­  Poetica  ­


А.А.Потебня

Aлександр Aфанасьевич Потебня

(10/22.10.1835 — 29.11/11.12.1891)




Основные сведения

Выдающийся филолог, культуролог. Окончил историко-филологический факультет Харьковского университета /1856/, учился в Германии. С 1875 — проф. Харьковского университета. Чл.-корр. Петербургской АН с 1877. Стоял у истоков исторической грамматики, семиотики, социолингвистики, лингвистической поэтики, этнопсихологии. Обосновал учение о «внутренней форме» слова, основная идея которого — в признании существования образа значения. Утверждал, что язык обусловливает специфические черты народа. Оказал влияние на русский символизм и — огромное — на судьбу отечественной филологической мысли.

­  Биография ­ ­ ­ Литература ­
 

Сочинения

Мысль и язык. — СПб., 1892;
Из записок о русской грамматике, тт. 1–2. — Харьков, 1874; т. 3. — Харьков, 1899; т. 4. — М.–Л., 1941; т. 4, вып. 2. — М., 1977 (Переизд.: Т. 1–2 — М.: Учпедгиз, 1958; Т. 3 — М.: Просвещение, 1968);
Из записок по теории словесности. — Харьков, 1905;
О некоторых символах в славянской народной поэзии. — 2-е изд. — Харьков, 1914;
Из лекций по теории словесности. — 3-е изд. — Харьков, 1930;
Эстетика и поэтика. — М., 1976;
Слово и миф. — М.: Правда, 1989;
Теоретическая поэтика. — М.: Высш. шк., 1990;
О происхождении названий некоторых славянских языческих божеств / Публ. подгот. Афанасьева Н.Е., Франчук В.Ю. // Славянский и балканский фольклор.  — М., 1989. — С. 254–26
7.

 

 В сети  

 

Извлечения

Природа языка и цели языкознания

«...Показать на деле участие слова в образовании последовательного ряда систем, обнимающих отношения личности к природе».

(Мысль и язык // Потебня А.А. Слово и миф. — М., 1989. — С. )

«...В языке нет ничего, кроме формы внешней и внутренней».

(Из записок по русской грамматике. Т.1-2. - М., 1958. — С. 47)

«...Начала, развиваемые жизнью отдельных языков и и народов, различны и незаменимы одно другим, но указывают на другие и требуют со стороны их дополнения».

(Мысль и язык // Потебня А.А. Слово и миф. — М., 1989. — С. )

 

Сознание и бессознательное

«Психология есть наука слишком новая, трудная, чтобы сказать что-нибудь определенное. Мы ограничиваемся терминами, словами, заменяющими исследования. Мы говорим: область человеческого сознания очень узка. То есть надо себе представить, что у нас, говоря образно, в голове существует узенькая сцена, на которой все действующие лица помещаться не могут, а взойдут, пройдут и сойдут. Вот эту маленькую сцену, которую точнее нельзя определить, и называют сознанием».

(Из лекций по теории словесности // Потебня А.А. Теоретическая поэтика. — М., 1990. — С. 99)

«Язык представляет множество доказательств , что такие явления, которые, по-видимому, могли бы быть непосредственно сознаны и выражены словом, на самом деле предполагает продолжительное приготовление мысли, оказываются только последнею в ряду многих предшествующих, уже забытых инстанций».

(Мысль и язык // Потебня А.А. Слово и миф. — М., 1989. — С. 195)

Творчество и понимание

«Искусство есть язык художника, и как посредством слова нельзя передать другому своей мысли, а можно только пробудить в  нем  его  собственную,  так нельзя  ее  сообщить  и  в  произведении искусства; поэтому содержание этого последнего (когда  оно  окончено)  развивается  уже  не  в  художнике,  а  в понимающих. Слушающий может гораздо лучше говорящего понимать, что скрыто за словом, и читатель может лучше самого поэта постигать идею его произведения. Сущность, сила такого произведения не в том, что разумел под ним автор, а в том,  как  оно  действует  на  читателя  или   зрителя,   следовательно,   в неисчерпаемом  возможном  его содержании. Это содержание, проецируемое нами, то  есть  влагаемое  в  самое  произведение,  действительно  условлено   его внутренней  формой,  но  могло вовсе не входить в расчеты художника, который творит, удовлетворяя временным,  нередко  весьма узким  потребностям  своей жизни».

(Мысль и язык // Потебня А.А. Слово и миф. — М., 1989. — С. 167)

Наука, поэзия, философия

«Наука раздробляет мир, чтобы сызнова сложить его в стройную систему понятий; но эта цель удаляется по мере приближения к ней, система рушится от всякого не вошедшего в нее факта, а число фактов не может быть исчерпано. Поэзия предупреждает это недостижимое аналитическое знание гармонии мира; указывая на эту гармонию конкретными своими образами, не требующими бесконечного множества восприятий, и заменяя единство понятия единством представления, она некоторым образом вознаграждает за несовершенство научной мысли и удовлетворяет врожденной человеку потребности видеть везде цельное и совершенное. Назначение поэзии — не только приготовлять науку, но и временно устраивать и завершать невысоко от земли выведенное ее здание. В этом заключается давно замеченное сходство поэзии и философии. Но философия доступна немногим; тяжеловесный ход ее не внушает доверия чувству недовольства одностороннею отрывочностью жизни и слишком медленно исцеляет происходящие отсюда нравственные страдания. В этих случаях выручает человека искусство, особенно поэзия и первоначально связанная с нею религия».

(Мысль и язык // Потебня А.А. Слово и миф. — М., 1989. — С. 180–181)

 

 

 Литература об А.А. Потебне    


­ Poetica ­
Используются технологии uCoz