Poetica 

В. В. Иванов
ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ СЕМИОТИКИ В СССР

– М.: Наука, 1976. – 298 с.

 

Книга посвящена исследованию важнейших достижений советской науки в области теории знаковых систем. Исследуются вопросы применения вычислительной техники, математических методов кибернетики и структурных лингвистических методов к исследованию разных типов знаковых систем. Специально рассмотрены вопросы теории киноязыка.

 

  Примечание веб-редактораOCR – Светлана Попкова, Константин Обухов

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящей книге освещаются лишь некоторые из тех направлений, слияние которых привело к созданию современной науки о знаковых системах. Особое внимание уделяется исследованиям по семиотике, выполненным нашими учеными еще в тридцатых и сороковых годах, но в настоящее время получившим особое значение благодаря тому, что в них были предвосхищены современные идеи в области поэтики и киноведения, теории слова в романе, проблем семиотики, пограничных с этнологией и психологией. Особенно поучительны работы по семиотике визуальных средств передачи информации, в частности теории киноязыка, разработанной С.М. Эйзенштейном и некоторыми другими нашими учеными, являвшимися в то же время и выдающимися кинорежиссерами.

В отличие от того направления исследований по семиотике, которое, начиная с Перса и Соссюра, ориентировалось на отдельный знак, в исследованиях покойного М.М. Бахтина и других наших исследователей в центре внимания оказывается знаковая последовательность – связный текст; за рубежом его изучение было признано основной задачей «семиотики второго поколения» только в последние годы – прежде всего благодаря недавним статьям Э. Бенвениста и трудам, посвященным лингвистике текста.

Из других советских ученых, уже во второй четверти века много сделавших для науки о знаковых системах, особенно выделяются труды психолога Л.С. Выготского, который знаки рассматривал как средства управления поведением человека, и этнографа А.М. Золотарева, открывшего вместе с другими этнологами роль двоичного (бинарного) принципа для ранних знаковых систем. Подход к изучению знаковых систем и текстов у всех названных ученых и многих их современников был подчеркнуто диахроническим и эволюционным. Это определило и основное направление настоящей книги, начинающейся с детального рассмотрения проблем диахронической семиотики и предыстории семиотики. Изложение построено вокруг нескольких основных проблем. Об одном и том же авторе (например, Выготском или Эйзенштейне) говорится в разных главах, поскольку каждая из их работ привлекается при рассмотрении соответствующих разделов семиотики.

Книга в большой степени построена на исследовании еще не опубликованных архивных документов, в частности обширного архива С.М. Эйзенштейна. Автор пользуется случаем принести благодарность семье Л.С. Выготского и сотрудникам музея-квартиры Эйзенштейна и ЦГАЛИ, способствовавшим его занятиям. На протяжении работы, начатой еще в 1952 г., помощь автору оказывали сотрудники Сектора структурной типологии Института славяноведения и балканистики АН СССР, Отдела семиотики Института научной и технической информации и члены Секции семиотики Научного совета по комплексной проблеме «Кибернетика». Книга была написана как свидетельство совместного характера новой складывающейся науки, вклад в которую отдельных наших ученых еще только начинают оценивать. Личный контакт со многими из них: с покойным акад. В.М. Жирмунским, проф. П.Г. Богатыревым, замечательным исследователем языка слепоглухонемых И.А. Соколянским и другими, названными ниже, способствовал пониманию их идей в истории их развития. Без их советов и поддержки эта работа не могла бы быть выполнена.

 

СОКРАЩЕНИЯ

АА — архив П.М. Аташевой.

АП — П.А. Флоренский. Анализ пространственности в произведениях изобразительного искусства (архив П.А. Флоренского).

ДО — А.М. Золотарев. Дуальная организация первобытных народов и происхождение дуалистических космогонии (архив Ин-та этнографии, АН СССР).

ДЭ — Дневники С.М. Эйзенштейна (архив П.М. Аташевой; теперь – ЦГАЛИ ф. 1923, оп. 2, ед. хр. 1105—1109).

М   — С.М. Эйзенштейн. Метод (архив П.М. Аташевой; теперь – ЦГАЛИ, ф. 1923, оп. 2, ед. хр. 231—235, 244—258).

МР — С.М. Эйзенштейн. Мексиканские рисунки. М. 1969.

РЭ — С.М. Эйзенштейн. Рисунки, I—IV. М., 1968 – 1973.

GP — С.М. Эйзенштейн. Grundproblem (архив П.М. Аташевой; теперь – ЦГАЛИ, ф. 1923, оп. 2, ед. хр. 236—243, 259—270).

PC — М. Granet. La pensee chinoise. Paris, 1934 (цитируются записи и пометки С.М. Эйзенштейна на полях экземпляра книги, хранящегося в музее-квартире Эйзенштейна).

Указанные в скобках т. 1—5 относятся к томам издания: С.М. Эйзенштейн Избранные произведения. М., т. 1—3, 1964, т. 4 – 1966, т. 5 – 1968.


 
Примечание веб-редактора

 
«Очерки по истории семиотики в СССР» – книга, позднее переработанная автором и легшая в основу двух больших сочинений – «Эстетика Эйзенштейна» и «Очерки по предыстории и истории семиотики», составивших вторую и четвертую, завершающую, части в композиции книги Вяч. Вс. Иванова «Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.1. Знаковые системы. Кино. Поэтика» (М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. – С. 143–380; 605–812).
 
См. также:

В 2002 г. изданы сочинения С.М. Эйзенштейна:

 

  • Эйзенштейн С.М. Метод. Том 1. Grundproblem. – М.: Музей кино; Эйзенштейн-центр, 2002. – 495 с.
  • Эйзенштейн С.М. Метод. Том 2. Тайны мастеров. – М.: Музей кино; Эйзенштейн-центр, 2002. – 685 с.
Избр. работы С.М. Эйзенштйна в сети:

Благодарим Вячеслава Всеволодовича Иванова за любезное разрешение
электронной публикации книги.

 

Poetica

2006. Ссылка на электронный оригинал желательна.
Используются технологии uCoz