Назад
к лекциям            
Теория языка и основы
словесного искусства

"

 
Х
Т О
 

П

П ПОМОК"?    
 


Тема 1

Язык и знак

  • Теория языка в свете филологии и семиотики
  • Язык как знаковая система. Язык и речь
  • Природа и структура языкового знака.
  • Типы языкового знака: индекс, икон, символ
  • Вербальные и невербальные знаковые системы
  • Парадигматика и синтагматика в языке
  • Иерархия языковых единиц

Основные источники (выносятся на коллоквиум):

  1. Аверинцев С. С. Филология // Большая советская энциклопедия / Изд. 3-е. Т. 27.
  2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебник для филологических специальностей вузов. - М.: Высш. шк., 1987. Введение и 1 глава. Учебник целиком в RAR
  3. Норман Б.Ю. Основы языкознания. Язык как система знаков. // Русский язык, N 42/2001.

Дополнительные:

 


Тема 2

Язык и мышление. Предпосылки семантики

  • Конвенциональное и мотивированное в языке и знаке. Эмблема и символ
  • Категории языка и категории мышления. Логика и грамматика
  • Значение знака (морфемы, слова, предложения), понятие и предмет обозначения
  • Дискретное и континуальное в языке. Функциональная асимметрия мозга и ее отражение в языковой деятельности
  • Универсум смысла, особенности его национального и индивидуального членения. Идея цвета в языке и культуре

Основные источники (выносятся на коллоквиум):

  1. Лотман Ю. М. Асимметрия и диалог // Лотман Ю. М. Семиосфера. — СПб., 2000.— С.591-603.
  2. Иванов Вяч.Вс. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество (К постановке вопроса) // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. - Т. IV. - Тбилиси, 1985. - С. 254-259.
  3. Турчин В.Ф. Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции. – Изд. 2-е – М., 2000. - Из содержания: Глава 7. Язык и мышление

Дополнительные:

 


Тема 3

Cемантическое строение языковых знаков

  • Соотношение означающего и означаемого (планов выражения и содержания) в языке
  • Предметно-логическое (денотативное) ядро семантики языкового знака
  • Сема и принципы ее вычленения в составе лексического значения слова
  • Мотивировка слова и его внутренняя форма.
  • Полисемия (многозначность) и омонимия знаков
  • Синонимия и антонимия знаков
  • Понятие о стилистической окраске и коннотации как составляющих семантики языкового знака

Основные источники (выносятся на коллоквиум):

Дополнительные:

 

Тема 4

Стилистическая окраска и ее структура. Понятие языков общения. Наукообразие и научность. Поэтизмы и эстетические знаки.

  • Стилистическая окраска в составе семантики языкового знака. Механизмы социального "овнешнения" символа.
  • Универсальные социокультурные роли и сферы коммуникации. Функционально-стилевая окраска знака и ее разновидности.
  • Природа и виды эмоционально-оценочной окраски.
  • Социально-жанровая окраска, ее виды и происхождение.
  • Телеология общения и познания. Понятие языков общения.
  • Наукообразие и язык науки. Канцеляризмы и язык официально-деловых отношений. Атрибутика художественности (поэтизмы) и язык икусства.

Основные источники (выносятся на коллоквиум):

Дополнительные:

 

Тема 5

Идеологизмы и идеологемы в системе языка и культуры. Стратегии языка идеологии.

  • Язык идеологии в ряду языков общения. Идеологема и мифологема. Характер идеологического знака.
  • Идеологическая функционально-стилевая окраска, ее ролевая и коммуникативно-индикативная природа.
  • Тактики игры стилями в языке идеологии. Язык советского плаката.
  • Идеология и оценка в идиолектах Родченко и Платонова.
  • Идеологемы советской эпохи в языке прошлого и нынешнего веков.

Основные источники (выносятся на зачет):

Дополнительные:

 

Тема 6

Индивидуальное, национальное и универсальное в языке. Концепт языка и концептосфера культуры.

  • "Членение смысла" в национальном и индивидуальном языке. Словоупотребление и картина мира.
  • Определение концепта. Концепт и понятие. Концепт и мифологема. Концепт и символ.
  • Системность концептуальной сферы языка.
  • Концепты в идиостиле писателя и ключевые слова текста.

Основные источники (выносятся на зачет):

Дополнительные:

 

Тема 7

Семантическая оппозиция и семантическое пространство текста. Сюжет, герой и событие как текстообразующие категории. Художественный мир писателя и принципы его описания.

  • Идея оппозиции в лингвистике и семиотике. Типы оппозиций. Релевантность и нейтрализация противопоставлений.
  • Хаос и космос в пространстве мифа и художественного текста.
  • Теазис-антитезис-синтез в сюжетной схеме.
  • Принципы семантической поляризации пространства. Герой и событие.
  • "Гибель" и "спасение" в русской картине мира.

Основные источники (выносятся на зачет):

Дополнительные:

 

Тема 8.

Пространственно-временные координаты текста: основные смысловые оппозиции. Точка зрения и образы движения. Сюжетные универсалии русского романа.

  • Проблема точки зрения. Автор, наблюдатель (повествователь) и герой в системе повествования.
  • Основные семантические оппозиции, определяющие композицию пространства в художественном тексте.
  • Точка зрения и образы движения. Я и другой (другое). Реальное и нереальное.
  • Роль героев и объектов - медиаторов в пространстве. Путь героя, дорога, дом, окно и "хозяйка" в пушкинской картине мира.
  • Образы пространства и сюжетные универсалии русского романа.

Основные источники (выносятся на зачет):

Дополнительные:

                       
                      Poetica
теплый пол в душевом поддоне . Описание робота помощника бытовои робот . https://tula.plitka-36.ru
Используются технологии uCoz