Е. Г. Рабинович
СЕРЕДИНА МИРА
// Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 2. - С.128-129.
СЕРЕДИНА МИРА, одна из
категорий моделирования пространства
в большинстве мифологических
систем. Самой распространённой
репрезентацией С. м. является древо мировое, однако
С. м. представляется также в виде
очага (и огня
вообще), колодца, алтаря,
жертвенного столба, царского трона,
солнца или иного астрономического
тела, почитаемого в качестве
божества, а также некоторых
сакрализованных предметов,
связываемых с идеей центра, таких,
например, как омфал Дельфийского
храма - пуп земли. Через эти
объекты проходит мировая ось (axis
mundi). В мифологической модели
мира категория середины
дробится, поскольку каждый
сакрализованный мезокосм (страна,
город, дом и т. д.) имеет свой особый
центр, для каждого конкретного
ритуала - единственный, и в то же
время выступающий в качестве
ипостаси «космической середины»,
мировой оси. Центр изоморфного
космосу дома - очаг (или иногда
столб, подпирающий крышу), около
которого и совершаются домашние
обряды (так, у римлян и индейцев
обведение жениха и невесты вокруг
очага - центральный элемент
свадебного ритуала). Однако центр
города или деревни - как правило,
уже не очаг, но храм с алтарём
главного местного божества; и для
участников свадьбы, вслед за этим
отправляющих какой-либо общинный
ритуал, домашний очаг как образ
центра мира становится
неактуальным, зато актуализируется
центр общинного мезокосма - храм.
Ярким примером такой интерпретации
идеи С. м. является греческий культ Гестии,
богини священного огня, обычно не
антропоморфной, а представляемой
именно в качестве жертвенника.
Культ Гестии был и домашним, и
городским (т. н. «общая Гестия»), и
панэллинским («общая Гестия» всех
греков находилась в Дельфах,
считавшихся «сердцем Эллады» и
серединой земли, что отражено во
многих мифологических текстах).
Кроме того, для греческой
космологии с её чётко выраженным
геоцентризмом «Гестией богов»,
абсолютным центром мира, была земля.
Необходимо упомянуть также и
весьма распространённые
пифагорейские представления о «космической
Гестии», мировом очаге, вокруг
которого вращаются планетные сферы.
Частью концепции С. м. являются
представления о её гармонизирующей
роли во вселенной. Мифологические
предметы, ассоциирующиеся с
центром мира (алтарь, трон и пр.), и
соответствующие мифологические
персонажи (Гестия, Аполлон
Дельфийский, Один, принёсший
себя в жертву на мировом древе, и пр.)
или жрецы (пифия в Дельфах,
камлающий у дерева шаман) всегда
служат источником социальной,
культовой, информативной и т. п.
регуляции коллектива. Солнце
руководит гармонией небесных сфер;
Дельфы руководят всей Элладой в
области культа, а часто и светского
законодательства; шаман
устанавливает согласие между миром
людей и миром духов; в центре
вселенной помещается
древнегреческое божество
необходимости Ананке,
управляющее судьбами; над всеми
племенами и народами господствует,
по древнекитайским представлениям,
император «Срединной империи» (отчасти
поэтому так называемой). «Встань в
середине корабля», - советует пифия
Солону, который собирается дать
новые законы афинянам: здесь
середина синонимична
справедливости, необходимой для
законодателя.
Середина как гармонизирующий
элемент есть источник порядка и
чистоты. С другой стороны, центр - не
только источник космической
гармонии, но и эмбрион вселенной,
зародыш мира. Середина как элемент
порождающий предстаёт как носитель
порядка и чистоты - отсюда
представления о срединном
местоположении первоначального
рая, о постепенной порче вселенной
по мере её удаления от центра,
отождествление периферии с хаосом, а также
идеализация «срединных» категорий,
весьма распространённая в
архаической (а порой и в
современной) моральной философии.
Яркий пример такой идеализации -
античная концепция «золотой
середины», а также некоторые
этические теории древнего Китая (о
т. н. «срединном пути»). Для древней
космографии характерно помещение
обитаемого пространства в середине
вселенной (средняя земля,
эддический Мидгард), кругом же
находится область
неупорядоченного - на краю земли
живут великаны
или иные хтонические существа.
Вариантом такого деления
пространства может считаться
распространённое представление о воде, окружающей
обитаемую сушу, поскольку вода в
большинстве мифологий обычно
связана с первоначальным хаосом,
некой предвечной субстанцией.
Разного рода понятия и категории,
связанные с идеей гармонизирующего
центра, получили наибольшую
разработку именно в античной
Греции, где самый термин «середина»
был зачастую синонимичен понятию «блага»
(напр., в «Политике» Аристотеля).
Мифологическая концепция центра
является одним из источников
эстетики симметрии, весьма
распространённой в различных
культурах, а также философских
осмыслений симметрии. Существует
гипотеза (Ж. П. Вернан), что
сакрализация пифагорейцами
нечётных чисел связана с
наличием у них «середины» (остатка
после деления на два) и,
следовательно, их ролью в выражении
или поддержании мировой симметрии.
Лит.:
Рабинович Е. Г., «Золотая
середина*: к генезису одного из
понятий античной культуры, «Вестник
древней истории», 1976, № 3;
Топоров В. Н., О космологических
источниках раннеисторических
описаний, в кн.: Труды по знаковым
системам, в. 6, Тарту, 1973;
Eliade M., Images et symboles, [P., 1962];
LeroiGourhan A., Le geste et la parole. 2 - La memoire et les
rythmes, P., 1965;
Vernant J.-P., Les origines de la pensee Greque, 2 ed., P.,
1969.