь защитить трудовую
собственность от грабительской нетрудовой, то есть до-
пускали ограничение собственности (Руссо), в той или
иной степени склонялись к морали аскетизма. После рево-
люции положение резко изменилось. Если мы всмотримся в
"Цыган" Пушкина - первое произведение, широко, во всей
полноте философского звучания поставившее "цыганскую
тему" в русской литературе, то мы обнаружим весьма лю-
бопытные и принципиально новые, по отношению к XVIII
в., аспекты вопроса.
Цыгане Пушкина - свободный, вольный народ. В харак-
теристике их быта Пушкиным ясно чувствуется влияние
просветительского мышления XVIII в. Земфира Пушкина -
не романтическая Эсмеральда. Героиня Гюго - искра поэ-
зии в море грязи. Ее образ проецируется на цепь роман-
тических антитез: жизнь - поэзия, безобразие - красота,
грязь земли - чистота неба. Законы окружающего общества
не влияют на Эсмеральду, и само это общество менее все-
го похоже на картину союза равных и свободных "сынов
природы". Между тем читателю, знакомому с проблематикой
просветительской социологии XVIII в., бросается в глаза
связь поэмы "Цыганы" с кругом идей "философского века".
Философское пространство, в котором развивается конф-
ликт поэмы, - это антитеза противоестественной "неволи
душных городов" и "дикой вольности", естественного и
противоестественного. Мир неволи - это одновременно и
мир насилия, принуждения, подавления личности, власти
Закона, богатства и праздности. Совершенно в духе Руссо
"оковы просвещенья" (IV, 188) противопоставлены "воле".
Особенно сильно чувствовалось влияние Руссо в исключен-
ном Пушкиным монологе Алеко над колыбелью сына:
Пускай цыгана бедный внук
Лишен и неги просвещенья
И пышной суеты наук...
Не меняй простых пороков
На образованный разврат (IV, 445).
Но именно здесь начинаются и существенные для нашей
темы отличия в позиции Пушкина и Руссо. Пушкин подводит
нас к мысли, что общество цыган - это добровольный союз
людей, находящихся в "естественном", догражданском сос-
тоянии. Цыганский табор противопоставлен городу как об-
щество - не-обществу. Алеко не пошлет своего сына в го-
род:
От общества быть может я
Отъемлю ныне гражданина -
Что нужды - я спасаю сына -
И я б желал чтоб мать моя
Меня родила в чаще леса (IV, 446).
Цыганы - "природы бедные сыны" (IV, 203). Для чита-
теля, воспитанного на сочинениях Руссо и просветителей,
формулировка: "Мы дики; нет у нас законов" (IV, 201)
ассоциировалась с очень определенными публицистическими
идеями. Отсутствие законов у цыган подчеркнуто заменой
первоначального:
Я для него супругой буду
Ему по нраву наш закон (IV, 409) -
на:
Его преследует закон,
Но я ему подругой буду (IV, 180).
Однако, согласно трактату "О причинах неравенства"
Руссо, естественный человек живет вне общества, в оди-
ночестве. Он не знает общества других людей, нужда в
котором появляется лишь одновременно с земледелием и
частной собственностью. Его ум неразвит - чувство добра
и зла, справедливого и несправедливого ему чуждо. Ему
неизвестны страсти. Это тусклое, бесцветное существова-
ние.
Природа человека в "Цыганах" истолкована иначе: Пуш-
кин (как и до него Радищев) находится под очень сильным
влиянием этики французских материалистов.
Человек рожден для общежития. Общественное существо-
вание и есть "естественное". Люди вступают в общество
добровольно и для собственной пользы. Отношения между
родителями и детьми, с одной стороны, и супругами, с
другой, основаны не на долге, а на любви и собственной
выгоде каждого. Памятуя это, старый цыган уважает право
Мариулы на свободную любовь.
Добровольность и договорность этого "естественного"
общежития, основанного на личной выгоде каждого, исклю-
чает смертную казнь. Об этом писал еще Ф. В. Ушаков,
размышляя над Гельвецием. Вступление в общество - акт,
основанный на взаимной выгоде всех и каждого. Поэтому
он не сопровождается какими-либо клятвами, ограничения-
ми или обязательствами:
Я рад. Останься до утра
Под сенью нашего шатра
Или пробудь у нас и доле,
Как ты захочешь... (IV, 180)
Цыгане не предъявляют прав на жизнь Алеко:
...оставь же нас,
Прости, да будет мир с тобою (IV, 202).
Уже сказанное в высшей мере интересно. Своеобразная
смесь руссоизма и гельвецианства оказывается весьма ха-
рактерной для русской демократической мысли конца XVIII
- начала XIX в. Из учения Руссо отвергается мысль о
том, что человек, вступая в общество и превращаясь из
человека в гражданина, теряет часть естественной свобо-
ды, мысль о диктаторских правах социального организма
над своими членами. Русский вариант подразумевает про-
тивопоставление общества государству. Речь идет не о
поисках справедливого государственного строя, а о поис-
ках внегосударственной социальной структуры. Вместо
ранней антитезы: закон "неволи душных городов" и закон
цыган ("Ему по нраву наш закон") - противопоставление:
закон - не-закон ("Его преследует закон").
"Внегосударственное" по своей природе общество цыган
отличается еще водной существенной чертой: оно не знает
феодальных отношений (Пушкину прекрасно было известно,
что молдавские цыгане - крепостные', но он оставил этот
материал за пределами поэмы), но чуждо и буржуазных от-
ношений - номады лишены собственности и собственничес-
кого эгоизма. Еще Руссо подчеркивал, что чувство рев-
ности порождается не пламенным темпераментом южанина, а
психологией гражданина, то есть собственника. "Караибы
- народ, менее всех других удалившийся от естественного
состояния, - наиболее миролюбиво разрешают возникающие
на этой почве столкновения; им почти незнакомо и чувс-
тво ревности, хоть они и живут в жарком климате, где
страсти эти всегда, по-видимому, бывают более деятель-
ны"2. В другом месте Руссо прямо связывает появление
ревности с переходом к оседлости: "Люди, скитавшиеся до
сих пор в лесах, перейдя к более оседлому образу жизни,
понемногу сближаются друг с другом... Кратковременные
отношения, вызываемые естественным влечением, ведут за
собой, благодаря возможности часто посещать друг друга,
отношения, более нежные и прочные". Однако тотчас же
"вместе с любовью просыпается ревность. Торжествует
раздор, и нежнейшая из страстей получает кровавые жерт-
воприношения"3. Любопытно, что и Пушкин в отброшенном
позже "руссоистском" монологе Алеко заставил героя наз-
вать ревность чувством, чуждым гвободному миру цыган.
Предсказывая счастливую будущность своему "дикому" сы-
ну, он говорит:
1 Он писал: "Всего замечательнее то, что в Бессара- бии и Молдавии крепостное ястояние есть только меж- ду сих смиренных приверженцев первобытной свободы" :Х1, 22). 2 Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства. С. 62. 3 Там же. С. 75.
Нет не преклонит он [колен]
Пред идолом какой-то чести
Не будет вымышлять измен
Трепеща тайно жаждой мести (IV, 446).
Однако для Радищева и Руссо (поскольку возврат к до-
общественному состоянию невозможен) альтернативой любой
форме несправедливого общества был идеал свободного со-
юза земледельцев, работающих на своей земле. В основу
идеального строя положена эгалитарная собственность.
Это был тот, крестьянский по существу, идеал, который
широко прозвучал в русской литературе XVIII - начала
XIX в., определив специфическую трактовку знаменитого
второго эпода Горация "Beatus ille". Человек "златого
века" - "плугом отчески поля орющий"2.
...Подобно смертным первородным
Орет отеческий удел
Не откупным трудом, свободным,
На собственных своих волах".
...В отеческих полях работает один4.
Этот уже традиционный для русской поэзии идеал в по-
эме Пушкина резко модифицируется: цыгане - народ, не
знающий собственности. Идеалом становится кочевник, а
не трудолюбивый земледелец, владелец равной и трудовой
собственности.
Чрезвычайно существен и этический поворот. Пушкин
близок к Руссо и другим мыслителям демократического
крыла XVIII в. (например, Мабли), связывая свободу и
бедность. Цыгане свободны, ибо бедны:
...привыкни к нашей доле
Бродящей бедности и воле (IV, 180).
...Ты любишь нас, хоть и рожден
Среди богатого народа.
Но не всегда мила свобода
Тому, кто к неге приучен (IV, 186).
А в примечании к "Цыганам" Пушкин писал о "дикой
вольности, обеспеченной бедностию" (XI, 22).
Однако здесь начинается существенное расхождение,
говорящее о принадлежности Пушкина к той струе русской
общественной мысли (к ней принадлежал и Радищев), кото-
рая испытала глубокое влияние гельвецианского материа-
лизма. "Бедность" для Руссо, и особенно для Мабли, -
средство
1 Ср. у Руссо: создание общества влечет "возникнове- ние вредных и диких правил условной части" (Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства. С. 103). 2 Тредиаковский В. К. Стихотворения. Л., 1935. С. 205. 3 Державин Г. Р. Стихотворения. Л., 1933. С. 229. 4 Поэты 1790-1810-х годов. Л., 1971. С. 522.
преодоления страстей - губительного, антиобщественного
начала в человеке. Поэтому несправедливое, социально
порочное общество, раздираемое конфликтом нищеты и бо-
гатства, - одновременно и царство ярких, губительных
страстей, которые неизвестны "естественному" человеку.
Руссо говорит о контрасте "между косностью первобытного
состояния и возбужденной деятельностью, на которую тол-
кает нас наше самолюбие" в цивилизованном обществе. У
Пушкина, в отличие от этих представлений, проводится
мысль о жизненной полноте, яркости, самобытности народа
и каждой единицы, составляющей народный коллектив. Это-
му противопоставлена мертвенность, [однообразие, стан-
дартность рабской жизни в городах. Не случайно воля не-
изменно окрашена в эпитеты веселья, а рабство - скуки:
Как вольность, весел их ночлег...
Все живо посреди степей... (IV, 179)
Крик, шум, цыганские припевы,
Медведя рев, его цепей
Нетерпеливое бряцанье,
Лохмотьев ярких пестрота,
Детей и старцев нагота,
Собак и лай и завыванье,
Волынки говор, скрыл телег,
Все скудно, дико, все нестройно,
Но все так живо-неспокойно,
Так чуждо мертвых наших нег,
Так чуждо этой жизни праздной,
Как песнь рабов однообразной! (IV, 182).
С этим связано и другое представление: наибольший
расцвет человеческой личности - это жизнь творца, ху-
дожника. И цыгане ведут жизнь, погруженную в искусство.
Музыка становится для них бытом, искусство - каждоднев-
ным занятием, источником существования:
Старик лениво в бубны бьет,
Алеко с пеньем зверя водит... (IV, 188)
Музыка и неволя - антонимы. В мире цыган искусство и
труд стоят в одном ряду ("железо куй - иль песни пой").
Свободное искусство вознаграждается:
Земфира поселян обходит
И дань их вольную берет (IV, 188).
(В черновиках было: "И плату бедную берет", но Пуш-
кин подчеркнул мысль:
"И добровольцу дань берет", а затем уже нашел и
окончательный вариант.) В городах же - человек раб, он
зависит от других людей:
I Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства. С. 77.
Там вольность покупают златом,
Балуя прихоть суеты,
Торгуют вольностью - развратом
И кровью бледной нищеты (IV, 440).
Следует подчеркнуть, что высказанные здесь Пушкиным
представления весьма далеки от идей романтизма. При
всем различии в оттенках, романтизм неизменно противо-
поставлял активную личность толпе. Именно яркость, ге-
ниальность, внутреннее богатство или даже колоссальное
преступление выделяли романтического героя, делая его
непохожим на "людей", "толпу", "народ", "чернь". У Пуш-
кина уже с "Кавказского пленника" намечается принципи-
ально иное противопоставление: герой, преждевременно
состарившийся духом, и яркий, активный народ. Народ в
"Цыганах" - не безликая масса, а общество людей, испол-
ненных жизни, погруженных в искусство, великодушных,
пламенно любящих, далеких от мертвенной упорядоченности
бюрократического общества. Яркость индивидуальности не
противополагается народу, - это свойство каждой из сос-
тавляющих его единиц. При таком наполнении самого поня-
тия "народ" цыгане становятся не этнографической экзо-
тикой, а наиболее полным выражением самой сущности на-
рода. Не случайно народность воспринимается Пушкиным в
эти годы, в частности, как страстность, способность к
полноте сердечной жизни. (Ср. "Черную шаль", явно тяго-
теющую в своем замысле к "Братьям-разбойникам", перво-
начально задуманным в том же романсно-балладном ключе,
- ср. набросок "Молдавской песни":
Нас было два брата - мы вместе росли -
И жалкую младость в нужде провели... (IV, 373)
И то, что ключ к народности ищется в "цыганской" или
"молдавской" теме, - не случайно. Дело и в том, что об-
раз русского крестьянина влек за собой совершенно иной
круг идей - тему крепостничества ("но мысль ужасная
здесь душу омрачает..."), а не идеальной жизни, народа
в чистой субстанции этого понятия. Но и в другом: еще
со времени Державина установилось противопоставление
бурного, страстного, темпераментного "цыганского" типа
и "чинного" облика русской крестьянки.
Возьми, египтянка, гитару,
Ударь по струнам, восклицай;
Исполнясь сладострастна жару,
Твоей всех пляской восхищай.
Жги души, огнь бросай в сердца
От смуглого лица.
Неистово, роскошно чувство,
Нерв трепет, мление любви,
Волшебное зараз искусство
Бакханок древних оживи.
Жги души, огнь бросай в сердца
От смуглого лица.
Как ночь, - с ланит сверкай зарями,
Как вихорь, - прах плащом сметай,
Как птица, - подлетай крылами,
И в длани с визгом ударяй.
Жги души, огнь бросай в сердца
От смуглого лица...
Нет, стой, прелестница довольно,
Муз скромных больше не страши;
Но плавно, важно, благородно,
Как русска дева, пропляши...
("Цыганская пляска". 1805)
Здесь уже находим и существенный для "цыганской" те-
мы образ яркой, жгущей душу страсти, и не менее сущест-
венное для нее сочетание любви и смерти - не имеющее и
тени мистицизма свидетельство силы земного чувства:
Топоча по доскам гробовым
Буди сон мертвой тишины.
Страсть, которая не удерживается в пределах умерен-
ной гармонии, а пожирает человека, страсть - дисгармо-
ния ("в длани с визгом ударяй") - вместе с тем и полное
проявление человека, вызывающее воспоминание об антич-
ной полноте жизни, то есть о "нормальном" человеке:
Волшебное зараз искусство
Вакханок древних оживи.
Мысль о том, что только страсть, выводящая человека
за пределы привычного, в "ненормальном" обществе возв-
ращает человека к человеческой норме, родилась в XVIII
в., но, пройдя сквозь века, прозвучала и в "Сказках об
Италии" Горького ("Тарантелла" и другие), и в известных
словах Блока:
...только влюбленный
Имеет право на звание человека .
Показательно, что еще для И. Дмитриева "цыганская"
тема оказалась за пределами искусства: в стихотворение
"К Г. Р. Державину" (1805) он ввел образ условно-поэти-
ческой буйной толпы:
Рдяных Сатиров и Вакховых жриц -
и лишь в примечаниях пояснил: "Здесь описаны цыгане
и цыганки, которые во все лето промышляют в Марьиной
роще песнями и пляскою". Итак, не только яркость, при-
поднятость над обыденностью героя-цыгана привлекают на-
ше внимание при рассмотрении темы настоящего исследова-
ния. Для того
1 Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1960. Т. 2. С. 289. В дальнейшем ссылки на это издание приводятся в тексте с указанием тома и страницы.
чтобы отличить, к романтической или неромантической,
идущей из глубин демократической мысли XVIII в. тради-
ции следует отнести тот или иной образ, существенно
другое: отношение героя к народу, понимание природы че-
ловека и природы народа. В этом смысле очень характерна
поэма Е. Баратынского "Цыганка" ("Наложница"), позволя-
ющая проследить различие между Земфирой Пушкина и Сарой
Баратынского. Поэма Баратынского написана в период
сближения поэта с пушкинскими требованиями психологи-
ческого реализма (это очень сильно отразилось в предис-
ловии, вызвавшем одобрение Белинского), однако принцип
структуры характера у Баратынского романтический. Это
тем более заметно, что влияние пушкинской традиции,
вплоть до прямых цитат', ощущается очень явно. Свобод-
ный, основанный лишь на любви, а не на долге и тем бо-
лее не на юридических обязательствах, союз героя и Сары
определен словами, почти точно заимствованными из пуш-
кинской поэмы. И все же сказанное лишь ярче подчеркива-
ет разницу в структуре образов. Два женских персонажа
поэмы Баратынского противопоставлены, в духе романти-
ческих поэм, по принципу темперамента, напоминая анти-
тезу Зарема - Мария в "Бахчисарайском фонтане". То, что
героиня - цыганка, в данной связи должно подчеркнуть
темперамент как основу характера. Иной смысл имеет про-
тивопоставление Сары герою. Их характеры приравнивают-
ся. За покрывалом бытового повествования вырисовываются
романтические контуры сильных, страстных, одиноких на-
тур. Оба героя находятся в одинаковых отношениях к лю-
дям, народу. "Люди" - это сила, которая не принимает
своеобразия, самобытности яркой личности, стремится ни-
велировать ее под общий уровень и тем губит. Для героя
это "свет", который осудил его разгульную жизнь и
властно навязывает ему требования "приличий", безжа-
лостно казня за их нарушение. И то, что дело здесь не
только в сатире на "свет", а в романтическом осуждении
"толпы" (то есть народа), ясно, поскольку по отношению
к Саре ту же роль играет хор. Хор в поэме Баратынского
- совсем не свободный союз ярких, полных жизни людей, в
среде которых и личность человека получает полное раз-
витие:
хор нивелирует, он не терпит своеволия. Порыв Сары к
счастью он наказывает убийством ее возлюбленного и
властно возвращает героиню к общему существованию. С
этим связан трагический конец: герой-отщепенец погибает
под двойным ударом общества и хора, а героини влачат
свое существование, подчинившись власти коллектива. Ве-
ра становится холодной и приличной женщиной света, а
Сара - подчиненной хору и утратившей власть над своей
судьбой цыганкой. Общество казнит "беззаконную комету".
Все это бесконечно далеко от соотношения человека и на-
рода в мире пушкинских цыган.
Само появление "цыганской" темы было связано с воз-
никновением интереса к народу, литературному изображе-
нию народного характера, с тем специфическим пониманием
природы человека и народа, которое зародилось в XVIII
в. Однако оформиться эта тема смогла лишь в начале XIX
в., когда стало возникать представление о мире собс-
твенности как не меньшем носителе
Ср. стихи: "И от людей благоразумных...", "Своим пенатам возвращенный..." с "Евгением Онегиным". Есть совпадения и с другими поэмами Пушкина.
зла, чем мир бюрократического гнета. Именно тогда воз- ник герой-номад, цыган, бродяга, погруженный, вместо имущественных забот, в поэзию, музыку, искусство. Под- линный народ в своих высших потенциях - "племя, поющее и пляшущее". Не случайно рядом с "цыганской темой" воз- никает образ народа, живущего в краю песен - "стране искусства". Так возникает сначала гоголевская Украина, затем гоголевская Италия, а позже - тема Италии в русс- кой литературе, которая дойдет до Горького и Блока как своеобразный двойник "цыганской темы". По сути дела, и казаки в "Тарасе Бульбе" - номады, которые отреклись от мира семейственного, имущественного и предались "това- рийству", войне и веселью. Это (что чрезвычайно сущест- венно) воспринимается автором как приобщение личности к стихии, коллективу и коллективным страстям. Но, принци- пиально отличаясь от романтиков, Гоголь считает, что такое приобщение человека к чему-то большему, чем он сам (дружбе, народу, истории, в конечном счете - сти- хии), не означает потери себя. Вместо романтической ан- титезы: яркая личность, отделенная от народа, - смирен- ная безличность, приобщенная к целому (народу, семье, обычаю, обряду, религии, фольклору), здесь бедность и раздробленность, вплоть до полной призрачности личнос- ти, взятой в отдельности, - и яркость, индивидуальная полнота человека, отдавшего себя стихии. Такова стихия боя - веселая, поглощающая и обогащаю- щая личность. Это тоже - погружение в искусство, в му- зыку: "Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие си- лы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве. Пиршест- венное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у че- ловека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и в собс- твенном жару..."' Связь темы жизни, погруженной в искусство, с той полнотой индивидуального бытия, которая и составляла для Пушкина основу свободолюбия (ср. "Из Пиндемонти"), раскрыта в знаменитом описании танца запорожцев в "Та- расе Бульбе": "Земля глухо гудела на всю округу, и в воздухе только отдавалось: тра-та-та, тра-та-та. Толпа, чем далее, росла; к танцующим приставали другие, и вся почти площадь покрылась приседающими запорожцами. Это имело в себе что-то разительно-увлекательное. Нельзя было без движения всей души видеть, как вся толпа отди- рала танец, самый вольный, самый бешеный, какой только видел когда-либо мир, и который, по своим мощным изоб- ретателям, носит название казачка. Только в одной музы- ке есть воля человеку. Он в оковах везде. Он - раб, но он волен только потерявшись в бешеном танце, где душа его не боится тела и возносится вольными прыж- ками, готовая завеселиться на вечность"2. Таким образом, "цыганская" тема на первом этапе сво- его исторического существования была связана с той "двуплановостью" художественного изображения, которая составляла основу образной структуры просветительского
1 Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: [В 14 т. М.], 1937. Т. 2. С. 85. 2 Там же. С. 299-300 (курсив наш. - Ю. Л.. 3. М.).
мышления. Прямолинейное деление всего художественного материала на выражающий "норму" человеческих отношений и ее противоестественное искажение порождало интерес к таким художественным образам, которые могли бы быть противопоставлены действительности как ее неискаженная субстанциональная сущность. Дальнейшее развитие реализма усложняло отношение между этими планами, снимая механистическую антитезу и раскрывая их сложное, диалектическое взаимопроникнове- ние. Процесс этот повлиял и на художественное раскрытие "цыганской темы" в литературе второй половины XIX в. Образ цыгана, бродяги-артиста, художника, презревше- го власть собственности, втягивается в мир бытовой жи- вописи. Он теряет философическую идеальность, из героя вне современной среды он становится героем артистичес- кой среды. "Цыганская тема" сливается с образом жизни, погруженной в искусство, но уже не в абстрактно-фило- софском, а бытовом смысле, то есть с образом богемы. Показательна этимология слова "богема" (от французского "boheme" - в буквальном смысле "цыганщина"). То, что на ранней стадии существовало как антитетические образные планы: артистичность, погруженность в стихию, музыку, яркость личности, полная внутренняя раскованность и ее политический адекват - свободолюбие, органическое неп- риятие всего бюрократического, мертвенного, то есть верность природе человека, с одной стороны, - и пош- лость, мелкое корыстолюбие, эгоистический расчет, вклю- ченность в уродливую и ничтожную социальную жизнь, то есть искажение характера художника, бунтаря и отщепен- ца, в реальной жизни общества, с другой, - теперь прев- ращается в компоненты одного, сложно-противоречивого образа. Это очень ясно видно на примере "Живого трупа" Л. Н. Толстого. Федя . (махает рукой, подходит к Маше, садится на диван рядом с ней). Ах, Маша, Маша, как ты мне раз- ворачиваешь нутро все. Маша. Ну, а что я вас просила... Федя. Что? Денег? (Вынимает из кармана штанов). Ну, что же, возьми. Маша смеется, берет деньги и прячет за пазуху. Федя (цыганам). Вот и разберись тут. Мне открывает небо, а сама на душки просит. Ведь ты ни черта не пони- маешь того, что сама делаешь2. Цыганка Маша здесь изображена не в условно-философс- ком, а в социально-бытовом ключе. Она причастна опреде- ленной среде, а через среду - всей совокупности соци- ально-исторических обстоятельств. Это накладывает пе- чать на ее характер. Господствующие в мире ложные цен- ности - особенно деньги - приобретают власть и над ней, а бытовая "заземленность" образа приводит к тому, что природа человека только проглядывает сквозь мелочь
1 О "двуплановости" художественного мышления просве- тителей см.: Лотман Ю. М. Пути развития русской просве- тительской прозы XVIII века // Проблемы русского Прос- вещения в литературе XVIII века. М.; Л., 1961. 2 Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1982. Т. 11. С. 285-286.
и пошлость "обстоятельств". Эта, присутствующая как
возможность, природа человека, прекрасная норца, вопло-
щается в стихии искусства - в музыке, песне. Она возв-
ращает человека к красоте "нормальных", не опосредован-
ных никакими фикциями, подлинно человеческих отношений.
Не случайно здесь появляется антитеза полной свободы
человека, живущего в нормальном мире естественных цен-
ностей, и условной, мнимой свободы, доступной в рамках
политики и цивилизации. Слова Феди Протасова: "Это
степь, это десятый век, это не свобода, а воля" -
сродни пушкинскому: "Иная, высшая потребна мне свобода"
(III, 420). И там, и здесь политика противопоставляется
искусству. Но, поскольку искусство мыслится как высшее
проявление человеческой нормы, антитеза эта имеет смысл
противопоставления политического организма ("свобода",
по Феде Протасову) - обществу, социально, то есть чело-
вечески справедливому ("воля"), обществу, организован-
ному по законам счастья и искусства.
Маша, как человек искусства, причастна этому нор-
мальному миру, но, как человек своей среды и эпохи, "на
душки просит" и "ни черта" не понимает, "что сама дела-
ет". Таким образом, музыка, песня начинают выступать
как некая самостоятельная, социально и нравственно ос-
мысленная, стихия. Она делает Машу причастной к совсем
иной, в современных условиях утраченной, возможной лишь
в искусстве, жизни. Но она выше Маши и независима от
нее. Эта музыкальная стихия равнозначна сложному комп-
лексу представлений, который подразумевает полную сво-
боду личности, поставленной вне мертвящих фикций госу-
дарственности, собственности - и даже шире - цивилиза-
ции ("степь", "десятый век"), отказ от вымышленных цен-
ностей во имя ценностей подлинно человеческих (когда
записывающий песни Маши и хора музыкант говорит: "Да,
очень оригинально", Федя поправляет: "Не оригинально, а
это настоящее..."2). "Настоящее" - это нечто связанное
с коренным в человеке и человеческих отношениях, с
правдой, с истинными потребностями, противостоящее миру
лжи, лицемерия и фикций, в который погружена реальная
жизнь героев. Но у этой музыкальной стихии есть еще од-
на сторона: это народная музыка, народная песня. Приоб-
щаясь к ее миру, слушатель становится сопричастным сти-
хии народности. Однако то, что именно цыганская песня
становится путем к народности, - не случайно.
Для того чтобы понять всю специфику трактовки цы-
ганского пения в русской литературе, следует иметь в
виду, что репертуар русских цыган составляли русские
песни, исполняемые, однако, особым образом. Исполнение
это поражало слушателей "страстностью" и "дикостью".
"Что увлекает в этом пении и пляске - это резкие и нео-
жиданные переходы от самого нежного пианиссимо к самому
разгульному гвалту. Выйдет, например, знаменитый Илья
Соколов на середину с гитарой в руках, махнет раз-два
по струнам, да запоет какая-нибудь Стеша или Саша в
сущности преглупейший романс, но с такой негой, таким
чистым грудным голосом, - так все жилки переберет в
вас. Тихо, едва слышным, томным голосом замирает она на
1 Толстой Л. Н. Собр. соч. Т. 11. С. 283. 2 Там же. С. 284 (курсив наш. - Ю. Л., 3. М.).
последней ноте своего романса... и вдруг на ту же ноту разом обрывается весь табор с гиком, точно вся стройка над вами рушится: взвизгивает косая Любашка, орет во все горло Терешка, гогочет безголосая старуха Фрось- ка... Но поведет глазами по хору Илья, щипнет аккорд по струнам, - ив одно мгновенье настанет мертвая тишина, и снова начинается замирание Стеши"1. Соединение народной песни (именно она, а не романс составлял основу цыганс- кого репертуара) с темпераментностью, страстностью ис- полнения привлекало к цыганскому хору внимание тех, кто искал в народе ярких, артистических, богато одаренных натур. Цыганское пение воспринималось не как изменение природы русской песни, а как подлинно народное ее раск- рытие. "От народа (русского) отделять их нельзя", - пи- сал Ап. Григорьев о цыганах2. Отличительной чертой цыганской песни в литературе становилась страсть, напряженность эмоционального выра- жения личного чувства. Таким образом, движение к народу - это не отрешение, не отказ от страстей, счастья, бо- гатого и сложного личного мира во имя идеалов отвлечен- ной нравственности, а как раз наоборот - уход из мира мертвенных ситуаций в мир страстей, кипящих чувств, стремления к счастью. Это мир, не нивелирующий лич- ность, а дающий ей ту "игру", артистизм, богатство, ко- торых Федя Протасов не находил в любви Лизы (мертвен- ность, принадлежность к условному миру объединяет чест- ных Лизу и Каренина с тем гнусным миром официальной за- конности, жертвами которого они падут). Очень сущест- венно подчеркнуть, что идеалы "цыганщины", равно как и сочувственное изображение героев-бунтарей, бродяг, ар- тистов, людей богемы, противоречили славянофильско.-ро- мантическому пониманию народа (ср. "Бродягу" Ивана Ак- сакова). Положительная в отдельных случаях оценка "цы- ганщины" славянофильскими мыслителями была связана с резкой односторонностью в трактовке вопроса. Так, П. Киреевский писал Н. Языкову 10 января 1833 г.: "Недели две тому назад я наконец в первый раз слышал (у Свербеевых тот хор цыган, в котором примадонствует Татьяна Дмитриевна, и признаюсь, что мало слыхал подоб- ного! Едва ли, кроме Мельгунова (и Чадаева, которого я не считаю русским) есть русский, который бы мог рав- нодушно их слышать. Есть что-то такое в их пении, что иностранцу должно быть непонятно и потому не понравит- ся, но может быть тем оно лучше"3. Упомянутая здесь Татьяна Дмитриевна - известная цыганка Таня, в пении которой Языков видел "поэзию московского жития"4. Для Киреевского цыганская песня - воплощение нацио- нального начала, которое вместе с тем и начало безлич- ностное. К. Аксаков писал о русской песне (как мы виде- ли, цыганская и русская песня в сознании Киреевского приравнивались - цыгане рассматривались как исполнители русской песни;
Ровинский Д. Русские народные картинки. СПб., 1881. Кн. 5. С. 246. 2 Москвитянин. 1854. № 14. Кн. 2. Отд. 4. С. 126. 3 Письма П. В. Киреевского к Н. М. Языкову / Ред., вступ. ст. и коммент. М. К. Аза-довского // Труды Ин-та антропологии, этнографии и археологии. М.; Л., 1935. Т. 1. Вып. 4. С. 33. 4 Языков Н. М. Собр. стихотворений. Л., 1948. С. 185.
иначе необъяснимо утверждение о "непонятности" их пения
"иностранцу"):
"Невеста горюет - это не ее беда, не беда какой-ни-
будь одной невесты: это общая участь, удел невесты в
народе". И далее: "Все здесь принадлежит каждому в на-
роде, ибо здесь индивидуум - нация"1. Между тем в де-
мократической традиции русской общественной мысли боль-
шое внимание уделялось именно собственно "цыганскому"
элементу, который понимался как "игра", артистизм,
страстность. За этими двумя толкованиями стояли два ди-
аметрально противоположных философских понимания соот-
ношения личности и народа. Славянофильское, романтичес-
кое толкование исходило из представления о личном нача-
ле как злом. Сливаясь с народом, индивидуум очищается,
освобождается от тесных рамок своего "я" с присущими
ему потребностями личной свободы, эгоистического
счастья, всей бури страстей, волнующих отдельного чело-
века. Между тем вторая, идущая еще от Гоголя2, концеп-
ция подразумевала, что именно в коллективе расцветает
во всей полноте личность отдельного человека. Живущая
напряженной жизнью страстей, эмоций, личных переживаний
человеческая единица ближе народу, чем мертвая душа,
погруженная в мир условных фикций. В этом смысле
"страстность", рассматривавшаяся, начиная с песни Зем-
фиры, как основная черта "цыганщины", была вместе с тем
в сознании демократических мыслителей и народностью.
Эта апология "страстности" имела еще один аспект: в
незрелом демократическом сознании она оборачивалась не-
доверием к теории, в том числе и к передовой, которая
безосновательно причислялась к миру фикций. Между тем
на деле сама эта проповедь "страсти" представляла собой
реализацию тех самых демократических идей, которые от-
вергались как излишне теоретические. Цыганка Маша в
"Живом трупе" отвергает "Что делать?" Чернышевского
("скучный это роман"), но считает, что "только любовь
дорога" и на практике реализует мораль героев Черны-
шевского. Так характерное для стихийно-демократической
мысли XIX в. противопоставление жизни, страстей - тео-
рии, любви и искусства - политике на деле оказывается
не противоречащим принятию коренных принципов морали
революционных демократов.
Из сказанного можно сделать вывод, существенный, в
частности, для "Живого трупа", поздней лирики Пушкина,
позиции Чехова. Антитеза "искусство - политика" далеко
не всегда свидетельствует о принадлежности автора к
"чистому искусству". Последнее справедливо в системе
взглядов, отделяющих искусство от действительности. В
этом случае политика приравнивается действительности
как понятию низменному и противопоставляется "высокой"
поэзии. Однако возможно совсем иное понимание этой ан-
титезы: политика воспринимается как буржуазная система,
как деятельность по упорядочению отдельных сторон су-
ществующего общества, а искусство - как обращение к
"норме" человеческих отношений. Такое понимание искусс-
тва
Аксаков К. С. Полн. собр. соч.: [В 3 т.]. М., 1875. Т. 2. С. 53. Ср. истолкование этой цитаты в кн.: Азадовский М. К. История русской фольклористики. М., 1958. Т. 1. С. 383. 2 См.: Лотман Ю. М. Истоки "толстовского направле- ния" в русской литературе 1830-х годов // Лотман Ю. М. Избр. статьи. В 3 т. Таллинн, 1993. Т. 3. С. 49-90.
как высшей ценности связано с мечтой об обществе, осно-
ванном на отношениях, вытекающих из самой природы чело-
века, и, бесспорно, окрашено в тона социального утопиз-
ма. То, что в конкретном движении истории создаются
сложные переплетения, вроде близости Л. Толстого и Фе-
та, и сходные формулировки часто выражают противополож-
ные идеи, еще не дает историку основания отказываться
от их дифференциации.
Этический аспект "цыганщины" получал такое истолко-
вание: приобщение человека к стихии, к народу, к че-
му-то объективному и гораздо более значительному, чем
его личность, и вместе с тем приобщение, которое вело
бы не к утрате индивидуального своеобразия, не к нравс-
твенному аскетизму и потере своего "я", не к отказу от
счастья и наслаждения. За этим стояли идущие еще из
XVIII в. демократические представления о праве человека
на счастье и о совпадении личного и общественного инте-
реса, но они были осложнены новыми проблемами: соотно-
шения личности и народа, человека и истории, разума и
стихии.
Особенно интересно в этом отношении истолкование цы-
ганской темы в творчестве Ап. Григорьева. Путаное и
противоречивое сознание Ап. Григорьева явно носило сти-
хийно-демократический характер, и это ярко проявилось и
в трактовке интересующей нас проблемы.
Цыганская песнь для Ап. Григорьева - народная сти-
хия, которая не отнимает у личности всего богатства ее
субъективности. В этом смысле она высшее проявление ис-
кусства и служит мостом от человека к человеку, осво-
бождая человеческую сущность от фикций, условностей,
нагроможденных между людьми обществом. Искусство, осо-
бенно "страстная песнь цыганки, дарит человеку среди
"чинного мира" миг... искренности редкой", дает ему
возможность быть самим собой:
...Вновь стою
Я впереди и, прислонясь к эстраде,
Цыганке внемлю, - тайную твою
Ловлю я думу в опущенном взгляде;
Упасть к ногам готовый, я таю
Восторг в поклоне чинном, в чинном хладе
Речей, - а голова моя горит,
И в такт один, я знаю, бьются наши
Сердца - под эту песню, что дрожит
Всей силой страсти, всем контральтом Маши...
Мятежную венгерки слыша дрожь!
Сложность отношений лирического героя и народной
стихии, с одной стороны, а с другой - образа реального
таборного цыгана и цыганской музыки как носительницы
страстного, человеческого в его верховных проявлениях
начала отразилась в знаменитых "О, говори хоть ты со
мной..." и "Цыганской венгерке". Существенно здесь то,
что герой и народ, дух которого выражен цыганской пес-
ней, не представляют собой, вопреки традиционным
1 Григорьев Ап. Избр. произведения. Л., 1959. С.366.
представлениям романтизма, принципиально разных начал. Как и мыслители демократического лагеря, Ап. Григорьев считает, что слияние с народом - не отказ от личности, не обеднение ее, а возвращение к исконным началам пол- ноты индивидуального бытия. Но далее начинаются разли- чия: мыслители-демократы считали, что в народе в его субстанциональном состоянии (ср.: "Выпрямила" Г. Ус- пенского) воплощены красота и цельность, присущие при- роде человека, - Ап. Григорьев считает природу человека противоречивой, исконно трагически разорванной. Эта дисгармония, величественная в своем человеческом тра- гизме, заслонена в реальной жизни мелочью бытового су- ществования. Однотипность личности в ее высших проявле- ниях и народа позволяет лирическому герою выразить мир своих переживаний словами, ритмом и мотивом цыганской венгерки. Но если для Г. Успенского человек возвышается до своей антропологической сущности, до народности в момент "выпрямления", то для Ап. Григорьева эту роль играет минута высокой трагической разорванности. В связи со сложными процессами, протекавшими внутри демократического движения, реалистическая литература конца XIX в. переживала тяготение к широким обобщениям, к изображению человека в его антропологической сущнос- ти, а не только в конкретно-бытовом воплощении. Это из- менение, воспринимавшееся литературной средой, привык- шей к социально-исторической и бытовой конкретности об- разов, как своеобразный "романтизм", на самом деле было весьма родственно просветительскому мышлению XVIII в. Это отразилось и на особой трактовке "цыганской темы". Писателей, наряду с чисто условными сюжетами сказок и притч, начинают привлекать такие бытовые ситуации, ко- торые бы не искажали, не заслоняли, не уродовали приро- ду человека, а показывали бы ее в подлинной антрополо- гической сущности. Вместе с тем именно в этих условиях, в эпоху углубления конфликтов буржуазного общества, когда раскрывается недостаточность чисто политической борьбы, и проявляется тот социально-утопический аспект противопоставления искусства политике, который был на- мечен еще в творчестве Пушкина и Гоголя. Жизнь, погру- женная в искусство, - жизнь подлинных человеческих цен- ностей и предстает как утопический идеал социальной нормы. Так проявляется вновь выдвинутая еще Гоголем (и получившая развитие у Ап. Григорьева, ср.: "Venezia la bella") тема Италии - страны искусства и красоты, где человек, приобщаясь к народу, расцветает как личность. Новую актуальность получает и "цыганская тема". Интересно, что эта тема появляется и в творчестве М. Горького начала 1890-х гг. Горький этого периода, еще не связавший прямо своих надежд с революционной борьбой пролетариата, с марксистской теорией, ищет положитель- ного героя (как и многие писатели-демократы XIX в.) среди "людей природы", свободных от пут буржуазной собственности и порожденного ею эгоизма. Но здесь появ- ляются и новые аспекты темы. Для взглядов раннего Горь- кого очень существенным было отталкивание от народни- ческих иллюзий, прежде всего - от идеализации общины и современного русского крестьянства. Сказанное определя- ет особенности подхода М. Горького к проблеме положи- тельного героя. С одной стороны, идеал молодого Горько- го окрашен в отчетливые тона патриархальности: как и Л. Толстой, Горький начала 1890-х гг. (к середине 1890-х гг. положение начинает меняться) ищет идеал в прошлом, противопоставленном настоящему: "...старая сказка (о Данко. - Ю. Л., 3. М.)... Старое, все старое! Видишь ты, сколько в старине всего?.. А теперь вот нет ничего такого - ни дел, ни людей, ни сказок таких, как в ста- рину. Что все вы знаете, молодые? Смотрели бы в старину зорко - там все отгадки найдутся... А вот вы не смотрите и не умеете жить оттого"'. Действие всех легенд, рассказанных Макаром Чудрой и Изергиль, проис- ходит в старину: "Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это"; "Жили на земле в старину одни лю- ди" (с. 339, 353) и т. д.2; с другой стороны, если "старина" для Толстого - это время патриархально-земле- дельческого уклада жизни, то для Горького героическая "старина" связана с иным идеалом. Для Горького, не ве- рящего в "крестьянский социализм" народников и кресть- янски-эгалитарный идеал Л. Толстого, подлинные "дети природы" - это люди доземледельческого уклада жизни. Герои большинства так называемых романтических произве- дений М. Горького - это свободные от земли (следова- тельно, и от земельной собственности) кочевники. Понят- но, что многие из них - цыгане: именно с образами цыган сливается представление о свободной, ничем не связанной кочевой жизни. Цыган - Макар Чудра, цыганка (молдаван- ка) - Изергиль, цыгане - Лойко Зобар и Радда; а Ларра и Данко - герои молдавских преданий. Племена, в которых рождены Лойко Зобар, Радда и Данко, тоже ведут кочевой образ жизни, живут "табором", "пасут стада и на охоту за зверями тратят свою силу и мужество" (с. 353, 339).