С. С. Аверинцев
ВОДА
// Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 1. - С.240.
ВОДА, одна из фундаментальных
стихий мироздания. В самых
различных мифологиях В. -
первоначало, исходное состояние
всего сущего, эквивалент
первобытного хаоса;
ср. встречающийся в большинстве
мифологий мотив подъятая мира (земли) со дна
первичного океана. Водное чудище
выступает партнёром бога-творца в
демиургическом поединке и
одновременно материалом для
построения мира (см. Тиамат). В.
- это среда, агент и принцип
всеобщего зачатия и порождения. Но
зачатие требует как женского, так и
мужского начала; отсюда два аспекта
мифологемы В. В роли женского
начала В. выступает как аналог
материнского лона и чрева, а также
оплодотворяемого яйца
мирового. Книга Бытия,
описывая сотворение мира,
использует очень древний образ -
оживляющее приникание «духа
божьего» к мировым водам,
изображаемое (в иудейском
оригинале) через метафору птицы,
которая высиживает яйцо. В. может
отождествляться с землёй как
другим воплощением женского
качала. Так возникает возможность
олицетворения земного и водного
начал в одном персонаже (ср. Иран. Ардвисуру
Анахиту и Арматой, скиф. Апи и
т. п.). Брачный союз неба как
мужского начала с землёй или В.
является широко распространённым у
индоевропейцев мифологическим
мотивом (см. Священный
брак). Китайская категория инь
объединяет в себе значения В. как
оппозиции огню и как женского
начала. Богини любви (Иштар,
Афродита и т. п.) непременно
связаны с В., что объясняет широкое
распространение эротической
метафорики В. Так, увещание
довольствоваться законной женой
выражается в афоризме библейской
«Книги притчей Соломоновых» (5, 15):
«Пей воду из твоего водоёма и
текущую из твоего колодезя» (ср.
др.-рус. легенду об ответе св.
Февронии покушавшемуся на её честь,
что, мол, все женщины одинаковы, как
одинакова вода по обе стороны
лодки). Но одновременно В. -
плодотворящее мужское семя,
заставляющее землю «рожать». Этот
мотив характерен, напр., для
хананейско-финикийского образа Балу
(Баал-Хаддада). Эта же символика
отмечается в греческой мифологии,
где речные божества выступают как
жеребцы и супруги смертных женщин.
Мотивы женского и мужского
производящего начала органически
совмещаются в таких образах, как
Ардвисура Анахита: «Она для меня
делает благом и воду, и семя мужей, и
утробу жён, и молоко женской груди»
(«Ясна» LXIV 1-2). С этим совмещением
связан «андрогинизм» В., явно или
скрыто присутствующий в образах
божеств плодородия. С другой
стороны, двоякость функций В.
нередко воплощалась в супружеской
чете водных (морских) божеств:
такова роль отца Океана и
матери Тефиды у Гомера (Hom. II. XIV
200- 210). В. как «влага» вообще, как
простейший род жидкости выступала
эквивалентом всех жизненных
«соков» человека - не только тех,
которые имеют отношение к сфере
пола и материнства, но прежде всего
крови - мотив, характерный для
мифологических представлений
южноамериканских индейцев. С
мотивом В. как первоначала
соотносится значение В. для акта
омовения, возвращающего человека к
исходной чистоте. Ритуальное
омовение - как бы второе рождение,
новый выход из материнской утробы
(аспект мифологемы В., удержанный в
христианской символике крещения). В
то же время водная бездна или
олицетворяющее эту бездну чудище -
олицетворение опасности или
метафора смерти (ср. Апоп, Ёрмунганд,
водяной. русалки и т. п.);
чрево водного чудища - преисподняя,
выход из чрева - воскресение (мотив Ионы).
Соединение в мифологии В. мотивов
рождения и плодородия с мотивами
смерти находит отражение во
встречающемся во многих мифологиях
различении живой и мёртвой В.,
животворящей небесной В. и нижней,
земной солёной В., непригодной ни
для питья, ни для орошения (ср. также
библейское «И создал бог твердь; и
отделил воду, которая под твердью,
от воды, которая над твердью»; Быт. 1,
7). Как бездна хаоса В. - зона
сопротивления власти бога-демиурга:
библейские псалмы и «Книга Иова»
говорят о борьбе Яхве с
демоническими жителями В. (ср.
др.-инд. мифы о победах Индры над
хтоническими чудовищами,
связанными с водной стихией).
Наконец, являя собой начало всех
вещей, В. знаменует их финал, ибо с
ней связан (в эсхатологических
мифах) мотив потопа.