М. Б. Мейлах
ВОЗДУХ
// Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 1. - С.241.
ВОЗДУХ, одна из
фундаментальных стихий мироздания.
Как и огонь, В.
соотносится с мужским, лёгким,
духовным началом в
противоположность земле
и воде,
относящимся чаще всего к началу
женскому, тяжёлому, материальному.
Становящийся доступным органам
чувств благодаря своему движению,
В. описывается в виде дыхания,
дуновения, ветра, обладающих
множеством символических значений.
Дуновение же, дыхание связаны с
принципом жизни, животворящим
духом, эманацией (ср. др.-евр. ruah,
др.-греч. ?, лат. spiritus - слова,
обозначающие как дыхание, так и дух,
а также рус. «дух» и «воздух»; ср.
также представление о душе
- дыхании). Этот мотив представлен
во многих космогонических
мифах (андаманский Пулуга,
олицетворение муссонного ветра,
создатель мира; дух божий,
носящийся над водами, Быт. 1, 2;
варианты мифов о яйце
мировом, снесённом
крылатым, т. е. воздушным,
божеством). В древне-егип. мифологии
бог воздуха Шу порождает небо и
землю. В индуистской мифологии
выдох Брахмы означает творение
мира, а вдох - его уничтожение. В
китайской мифологии этот же образ
животворящего дыхания представлен
в виде открывающихся и
закрывающихся небесных ворот,
соответствующих принципам инь и ян.
В индуистской мифологии обитающие
в В. рудры мечут стрелы-ветры,
которые одновременно служат
координатами сотворённого
физического пространства.
Представления о четырёх ветрах как
координатах пространства
характерны для античной мифологии
(сходные представления у индейцев
Северной и особенно Южной Америки).
В Древней Греции особенной
популярностью (в частности, у
поэтов) пользовались Борей и Зефир,
у римлян - Аквилон и Фавоний,
которые связывались с четырьмя
сторонами света, временами года, с
природными циклами, отсюда - с
растительностью, плодородием и т. д.
(многообразны в различных
мифологиях связи ветра с солнцем,
нередко изображаемым дующим в рог,
и т. п.). В древнеиндийской мифологии
бог ветра Ваю - жизненное
дыхание, и сам возник из дыхания Пуруши.
В иудаистической мифологии дыхание
Яхве обозначает непрерывное
творение мира. Сотворяя человека,
бог вдохнул ему душу. В более узком
смысле, дух божий нисходит на
человека через дуновение, сообщая
ему необычные свойства - от
сверхъестественной физической
силы (Суд. 14, 6) до ясновидения,
способности пророчествования и т.
д.; в Новом завете воскресший Иисус,
явившись ученикам, «...дунул, и
говорит им: примите духа святого»
(Ио. 20, 22).
Во многих мифологиях, в частности в
кельтской, дуновение наделяется
магической функцией: дуновение
друида разрушает вражеские
укрепления, обращает врагов в камни
и т. п. Известно применение дыхания
изо рта ко рту, через бычий или
бараний рог и т. п. в магической
практике множества народов с целью
изгнания злых духов.
Ветер, как взвихрение В. большой
мощи, сам по себе ассоциируется в
мифологиях с грубыми хаотическими
силами, сферой деятельности титанов
и киклопов, что отразилось в
греческих представлениях об
Эоловой пещере (см. Эол) как о
подземном жилище ветров
(аналогичная «пещера ветров» - в
мифологии индейцев Северной
Америки). Однако как дуновение -
дыхание ветер связан и с
противоположного характера
представлениями. Так, сильный ветер
(ураган, буря) является вестником
божественного откровения, - бог
отвечает Иову из бури, в грозе и
буре получает откровение Иоанн
Богослов; традиция эта
продолжена и в Новом завете, где
языки огня - духа приносит
апостолам «несущийся сильный
ветер» (Деян. 2, 2-3). Символика
дуновения, ветра как «духовной
стихии» вообще смешивается с
подобной же символикой огня и
света: так, в индуистской традиции
ветер, рождённый духом, в свою
очередь порождает свет (ср.
Тайтт.-уп. I 1, 2: «... из атмана
возникло пространство, из
пространства - ветер, из ветра -
огонь...»). В., кроме того, является
светоносным океаном (китайская
стихия ци); по В. как лёгкой,
духовной субстанции прилетают
крылатые божественные вестники - ангелы,
однако тот же В. служит в
иудео-христианстве
местопребыванием и
демонизированных крылатых существ
(ср. представления о Люцифере
как «князе воздушном»). В. рисуется
как обиталище множества духов;
среди них помещают и души умерших
людей.